Собственник автомобиля

Собственник автомобиля

В обыденной жизни мы привыкли ставить знак равенства между понятиями «владелец» и «собственник». Т.е. собственник и есть владелец. Однако, кем же тогда является управляющий автомобилем по доверенности? Тоже владельцем. Точнее, именно он то в этот момент и является владельцем транспортного средства, поскольку эти права ему переданы собственником.

В соответствии с п.1 ст.209 ГК, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Владение означает возможность реально иметь, физически обладать неким имуществом в данный момент.

Правомочие пользования означает возможность использования этого имущества, извлечения его полезных качеств, его потребления (по сути это возможно только владея им).

Распоряжение означает возможность определения судьбы имущества (продать, подарить, уничтожить).

Однако в соответствии с п.2 ст.209 ГК, собственник вправе передать все эти полномочия (одно, два или все вместе) другому лицу. Выдача доверенности содержащей перечень предоставляемых прав, подтверждает их передачу. При этом собственник остается собственником, но очевидно лишается возможности использовать это имущество с момента его передачи. Переданные собственником правомочия теперь будут принадлежать не ему, а новому законному владельцу — владельцу по доверенности. Разумеется, надо различать законное и незаконное владение. Незаконное владение не дает никаких правомочий, зато влечет немалый груз ответственности.

Итак, под владельцем транспортного средства понимаем его законного обладателя, в данный момент использующего его в своих интересах (косвенно это подтверждено 2-м абзацем п.1 ст.1079 ГК РФ).

Теперь разберемся с ответственностью.

Она как мы понимаем, может быть административной, гражданской и уголовной.

С ответственностью за нарушение ПДД (административной) все просто — субъекты правонарушений четко указаны , в формулировках соответствующего состава правонарушения (в КоАП). Это могут быть как собственники или владельцы ТС по доверенности , так и лица, управляющие автомобилем в присутствии собственника/владельца по доверенности*. Другими словами, в большинстве случаев ответственен водитель, т.е. лицо, управляющее автомобилем.
—————————
*или другому специальному праву (аренда, фрахт, распоряжение соответствующего должностного лица, например, предоставление машины работодателем)

В некоторых случаях, лицо не являющееся водителем, но являющееся собственником или владельцем автомобиля по доверенности*, тоже может быть привлечено к административной ответственности (например, при передаче управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления).

С уголовной ответственностью тоже все просто — ее несет виновный водитель (кто за рулем — тот и виноват).

По иному решается вопрос об ответственности за причиненный вред имуществу гражданина/юридического лица и здоровью гражданина.

По общему правилу, причиненный вред возмещается его причинителем, если только последний не докажет отсутствие его вины.

Если вред причиняется источником повышенной опасности* , то вред подлежит возмещению его владельцем или собственником независимо от его вины. Единственным способом для владельца ТС избежать ответственности — это доказать, что вред причинен в результате действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст.1083 ГК).
——————————
(ст. 1079 ГК относит к ним и автомобиль)

Анализируя ст.1079 ГК, можно сделать следующие выводы.

Не владеющий автомобилем в момент причинения вреда собственник не несет ответственности за причинение вреда, если автомобилем управляло лицо, которому собственник на каком-либо законном основании вверил управление автомобилем.

Если собственник сам управлял своим автомобилем и причинил кому-нибудь вред, то он и будет отвечать за причиненный вред. Это самый простой случай; однако, есть некоторые исключения (работник, несовершеннолетний), о которых — ниже.

Если автомобилем управлял не собственник, причем собственник машины ему права управления не передавал, то ответственным будет сам собственник, если только он не докажет, что автотранспортное средство выбыло из его обладания помимо его воли. Например, в случае угона автомобиля необходимо немедленно заявить об этом правоохранительным органам или представить соответствующих свидетелей. В таком случае лицо, неправомерно завладевшее транспортным средством, приравнивается в отношении ответственности за причиненный вред к владельцу машины.

К этому вопросу не следует относиться легкомысленно. Суд очень скептически посмотрит на владельца автомобиля, которым был сбит человек, а владелец заявляет об угоне уже после ДТП.

Но в том случае, если в суде будет установлено, что в таком неправомерном завладении есть и вина собственника, то часть ответственности он может возложить и на него. К примеру, если собственник «на минутку» забежит в магазин не заглушив мотор и оставив двери автомобиля незапертыми, а угонщик этим воспользуется.

Если лицо управляет автомобилем по доверенности в отсутствие собственника, то ответственным будет именно оно. Однако если собственник находился в той же машине, то считается, что она не выбывала из его владения, и ответственность понесет ее собственник (сбили человека — уголовка на водителе, ущерб здоровью — на собственнике).

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате взаимодействия этих источников (столкновения двух/нескольких ТС)

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается виновником/виновниками происшедшего, пропорционально вине, т.е.на общих основаниях (ст.1064 ГК).

Если лицо управляет автомобилем (не имея собственных прав на владение им) в присутствии собственника или лица, имеющего доверенность, ответственными будут последние.

При аренде транспортного средства без услуг по управлению и техническому обслуживанию владельцем (и ответственным за вред) будет считаться непосредственно арендатор.

Однако если договор аренды автотранспортного средства предусматривает оказание услуг по управлению и техническому обслуживанию (т.е. это договор фрахтования), то транспортное средство считается остающимся во владении лица — арендодателя.

Если автомобилем управлял работник, а собственником автомобиля является его работодатель, то ответственным будет работодатель, независимо от того, в рабочее время ли причинен вред, или же водитель совершал «левый рейс», важно, что работодатель сам доверил эту машину работнику. Другое дело, если водитель взял авто покататься без разрешения, но в этом случае этот факт работодателю придется доказать.

Если работник управлял собственным транспортным средством, то работодатель будет отвечать за вред, только если вред причинен во время исполнения его служебных обязанностей. Однако здесь работодатель ответственен уже в силу того, что работодатель всегда ответственен за действия своих работников (ст.1068 ГК).

Общие собственники автомобиля (ими в т.ч. являются супруги, если автомобиль куплен во время брака ) несут ответственность сообща тогда, когда находятся в машине вместе. В том же случае, если автомобилем управлял один из них, именно он и будет возмещать вред.

То, что машина «записывается» только на одного, совсем не означает, что собственник один. Теоретически, машина должна регистрироваться сразу на обоих супругов-собственников.

В том случае, если вред возмещен не причинителем вреда, то лицо, этот вред возместившее, имеет право регрессного иска к виновнику причинения вреда. Собственник, сидевший рядом с водителем, может предъявить иск к этому водителю; работодатель, чей работник кого-то стукнул, вправе потребовать от него возмещения своих убытков (с некоторыми ограничениями, установленными трудовым законодательством) и т.д.

Если в соответствии с вышеизложенным выясняется, что ответственным за вред должно быть лицо, не достигшее 18 лет (кроме случаев эмансипации ст.27 ГК), то дополнительно ко всему действуют ряд нижеперечиленных правил .

Здесь мы естественно исключаем случаи управления несовершеннолетним т.к. не достигшим 18-ти лет водительские «права» не выдаются. Однако собственниками авто они вполне могут быть и в весьма нежном возрасте, а соответственно нести ответственность возлагаемую на собственников ТС.

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, т.е. малолетних, ответственность полностью несут родители (опекуны, усыновители), если только не докажут, что вред причинен не по их вине (ст.1073 ГК). Под виной понимают недосмотр, недостатки воспитания, поощрение озорства. Аналогично ответственны образовательные, воспитательные, лечебные и др. заведения, которым малолетний официально был вверен.

Несовершеннолетние от 15 до достижения 18 лет отвечают за вред самостоятельно; родители же несут субсидиарную ответственность, то есть только и в пределах недостатка средств несовершеннолетних, опять же, если не докажут отсутствие своей вины. Аналогична ответственность тех же самых учреждений (см. выше) (ст.1074 ГК).

Надо учитывать, что вина родителей будет очевидна, когда их ребенок, даже будучи собственником автомобиля, пользовался автомобилем (управлял сам или передавал управление имеющему водительские права) без разрешения родителей и без присмотра с их стороны или других надлежащих лиц.

Непреодолимая сила — чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст.401 ГК). К ним относят:

а) природные стихийные явления (землетрясения, наводнения, пожары, тайфуны)

б) некоторые обстоятельства общественной жизни (военные действия, национальные забастовки, масштабные эпидемии)

в)объявление запретительных актов государственными органами.

При солидарной ответственности должников (причинителей вреда) кредитор (потерпевший) вправе требовать возмещения вреда как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (ст.323 ГК).

Субсидиарная ответственность — «дополнительная» ответственность, которую лицо несет в силу закона при недостаточности имущества основного должника для удовлетворения требований кредитора (ст.399 ГК). Кредитор вправе предъявить требования к лицу, несущему субсидиарную ответственность только в том случае, если он предъявил требования к основному должнику и основной должник либо отказался эти требования удовлетворить, либо не дал ответа в разумный срок.

Собственник автомобиля

Владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;. (статья 1 Федерального закона об ОСАГО)

Владелец транспортного средства — лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;. (Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Итак, владелец транспортного средства – это либо собственник автомобиля, либо лицо, владеющее им на основании доверенности, договора аренды иных, указанных выше основаниях. При этом, не является владельцем транспортного средства управляющее им лицо, являющееся работником по трудовому или гражданско-правовому договору и исполняющее в этот момент свои трудовые или служебные обязанности.

В этой связи необходимо понимать, что понятие «владелец транспортного средства» не тождественно понятию «водитель». Водитель транспортного средства, управляющий им во исполнение своих трудовых обязанностей, владельцем этого авто, по смыслу вышеприведенных норм права, не является.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»)

Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (статья 1 закона об ОСАГО)

Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Владелец транспортного средства – управление только на законных основаниях!

В одном из обзоров судебной практики, Верховный Суд разъяснял, что лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования. Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года»)

Рекомендуем также: «Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика»

«Собственник» и «владелец» транспортного средства — одно и то же?

Mr.Exclusive

New Member

Приветствую форумчан!
Вопрос возник в следующем: я являюсь собственником ТС на котором зарегистрированы госномера г123гг77, мой товарищ изъявил желание их «перевесить» на свой автомобиль..
Большинство в таких случаях действуют через продажу ТС с нужным госномером покупателю, а затем тот обратно продает авто по ДКП продавцу, при этом сохранив ГРЗ за собой.

Однако!
Ознакомившись с Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» ..
42. По заявлению владельца транспортного средства за ним могут быть сохранены государственные регистрационные знаки при условии их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

я пришел к выводу, что бы на него зарегистрировать данные ГосРегЗнаки можно сделать следующие действия..
1. Составляем договор аренды между мной и товарищем.
2. Он обращается в ГиБДД с заявлением о замене Госномеров на моем автомобиле и при этом сохраняет а123ве77 за собой, а я получаю в порядке общей очереди те что достанутся.
——————
В ГиБДД мне ответили следующее..
Владелец и собственник ТС — это одно и тоже лицо! Это было при устном разговоре, я решил узнать их мнение сперва, что бы знать к чему готовиться ))

Прошу Вашего мнения и совета, в случае обжалования их письменного отказа, где мне найти понятия Собственника и Владельца ( ТС ).

Mr.Exclusive, о собственнике. По простому — это тот человек, на чье имя оформлен конкретный автомобиль, то есть чьи данные отражены в Паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации.
Кто же такой законный владелец ТС? Данный вопрос становится актуален для людей, попавших в ДТП, ведь именно он несет ответственность за причиненный вред. В соответствии со ст.1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности (то есть при использовании транспортного средства) возлагается на гражданина, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, ПО ДОВЕРЕННОСТИ на право управления транспортным средством и т.п.). Таким образом, законным владельцем ТС является любое лицо, которое на ЗАКОННОМ ОСНОВАНИИ находится за рулём и управляет транспортным средством. И именно владелец транспортного средства является надлежащим ответчиком по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП.

Я думаю, что Вы поняли в чем разница)

Mr.Exclusive

New Member

механик Гаврилов

Пользователь

Михаил Иванович

Эксперт, Экс-модератор

ГК РФ, ч. 1. Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Закон «Об ОСАГО». Статья 1. Основные понятия

владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

Изучая приведенный приказ, Вы не поняли главного: такие действия со г.р.з. совершаются при регистрации (перерегистрации) ТС , а не регистрационных знаков.

Регистрации подлежит ТС и на него выдаются регистрационные знаки для его идентификации в необходимых случаях.

Право собственности на автомобиль не зависит от регистрации в ГИБДД

История такая. Мужчина купил машину, оформил договор и должен был за 10 дней поставить машину на учет в ГИБДД . Но на третий день попал в аварию.

Мужчина хотел получить деньги от страховой виновника, но не смог. Страховая решила, что он вовсе и не владелец, так как в ПТС указан другой человек. Договор купли-продажи как будто ничего не значит.

Автовладелец пошел по судам. Районный и областной встали на сторону страховой компании и не приняли договор как подтверждение права собственности. А Верховный дал всем по шапке и сказал, что нет: договор — подтверждение права собственности, со всеми вытекающими.

Надо отметить, что в последнее время Верховный суд только и делает, что говорит:

«Вы там сдурели на местах?»

Итого: если купил машину, то официально становишься ее собственником, когда подписал договор и сел за руль. Если в ПТС указан прежний владелец, а автомобиль не снят с учета в ГИБДД , это не имеет значения.

Кто указан в договоре, тот имеет право делать всё, что может делать собственник. В том числе требовать возмещения ущерба со страховой или виновника ДТП . И хотя регистрация в ГИБДД обязательная и без нее нельзя законно пользоваться автомобилем, к праву собственности это не имеет отношения.

Вообще-то автомобили нужно регистрировать в ГИБДД . Что на это сказал суд?

Действительно, есть такое правило: если право собственности нужно зарегистрировать в госорганах, то покупатель станет владельцем такого имущества только после регистрации. В этом случае договора купли-продажи недостаточно.

Но… следите за руками… это требование касается только недвижимости , а машин не касается. Постановка на учет в ГИБДД — это не регистрация права собственности, а регистрация самого автомобиля.

В законе нет таких правил, чтобы право собственности на автомобиль как-то зависело от регистрации в ГИБДД . Нельзя ограничить законного владельца в правах только потому, что он не снял машину с учета и не указан в ПТС . И заставить кого-то нести ответственность за ущерб, если машина уже продана по договору, но еще не снята с учета, тоже нельзя.

Зачем вообще обращаться в страховую виновника и судиться? Можно обратиться в свою и получить возмещение.

Если человек только что купил машину, у него еще может не быть полиса ОСАГО . Например, он как раз ехал в страховую компанию или вообще не пользовался машиной, а ее повредили на стоянке. Для потерпевшего это неважно: даже без своего полиса можно получить возмещение в страховой виновника ДТП .

ОСАГО — это страхование ответственности. Если виновник застраховал свою ответственность и причинил кому-то ущерб, страховая должна его выплатить.

Если вообще ездить без полиса ОСАГО и нарушать закон, за это оштрафуют на 800 рублей, но не могут отказать потерпевшему в возмещении.

Эти разъяснения про право собственности и регистрацию важны только для ОСАГО ?

Это очень важные разъяснения, которые могут пригодиться в разных ситуациях:

  • с кого требовать ущерб, если у виновника нет полиса или не хватает выплаты, а в ПТС другой владелец;
  • кому выплачивать ущерб, если продал машину, а покупатель не снял ее с учета и на тебя подали в суд;
  • кто должен обращаться за возмещением и в какую страховую, если договор купли-продажи оформили, а с учета машину еще не сняли;
  • могут ли забрать машину в счет долга продавца, хотя ты ее купил, но еще не успел снять с учета;
  • наложат ли обременение на автомобиль, который пока не снят с учета, но по договору уже принадлежит другому владельцу.

Собственник автомобиля

В обыденной жизни мы привыкли ставить знак равенства между понятиями «владелец» и «собственник». Т.е. собственник и есть владелец. Однако, кем же тогда является управляющий автомобилем по доверенности? Тоже владельцем. Точнее, именно он то в этот момент и является владельцем транспортного средства, поскольку эти права ему переданы собственником.

В соответствии с п.1 ст.209 ГК, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Владение означает возможность реально иметь, физически обладать неким имуществом в данный момент.

Правомочие пользования означает возможность использования этого имущества, извлечения его полезных качеств, его потребления (по сути это возможно только владея им).

Распоряжение означает возможность определения судьбы имущества (продать, подарить, уничтожить).

Однако в соответствии с п.2 ст.209 ГК, собственник вправе передать все эти полномочия (одно, два или все вместе) другому лицу. Выдача доверенности содержащей перечень предоставляемых прав, подтверждает их передачу. При этом собственник остается собственником, но очевидно лишается возможности использовать это имущество с момента его передачи. Переданные собственником правомочия теперь будут принадлежать не ему, а новому законному владельцу — владельцу по доверенности. Разумеется, надо различать законное и незаконное владение. Незаконное владение не дает никаких правомочий, зато влечет немалый груз ответственности.

Итак, под владельцем транспортного средства понимаем его законного обладателя, в данный момент использующего его в своих интересах (косвенно это подтверждено 2-м абзацем п.1 ст.1079 ГК РФ).

Теперь разберемся с ответственностью.

Она как мы понимаем, может быть административной, гражданской и уголовной.

С ответственностью за нарушение ПДД (административной) все просто — субъекты правонарушений четко указаны , в формулировках соответствующего состава правонарушения (в КоАП). Это могут быть как собственники или владельцы ТС по доверенности , так и лица, управляющие автомобилем в присутствии собственника/владельца по доверенности*. Другими словами, в большинстве случаев ответственен водитель, т.е. лицо, управляющее автомобилем.
—————————
*или другому специальному праву (аренда, фрахт, распоряжение соответствующего должностного лица, например, предоставление машины работодателем)

В некоторых случаях, лицо не являющееся водителем, но являющееся собственником или владельцем автомобиля по доверенности*, тоже может быть привлечено к административной ответственности (например, при передаче управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления).

С уголовной ответственностью тоже все просто — ее несет виновный водитель (кто за рулем — тот и виноват).

По иному решается вопрос об ответственности за причиненный вред имуществу гражданина/юридического лица и здоровью гражданина.

По общему правилу, причиненный вред возмещается его причинителем, если только последний не докажет отсутствие его вины.

Если вред причиняется источником повышенной опасности* , то вред подлежит возмещению его владельцем или собственником независимо от его вины. Единственным способом для владельца ТС избежать ответственности — это доказать, что вред причинен в результате действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст.1083 ГК).
——————————
(ст. 1079 ГК относит к ним и автомобиль)

Анализируя ст.1079 ГК, можно сделать следующие выводы.

Не владеющий автомобилем в момент причинения вреда собственник не несет ответственности за причинение вреда, если автомобилем управляло лицо, которому собственник на каком-либо законном основании вверил управление автомобилем.

Если собственник сам управлял своим автомобилем и причинил кому-нибудь вред, то он и будет отвечать за причиненный вред. Это самый простой случай; однако, есть некоторые исключения (работник, несовершеннолетний), о которых — ниже.

Если автомобилем управлял не собственник, причем собственник машины ему права управления не передавал, то ответственным будет сам собственник, если только он не докажет, что автотранспортное средство выбыло из его обладания помимо его воли. Например, в случае угона автомобиля необходимо немедленно заявить об этом правоохранительным органам или представить соответствующих свидетелей. В таком случае лицо, неправомерно завладевшее транспортным средством, приравнивается в отношении ответственности за причиненный вред к владельцу машины.

К этому вопросу не следует относиться легкомысленно. Суд очень скептически посмотрит на владельца автомобиля, которым был сбит человек, а владелец заявляет об угоне уже после ДТП.

Но в том случае, если в суде будет установлено, что в таком неправомерном завладении есть и вина собственника, то часть ответственности он может возложить и на него. К примеру, если собственник «на минутку» забежит в магазин не заглушив мотор и оставив двери автомобиля незапертыми, а угонщик этим воспользуется.

Если лицо управляет автомобилем по доверенности в отсутствие собственника, то ответственным будет именно оно. Однако если собственник находился в той же машине, то считается, что она не выбывала из его владения, и ответственность понесет ее собственник (сбили человека — уголовка на водителе, ущерб здоровью — на собственнике).

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате взаимодействия этих источников (столкновения двух/нескольких ТС)

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается виновником/виновниками происшедшего, пропорционально вине, т.е.на общих основаниях (ст.1064 ГК).

Если лицо управляет автомобилем (не имея собственных прав на владение им) в присутствии собственника или лица, имеющего доверенность, ответственными будут последние.

При аренде транспортного средства без услуг по управлению и техническому обслуживанию владельцем (и ответственным за вред) будет считаться непосредственно арендатор.

Однако если договор аренды автотранспортного средства предусматривает оказание услуг по управлению и техническому обслуживанию (т.е. это договор фрахтования), то транспортное средство считается остающимся во владении лица — арендодателя.

Если автомобилем управлял работник, а собственником автомобиля является его работодатель, то ответственным будет работодатель, независимо от того, в рабочее время ли причинен вред, или же водитель совершал «левый рейс», важно, что работодатель сам доверил эту машину работнику. Другое дело, если водитель взял авто покататься без разрешения, но в этом случае этот факт работодателю придется доказать.

Если работник управлял собственным транспортным средством, то работодатель будет отвечать за вред, только если вред причинен во время исполнения его служебных обязанностей. Однако здесь работодатель ответственен уже в силу того, что работодатель всегда ответственен за действия своих работников (ст.1068 ГК).

Общие собственники автомобиля (ими в т.ч. являются супруги, если автомобиль куплен во время брака ) несут ответственность сообща тогда, когда находятся в машине вместе. В том же случае, если автомобилем управлял один из них, именно он и будет возмещать вред.

То, что машина «записывается» только на одного, совсем не означает, что собственник один. Теоретически, машина должна регистрироваться сразу на обоих супругов-собственников.

В том случае, если вред возмещен не причинителем вреда, то лицо, этот вред возместившее, имеет право регрессного иска к виновнику причинения вреда. Собственник, сидевший рядом с водителем, может предъявить иск к этому водителю; работодатель, чей работник кого-то стукнул, вправе потребовать от него возмещения своих убытков (с некоторыми ограничениями, установленными трудовым законодательством) и т.д.

Если в соответствии с вышеизложенным выясняется, что ответственным за вред должно быть лицо, не достигшее 18 лет (кроме случаев эмансипации ст.27 ГК), то дополнительно ко всему действуют ряд нижеперечиленных правил .

Здесь мы естественно исключаем случаи управления несовершеннолетним т.к. не достигшим 18-ти лет водительские «права» не выдаются. Однако собственниками авто они вполне могут быть и в весьма нежном возрасте, а соответственно нести ответственность возлагаемую на собственников ТС.

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, т.е. малолетних, ответственность полностью несут родители (опекуны, усыновители), если только не докажут, что вред причинен не по их вине (ст.1073 ГК). Под виной понимают недосмотр, недостатки воспитания, поощрение озорства. Аналогично ответственны образовательные, воспитательные, лечебные и др. заведения, которым малолетний официально был вверен.

Несовершеннолетние от 15 до достижения 18 лет отвечают за вред самостоятельно; родители же несут субсидиарную ответственность, то есть только и в пределах недостатка средств несовершеннолетних, опять же, если не докажут отсутствие своей вины. Аналогична ответственность тех же самых учреждений (см. выше) (ст.1074 ГК).

Надо учитывать, что вина родителей будет очевидна, когда их ребенок, даже будучи собственником автомобиля, пользовался автомобилем (управлял сам или передавал управление имеющему водительские права) без разрешения родителей и без присмотра с их стороны или других надлежащих лиц.

Непреодолимая сила — чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст.401 ГК). К ним относят:

а) природные стихийные явления (землетрясения, наводнения, пожары, тайфуны)

б) некоторые обстоятельства общественной жизни (военные действия, национальные забастовки, масштабные эпидемии)

в)объявление запретительных актов государственными органами.

При солидарной ответственности должников (причинителей вреда) кредитор (потерпевший) вправе требовать возмещения вреда как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (ст.323 ГК).

Субсидиарная ответственность — «дополнительная» ответственность, которую лицо несет в силу закона при недостаточности имущества основного должника для удовлетворения требований кредитора (ст.399 ГК). Кредитор вправе предъявить требования к лицу, несущему субсидиарную ответственность только в том случае, если он предъявил требования к основному должнику и основной должник либо отказался эти требования удовлетворить, либо не дал ответа в разумный срок.

Ссылка на основную публикацию