Автомобиль экологичный

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

Список экологически чистых и загрязняющих окружающую среду автомобилей в 2015 году

Цифры о самых природолюбивых и самых опасных для окружающей среды автомобилях были подсчитаны и собраны в таблицы. Исследование было проведено американским советом по энергоэффективной экономике (American Council for an Energy Efficient Economy, ACEEE).

Любой автомобиль, даже самый экологичный гибрид наносит непоправимый вред матушке-природе. Дело даже не в том, что какие-то машины выбрасывают в атмосферу больше вредных веществ или сжигают больше топлива, чем другие модели (но безусловно это самый важный фактор), а в том, что при производстве автотранспорта так или иначе страдает окружающая среда. Конечно риски для этого минимизированы, автомобильные компании вкладывают сотни миллионов и миллиарды долларов на совершенствование производственных процессов, обновляют технологии и станки, стараясь добиться наибольшей эффективности производства с минимальным возможным уроном для природы. И это приносит свои увесистые плоды, невозможно даже близко сравнить по данному показателю фабрики прошлого с заводами современности.

Но исследовательские организации не были бы таковыми, если бы не пытались найти недочеты в работе исследуемых структур. На этот раз американскими экспертами была подобрана группа самых машин, которые имеют все шансы зарекомендовать себя с лучшей, либо с худшей стороны в 2015 году.

Самые милостливые к окружающей среде обладали следующими техническими характеристиками: практически каждый из шести автомобилей, попавших в Топ является plug-in гибридом, остальные имеют сочетание бензин/электрических гибридных установок, дизелей, в список даже попала одна бензиновая модель, субкомпактный Mitsubishi Mirage.

Автопроизводители активно развивая новый сегмент рынка стараются по мере возможности насытить его новыми Технологичными автомобилями, поэтому какого-то определенного доминирования бренда в списке найти невозможно.

Есть небольшой перевес в сторону Toyota/Lexus, но он скорее остался в силу исторически сложившихся причин, Тойота в этом сегменте была одной из первых и ее технологии и предвидение тренда рынка гибридных машин в будущем сделало лидером на долгие годы. Не смотря на высокие результаты и попадание трех моделей в список 12 «зеленейших», призовые места ни одна модель Toyota и Lexus не заняла. Toyoyta Prius c, Toyota Prius Plug-in и Lexus CT 200h были оттеснены конкурентами на умеренные позиции.

Полный отчет по исследованию приведен на сайте организации greenercars.org. Здесь вы можете просмотреть данные и оценку практически на все виды, марки и модели автомобилей начиная с 2000 года. Мы же приведем самые интересные данные за 2015 год.

Список Топ 12 «зеленых» автомобилей в 2015 году:

Smart ForTwo Electric Drive, 61 балл

Chevrolet Spark EV, 59 баллов

Fiat 500e, 59 баллов

Toyota Prius c, 57 баллов

Nissan Leaf, 57 баллов

Toyota Prius Plug-in Hybrid, 54 балла

Lexus CT 200h, 54 балла

Honda Civic Hybrid, 54 балла

Honda Civic Natural Gas, 54 балла

Mitsubishi Mirage, 54 балла

Ford Focus (электромобиль), 53 балла

Volkswagen Jetta Hybrid, 53 балла

Помимо Топ 12 автомобилей ACEEE собрала данные еще по многим моделям и категориям автомобилей. В 2015 году отличились в том числе: субкомпактный Honda Fit, кроссовер Chevrolet Trax, Chevrolet Colorado и GMC Canyon, среднеразмерные пикапы. У этих автомобилей также очень неплохие показатели «дружелюбности к природе», так что если вы не желаете покупать гибрид и рассматриваете варианты с обычным ДВС, но при этом стараетесь заботиться об экологии на планете, данные модели смогут стать хорошим компромиссом.

Как мы писали выше, основными критериями отбора кандидатов и выставления им оценок стали экологичность выбросов, задымленность от тех или иных автомобилей, топливная экономичность. Именно эти данные сильнее всего влияют на формирование парникового эффекта. Но в учет брались и критерии жизненного цикла автомобиля, от его производства, до утилизации, и то насколько данные процессы влияют на природу.

И так, что же по поводу самых «грязных» машин 2015 года, список получился следующий:

Ram 2500, 17 баллов

Chevrolet Express/GMC, 18 баллов

Bugatti Veyron, 19 баллов

Bentley Mulsanne, 21 балл

Mercedes-Benz G63 AMG, 21 балл

Mercedes-Benz G550, 22 балла

Rolls-Royce Phantom Drophead Coupe, 23 балла

Lamborghini Aventador Roadster, 23 балла

Toyota Sequoia, 23 балла

Lexus LX 570, 23 балла

Ferrari FF, 23 балла

Nissan Armada, 23 балла

Не вооруженным взглядом видно, что список составляют самые дорогие или самые большие автомобили на планете.

Каким образом исследователи соотнесли и сравнили гибриды и гиперкары? Посмотрим на примере Smart ForTwo Electric Drive и Bugatti Veyron. В то время как электрическому Smart потребуется 0.2 барреля в год, и при этом вредных выбросов в атмосферу будет ровно ноль, то Bugatti за аналогичный период израсходует примерно 33 барреля и выбросит в атмосферу около 847 парниковых газов на одну милю пути. И это несмотря на то, что дорогие суперкары в года наезжают очень небольшое количество километров…

Также исследователи предостерегают защитников окружающей среды от необоснованных нападок на владельцев автомобилей с ДВС по поводу их не экологичности, все относительно. Электричество с неба не падает (в переносном смысле естественно), его нужно добывать, а добывают его как известно достаточно разрушительными для экосистемы методами, сжигая дешевое топливо, перекрывая реки, используя атомную энергетику. Удар по среде наносится в любом случае.

7 экологичных видов топлива для автомобилей

Многие годы исследователи бьются над поиском альтернативы бензину как основному типа топлива для автотранспорта. Экологические и ресурсные причины нет смысла перечислять — о токсичности выхлопных газов не говорит только ленивый. Решение проблемы ученые находят в самых, порой, необычных видах топлива. Recycle выбрал наиболее интересные идеи, бросающие вызов топливной гегемонии бензина.

Биодизель на растительных маслах

Биодизель – разновидность биотоплива на основе растительных масел, которая применяется как в чистом виде, так и в качестве различных смесей с дизельным топливом. Идея применения растительного масла в качестве топлива принадлежит еще Рудольфу Дизелю, который в 1895 году создал первый дизельный двигатель для работы на растительном масле.

Как правило, для получения биодизеля используют рапсовое, подсолнечное и соевое масла. Разумеется, сами по себе растительные масла в качестве топлива в бензобак не заливаются. В растительном масле содержатся жиры — эфиры жирных кислот с глицерином. В процессе получения «биосоляры» эфиры глицерина разрушают и заменяют глицерин (он выделяется как побочный продукт) на более простые спирты — метанол и, реже, этанол. Это и становится компонентом биодизеля.

Во многих европейских странах, а также в США, Японии и Бразилии, биодизель уже стал неплохой альтернативой обычному бензину. Так, в Германии рапсовый метиловый эфир продается уже более чем на 800 заправочных станциях. В июле 2010 года в странах Евросоюза работали 245 заводов по производству биодизеля суммарной мощностью 22 млн тонн. Аналитики компании Oil World прогнозируют, что к 2020 г. доля биодизеля в структуре потребляемого моторного топлива в Бразилии, Европе, Китае и Индии составит 20%.

Биодизель — экологичное топливо для транспорта: в сравнении с обычным дизельным топливом он почти не содержит серы и при этом подвергается практически полному биологическому распаду. В почве или в воде микроорганизмы за 28 дней перерабатывают 99% биодизеля — это минимизирует степень загрязнения рек и озёр.

Сжатый воздух

Модели пневмоавтомобилей — машин, ездящих на сжатом воздухе — выпущены уже несколькими компаниями. Инженеры Peugeot в свое время произвели фурор в автомобильной индустрии, заявив о создании гибрида, у которого в помощь к двигателю внутреннего сгорания добавляется энергия сжатого воздуха. Французские инженеры рассчитывали, что такая разработка поможет малолитражкам сократить расход топлива до 3 л на 100 км. Специалисты Peugeot утверждают, что в городе пневмогибрид может до 80% времени передвигаться на сжатом воздухе, не создав ни миллиграмма вредных выбросов.

Принцип работы «воздухомобиля» довольно прост: в движение машину приводит не сгорающая в цилиндрах мотора бензиновая смесь, а мощный поток воздуха из баллона (давление в баллоне — около 300 атмосфер). Пневматический мотор конвертирует энергию сжатого воздуха во вращение полуосей.

К сожалению, машины целиком на сжатом воздухе или air-гибриды создаются, в основном, мизерными партиями — для работы в специфических условиях и на ограниченном пространстве (например, на производственных площадках, требующих максимального уровня пожарной безопасности). Хотя существуют некоторые модели и для «стандартных» покупателей.

Экологически чистый микрогрузовичок Gator от компании Engineair – первый в Австралии автомобиль на сжатом воздухе, поступивший в реальную коммерческую эксплуатацию. Его уже можно видеть на улицах Мельбурна. Грузоподъёмность – 500 кг, объём баллонов с воздухом – 105 литров. Пробег грузовичка на одной заправке – 16 км.

Продукты жизнедеятельности

До чего дошел прогресс — некоторым автомобилям для работы двигателя нужен не бензин, а попадающие в канализацию отходы жизнедеятельности человека. Такое чудо автопрома создали в Великобритании. На улицы Бристоля выкатили автомобиль, который использует в качестве топлива метан, выделенный из человеческих экскрементов. Прототипической моделью стал Volkswagen Beetle, а производитель машины VW Bio-Bug на инновационном топливе – компания GENeco. Установленный на кабриолете «Фольксваген» перерабатывающий фекалии двигатель позволил проехать 15 тысяч километров.

Изобретение GENeco поспешили назвать прорывом во внедрении энергосберегающих технологий и экологически чистого топлива. Обывателю идея кажется сюрреалистической, поэтому стоит разъяснить: в автомобиль загружается, конечно, уже переработанное топливо — в виде готового к использованию метана, полученного заблаговременно из отходов жизнедеятельности.

При этом двигатель VW Bio-Bug использует два вида топлива одновременно: машина стартует от бензина, но, как только двигатель прогревается, а автомобиль набирает определенную скорость, включается подача переработанного на заводах GENeco человеческого желудочного газа. Потребители могут даже не заметить разницы. Впрочем, остается главная маркетинговая проблема — человеческое негативное восприятие того сырья, из которого получают биогаз.

Солнечные батареи

Производство автомобилей, питающихся солнечной энергией — пожалуй, самое развитое направление автопрома, ориентированного на использование эко-топлива. Машины на солнечных батареях создаются по всему миру и в самых разных вариациях. Еще в 1982 году изобретатель Ханс Толструп на солнцемобиле «Quiet Achiever» («Тихий рекордсмен») пересёк Австралию с запада на восток (правда, со скоростью всего лишь 20 км в час).

В сентябре 2014 года автомобилю Stella на солнечных батареях удалось проехать маршрут от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско, а это 560 км. Солнцемобиль, разработанный группой из голландского Университета Эйндховена, оснащён панелями, собирающими солнечную энергию, и 60-килограммовым блоком батарей ёмкостью шесть киловатт-часов. Stella имеет среднюю скорость 70 км в час. При отсутствии солнечного света запаса батарей хватает на 600 км. В октябре 2014 года студенты из Эйндховена на своей чудо-машине приняли участие в World Solar Challenge — 3000-километровой ралли по Австралии для машин на солнечных батареях.

Самым скоростным электрокаром на солнечных батареях на данный момент является Sunswift, созданный командой студентов из австралийского Университета Нового Южного Уэльса. На испытаниях в августе 2014 года этот солнцемобиль на одном заряде аккумулятора преодолел 500 километров с потрясающей для такого транспорта средней скоростью 100 км в час.

Биодизель на кулинарных отходах

В 2011 году Министерство сельского хозяйства США вместе с Национальной лабораторией возобновляемых видов энергии проводило исследование альтернативных типов топлива. Одним из удивительных результатов стал вывод о перспективности использования биодизельного топлива на основе сырья животного происхождения. Биодизель из остатков жиров — технология еще не слишком развитая, но уже используемая в азиатских странах.

Каждый год в Японии после приготовления национального блюда, тэмпура, остается приблизительно 400 тысяч тонн использованного кулинарного жира. Раньше он перерабатывался в корм для животных, удобрения и мыло, однако в начале 1990-х годов экономные японцы нашли ему еще одно применение, наладив на его основе производство растительного дизельного топлива.

По сравнению с бензином такой нестандартный вид автозаправки выделяет в атмосферу меньшее количество окиси серы — главной причины кислотных дождей — и на две трети сокращает количество других ядовитых выбросов выхлопных газов. Чтобы сделать новое топливо более популярным, его производители придумали любопытную схему. Каждому, кто пришлет на завод по выработке РДТ десять партий пластмассовых бутылок с использованным кулинарном жиром, выделяется 3,3 квадратных метра леса в одной из японских префектур.

До России технология в таком объеме еще не дошла, а зря: ежегодное количество отходов российской пищевой промышленности составляет 14 млн тонн, что по своему энергетическому потенциалу эквивалентно 7 млн тонн нефти. В России пущенные на биодизель отходы закрыли бы потребность транспорта на 10 процентов.

Жидкий водород

Жидкий водород уже давно считается одним из главных видов топлива, способных бросить вызов бензину и дизелю. Транспортные средства на водородном топливе не являются редкостью, но в силу многих факторов так и не завоевали широкую популярность. Хотя в последнее время благодаря новой волне озабоченности «зелеными» технологиями идея водородного двигателя приобрела новых сторонников.

Сразу несколько крупных производителей сейчас имеют в своем модельном ряду машины с водородным двигателем. Один из самых известных примеров – BMW Hydrogen 7, автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который может работать и на бензине, и на жидком водороде. BMW Hydrogen 7 имеет бензиновый бак на 74 литра и резервуар для хранения 8 кг жидкого водорода.

Таким образом, автомобиль может использовать оба вида топлива во время одной поездки: переключение с одного типа горючего на другое происходит автоматически, при этом предпочтение отдается водороду. Таким же типом двигателя оснащен, например, гибридный водородно-бензиновый автомобиль Aston Martin Rapide S. В нем двигатель может работать на обоих видах топлива, а переключение между ними осуществляет интеллектуальная система оптимизации расхода и выбросов вредных веществ в атмосферу.

Водородное топливо собираются осваивать и другие авто-гиганты – Mazda, Nissan и Toyota. Считается, что жидкий водород экологически безопасен, так как при горении в среде чистого кислорода не выделяет никаких загрязняющих веществ.

Зеленые водоросли

Водорослевое топливо — экзотичный способ получения энергии для автомобиля. Рассматривать водоросли в качестве биотоплива стали, прежде всего, в США и Японии.

Япония не обладает большим запасом плодородных земель для выращивания рапса или сорго (которые используются в других странах для получения биотоплива из растительных масел). Зато Страна Восходящего Солнца добывает огромное количество зеленых водорослей. Раньше их употребляли в пищу, а сейчас на их основе стали делать заправку для современных автомобилей. Не так давно в японском городе Фудзисава на улицах появился пассажирский автобус DeuSEL от компании Isuzu, который передвигается на топливе, часть которого получена на основе водорослей. Одним из главных элементов стала эвглена зеленая.

Сейчас «водорослевые» добавки составляют всего несколько процентов от общей массы топлива в транспортных баках, но в будущем азиатская компания-производитель обещает разработать двигатель, который позволит использовать биосоставляющую на все 100 процентов.

В США тоже плотно занялись вопросом биотоплива на базе водорослей. Сеть заправок Propel в Северной Калифорнии начала продажи биодизеля Soladiesel всем желающим. Топливо получают из водорослей путем их сбраживания и последующего выделения углеводородов. Изобретатели биотоплива обещают двадцатипроцентное уменьшение выбросов углекислоты и заметное снижение токсичности по другим показателям.

Экологические автомобили

Экологический класс автомобиля – важная тема, обходить которую стороной просто нельзя. Давайте вместе разберемся в классах авто и выделим самые экологичные машины.

Как узнать экологический класс автомобиля?

Узнать экологический класс своего автомобиля можно на сайте Госстандарта. Для этого в строке поиска введите VIN автомобиля и нажмите «поиск». Все авто делятся на пять классов: ЕВРО 2, ЕВРО 3, ЕВРО 4, ЕВРО 5. Деление происходит в зависимости от содержания вредных веществ в выхлопе ТС. Чем вредных веществ больше, чем жестче предъявляемые к стандартам требования. В Российской федерации действующими являются стандарты ЕВРО 3 – ЕВРО 5. Чтобы ввезти автомобиль на территорию страны, потребуется сертификат ЕВРО 5. Также проверить экологичность своей машины можно по году выпуска, для этой цели применяется специальная таблица экологичности авто.

Таблица экологических классов автомобилей

По таблице экологических классов автомобилей можно определить принадлежность своего ТС к одному из пяти классов: ЕВРО 2, ЕВРО 3, ЕВРО 4, ЕВРО 5.

  • Евро 1 является самым первым стандартом, который стал применяться для обозначения экологичности автомобилей с бензиновым двигателем. Этот стандарт по сравнению с другими – наиболее лояльный по отношению к авто.
  • Евро 2 был принят в 2005-м году и представляет собой усовершенствованную версию прошлого стандарта.
  • Евро 3 имеет более ужесточенные требования. Чтобы авто попадал под этот стандарт, вредные компоненты в выхлопе должны быть снижены на 35% по отношению к предыдущему стандарту.
  • Евро 4 подразумевает уменьшение вредных веществ в выхлопе на 40%.
  • Евро 5 – самый экологичный стандарт автомобилей, ставший обязательным в станах Евросоюза с 2008-года.

Экологически чистые автомобили

Экологически чистые автомобили часто называют «зелёными». Использование бензина и производство выбросов в атмосферу у таких авто минимально. Мировой автопром в последние годы делает на этом поприще огромные успехи, создавая новые эко-модели и усовершенствуя старые образцы.

Совет от Сравни.ру: покупая авто, учтите, что эко-автомобили бывают гибридными, способными ездить от заряда электричества, так и на обычном топливе – бензине. Бывают только на электричестве с необходимостью периодической подзарядки аккумулятора. Существуют еще варианты эко-авто, работающие на биотопливе. Также есть и дизельные «зеленые» машины.

Экологичные автомобили

Экологичные автомобили или «Зеленые» автомобили (от англ. environmentally friendly vehicle, green vehicle) — автомобили, оказывающие менее негативное воздействие на окружающую среду, чем обычные автомобили с двигателями внутреннего сгорания, работающие на бензине или дизеле.

Содержание

Виды экологичных автомобилей

Электромобиль

Электромоби́ль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями, а не двигателем внутреннего сгорания. Электромобиль следует отличать от автомобилей с ДВС и электрической передачей и от троллейбусов. Подвидами электромобиля считаются электрокар (грузовое транспортное средство для движения на закрытых территориях) и электробус (автобус с аккумуляторной тягой)

Гибридный автомобиль

Гибри́дный автомоби́ль — высокоэкономичный автомобиль, движимый системой «электродвигатель — двигатель внутреннего сгорания» (далее двигатель), питаемой как горючим, так и зарядом электрического аккумулятора. Главное преимущество гибридного автомобиля — снижение расхода топлива и вредных выхлопов. Это достигается полным автоматическим управлением режима работы системы двигателей с помощью бортового компьютера, начиная от своевременного отключения двигателя во время остановки в транспортном потоке, с возможностью продолжения движения без его запуска, исключительно на энергии аккумуляторной батареи, и заканчивая более сложным механизмом рекуперации — использования электродвигателя как генератора электрического тока для пополнения заряда аккумуляторов.

Электромобиль на солнечных батареях

Автомобиль на природном газе

Газотопливная система — топливная система двигателя внутреннего сгорания, модифицированная для использования им в качестве топлива сжатых или сжиженных газов.

Автомобиль с гибким выбором топлива

Автомобиль с гибким выбором топлива — может ездить как на бензине, так и на смеси бензина с этанолом, причём в гибких пропорциях (от 5 % до 95 %). Автомобиль имеет один топливный бак, адаптированность к разному составу топлива достигается за счёт оригинальной конструкции двигателя или за счёт конструктивной модификации обычного бензинового двигателя внутреннего сгорания.

Транспорт на топливных элементах

Водородный транспорт — различные транспортные средства, использующие в качестве топлива водород. Это могут быть транспортные средства, как с двигателями внутреннего сгорания, так и с водородными топливными элементами.

Воздухомобиль

Воздухомобиль — автомобиль, использующий для движения сжатый воздух. Пневматические автомобили используют модифицированный вариант обычного четырехтактного мотора. Пневматические двигатели также позволяют использовать преимущества электродвигателей — системы рекуперативного торможения: в пневматических гибридах при торможении за счет использования двигателя в качестве воздушного компрессора, воздух сжимается и им заправляется резервуар.

Средства рекуперации и сохранения энергии

Рекуперативное торможение

Рекуперати́вное торможе́ние — организация торможения, при которой кинетическая энергия транспортного средства не рассеивается в виде тепла, как обычно, а снова используется для движения. Рекуперативное торможение широко применяется на электровозах и электропоездах, где при торможении электродвигатели начинают работать как электрогенераторы, а вырабатываемая электроэнергия передаётся через контактную сеть либо другим электровозам, либо в общую энергосистему через тяговые подстанции.

Маховик — тяжёлый вращающийся диск, использующийся в качестве накопителя (инерционный аккумулятор) кинетической энергии. При использовании маховика механическая энергия не требует преобразования в другие виды энергии, удается избежать связанных с такими преобразованиями потерь. С другой стороны, маховик достаточно быстро теряет энергию из-за того, что его вращению препятствует сила трения.

Производство

Для борьбы с загрязнением окружающей среды в Европе разрабатываются и вводятся все более и более жесткие экологические нормы выбросов вредных веществ для автомобилей. Согласно планам комиссара ЕС по экологии Ставроса Димаса, средний показатель выброса углекислого газа к 2012 году должен быть снижен с нынешних 163 до 120 граммов на километр. [1]

Над созданием экологичных автомобилей работают все крупные автопроизводители — от Peugeot и Audi до Ferrari (модель Ferrari 599 Hybrid) и Rolls-Royce (модель 102EX Phantom Experimental Electric). Показательно, что даже компании из Китая, где пока мало кого волнует охрана окружающей среды, начинают инвестировать колоссальные средства в создание и развитие линеек «зеленых» авто. И это вполне оправдано, поскольку сегодня ключом к основным мировым рынкам наряду с качеством, безопасностью и доступными ценами, становится «экологичность» автомобилей. [2]

Автопроизводители соревнуются между собой как в стремлении максимально экономить невозобновляемые энергоресурсы, так и в сведении к минимуму негативного воздействия на окружающую среду. И если раньше никто не продвигался дальше концептов, то сейчас компании переходят от заявлений и экспериментальных образцов к массовому внедрению своих разработок.

Продвижение

«Альтернативный» автомобильный сектор растет медленно, но зато уверенными темпами. Спрос на экологические автомобили сформировался еще до нынешнего кризиса и не угас, несмотря на продолжительное снижение цен на нефть. Сегодня, в свете борьбы с глобальным потеплением и с учетом реализации планов по уменьшению зависимости от традиционных невозобновляемых энергоносителей, правительства многих стран с помощью монетарных и немонетарных инструментов мотивируют своих граждан покупать именно «зеленые» автомобили. Однако пока такие автомобили слишком дороги и неудобны для повседневного использования, поскольку еще не создана вся необходимая инфраструктура (станции для заправки биотопливом и для быстрой подзарядки аккумуляторов электромобилей, сервисные центры и тд.).

В целом, что касается стимулирования продаж «зеленых» автомобилей, то здесь можно выделить три базовых направления. [3]

Инициативы производителей и продавцов

Такие инициативы заключаются в реализации лизинговых программ (лизинг либо всего автомобиля, либо наиболее дорогостоящих элементов — например, батарей или «домашних» стационарных заправочных/зарядных комплексов), содействии в утилизации вышедших из строя элементов (батарей, электромоторов), предоставлении бесплатной консультационной и технической поддержки.

Инициативы государства (правительство, местные власти)

Государство создает некий «компенсационный пакет», который, в свою очередь, можно разделить на две части — монетарные и немонетарные стимулы. К монетарным стимулам относятся: налоговый кредит, гранты (государственные бонусные выплаты покупателям гибридов или автомобилей, которые используют альтернативные виды топлива), освобождение от уплаты налога при регистрации нового автомобиля, а также дорожного сбора. К немонетарным стимулам можно отнести: бесплатная парковка, бесплатный проезд по платным дорогам, свободное использование специальных зон (дорожных полос для автобусов или спецтранспорта).

Инициативы компаний

Инициативы компаний заключаются в финансовой поддержке сотрудников, которые хотят приобрести именно «зеленый» автомобиль, а также в реорганизации корпоративного автопарка путем замены обычных автомобилей на их «экологические» аналоги. Например, компания Google предоставляет корпоративный кредит в размере $5000 всем сотрудникам, изъявившим желание приобрести гибридный автомобиль, включая очень популярный в США Prius. А в феврале этого года ЦЕРН и швейцарская группа Gazmobil объявили о заключении договора на покупку 100 автомобилей на природном газе для сотрудников Европейской организации по ядерным исследованиям и установке заправочной станции для этого вида топлива в Мейрене. И таких примеров с каждым месяцем становится все больше.

Рейтинги экологичности

Список наиболее экологичных и экономичных моделей автомобилей ежегодно публикует Немецкий Транспортный Клуб Verkehrsclub Deutschland (VCD). В 2009 году большинство мест в рейтинге заняли малолитражные автомобили — 45, среди которых лидирует Toyota Aygo.

На втором и третьем местах — Citroen C1 и Peugeot 107. В компактном классе победила Skoda Fabia 1.2, далее — Honda Civic Hybrid и Mercedes-Benz A 160. [4]

Существующие на данный момент «альтернативные» технологии несовершенны. «Зеленые» автомобили далеко не всегда оправдывают свое название, в отдельных случаях становясь еще большим «загрязнителем» окружающей среды, чем стандартные бензиновые аналоги. Ведь для производства самого автомобиля (всех узлов и агрегатов) и «альтернативной» энергии, за счет которой он работает, как правило, используют традиционные технологические/производственные цепочки и невозобновляемые энергоресурсы. [3] [5]

Зелёномобили: пять очень странных экологичных автомобилей

О том, что двигатель внутреннего сгорания наносит непоправимый вред экологии, начали говорить еще в 1960-х годах, когда мегаполисы Америки и Японии стали в буквальном смысле задыхаться от смога. Первые законодательные акты о снижении токсичных выхлопов в новых автомобилях не заставили себя долго ждать. Уже в 1970 году Штаты приняли закон, обязывающий производителей не просто уравнять, а даже снизить содержание токсичных компонентов в отработавших газах ДВС автомобилей. Уровень выхлопов у машин 1975 модельного года должен был быть в среднем наполовину меньше, чем у авто 1960 года выпуска: СН – на 87%, СО – на 82% и NОх – на 24%. Аналогичные требования вскоре были узаконены в Японии и Европе. В Америке это привело к закату яркой, но короткой эпохи маслкаров, а в остальном мире компактники и малолитражки принялись плодиться, словно грибы после дождя. Что касается прямых конкурентов ДВС, моторов, работающих на альтернативных видах топлива, то всерьез их тогда еще никто не воспринимал.

Н ет, наиболее выдающиеся проекты нефтяные корпорации скупали, но лишь затем, чтобы упрятать в сейф – от греха. В народе же на изобретателей «зеленых» автомобилей смотрели, как на сумасшедших. Да и кому еще в голову могло прийти совершенствовать конструкцию, которая и так неплохо работает? Тем более что ни один ездовой электрокар никогда не сравнился бы с Chevrolet Impala ни в красоте, ни в мощи, ни в скорости. А с запасом хода у электромобилей и теперь беда, даже когда мировые автобренды наконец-то взяли их на вооружение. И все же, за последние полтора десятилетия этот вид транспорта эволюционировал на порядок, что не могло не отразиться на нашей подборке. Нелепые, многофункциональные, трансформирующиеся и даже гоночные «зеленомобили» ждут тебя, дорогой читатель. Наслаждайся!

Альтернатива для «лягушатников»

Большинство инженеров, получивших патент на электродвигатель, настаивает на своем статусе первопроходцев. Оный, кстати, появился чуть раньше ДВС, но из-за своей неэффективности и несовершенства развивался не так стремительно, как его конкурент. Немалую изобретательность в вопросе машин на электрическом ходу раньше других проявили французы. Меня это нисколько не удивляет: с тех пор, как Гюстав Эйфель водрузил в Париже свою престранную башню, его народ с поразительным упорством начал производить аппараты для автомобильной кунсткамеры. И всякий раз это имело какой-либо резон.

К примеру, в 1942 году в Париже, оккупированном немцами, частным лицам бензин не отпускали. Чтобы передвигаться по городу, запруженному военной техникой, автомобильный дизайнер и инженер Поль Арзенс изготовил нечто по имени L’Oeuf, или «Яйцо». Этот одноместный микрокар был сделан с юмором и даже иронией, но за нарочитой наивностью его форм скрывалась конструкция, продуманная до мелочей. Формованный вручную кузов из алюминия оказался легок настолько, что его можно было тянуть одному человеку. А его округлая форма имела достаточную аэродинамику, чтобы позволить «Яйцу» разогнаться до 60 км/ч! Электрический двигатель с запасом хода в 96,5 км имел привод на единственное заднее колесо. Кроме того, для своего микрокара мсье Арзенс использовал плексиглас. Материал этот только появился во Франции и не применялся дизайнерами в автостроении. Из него в L’Oeuf были выгнуты двери и лобовое стекло.

Еще одним «развлечением» французских инженеров времен оккупации стал электрокар от небезызвестного бренда Peugeot. Машинка с индексом VLV (фр. Voiture Légère de Ville, «Легкий городской автомобиль»), увидела свет в 1942-м. Этот вариант имел более традиционное строение шасси, но все равно выглядел комично. Четыре 12-вольтовые аккумуляторные батареи позволяли ему проехать до 80 км, «максималка» же составляла 36 км/ч. В отличие от L’Oeuf, электрокару Peugeot мерещилось светлое будущее – даже в условиях сурового дефицита модель пользовалась спросом (с конвейера сошло 377 экземпляров). В основном ее использовали для почтовых нужд. Но даже в этом фашисты узрели акт неповиновения, вскоре запретив выпуск VLV. Зато на проект не было потрачено ни капли бензина!

Французы издавна питали любовь к гипертрофированным округлостям, демонстрируя это везде, где можно – хоть в искусстве, хоть в машиностроении. По их мнению, аэродинамическими характеристиками обладает даже камень, запущенный умелой рукой. Так что появление первого в мире электрокара в мелкосерийном тираже случилось во Франции – это закономерность. И выглядеть ему надлежало не иначе, как в виде яйца. Может быть, поэтому электромобиль долгое время вызывал у всех отторжение?

Многозадачная эклектика

Сами того не ведая, парижские инженеры создали тренд, которому больше полувека следовали остальные создатели электрокаров. Пузыри различных форм и размеров покидали сборочные цеха таких корпораций, как AMC, GM, Toyota, Fiat и даже Volvo. Принципиальных различий среди них было немного, а сходство имелось значительное. Из-за тяжелых и неэффективных аккумуляторных батарей все они обладали низкой скоростью, отсутствием всякого комфорта и малым запасом хода. Жирный крест на карьере электрокара все это не поставило, однако замедлило ее развитие до наступления нового века.

В годах 2000-х глобальная урбанизация заставила производителей снова обратиться к идее экологичного городского компакта. И французы вновь были одними из первых, кто проявил в этом вопросе оригинальность. Некая формация Venturi Electric начала свои эксперименты с аккумуляторами еще в 2002 году, создав первый в мире электрический спорткар. К 2007-му у инженеров была уже целая уйма экологически безопасных концептов, самым удивительным из которых стал Eclectic Concept.

Как утверждает дизайнер Саша Лакич, облик его «Эклектики» навеян выдающимися машинами прошлого. А это, ни много ни мало, луноход, Mini Moke и Mehari. Но в отличие от своих «предшественников», Eclectic Concept отметился не одним, а сразу тремя достоинствами: он черпает энергию из воздуха, солнца и электричества. Так, солнечная батарея, занимающая площадь его всей крыши (2,5 м²), имеет мощность 300 Вт. Этого хватает для покрытия 9 км пути.

Ветрогенератор в собранном виде помогает этому «зеленомобилю» одолеть еще 15 км. А основной силовой установки, то есть асинхронного электродвигателя мощностью 11 кВт с крутящим моментом 45 Нм, хватает, чтобы прогнать 400-килограммовую «тушку» на 50 км вперед. В этом ему помогают металл-гидридные аккумуляторы емкостью 9 кВт*ч. В итоге общая протяженность пути, которую может одолеть Eclectic Concept, задействовав все свои резервы, составляет 74 км. Такую прогулку точно не назовешь долгой, но и этого было достаточно, чтобы на Mondial de l’Automobile жюри наградило Эклектику призом «Лучшая инновация года».

Не спорю, что на презентации Eclectic Concept любители «зеленых» технологий испытали тройной оргазм от обилия фетишей, которыми напичкана эта «тележка». Только они едва ли оправдывают показатель в жалкие 70 с небольшим километров, которые Эклектика всеми правдами и неправдами одолевает за мучительные 1,5 часа. Скажем, до дачи доползти этого хватит впритык (если та от города недалеко), а в магазин уже придется топать ногами или обождать пять часов, пока чудо-батареи зарядятся от простой розетки. Хотя нам обладать Eclectic Concept не светит – производитель планирует поставлять свои «машины» только южным курортам, где всегда солнечно, ветрено и народу спешить некуда…

Крутящий момент… головы

Япония – странный край, чуждый для моего восприятия. Честь самураев, феодальные междоусобицы – еще куда ни шло, но современная культура, да и фольклор этого государства снова и снова вгоняют меня в ступор. Если говорить об автобрендах, то все они – дети своей страны, но компания Nissan – определенно самый колоритный ее представитель. Даже в продающихся моделях этот бренд стремится скорчить покемонскую рожицу (один паркетник Juke чего только стоит), а когда дело доходит до экологичного транспорта – тут уж сами духи предков велели не сдерживаться… Так что новый концепт, представленный на автосалоне 2005 года в Токио, был выполнен сообразно традициям, утвердившимся в стенах этого производителя.

Но выделяется этот электрокар среди армии собратьев не только внешностью. Круглобокий Nissan Pivo (от англ. pivot – «вращаться») также до одури технологичен. В первую очередь, у машины такого типа наконец-то появился приличный запас хода – более 100 км. Дисковые электромоторы со встроенными инверторами тока сделаны такими компактными, что уместились в ступицах Pivo, и «зеленомобиль», будто по волшебству, обрел полный привод. Энергией концепт обеспечивают 24 литий-ионные батареи – удачный итог совместной работы Nissan и NEC. Обе компании уверяют, что этих аккумуляторов хватит на 100 тысяч километров пробега или пять лет эксплуатации. Кроме того, машина оправдывает свое название вращающейся на 360º кабиной и колесами с электроприводом, способным разворачивать их относительно вертикальной оси, т. е. парковать Pivo боком! Также шасси концепта оснащено подвижными рычагами, устраняющими продольные крены кузова: при разгоне они смещают колеса назад, а при торможении – вперед.

Трехместная кабина порадует своего «ездока» панорамным остеклением, монитором кругового обзора и навигационной системой, распознающей язык жестов. Мягкие и приятные на ощупь материалы обивки салона призваны успокоить водителя, а если этот процесс затянется, в дело вступает робот-головастик, интегрированный в приборную панель. С помощью телекамер он способен определить настроение человека по выражению его лица, чтобы затем подбодрить, развеселить или успокоить. Словом, не машина, а мечта всякого поклонника манги и японских видеоигр.

Не думал, что скажу это о продуктах Nissan, но внешность и правда бывает обманчива. За глупой оболочкой мультяшки скрывается высокотехнологичный аппарат, способный решить проблему с парковкой и аварийностью. Уверен, появись такая штука в обиходе, японцы вмиг наклепали бы к ней десятка два мобильных приложений, которые имитировали бы езду в танке/батискафе/космическом шлюпе. Но все еще возможно, ведь как сказал Карлос Гон, глава альянса Renault/Nissan (да-да, французы и здесь отметились!) на презентации этого концепта: «Автомобильная промышленность вступает в эру беспрецедентных перемен». Понимай теперь это, как хочешь…

Червивое яблоко

Не знаю, что вдохновило дизайнеров на создание следующего «зеленомобиля», но его кузов напоминает изъеденное червем яблоко. Может быть, нестройные ряды разнокалиберных иллюминаторов есть зашифрованное послание масонской ложе? Или это месть всем бабушкам мира, кормившим своих внуков испорченными фруктами? А может, глава Motor Development International с ума сходит по швейцарскому сыру? На все эти вопросы сложно найти ответ, но лично я думаю, что таким образом авторы микрокара Airpod пытались снизить массу его кузова.

Критично ли это? Еще бы, ведь снаряженный автомобильчик весит всего 220 кг, при этом 80 кг приходится на баллоны с воздухом. И на кой же ляд оные ему сдались? В это сложно поверить, но сжатый воздух аппарат Airpod использует в качестве… топлива! Пневмодвигатель потребляет минимум энергии и способен разогнать машинку до 70 км/ч. Одного баллона, накачанного воздухом, хватает на 200 км пути, при этом «пневмомобиль» способен тянуть на себе еще 300 кг груза. Процесс его зарядки крайне прост и занимает всего пару минут – конечно, при наличии рядом специальной станции. Зато для атмосферы Airpod абсолютно безвреден, поскольку не выделяет выхлопных газов.

Компания Motor Development International тоже родом из Франции, но в отличие от остальных своих соотечественников, ее идеи более чем эффективны. Лицензию на производство Airpod уже выкупил индийский холдинг Tata Motors, а местные власти планируют укомплектовать «пневмомобилями» все аэропорты страны. Вопрос о передвижении этих автомобильчиков по загруженным мегаполисам пока остается открытым, так как аппарат наверняка провалит даже самый щадящий краш-тест – конструкция-то хлипенькая! К тому же пневмодвигатель не способен функционировать при низких температурах, так что его потенциальный рынок сбыта ограничен субтропическим климатическим поясом. Зато разработчикам есть, куда расти.

Ссылка на основную публикацию