Страховка коап

Статья 12.37. КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Ст 12.37 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, —

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Комментарий к статье 12.37. КоАП РФ:

1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области дорожного движения, урегулированные Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп.) и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 (с изм. и доп.).

2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 данной статьи, выражается в нарушении установленных в ст. 16 указанного Федерального закона условий ограниченного использования транспортного средства. К этим условиям относятся управление транспортным средством только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортного средства (в течение шести или более определенных месяцев в календарном году). Такие ограничения указываются в страховом полисе.

3. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, выражается в следующем. Во-первых, в неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в ст. 4 упомянутого Федерального закона. Во-вторых, в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование своей гражданской ответственности, поскольку в ст. 32 указанного Федерального закона, а также в ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлен запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории РФ

4. Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются владельцы транспортных средств. Кроме того, по ч. 2 данной статьи к ответственности привлекаются водители, управляющие теми транспортными средствами, владельцы которых не осуществили страхование своей гражданской ответственности.

5. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, причем к водителям, управляющим соответствующими транспортными средствами, административное наказание применяется только в том случае, если обязательное страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует (т.е. когда водителю было известно об отсутствии страхования).

6. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения и его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы и его заместителем, а по ч. 1 данной статьи также сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Страховка коап

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 12.37 КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.37 КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, —

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 12.37 КоАП РФ, судебная практика применения

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.37 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, регулируемые Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — закона «Об ОСАГО»). Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждено Банком России 19.09.2014 N 431-П.

Ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ

В ч. 1 статьи 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных в п. 1 статьи 16 закона «Об ОСАГО» условий ограниченного использования транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан. Такими условиями Законом признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году. Соответствующие ограничения указываются в страховом полисе.

Ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ

В ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в статье 4 закона «Об ОСАГО», и в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности в нарушение положений ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения, устанавливающей запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ содержит состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны, которая может выражаться либо в невыполнении предусмотренной ст. 4 закона Об ОСАГО обязанности по страхованию гражданской ответственности, либо в управлении транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

10 дней для страхования с момента возникновения права на автомобиль

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им.

Рекомендуем статью «Сколько можно ездить без полиса ОСАГО?», содержащую ответы на вопросы:

Могу ли я, по истечении срока действия полиса ОСАГО (договора ОСАГО) еще месяц ездить без полиса?
Предусмотрена ли законодательством какая-либо возможность ездить без полиса ОСАГО в течении определенного времени, например, если я купил автомобиль и перегоняю его в свой город?

Разграничение правонарушений по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ, необходимо отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 12.3 КоАП РФ, ответственность по которой наступает в случае, когда владельцем транспортного средства обязанность по страхованию гражданской ответственности выполнена, однако у водителя, управляющего данным транспортным средством, отсутствует при себе полис обязательного страхования.

Субъектами правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, являются владельцы транспортных средств. Административной ответственности по ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ подлежат также водители, управляющие транспортными средствами, владельцы которых не выполнили обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.

Субъективная сторона указанных правонарушений характеризуется умышленной виной. При этом водителями, управляющими соответствующими транспортными средствами, административное правонарушение может быть совершено только с прямым умыслом, о чем свидетельствует указание в диспозиции статьи на заведомость знания виновного об отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Разъяснения Верховного Суда РФ

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:

Не застраховал ответственность по ОСАГО — ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, управление ТС с нарушением условий ОСАГО — ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ

«..Неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 указанного выше федерального закона, а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежит квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, в то время как управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, — по части 1 названной статьи».

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

10 дней управления транспортным средством без полиса ОСАГО

«До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса.

…В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон N 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ).

Согласно ч. 2 указанной статьи при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ).

Согласно Федеральному закону N 40-ФЗ владелец транспортного средства — это собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Из системного толкования приведенных норм, а также согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, предусматривающему обязанность водителя иметь при себе страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса».

Разъяснения, содержащиеся в утратившем силу пункте 12 Постановления ВС РФ от 24.10.2006г. № 18

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержались следующие разъяснения:

Не застраховался – нарушил ч. 1 статьи 12.37 КоАП РФ, не вписан в полис – ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ

При пересмотре постановлений органов Госавтоинспекции по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.37 КоАП РФ, надлежит исходить из того, что неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 закона N 40-ФЗ «Об ОСАГО», а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежат квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, а управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, — по части 1 названной статьи.

Штраф за отсутствие страховки ОСАГО

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про штраф за отсутствие страховки ОСАГО, который может быть наложен как на водителя, который забыл продлить просроченный полис ОСАГО, так и на водителя, который этот полис всего лишь оставил дома. Естественно, размер штрафа в первом и втором случае будет разным.

В рамках этой статьи будут рассмотрены несколько ситуаций, подразумевающих штраф за езду без страховки:

Напомню, что на pddmaster.ru доступна для скачивания таблица штрафов ГИБДД, которая в том числе включает и размер штрафа за отсутствие страховки.

Штраф за езду без страховки в 2019 и 2020 году

В первую очередь рассмотрим штраф, который накладывается на водителя, который забыл полис ОСАГО дома. Обратите внимание, речь идет именно о забытом бланке страховки, который тем не менее является действующим и водитель в эту страховку вписан.

Наказание за езду без страховки в данном случае предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Точно такое же наказание может быть наложено на водителя, который приобрел ОСАГО в электронном виде, но не распечатал страховой полис.

Как видите, забыть полис ОСАГО не так уж и страшно в финансовом плане. Например, размер штрафа за просроченную страховку почти в 2 раза больше, но об этом чуть позже.

Штраф за управление автомобилем в период, не предусмотренный полисом ОСАГО

В 2019 и 2020 году все договоры ОСАГО заключаются на 1 год. Однако у любого водителя есть возможность уменьшить период использования транспортного средства.

Например, если водитель использует транспортное средство только для поездок на дачу (весной и летом), то он может купить полис на 6 месяцев.

В этом случае стоимость полиса ОСАГО становится меньше, однако и управлять автомобилем можно не круглогодично. Тем не менее данная услуга пользуется популярностью среди дачников, автомобили которых в холодное время года на дорогах не появляются.

Так вот, за выезд «дачника» в «неправильное» время года часть 1 статьи 12.37 КоАП предусматривает наказание в размере 500 рублей.

Штраф за невписанного в страховку водителя

В данном случае речь идет об управлении автомобилем водителем, не вписанным в полис ОСАГО. Например, такая ситуация может возникнуть, если Вам срочно потребовалось сесть за руль незнакомого автомобиля и на переоформление страховки нет времени.

Штраф за невписанного в страховку водителя составит 500 рублей (часть 1 статьи 12.37 КоАП).

Штраф за просроченную страховку

Последний штраф, который будет рассмотрен в этой статье, является наказанием за самое серьезное нарушение правил страхования. В данном случае речь идет обо всех ситуациях, которые ранее рассмотрены не были.

Например, речь идет об управлении водителем, имеющим просроченную страховку. Подобная ситуация может возникнуть, если водитель забыл своевременно продлить страховой полис.

Штраф за просроченную страховку составляет 800 рублей.

Точно таким же будет и штраф за отсутствие полиса ОСАГО у водителя в принципе.

Например, если водитель решил после покупки вообще не страховать машину.

Фиксируют ли автоматические камеры отсутствие ОСАГО?

Информация о том, что автоматические камеры начнут фиксировать отсутствие ОСАГО ходит по интернету уже в течение нескольких лет. Последняя волна подобных новостей появилась осенью 2018 года.

Однако в 2019 году ни один водитель не сообщил о том, что он получил штраф за отсутствие страховки с автоматической камерой. Так что в настоящее время камеры данный штраф не фиксируют.

Примечание. Если камеры ГИБДД все же научатся накладывать штраф за ОСАГО, данная статья будет обновлена.

Скидка при оплате штрафов за отсутствие ОСАГО

В 2019 и 2020 году можно получить скидку в размере 50 процентов при оплате штрафов за отсутствие ОСАГО. Для этого нужно оплатить штраф в течение 20 дней со дня вынесения постановления об административном правонарушении.

В этом случае вместо 500 рублей можно заплатить 250, а вместо 800 — 400 рублей.

Подробнее о скидках при оплате штрафов ГИБДД Вы можете узнать в этой статье:

Эвакуация на штрафстоянку за отсутствие ОСАГО

Довольно часто у водителей возникает вопрос, возможно ли задержание транспортного средства за отсутствие страховки. В 2019 и 2020 году эвакуация автомобиля на штрафстоянку при отсутствии ОСАГО не применяется.

До 15 ноября 2014 года за отсутствие ОСАГО сотрудники ГИБДД накладывали также запрещение эксплуатации, т.е. снимали с автомобиля номера. В 2019 и 2020 году данный вид наказания также не используется.

Т.е. за отсутствие ОСАГО водитель может получить только штраф. Прочие виды наказаний являются незаконными.

Напомню, что для покупки полиса ОСАГО в настоящее время необходимо иметь действующую диагностическую карту технического осмотра.

Кстати, нельзя исключать и возникновение следующей противоправной ситуации. Сотрудник ГИБДД может попытаться убедить водителя в том, что оставленный дома полис это то же самое, что и просроченная страховка. Т.е. он может попытаться наложить штраф в размере 800 рублей, вместо пятисотрублевого. К этому нужно всегда быть готовым и, в случае необходимости, сразу же готовить доказательства для последующего обжалования протокола. Подробнее о сборе доказательств при общении с полицейскими Вы можете узнать в аудиокурсе «Секреты общения с ГИБДД».

Ну а напоследок предлагаю Вам посмотреть веселое видео про стол переговоров ГИБДД:

Страховка коап

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 12.37 КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.37 КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, —

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 12.37 КоАП РФ, судебная практика применения

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.37 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, регулируемые Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — закона «Об ОСАГО»). Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждено Банком России 19.09.2014 N 431-П.

Ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ

В ч. 1 статьи 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных в п. 1 статьи 16 закона «Об ОСАГО» условий ограниченного использования транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан. Такими условиями Законом признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году. Соответствующие ограничения указываются в страховом полисе.

Ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ

В ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в статье 4 закона «Об ОСАГО», и в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности в нарушение положений ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения, устанавливающей запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ содержит состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны, которая может выражаться либо в невыполнении предусмотренной ст. 4 закона Об ОСАГО обязанности по страхованию гражданской ответственности, либо в управлении транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

10 дней для страхования с момента возникновения права на автомобиль

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им.

Рекомендуем статью «Сколько можно ездить без полиса ОСАГО?», содержащую ответы на вопросы:

Могу ли я, по истечении срока действия полиса ОСАГО (договора ОСАГО) еще месяц ездить без полиса?
Предусмотрена ли законодательством какая-либо возможность ездить без полиса ОСАГО в течении определенного времени, например, если я купил автомобиль и перегоняю его в свой город?

Разграничение правонарушений по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ, необходимо отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 12.3 КоАП РФ, ответственность по которой наступает в случае, когда владельцем транспортного средства обязанность по страхованию гражданской ответственности выполнена, однако у водителя, управляющего данным транспортным средством, отсутствует при себе полис обязательного страхования.

Субъектами правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, являются владельцы транспортных средств. Административной ответственности по ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ подлежат также водители, управляющие транспортными средствами, владельцы которых не выполнили обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.

Субъективная сторона указанных правонарушений характеризуется умышленной виной. При этом водителями, управляющими соответствующими транспортными средствами, административное правонарушение может быть совершено только с прямым умыслом, о чем свидетельствует указание в диспозиции статьи на заведомость знания виновного об отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Разъяснения Верховного Суда РФ

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:

Не застраховал ответственность по ОСАГО — ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, управление ТС с нарушением условий ОСАГО — ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ

«..Неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 указанного выше федерального закона, а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежит квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, в то время как управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, — по части 1 названной статьи».

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

10 дней управления транспортным средством без полиса ОСАГО

«До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса.

…В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон N 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ).

Согласно ч. 2 указанной статьи при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ).

Согласно Федеральному закону N 40-ФЗ владелец транспортного средства — это собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Из системного толкования приведенных норм, а также согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, предусматривающему обязанность водителя иметь при себе страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса».

Разъяснения, содержащиеся в утратившем силу пункте 12 Постановления ВС РФ от 24.10.2006г. № 18

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержались следующие разъяснения:

Не застраховался – нарушил ч. 1 статьи 12.37 КоАП РФ, не вписан в полис – ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ

При пересмотре постановлений органов Госавтоинспекции по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.37 КоАП РФ, надлежит исходить из того, что неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 закона N 40-ФЗ «Об ОСАГО», а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежат квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, а управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, — по части 1 названной статьи.

Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2019 году — наказание за отсутствие полиса ОСАГО

ОСАГО представляет собой обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Без наличия соответствующего полиса осуществлять управление транспортным средством запрещено.

Однако если водитель всё же рискнул сесть за руль без такой страховки, необходимо быть готовым к получению штрафа. В связи с этим возникает вопрос: каков штраф за езду без страховки ОСАГО в 2019 году?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует сказать, что штраф может быть нескольких видов. Одним из таковых является наказание за правонарушение в том случае, если водитель выполняет езду без страховки в конкретном случае, однако сам полис есть (документ забыт дома или в другом месте). В этом случае грозит штраф по ст. 12.3 п.2 КоАП РФ, а его размер в 2019 году составит 500 рублей.

Второй вид наказания за просроченный полис ОСАГО. В данном случае грозит наказание по ст. 12.37 п.2 КоАП РФ, а размер выплаты окажется увеличенным до 800 рублей. Поэтому при наличии просроченной страховки не следует рассчитывать на то, что она у Вас есть и получение штрафа не грозит.

Возможно получение штрафа и в следующем случае: если страховка есть и владелец транспортного средства находится в автомобиле, однако управление осуществляет лицо, которое не вписано в страховой полис. В таком случае выписывается штраф в соответствии со ст. 12.37 п.1 КоАП РФ, а его размер в 2019 году равен 500 руб.

Штраф за езду без страховки ОСАГО в том случае, если её нет совсем, окажется равным сумме 800 рублей (ст. 12.37 п.2 КоАП РФ). В этом случае помимо получения собственно штрафа также осуществляется запрет на эксплуатацию ТС до момента предоставления страховки и квитанции об оплате самого штрафа.

Таким образом, ознакомиться со всей информацией, касающейся возможного наказания за езду без страховки ОСАГО, позволяет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. В частности данному вопросу посвящена статья 12.37 — Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Данная статья состоит из двух частей. Первая из них гласит, что за езду в период, не предусмотренный страховым полисом, а также управление ТС лицом, не указанным в имеющемся страховом полисе, происходит наложение административного штрафа. Во второй части содержится информация о том, что неисполнение владельцем автомобиля установленной обязанности по страхованию гражданской ответственности, а также управление ТС без страховки ОСАГО тоже влечёт за собой наложение административного штрафа. При ситуации, изложенной в первой части, в 2019 году потребуется уплатить размер суммы, равный 500 руб, в то время как при ситуации, которая описана во второй части — 800 рублей.

Также вопросу управления ТС без ОСАГО посвящена статья 12.3 — Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения. Во второй части данной статьи сообщается, что за езду во время которой водитель не имеет при себе документов, подтверждающих право на управление ТС, а также страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, осуществляется предупреждение либо наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Несомненно, применение к водителю наказания осуществляется в том случае, если транспортное средство останавливает сотрудник ГИБДД и осуществляет проверку наличия документов. Поэтому водители, решающиеся на езду без страховки, рассчитывают на то, что их транспортное средство не будет остановлено, в связи с чем они и смогут избежать наказания. Однако всё же не стоит рассчитывать на это.

Важно также отметить, что в скором будущем получение штрафа за езду без ОСАГО (при его полном отсутствии) станет возможным и в том случае, если Вас не останавливал сотрудник Госавтоинспекции. Дело в том, что в некоторых регионах страны в 2019 году (в частности, в Москве) запущены пилотные проекты, касающиеся определения транспортных средств без страховки с помощью дорожных камер.

На первом этапе получение штрафа за проезд без страховки ОСАГО под камерами не несёт за собой получение штрафа. Однако если такой эксперимент будет признан удачным, то окажется распространённым на все регионы РФ и в этом случае получение штрафа за каждый проезд под дорожной камерой окажется вполне реальным.

Для того, чтобы проверить есть ли правонарушение, зафиксированное камерой, можно поступить одним из следующих способов. Так, можно зарегистрироваться на портале государственных услуг и привязать в личном кабинете номер своего мобильного телефона. В этом случае все уведомления о штрафах будут приходить на указанный номер телефона. Второй вариант — периодически (хотя бы один раз в несколько дней) проверять наличие выписанного штрафа на специальных сервисах в глобальной сети, одним из которых является сервис проверки штрафов ГИБДД на официальном сайте Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Следует отметить ещё один момент. В 2019 году полученный штраф можно оплатить с применением 50% скидки. Это возможно в том случае, когда оплата производится в течение 20 дней с момента получения соответствующего наказания (со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа). В этом случае вместо 500 рублей понадобится оплатить только 250, а вместо 800 — 400. Это способно сэкономить денежные средства, однако не должно успокаивать водителей, не имеющих страховки, и отказываться от её оформления.

Некоторые владельцы транспортных средств могут посчитать, что оплата штрафа за езду без страховки окажется менее затратной по сравнению с приобретением самого полиса. Однако это не так. Дело в том, что такие штрафы могут взиматься регулярно, что в результате повлечёт значительные финансовые траты. В ещё большей степени расходы возрастут в том случае, если лицо, управляющее автомобилем и не имеющее при этом ОСАГО, окажется виновным в дорожно-транспортном происшествии. В такой ситуации виновному самостоятельно потребуется компенсировать вред, нанесённый жизни, здоровью и имуществу пострадавших, в то время как при оформленном ОСАГО такие расходы ложатся на страховщика, то есть страховую компанию, с которой был заключён соответствующий договор.

В целом вопросы, касающиеся полиса ОСАГО, регулируются Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В частности в статье 32 — Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию указывается информация о том, что на территории РФ использование ТС, владельцы которых не имеют полиса ОСАГО, запрещается. Также здесь сообщается о том, что регистрация таких транспортных средств не осуществляется.

В этой же статье Федерального закона указывается, что контроль за исполнением установленной обязанности по страхованию осуществляет полиция во время регистрации, а также в ходе выполнения иных полномочий в области контроля за соблюдением ПДД, а также нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности на дорогах.

Каждый водитель обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования. Также при себе водитель может иметь распечатанную на бумажном носителе информацию, подтверждающую факт заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа. Соответствующий документ должен передаваться для проверки сотрудникам полиции, которые уполномочены на осуществление такой процедуры в соответствии с российским законодательством.

Согласно законодательству РФ контроль за исполнением владельцами ТС обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде на территорию Российской Федерации осуществляют таможенные органы. Также они осуществляют контроль при выезде транспортных средств из России в другие государства, где применяются международные системы страхования.

Поэтому для того чтобы не получить штраф за езду без страховки, прежде всего необходимо запомнить, что ОСАГО является обязательным для получения допуска к управлению транспортным средством. Без наличия такого полиса (вовсе или при осуществлении конкретной поездки) в 2019 году водителю грозит штраф.

Не менее важным является ознакомление с законодательством Российской Федерации, а именно Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

К слову, последний позволит ответить на все вопросы, касающиеся обязательного страхования автогражданской ответственности. Так, данный документ включает 6 глав и 34 статьи. В первой главе представлены общие положения, во второй изложены условия и порядок осуществления обязательного страхования. Третья глава посвящена компенсационным выплатам, две последующие — страховщикам и профессиональному объединению страховщиков. В последней главе собраны заключительные положения.

Чтобы проверить, есть ли у Вас штраф за езду без ОСАГО, можно обратиться на один из доступных сервисов. Одним из наиболее популярных среди таковых является сервис проверки ГИБДД. Для получения необходимой информации потребуется указать сведения о транспортном средстве. К числу таких сведений относятся государственный регистрационный знак, а также серия и номер свидетельства о регистрации ТС. Этих данных окажется достаточно для получения необходимой информации.

Ещё один вариант проверки наличия штрафов в 2019 году — посещение портала государственных услуг. Для получения соответствующей информации понадобится указать номер свидетельства о регистрации ТС или номер водительского удостоверения и дату его выдачи.

Проверка наличия штрафов доступна и через приложение «Штрафы ГИБДД», а также с помощью системы электронных платежей «Яндекс.Деньги». Существуют и другие ресурсы, на которых имеется возможность проверки наличия выдвинутых наказаний за правонарушение. Однако следует внимательно относиться к различным источникам такой информации и доверять только надёжным из них.

Несомненно, получение штрафа за управление транспортным средством без страховки ОСАГО является достаточно неприятным, поэтому, чтобы избежать такой ситуации, следует заранее позаботиться об оформлении полиса.

Сегодня соответствующая процедура доступна не только при посещении офисов страховых компаний, но и через официальные сайты страховщиков. В последнем случае достаточным окажется внесение всей необходимой информации, касающейся транспортного средства и его владельца, а также водителей, допущенных к управлению автомобилем.

После того как произведён расчёт стоимости страховки, указана вся необходимая информация и произведена оплата, электронный полис ОСАГО поступает на электронную почту, а также становится доступным в личном кабинете на сайте страховой компании. Всё, что остаётся водителю, это распечатать полученный документ и предъявлять его по требованию сотрудника ГИБДД.

Чтобы не попасть в нежелательную ситуацию, которая может привести к получению штрафа, следует отслеживать даты окончания текущего полиса и заранее заботиться об оформлении нового документа.

В целом ОСАГО необходимо для того, чтобы застраховать ответственность, когда объектом страхования выступают имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца ТС по обязательствам, возникающим в результате причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании ТС.

В том случае если Вы станете виновником ДТП, то при оформленном ОСАГО оплачивать вред, причинённый потерпевшей стороне, будет страховая компания. Если же полис окажется отсутствующим, то все расходы понадобится нести из собственного кармана. При этом важно понимать, что страховщик оплатит только те расходы, которые станут следствием полученного ущерба потерпевшей стороной, в то время как виновнику ДТП оплачивать восстановление своего транспортного средства потребуется самостоятельно.

Чтобы оформить соответствующий договор и избежать получения штрафа за езду без страховки, необходимо предоставить ряд обязательных документов. К числу таковых в 2019 году относятся паспорт собственника автомобиля и страхователя, действующая диагностическая карта (если таковая предусмотрена для конкретного ТС), водительские удостоверения всех лиц, которые допущены к управлению данным транспортным средством (в ОСАГО указываются данные каждого из таких водителей), паспорт транспортного средства, а также свидетельство о его регистрации.

Говоря о том, от чего зависит стоимость ОСАГО, стоит отметить, что на цену оказывают влияние следующие факторы: мощность автомобиля (чем она оказывается больше, тем выше стоимость), регион регистрации (чем крупнее город, тем большая вероятность попадания в ДТП и тем выше цена полиса), возраст и стаж водителя (чем они больше, тем меньшей окажется цена страховки), наличие аварий за предыдущий период управления ТС (аккуратные водители поощряются 5%-й скидкой за каждый год безаварийной езды), числа водителей, допущенных к управлению транспортным средством (чем их больше, тем выше цена ОСАГО).

Таким образом, стоимость страховки в 2019 году рассчитывается исходя из ряда показателей, которыми характеризуется каждый конкретный случай. Однако даже если стоимость окажется несколько выше, это не повод отказываться от оформления полиса и прибегать к езде без страховки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
',css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:'
'},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:'
',autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:i.noop,afterOpen:i.noop,beforeClose:i.noop,afterClose:i.noop,afterLoading:i.noop,afterLoadingOnShow:i.noop,errorLoading:i.noop},l=0,d=i([]),s=function(e,t){var o=!0;return i(e).each(function(){i(t.target).get(0)==i(this).get(0)&&(o=!1),0==i(t.target).closest("HTML",i(this).get(0)).length&&(o=!1)}),o},u={getParentEl:function(e){var t=i(e);return t.data("arcticmodal")?t:!!(t=i(e).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"))&&t},transition:function(e,t,o,a){switch(a=null==a?i.noop:a,o.type){case"fade":"show"==t?e.fadeIn(o.speed,a):e.fadeOut(o.speed,a);break;case"none":"show"==t?e.show():e.hide(),a()}},prepare_body:function(e,t){i(".arcticmodal-close",e.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return t.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(t,e){var o,a,r,n=t.data("arcticmodal");if(!n){if(l++,(n=e).modalID=l,n.overlay.block=i(n.overlay.tpl),n.overlay.block.css(n.overlay.css),n.container.block=i(n.container.tpl),n.body=i(".arcticmodal-container_i2",n.container.block),e.clone?n.body.html(t.clone(!0)):(t.before(''),n.body.html(t)),u.prepare_body(n,t),n.closeOnOverlayClick&&n.overlay.block.add(n.container.block).click(function(e){s(i(">*",n.body),e)&&t.arcticmodal("close")}),n.container.block.data("arcticmodalParentEl",t),t.data("arcticmodal",n),d=i.merge(d,t),i.proxy(f.show,t)(),"html"==n.type)return t;null!=n.ajax.beforeSend&&(o=n.ajax.beforeSend,delete n.ajax.beforeSend),null!=n.ajax.success&&(a=n.ajax.success,delete n.ajax.success),null!=n.ajax.error&&(r=n.ajax.error,delete n.ajax.error);var c=i.extend(!0,{url:n.url,beforeSend:function(){null==o?n.body.html('
'):o(n,t)},success:function(e){t.trigger("afterLoading"),n.afterLoading(n,t,e),null==a?n.body.html(e):a(n,t,e),u.prepare_body(n,t),t.trigger("afterLoadingOnShow"),n.afterLoadingOnShow(n,t,e)},error:function(){t.trigger("errorLoading"),n.errorLoading(n,t),null==r?(n.body.html(n.errors.tpl),i(".arcticmodal-error",n.body).html(n.errors.ajax_unsuccessful_load),i(".arcticmodal-close",n.body).click(function(){return t.arcticmodal("close"),!1}),n.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){t.arcticmodal("close")},n.errors.autoclose_delay)):r(n,t)}},n.ajax);n.ajax_request=i.ajax(c),t.data("arcticmodal",n)}},init:function(e){if(e=i.extend(!0,{},o,e),!i.isFunction(this))return this.each(function(){u.init_el(i(this),i.extend(!0,{},e))});if(null!=e)if(""!=e.type)switch(e.type){case"html":if(""==e.content)return void i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "content"');var t=e.content;return e.content="",u.init_el(i(t),e);case"ajax":return""==e.url?void i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "url"'):u.init_el(i("
"),e)}else i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "type"');else i.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters")}},f={show:function(){var e=u.getParentEl(this);if(!1!==e){var t,o,a=e.data("arcticmodal");return a.overlay.block.hide(),a.container.block.hide(),i("BODY").append(a.overlay.block),i("BODY").append(a.container.block),a.beforeOpen(a,e),e.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=a.wrap.css("overflow")&&(a.wrap.data("arcticmodalOverflow",a.wrap.css("overflow")),t=a.wrap.outerWidth(!0),a.wrap.css("overflow","hidden"),(o=a.wrap.outerWidth(!0))!=t&&a.wrap.css("marginRight",o-t+"px")),d.not(e).each(function(){i(this).data("arcticmodal").overlay.block.hide()}),u.transition(a.overlay.block,"show",1*")),e.overlay.block.remove(),e.container.block.remove(),t.data("arcticmodal",null),i(".arcticmodal-container").length||(e.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&e.wrap.css("overflow",e.wrap.data("arcticmodalOverflow")),e.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==e.type&&e.ajax_request.abort(),d=d.not(t)):i.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call")})},setDefault:function(e){i.extend(!0,o,e)}},i(function(){o.wrap=i(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),i(document).bind("keyup.arcticmodal",function(e){var t=d.last();t.length&&t.data("arcticmodal").closeOnEsc&&27===e.keyCode&&t.arcticmodal("close")}),i.arcticmodal=i.fn.arcticmodal=function(e){return f[e]?f[e].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof e&&e?void i.error("jquery.arcticmodal: Method "+e+" does not exist"):u.init.apply(this,arguments)}}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;function flatPM_sticky(e,c,t){var i=e,l=null,d=t=t||0;function o(){if(null==l){for(var e=getComputedStyle(i,""),t="",o=0;o