Является ли нарушение пдд административным правонарушением

Ответственность за нарушение ПДД

Содержание статьи

Соблюдение установленных нормативов дорожного движения — это основная обязанность автолюбителей. При нарушении их предусмотрена ответственность от предупреждения до лишения свободы. Все зависит от последствий. Ответственность за нарушение ПДД определяется инспектором ГИБДД, уголовная и гражданская ответственность определяется в судебном порядке.

Ответственность за нарушение ПДД

Правила дорожного движения — это сборник нормативных актов, регулирующих поведение участников дорожного движения, пешеходов и водителей, и требования к транспортным средствам. Нарушение правил дорожного движения — это несоблюдение норм действующего законодательства, способное спровоцировать ДТП и повлечь причинение материального ущерба, ущерба здоровью и смерти человека.

Наказания за нарушение правил дорожного движения зависят от тяжести преступления. Последствия нарушения могут быть от минимального ущерба до причинения смерти человеку или нескольким лицам.

Виды ответственности за нарушения ПДД

Ответственность делится на три типа:

Административная ответственность

Она накладывается по Кодексу административных правонарушений. Ответственность наступает, если водитель нарушил действующие правила и не нанес ущерба другим участникам, либо ущерб несущественный.

В качестве наказания может быть назначено:

  • предупреждение;
  • денежный штраф;
  • лишение водительского удостоверения;
  • административный арест;
  • конфискация орудия нарушения.

Срок ареста по административному правонарушению может достигать 15 суток. Денежный штраф определяется в соответствии с тяжестью преступления. Он назначается в некоторых случаях, например:

  • управление автомобилем с тонированными стеклами;
  • остановка или стоянка в неположенном месте;
  • пересечение сплошной линии разметки;
  • при отсутствии у водителя полиса ОСАГО;
  • при пользовании мобильного телефона во время вождения и другие.

Арест применяется, если водитель был пьян во время управления автосредством. Для него инспектор может назначить срок заключения до 15 суток с обязательной уплатой штрафа и лишение прав.

Лишение прав наступает за:

  • повторное правонарушение;
  • управление автомобилем в алкогольном или наркотическом опьянении;
  • за езду с чужими номерами;
  • за неоплаченные штрафы на сумму до 10000 рублей;
  • за нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкий вред человеку.

Штраф ГИБДД — это админответственность. Размер штрафа определяет КоАП. В соответствии с ним оплатить штраф нужно в течение 60 дней после вынесения постановления, а обжаловать можно в течение 10 дней.

Гражданская ответственность

Такой вид ответственности наступает, если водитель вследствие нарушения ПДД причинил материальный ущерб третьим лицам. Наказание за нарушение правил дорожного движения будет в виде административного штрафа и возмещения ущерба пострадавшей стороне.

Водитель обязан возместить моральный и материальный ущерб, а также выплатить компенсацию за упущенную выгоду, в связи с наступлением ДТП пострадавшему лицу, если его трудовая деятельность осуществляется за счет пострадавшего транспортного средства.

Он обязан компенсировать расходы, если нарушение нормативов дорожного движения было с его стороны, и он лично управлял транспортным средством.

Уголовная ответственность

Такой вид предусмотрен, если был причинен тяжкий ущерб здоровью человека или его смерть. Наказание за нарушение ПДД определяется Уголовным кодексом. Санкции назначаются в виде лишения свободы и выплаты компенсации пострадавшей стороне.

Уголовная ответственность наступает по статьям:

  • ст. 109 — причинение смерти по неосторожности;
  • сь. 264 — нарушение ПДД и эксплуатации ТС; причинение тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения ПДД в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

Грубые нарушения ПДД, перечень:

  • езда в нетрезвом виде;
  • управление автомобилем без водительского удостоверения;
  • нарушение правил безопасности перевозки пассажиров и другие.

Таблица нарушений

Нарушители правил дорожного движения привлекаются к ответственности в зависимости от тяжести преступления. Таблицу штрафов можно посмотреть на официальном сайте ГИБДД здесь.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Административная ответственность за нарушение ПДД в 2015 году

Административное наказание за нарушения действующих правил дорожного движения – это устанавливаемая государством мера ответственности за совершение гражданами, участвующими в движении на дорогах, административного правонарушения, а именно за несоблюдение действующих нормативных требований в сфере дорожного движения.

Такая мера ответственности применяется, в первую очередь, для предупреждения новых правонарушений ПДД, как самим правонарушителем, допустившим отступление от законодательных правил, так и иными лицами.

Основным кодифицированным актом, определяющим меры административной ответственности при нарушении ПДД и их границы, выступает российский Кодекс об административных правонарушениях. Все составы административных правонарушений, совершаемых гражданами в области дорожного движения, обозначены в 12 главе КоАП РФ.

Меры административной ответственности при нарушении ПДД

Законодатель в указанной главе Кодекса установил следующие возможные меры административной ответственности для нарушителей ПДД:

  • предупреждение нарушителя;
  • административный штраф;
  • конфискацию предмета административного правонарушения у водителя-нарушителя;
  • лишение автомобилиста-нарушителя права управления автотранспортным средством;
  • административный арест.

В 2015 году, как и раньше, самой распространенной административной санкцией за совершение правонарушений в сфере дорожного движения выступает штраф. К примеру, ответственность за превышение скорости, установленной правилами дорожного движения, предполагает наложение штрафа от 500 до 5500 рублей. А за управление автотранспортным средством автомобилистом, не имеющим прав (за исключением случаев учебной езды), налагаются штрафные санкции в сумме 5000-15000 рублей.

Кроме того, российским административным законодательством предусмотрен целый ряд составов правонарушений административного характера, за совершение которых водитель-правонарушитель может быть лишен прав. В частности, к таким нарушениям ПДД относятся:

  1. Управление гражданином автотранспортным средством, имеющим заведомо подложные государственные регистрационные знаки (4 часть 12.2 статьи КоАП). Это правонарушение повлечет довольно серьезные санкции для виновного лица – лишение права управлять автотранспортными средствами на 6-12 месяцев.
  2. Управление автомашиной в состоянии опьянения (1 часть 12.8 статьи) наказывается одновременно и изъятием прав на 1,5-2 года, и наложением штрафа в 30000 рублей. В случае повторного аналогичного нарушения размер штрафной выплаты и срок лишения прав возрастают.
  3. Передача управления автотранспортом лицу, находящемуся в запрещенном для вождения состоянии опьянения (2 часть 12.8 статьи российского КоАП).
  4. Превышение установленной законодателем скорости движения автотранспортного средства больше, чем на 80 км/ч (4 часть 12.9 статьи).
  5. Запрещенное правилами пересечение железнодорожных путей вне специально оборудованного переезда, а также выезд автомобилиста на переезд, когда шлагбаум закрыт, закрывается или прозвучал запрещающий сигнал светофора либо дежурного по железнодорожному переезду. Также лишением прав для автомобилиста грозят остановка и стоянка автотранспортного средства на железнодорожном переезде (1 часть 12.10 статьи Кодекса).
  6. Выезд автотранспортного средства на ту сторону проезжей части у дороги, которая предназначена для встречного движения, когда это запрещено ПДД (4 часть 12.15 статьи российского Кодекса об административных правонарушениях).
  7. Непредставление водителем преимущества в движении спецавтотранспорту, обладающему нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими обозначениями, схематическими изображениями, надписями и передвигающемуся при одновременно включенных проблесковом синем маячке и специальном звуковом сигнале (2 часть 12.17 статьи КоАП).
  8. Нарушение автомобилистом правил, предусмотренных законодателем для перевозки опасной продукции, крупногабаритных либо тяжеловесных грузов (12.21.1 и 12.21.2 статьи российского КоАП).
  9. Нарушение водителем дорожных правил или правил по эксплуатации автотранспортного средства, ставшее причиной нанесения легкого вреда здоровью человека (потерпевшего) (12.24 статья КоАП).
  10. Неисполнение водителем законного требования компетентного сотрудника милиции о прохождении медосвидетельствования, проводимого для выявления состояния опьянения (12.26 статья).
  11. Оставление автомобилистом водителем места ДТП, участником которого он выступает, в нарушение ПДД (2 часть 12.27 статьи).

Тенденции развития административного законодательства в сфере дорожного движения

В последние годы наблюдается четкая тенденция законодателей по ужесточению мер административной и уголовной ответственности, назначаемой правоприменителями за допущенные участниками дорожного движения нарушения ПДД.

Первостепенно это связано с неблагоприятной статистикой в стране, свидетельствующей о ежегодном увеличении общего количества происходящих ДТП и росте количества дорожных аварий с серьезными последствиями – с причинением пешеходам или иным участникам дорожного движения тяжкого вреда здоровью, а также со смертельным исходом.

Законодательное ужесточение административных санкций, налагаемых за правонарушения в области дорожного движения, выражается, прежде всего, в значительном повышении размера штрафных санкций. Кроме того, не так давно была нормативно введена новая для России мера административной ответственности – административный арест, применяемый к нарушителям ПДД сроком до пятнадцати суток.

С 1 июля текущего 2015 года вступили новые поправки, дополнившие российское законодательство в сфере дорожного движения.

Введенные законодателем изменения затрагивают самые разные сферы, включая вопрос о мерах ответственности нарушителей ПДД. Ужесточение санкций, произошедшее в текущем году, больше касается серьезных правонарушений, грозящих водителю уголовной ответственностью.

В частности, автомобилист-нарушитель, подвергнутый недавно административному наказанию, может быть привлечен к уголовной ответственности. Речь идет о задержании правонарушителя в алкогольном опьянении за рулем в течение года после предыдущего аналогичного правонарушения.

В рассматриваемой ситуации, лицу, допустившему дважды такое серьезное нарушение ПДД, грозит лишение прав водителя до трех лет, и одновременно применяется лишение свободы до двух лет. Стоит сказать, что автомобилист будет считаться по закону подвергнутым соответствующему административному наказанию в течение года, который начинает считаться лишь со дня полного выполнения наложенного за предыдущее правонарушение наказания.

К примеру, если срок изъятия прав истек, а штраф водителем не выплачен, то сроки наказания будут исчисляться, начиная с даты уплаты соответствующего штрафа, а не со дня окончания сроков лишения прав.

Административная ответственность при нарушении ПДД

Самыми распространенными санкциями, которые применяются в случае административного правонарушения, связанного с тем, что нарушаются правила дорожного движения, являются предупреждение (предусмотренные в каждом третьем составе правонарушения) и лишение прав на управление транспортными средствами (во 2 и 4 части 12.2 статьи, в 3, 4,5 и 6 части 12,5 статьи, в 1,2 и 4 части 12.8 статьи, 4 часть 12.9 статьи, 1 и 3 часть 12.10 статьи, 4 и 5 части 12.15 статьи, 3 и 13 части 12.16 часть, 2 часть 12.17 статьи, 2 часть статьи 12.212, 1 и 2 части 12.24 статьи, 1 часть статьи 12.26, 2 и 3 части статьи 12.27 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации, в которых данное наказание устанавливается каждой 4 санкции). Данные наказания могут применяться настолько часто в случае совершения рассматриваемых административных правонарушений, вместе со случаями, которые установлены в 12 главе Кодекса об административных правонарушениях, лишение специальных прав может применяться в случае совершения правонарушения, которые предусмотрены в 1 части 8.37 статьи (в таком случае устанавливается административное наказание – лишение права охоты), в 1, 2, 3, 5 и 7 частях 11.5 статьи (лишение права на управление воздушными судами), 1,2 и 3 части 11.7 статьи (лишение прав на управление морским или внутренним водным транспортом, а также маломерными судами), 1 и 2 части 11.9 статьи Кодекса об административных правонарушения (лишение прав на то, чтобы управлять морскими судами или внутренним водным транспортом, а также маломерными судами).

Лишение специальных прав устанавливается на максимальные сроки (3 года), в случае совершения правонарушения, которое установлено в 4 части 12.8 статьи Кодекса об административных правонарушениях. В таком случае предусматриваются фиксированные, безальтернативные сроки, на которые лишают специальных прав на максимальной возможный промежуток времени, но такие условия применения наказания используются довольно редко.

Особенности административной ответственности нарушения ПДД

Характерной особенностью, которая присуща исключительно административной ответственности за нарушение ПДД, является возможность применять к водителям, а в случае 2 части 12.37 главы и тем, кто владеет транспортными средствами, – административные штрафы, которые исчисляются фиксированной денежной суммой в размере, который установлен санкцией соответствующей статьи Кодекса об административных правонарушениях.

По отношению к правонарушениям, которые рассматриваются, максимальным размером административного штрафа для организации-нарушителя, фиксированным, является 1 миллион рублей, который предусмотрен во 2 части 12.123 статьи. Штрафы до 500 тысяч рублей, которые установлены 1,2 и 3 частями 12.4 статьи (в случаях, которые определены 2 и 3 частями данной статьи Кодекса об административных правонарушениях, предусматривается фиксированная сумма данной штрафной санкции), 1 часть 12.211 статьи и 1 часть 12.212 статьи.

В случае совершения рассматриваемых правонарушений в большинстве случаев может применяться фиксированный минимальный штраф (100 рублей) , в данном случае штрафная санкция является альтернативой административным наказаниям как предупреждение, и назначается, если совершаются незначительные проступки (1, 2 и 3 части 12.3 статьи, 1 часть статьи 12.9, 2 часть статьи 12.10, 1 и 2 части статьи 2.11,части 1, 2 и 3 статьи 12.14, статья 21.20, 1 часть статьи 12.21, статья 12.22). Иные административные санкции, которые устанавливают прямое или косвенное имущественное обременение нарушителей, назначаются довольно нечасто, примером является конфискация, которая применяется как дополнительное наказание в случае совершения действий, установленных в 1 и 2 части статьи 12.4 и 3,4 и 5 части статьи 12.5.

Выносимые предупреждения в случае, если нарушаются правила дорожного движения, не представляющие значительную общественную опасность указаны в 1 части статьи 12.2, 1,2 и 3 частей статьи 12.3, 1 части статьи 12.5, 1 части статьи 12.9, 1 и 2 части статьи 12.11 1,11 и 3 части статьи 12.14, 1 части статьи 12.16, 1 части статьи 12.17, 1,2, 3 и 4 части статьи 12.19, статья 12.20 и 12.21, статье 12.22, 1, части статьи 12.29, 12.362 статье Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Субъект административного правонарушения

Субъекты административных правонарушений – это водители транспортного средства, но иногда – пешеходы и иные лица, которые принимают участие в дорожном движении (статья 12.30). Иногда субъекты правонарушения – должностные лица (1 части статьи 12.31, статьей 12.32 Кодекса об административных правонарушениях.)

Административные правонарушения, которые рассматриваются, в большинстве случаев не имеют отношения к предпринимательской деятельности, на этом основании от отличие от правонарушений, которые предусмотрены в 5-11, 13-16 и 18-20 главах Кодекса об административных правонарушениях, устанавливаются унифицированные правила того, как должна проходить квалификация правонарушений, которые совершаются индивидуальными предпринимателями. Другие правила устанавливаются исключительно в случае совершения правонарушений, которые предусмотрены в 1, 3 и 4 части статьи 12.31, 1-3 части статьи 12.311 и статьи 12.32 Кодекса об административных правонарушениях. По отношению к данных правонарушения индивидуальными предпринимателями несется такая же ответственность, как установленная на основании санкций указанных статей Кодекса об административных правонарушениях для юридических лиц. В остальных случаях, если поступок обуславливается собственной предпринимательской деятельностью, то ИП несут административную ответственность за нарушение правил дорожного движения, которая предусмотрена соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях для должностных лиц (статья 2.4).

В случае, если факт нарушения ПДД не обуславливается предпринимательской деятельностью, ИП должны привлекаться к ответственности на основании установленной санкции соответствующих статей Кодекса об административных правонарушениях для граждан.

Другие виды процедур квалификации субъектного состава рассматриваемого правонарушения применяются довольно редко и исключительно в случае совершения проступков, которые предусмотрены в 31 части статьи 21.211 и 1,2 части статьи 12.213 Кодекса об административных правонарушениях. По отношению к данным составам административного правонарушения, ИП должны привлекаться к ответственности как самостоятельные субъекты вместе с гражданами и юр. лицами.

Должностные лица, являющиеся публичными, к примеру сотрудники Государственной и Российской автоинспекции, могут являться субъектами правонарушений, которые предусмотрены в статье 12.35 Кодекса об административных правонарушениях (факт незаконного ограничение права на управление транспортными средствами). Иммунитет от административной юрисдикции не распространяется на таких лиц в случае совершения ими нарушений ПДД, другими словами их привлекают к ответственности на общих основаниях и они обязаны нести ответственность, которая установлена в соответствии с санкцией определенной статьи Кодекса об административных правонарушениях для должностных лиц (2 части статьи 2.5).

Нарушение ПДД можно считать завершенным в тот момент, когда и происходит из несоблюдение, но иногда для того, чтобы квалифицировать проступок необходимо доказать то, что имело место причинение физического вреда потерпевшим: если водителем причиняется легкий вред здоровью потерпевшего или вред средней тяжести, то это квалифицируется в 1 и 2 части статьи 12.24 Кодекса об административных правонарушениях. Если имело место причинение легкого вреда физическому здоровью другим участников дорожного движения, к примеру это был пешеход или пассажир транспортного средства, в проступке содержатся признаки правонарушения, которые установлены во 2 части статьи 12.30 Кодекса об административных правонарушениях. Квалифицировать преступления, если был причинен телесный вред, возможно, в случае неосторожного деяния, умышленное причинение участниками дорожного движения легкого вреда содержит в себе признаки состава преступления (1 части статьи 115 Уголовного кодекса РФ). В случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности квалифицируется в соответствии с 1 части статьи 118 и 1 части статьи 109 Уголовного кодекса.

По отношению к рассматриваемым проступкам под ПДД понимаются все нормативно-правовые акты, которые устанавливают обязанности как для физических, так и для юридических лиц. Вместе с правилами дорожного движения такими актами являются правила эксплуатации транспортных средств (статья 12.24 Кодекса об административных правонарушениях).

Квалификация административных правонарушений

Во время квалификации некоторых правонарушений в ПДД необходимо установление причинно-следственной связи между нарушением и фактом причинения релятивного или реального имущественного ущерба. Косвенные ограничения публичного и частноправового имущественного интереса обусловлена тем, что создаются препятствия для передвижения транспортных средств или пешеходов. Подобные правонарушения квалифицируются на основании 1 части статьи 12.13, 3 части статьи 12.19 (создание препятствий для пешеходов), 4 части статьи 12.19 и 1 части статьи 12.30 Кодекса об административных правонарушениях. Вместе с имущественным ущербом, следствие подобных правонарушений может проявляться в причинении морального вреда физическим лицам или нанесения ущерба деловой репутации юридических лиц.

Для подобных правонарушений характерным является совершение деяний по неосторожности, но умышленное создание препятствий во время дорожного движения квалифицируется на основании статьи 12.33 Кодекса об административных правонарушениях и может повлечь за собой то, что к нарушителям будут применены более значимые штрафные санкции.

Реальный имущественный ущерб, причиненный транспортной инфраструктуре (дорожное покрытие, сооружения на переездах и другие) может повлечь за собой то, чтобы будут применены наказания, которые установлены статьей 12.33 Кодекса об административных правонарушениях. Следствие повреждения в данном слцчае з причинение восполнимого ущерба публичным объектам недвижимости (к примеру тем, которыми владеет государство или муниципалитет), который сопряжен с тем, что на время будет прекращено их целевое использование.

Для правонарушений, которые установлены в 12 главе Кодекса об административных правонарушениях, характерным является то, что применяются обременительные санкции, влекущие за собой прямое или косвенное ограничение имущественных прав. Данные имущественные ограничение – это следствие применение административных штрафных санкций максимальном объеме (2 части статьи 12.213 Кодекса об административных правонарушениях) или лишение специальных прав на максимально допустимые сроки (4 части статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях). Административные наказания, которые ограничивают неимущественное право, к примеру административные ареста, применяются гораздо реже (1 части статьи 12.7, 3 части статьи 12.8, 2 части статьи 12.26, 2 части статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях).

В случае нарушения ПДД, которые были зафиксированы при помощи использования специальных технических устройств, протокол административного правонарушения не обязательно должен быть составлен, а постановление по делу об административных правонарушениях выносится даже без участия лица, в отношении которого возбуждено дело.

В данном случае административное наказание назначают как административный штраф, размер которого должен быть минимальным в санкции применяемой статьи. В случае, если санкция предусматривает то, что должно применяться наказание, подразумевающее лишение специальных прав или административный арест, административное наказание назначается как административный штраф в максимальном размере, который предусмотрен для граждан в 1 части статьи 3.5 (31 части статьи 4.1, 3 части статьи 28.6, статья 29.10 Кодекса об административных правонарушениях).

В случае нарушения ПДД, которые были зафиксированы при помощи специального технического средства, не может быть применена презумпция невиновности и бремя доказывания невиновности вменяется в обязанность лицу, которое подозревается в том, что им было совершено административное правонарушение (примечание к статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях).

Административная ответственность за нарушения ПДД РФ

В статье рассмотрены правила привлечения нарушителей ПДД к административной ответственности, порядок производства по делам об административных правонарушениях, права и обязанности, участвующих в ходе производства лиц, а также иные вопросы, относящиеся к процедуре привлечения к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения РФ.

Правила и порядок привлечения административной ответственности за нарушения ПДД РФ

Административная ответственность являются мерой государственно–правового воздействия на нарушителей установленных правил поведения в различных сферах общественной жизни.

Разновидностью такой ответственности является применение административных наказаний к лицам, нарушившим правила безопасности дорожного движения.

Статья 2.2.1. кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту Ко АП, Кодекс) определяет понятие административной ответственности, как разновидности мер государственного принуждения за совершение проступка, предусмотренного КоАП.

Глава 12 действующего Кодекса содержит совокупность статей, каждая из которых регламентирует условия и основания правовой ответственности участников дорожного движения за отдельно взятое нарушение ПДД, а также устанавливает вид и размер наказания.

В общих чертах порядок производства по делу об административном правонарушении за нарушения требований ПДД включает в себя следующие стадии:

выявление факта правонарушения;

применение мер, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении;

собирание и фиксация доказательств вины нарушителя;

оформление и составление протокола о нарушении ПДД;

рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления (решения);

обжалование постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с правилами, установленными Кодексом, первые четыре стадии, осуществляются должностными лицами органов ГИБДД МВД России в соответствии с предоставленной законом компетенцией.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях также относится к компетенции указанных органов.

Вместе с тем, по делам о нарушениях ПДД, за которые закон определяет наказания в виде административного ареста, лишения специального права и иные, отнесено к компетенции судей федеральных судов и мировых судей.

Последняя стадия — обжалование постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях, наряду с ведомственным контролем, предусматривает судебный порядок рассмотрения жалоб.

Административной ответственности за нарушения ПДД по российскому законодательству подлежат как физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица, индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Ответственность за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения устанавливается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Порядок и правила производства по делам данной категории, гарантии прав лиц – участников административных правоотношений определяются КоАП.

В статье 4.5 Кодекса определены сроки давности привлечения к административной ответственности, то есть сроки, по истечении которых, нарушителя нельзя наказать. Общий срок составляет 2 месяца со дня совершения правонарушения, рассматриваемого должностными лицами и 3 месяца – по делам, отнесенным к компетенции судов.

Однако по отдельным видам правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса, эти сроки увеличиваются до 1 года (например, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения).

Поэтому каждом отдельном случае, при решении вопроса о правомерности привлечения нарушителя правил дорожного движения к административной ответственности, следует проверять соблюдение порядка в части соблюдения сроков, предписанных статьей 4.5.

Протокол за нарушение ПДД РФ по делу об административном правонарушении

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса, при выявлении административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП, сотрудник ГИБДД составляет административный протокол.

Этот документ не оформляется только в случаях, прямо указанных в законе (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме, а равно — при выявлении дорожным инспектором полиции нарушения, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).

Административный протокол о нарушении ПДД, составляется в присутствии лица, — водителя, пешехода или иного лица, привлекаемого к ответственности.

Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок, время и место рассмотрения нарушения.

В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле.

Лицо, в отношении которого составлен протокол за нарушение правил движения по дорогам, вправе давать пояснения в письменном виде.

Объяснения нарушителя, в обязательном порядке прилагаются к материалам административного производства.

Также нарушитель ПДД вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела по месту жительства или месту регистрации (пребывания). Такое ходатайство подлежит внесению в бланк протокола за подписью нарушителя. Копия протокола вручается фигуранту дела и потерпевшему под роспись.

В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело и выносится постановление.

При составлении протокола, нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника – адвоката.

Подробности читайте в статье:

Виды административных наказаний за нарушения ПДД РФ

Административные наказания представляют собой меры ответственности, определяемые санкциями статьей главы 12 КоАП КРФ об АП. Назначение наказаний является прерогативой должностных лиц ГИБДД или суда.

По результатам рассмотрения дела выносится решение о привлечении к административной ответственности, которое оформляется в виде процессуального документа — постановления по делу об административном правонарушении.

При несогласии с постановлением, оно может быть обжаловано по правилам, предусмотренным Кодексом.

Подробно о том, как обжалуются постановления читайте в статьях:

Наиболее распространенными видами административных наказаний являются:

предупреждение, то есть официальное письменное предостережение о недопустимости конкретного действия, отнесенного законом к разряду правонарушения;

административный штраф – наиболее распространенная мера материальной ответственности, определяемая в форме денежного взыскания в пользу государства, в пределах предусмотренных санкциями статей КРФ об АП;

лишение специального права управления транспортными средствами, предоставленного физическому лицу на срок от 1 месяца до 3 лет, назначается только судьей;

административный арест – содержание нарушителя ПДД в условиях полной изоляции от общества, назначается исключительно судьей, срок не более 30 суток;

обязательные работы, назначаются судом на время от 20 до 200 часов и заключаются в привлечении нарушителя для выполнения социально полезных работ в свободное от основной занятости время.

Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения

К наиболее распространенным санкциям, применяемым при совершении административных правонарушений, связанным с нарушением правил дорожного движения, относятся предупреждение (предусмотрено каждым третьим составом правонарушения) и лишение права на управление транспортным средством (см. ч. 2, 4 ст. 12.2, ч. 3, 4, 5, 6 ст. 12.5, ч. 1-2, 4 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.9, ч. 1, 3 ст. 12.10, ч. 4, 5 ст. 12.15, ч. 3, 31 ст. 12.16, ч. 2 ст. 12.17, ч. 1 ст. 12.212, ч. 1-2 ст. 12.24, ч. 1 ст. 12.26, ч. 2, 3 ст. 12.27 КоАП, это наказание установлено каждой четвертой санкцией). Эти наказания применяются так часто только при совершении рассматриваемых административных правонарушений, наряду со случаями, установленными гл. 12 КоАП, лишение специального права может быть применено только при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.37 (в данном случае установлено административное наказание в виде лишения права охоты), ч. 1-3, 5, 7 ст. 11.5 (лишение права управления воздушным судном), ч. 1-3 ст. 11.7 (лишение права управления судном морского или внутреннего водного транспорта, а также маломерным судном), ч. 1, 2 ст. 11.9 КоАП (лишение права управления морским судном или судном внутреннего водного транспорта, включая маломерные суда).

Лишение специального права устанавливается на максимальный срок в три года при совершении правонарушения, установленного ч. 4 ст. 12.8 КоАП. В данном случае предусмотрен фиксированный, безальтернативный срок лишения специального права на максимально возможный временной период, подобные условия применения этого наказания используются крайне редко.

К характерным особенностям, присущим только административной ответственности за нарушения правил дорожного движения, следует отнести возможность применения к водителям, — а в случае ч. 2 ст. 12.37 и к владельцам транспортного средства, — административного штрафа, исчисляемого в фиксированной денежной сумме, в размере, установленном санкцией соответствующей статьи КоАП.

Применительно к рассматриваемым правонарушениям максимальный размер административного штрафа для организаций-нарушителей в фиксированной сумме в 1 млн руб. предусмотрен ч. 2 ст. 12.213. Штрафные санкции до 500 тыс. руб. установлены ч. 1-3 ст. 12.4 (в случаях, определенных ч. 2, 3 этой статьи КоАП, предусмотрен фиксированный размер штрафа), ч. 1 ст. 12.211 и ч. 1 ст. 12.212.

При совершении рассматриваемых правонарушений часто применяется фиксированный минимальный размер штрафных санкций в размере 100 руб., в этих случаях штраф представляет собой санкцию, альтернативную административному наказанию в виде предупреждения, и назначается при совершении незначительных проступков (см. ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ч. 1 ст. 12.5, ч. 1 ст. 12.9, ч. 2 ст. 12.10, ч. 1, 2 ст. 12.11, ч. 1, I1, 2, 3 ст. 12.14, ст. 12.20, ч. 1 ст. 12.21, ст. 12.22)2. Другие административные санкции, устанавливающие прямые или косвенные имущественные обременения нарушителя, назначаются редко, к ним относится конфискация, применяемая в качестве дополнительного наказания при совершении проступков, установленных ч. 1-2 ст. 12.4 и ч. 3-5 ст. 12.5.

Предупреждение выносится при нарушении правил дорожного движения, не представляющих значительной общественной опасности (см. ч. 1 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ч. 1 ст. 12.5, ч. 1 ст. 12.9, ч. 1-2 ст. 12.11, ч. 1,11, 3 ст. 12.14, ч. 1 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.17, ч. 1-4 ст. 12.19, ст. 12.20-12.21, ст. 12.22, ч. 1, 2 ст. 12.29, ст. 12.361 КоАП).

Субъектами административных правонарушений являются, как правило, водители транспортных средств, а в редких случаях — пешеходы и иные участники дорожного движения (см. ст. 12.30). В некоторых случаях субъектами правонарушений могут быть только должностные лица (см. ч. 1 ст. 12.31, ст. 12.32 КоАП).

Рассматриваемые административные правонарушения, как правило, не связаны с предпринимательской деятельностью, в этой связи в отличие от правонарушений, предусмотренных гл. 5-11, 13-16, 18-20 КоАП, установлены унифицированные правила квалификации правонарушений, совершенных индивидуальными предпринимателями. Иные правила установлены только при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 ст. 12.31, ч. 1-3 ст. 12.311 и ст. 12.32 КоАП. Применительно к этим правонарушениям индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную санкциями указанных статей КоАП для юридических лиц. В остальных случаях, если проступок обусловлен собственной предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную санкцией соответствующей статьи КоАП для должностных лиц (см. прим. к ст. 2.4 КоАП). Если нарушение Правил дорожного движения не обусловлено предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности, установленной санкцией соответствующей статьи КоАП для граждан.

Иные процедуры квалификации субъектного состава рассматриваемых правонарушений используются редко и применяются только при совершении проступков, предусмотренных ч. З1 ст. 12.211 и ч. 1, 2 ст. 12.213 КоАП. Применительно к этим составам административных правонарушений индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности в качестве самостоятельных субъектов наряду с гражданами и юридическими лицами.

Публичные должностные лица, например сотрудники Госавтоинспекции и Ространсинспекции, могут быть субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.35 КоАП (незаконное ограничение прав на управление транспортным средством). Действие иммунитета от административной юрисдикции не распространяется на таких лиц при совершении ими нарушений правил дорожного движения, т.е. они привлекаются к ответственности на общих основаниях и несут ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи КоАП для должностных лиц (ч. 2 ст. 2.5).

Нарушение правил дорожного движения считается завершенным в момент их несоблюдения, в некоторых случаях для квалификации проступка необходимо доказать причинение телесного (физического) вреда потерпевшему: причинение водителем легкого вреда здоровью потерпевшего или вреда средней тяжести квалифицируется соответственно по ч. 1, 2 ст. 12.24 КоАП. Если легкий вред здоровью потерпевшего был причинен иным участником дорожного движения, например пешеходом или пассажиром транспортного средства, проступок содержит признаки правонарушения, установленного ч. 2 ст. 12.30 КоАП. Квалификация правонарушений в случае причинения телесного вреда возможна только при неосторожном деянии, умышленное причинение участниками дорожного движения легкого вреда содержит признаки состава преступления (см. ч. 1 ст. 115 УК). Причинение тяжкого вреда здоровью или причинение смерти по неосторожности квалифицируется соответственно по ч. 1 ст. 118 и ч. 1 ст. 109 УК. Применительно к рассматриваемым проступкам под правилами дорожного движения понимаются все нормативные правовые акты, устанавливающие обязанности физических и юридических лиц. Наряду с правилами к таким актам относятся, в частности, правила эксплуатации транспортного средства (см. ст. 12.24 КоАП).

При квалификации некоторых нарушений правил дорожного движения необходимо установить причинно-следственную связь между фактом нарушения и причинением релятивного или реального имущественного ущерба. Косвенные ограничения публичных и частноправовых имущественных интересов обусловлены созданием препятствий для передвижения транспортных средств или пешеходов. Соответствующие правонарушения подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.13, ч. 3 ст. 12.19 КоАП (применительно к созданию препятствий для пешеходов), ч. 4 ст. 12.19 и ч. 1 ст. 12.30 КоАП. Наряду с имущественным ущербом следствием таких правонарушений может быть причинение морального вреда физическому лицу или ущерба деловой репутации юридического лица. Для таких правонарушений характерно совершение деяния по неосторожности, однако умышленное создание препятствий в дорожном движении квалифицируется по ст. 12.33 КоАП и влечет за собой применение к нарушителю более значимых штрафных санкций.

Причинение реального имущественного ущерба объектам транспортной инфраструктуры (дорожному покрытию, дорожным сооружениям на переездах и др.) влечет за собой применение наказаний, установленных ст. 12.33 КоАП. Следствием повреждения дорожных сооружений в этих случаях является причинение восполнимого ущерба публичным объектам недвижимости (например, находящимся в государственной или муниципальной собственности дорожным сооружениям), сопряженного с временным прекращением их использования по целевому назначению.

Таким образом, для правонарушений, установленных гл. 12 КоАП, характерно применение обременительных санкций, влекущих за собой прямые или косвенные ограничения имущественных прав нарушителя. Такие имущественные ограничения являются следствием применения административного штрафа в максимальном размере (см. ч. 2 ст. 12.213 КоАП) или лишения специального права на максимально допустимый срок (см. ч. 4 ст. 12.8 КоАП). Административные наказания, ограничивающие неимущественные права, например административный арест, применяются значительно реже (см. ч. 2 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26 и ч. 2 ст. 12.27 КоАП).

При совершении нарушений правил дорожного движения, зафиксированных с применением специальных технических средств, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело. В этих случаях административное наказание назначается в виде административного штрафа, размер которого должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи. В случае если санкцией предусмотрено применение наказаний в виде лишения специального права или административного ареста, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан ч. 1 ст. 3.5 КоАП (см. ч. З1 ст. 4.1, ч. 3 ст. 28.6, ст. 29.10 КоАП).

При совершении нарушений правил дорожного движения, зафиксированных с помощью специальных технических средств, не применяется презумпция невиновности и бремя доказывания своей невиновности вменяется в обязанность лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения (см. примеч. к ст. 1.5 КоАП).

Ссылка на основную публикацию