Что считается опасным грузом

Опасный груз — что это? Классификация опасных грузов, правила перевозки

В последнее время практически в любых сферах экономики используются разнообразные синтетические вещества, и в особенности это часто встречается в сфере производства. В связи с этим значительно участились автомобильные перевозки опасных грузов, ведь это один из самых удобных вариантов транспортировки этих веществ.

Что это такое?

В соответствии с действующими нормативными актами к опасным грузам в обязательном порядке относятся различные вещества, которые в случае транспортировки, а также в процессе погрузки/разгрузки могут спровоцировать возникновение чрезвычайной ситуации наподобие взрыва или пожара, что может привлечь к значительному повреждению зданий, сооружений, устройств, складов, а также самому транспортному средству и окружающим живым существам.

Основной правовой документ, в соответствии с которым регламентируется транспортировка таких веществ, является Европейское соглашение, в котором крайне подробно перечислено, как должны транспортироваться те или иные опасные грузы. Правила, указанные в этом документе, обязательно должны соблюдаться при перевозке любых подобных товаров, а сам свод сокращенно назван ДОПОГ.

В соответствии с ДОПОГ регламентируются различные международные перевозки, а работают они в тех странах, которые его подписали, при пересечении хотя бы двух из них. В преимущественном большинстве случаев национальные нормативные акты практически полностью соответствуют этому своду, но в них, конечно же, могут быть и некоторые особенности. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в ДОПОГ разрабатывались для того, чтобы максимально повысить степень безопасности на дорогах в процессе проведения подобных транспортировок, а также с целью упрощения всевозможных номенклатурных процедур. Для того чтобы достичь этих целей, в документе присутствует единая классификация, а также объединенная система требований, которые применяются при перевозке.

В нашей стране, помимо указанного свода требований, существует также ряд других нормативных актов, предусматривающих необходимость специального обучения водителей, а также перечисляющих различные требования, предъявляемые к подобным перевозкам.

Опасный груз классифицируется таковым непосредственно самим грузоотправителем. Для этого компания обращается к компетентным органам. К примеру, в соответствии с действующим Положением об основах, классификацией, а также отнесением преимущественного большинства опасных грузов занимается Федеральное ведомство по испытаниям и исследованиям материалов.

В зависимости от типа опасности, а также различных биологических, химических и физических свойств опасный груз может принадлежать к одному из девяти классов, в которые входят:

  • легковоспламеняющиеся жидкости;
  • газы;
  • вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы в случае прямого контакта с водой;
  • взрывчатые изделия и вещества;
  • вещества, имеющие способность к самовозгоранию;
  • вещества с повышенной токсичностью;
  • десенсибилизированные вещества, имеющие повышенную взрывоопасность;
  • органические пероксиды;
  • инфекционные вещества;
  • окисляющие вещества;
  • коррозионные;
  • радиоактивные материалы;
  • другие опасные изделия и вещества.

Каждый опасный груз из вышеназванных относится к определенному классу или подклассу, при этом стоит отметить, что порядковый номер класса не имеет никакого отношения к степени опасности. Классы опасности устанавливаются действующим законодательством и обязательно должны указываться в сопроводительной документации.

Если же определенный опасный груз относится более чем к одному типу, в ссылках самый значительный отмечается как «основная опасность», в то время как все остальные указываются с пометкой «дополнительная опасность».

Для того чтобы указать на определенные опасные свойства, на упаковку устанавливается определенный знак. Опасный груз маркируется по специальной системе, основанной на указанной выше классификации и разработанной для:

  • легкого распознания опасных грузов на расстоянии за счет общего вида имеющихся знаков опасности (по цвету, форме и символу);
  • обеспечения первого полезного указания в процессе проведения погрузки и разгрузки.

Классификационный код

Для того чтобы указать на определенные опасные свойства, а также указать физические и химические особенности, которые не передает установленный на упаковку знак, опасный груз в обязательном порядке имеет собственный классификационный код, состоящий из буквы или букв, обозначающих определенную группу опасных свойств, а также может дополняться цифрой, указывающей на химические или физические свойства груза или же его принадлежность к той или иной группе.

Для опасных веществ, принадлежащих к первому классу, классификационный код включает в себя номер подкласса и буквы отдельной группы совместимости. Для второго класса он предусматривает цифру, указывающую определенное агрегатное состояние, тип некоторого вещества и несколько букв, которые обозначают их группу опасных свойств.

При этом классификация опасных грузов не предусматривает соответствующий код для седьмого класса.

Идентификация

Все такие грузы обязательно должны иметь надлежащие наименования и определенные номера ООН. Помимо этого, наименования и номера присваиваются некоторым опасным изделиям и вещества в соответствии с системой классификации ООН.

Так как в преимущественном большинстве случаев требования применяются к определенной позиции перечня, перед тем, как начать перевозить опасный груз, его нужно в обязательном порядке идентифицировать. Вследствие такой идентификации легко определяются следующие элементы информации:

  • номер ООН;
  • соответствующее отгрузочное наименования;
  • классификация опасных грузов, а также возможные виды дополнительной опасности;
  • группа упаковки;
  • номера образцов знаков;
  • определенный классификационный код.

После того как определяются все указанные выше элементы информации, перед тем, как будет осуществляться перевозка опасных грузов автомобильным транспортом, нужно отметить соответствующие требования.

Идентификация по номеру ООН

Данный номер определяет четырехзначный идентификационный номер определенного изделия или вещества, который основывается на Типовых правилах Организации Объединенных Наций.

Такая идентификация по номеру осуществляется в соответствии с Перечнем опасных грузов, который указан в таблице А ДОПОГ, в главе № 3.2. Данный перечень включает в себя все опасные грузы, причем все они указаны в порядке указанных номеров. Если же номер того или иного вещества отсутствует в этом перечне, то это говорит о том, что идентификация данного груза была осуществлена неправильно.

Для тех грузов, которые не указываются конкретно по своему наименованию в перечне, номер ООН должен определяться после определения класса, а также всех видов дополнительной опасности и группы упаковки. При этом стоит отметить, что далеко не всегда единственного номера ООН достаточно для того, чтобы провести идентификацию какого-нибудь опасного груза. В частности, к таким ситуациям относится:

  • идентификация аэрозолей, которая дополнительно требует также знания классификационного кода или же номера знаковых образцов;
  • идентификация краски, предусматривающая знание группы упаковки.

Идентификация по наименованию

Если по определенному грузу не известен номер ООН, то в таком случае правила перевозки опасных грузов предусматривают идентификацию по наименованию, которая проводится в соответствии с таблицей В: «Алфавитный указатель изделий и веществ ДОПОГ».

В процессе такой идентификации важно учитывать, что в большинстве случаев у химических веществ есть несколько названий:

  • основное, которое может быть техническими или биологическим;
  • различные синонимы;
  • коммерческое наименование.

К примеру, у углерода диоксида есть несколько синонимов, таких как углекислота или углекислый газ. Для того чтобы избежать проблем, которые связаны с применением разными субъектами перевозки, а также всевозможными компетентными органами разных наименований одного груза, в процессе перевозки используется соответствующее транспортное наименование. Правила перевозки опасных грузов предусматривают определение надлежащего отгрузочного наименования в соответствии с требованиями, установленными в разделе 3.1.2.

Учет группы упаковки

Нередко случается так, что для разных опасных грузов, которые относятся к определенному номеру ООН и при этом имеют одинаковое наименование, могут использоваться разные требования, если проводится перевозка опасных грузов автомобильным транспортом. Это происходит по той причине, что подобные грузы могут иметь разную степень опасности. К примеру, масляные, а также нитро и некоторые другие краски относятся к номеру «ООН 1263 КРАСКА», но требования к транспортировке масляных и нитрокрасок будут совершенно разными.

Если перевозка опасных грузов ведется по отношению к веществам или изделиям, которые могут относиться к определенному номеру ООН, для которого в перечне предусматривается несколько позиций с абсолютно одинаковым наименованием, то в процессе идентификации нужно будет учитывать группу упаковки, указанную в столбце 4 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ. Критерии для определения той или иной группы упаковки приводятся в этой же главе.

Учет классификационного кода

На практике нередко встречаются такие ситуации, когда правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предусматривают обязательный учет номера образцов знаков в процессе определения условий транспортировки.

Таким образом, любые типы аэрозолей относятся к номеру «ООН 1950 АЭРОЗОЛИ», а потом уже в зависимости от уникальных свойств разделяются на 12 других групп, для каждой из которых предусмотрены уже свои требования к автомобильной транспортировке. В данной ситуации в процессе того, как будут определяться правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, должны учитываться номера образцов знаков опасности, а также их индивидуальный классификационный код. Сам же код должен учитываться в обязательном порядке при транспортировке следующих типов грузов:

  • взрывчатые изделия и вещества первого класса;
  • изделия с содержанием газов;
  • химические вещества, которые могут транспортироваться в жидком или твердом состоянии.

Соответствующие номера образцов знаков опасности определяются в пятой колонке Перечня опасных грузов, а значения и описания отдельных номеров приводятся в подразделе 5.2.2.2 ДОПОГ.

Основные требования

Перед транспортировкой на упаковки или контейнеры наносится соответствующая маркировка, причем это является непосредственной обязанностью отправителя. Маркировка должна выполняться в полном соответствии со стандартами, и при этом быть разборчивой и долговечной, чтобы при необходимости по ней можно было определить, какие опасные грузы перевозятся этим транспортным средством. Отдельное внимание следует уделить тому, что маркировка грузов 1, 2 и 7 классов опасности предусматривает обязательное указание отгрузочного наименования.

На данный момент предусмотрена целая система того, каким образом осуществляется информирование об опасности тех или иных грузов, которая включает в себя:

  • аварийную карточку, которую изготовитель груза должен заполнять в соответствии с унифицированным образцом, включающая в себя перечисление всех нужных мероприятий, направленных на ликвидацию возможных последствий в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия;
  • специальные информационные таблички, закрепляющиеся в задней и передней части передвижного состава;
  • информационную карту, в которой присутствует расшифровка различных кодов мер, указанных в информационной табличке (карта должна находиться в тех органах, которые отвечают за ликвидацию аварийных последствий).

Требования к транспорту

Также и автомобили, которыми проводится транспортировка, должны в обязательном порядке соответствовать целому ряду требований. В частности, это касается обязательного наличия хотя бы одного противооткатного упора, который будет соответствовать габаритам и массе транспортного средства. Также автомобиль должен иметь как минимум два предупреждающих знака с подсветкой и независимой опорой, а помимо этого, у экипажа должна быть специальная форма яркого цвета и карманные фонари.

Особые требования предъявляются к тому, в каком техническом состоянии должен находиться автомобиль. В частности, у него должна быть износоустойчивая тормозная система с аварийным аналогом, а если речь идет о транспортном средстве с массой более 16 тонн, то здесь уже обязательно предусматривается использование антиблокировочной системы тормозов. Немаловажной является также защита всех присутствующих электрических цепей специальными ограничителями, предохранителями и выключателями, а помимо этого, особенное внимание уделяется оборудованию ТС специальным приспособлением, позволяющим прямо из кабины водителя отключать аккумуляторную батарею.

Автопоезд, который перевозит опасные грузы, в свою очередь, может включать в себя только один прицеп. Если же транспортировка опасных грузов осуществляется цистернами, то в таком случае транспортное средство в обязательном порядке должно оборудоваться специализированным бампером, обеспечивающим предохранение от удара. Минимально допустимое расстояние от крайней точки цистерны для закрепления бампера на автопоезд составляет 10 см.

Все эти правила обязательно нужно учитывать в процессе транспортировки, так как в противном случае можно понести административную или более серьезную ответственность.

Особо опасные грузы

Особо опасные грузы — это грузы, которые требуют особых мер предосторожности при их перевозке.

Такие грузы (особо опасные) представляют максимальную угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу внешней среде. В случае чрезвычайных происшествий, перевозимые автотранспортом особо опасные грузы могут привести как к гибели большого числа людей, так и к экологической катастрофе.

При перевозке (транспортировке) особо опасных грузов автомобильным транспортом используется исключительно специализированный транспорт у которого должны быть все необходимые разрешения на перевозку особо опасных грузов:

  • Специальное разрешение, выданное в УГАДН (срок подготовки до 30 дн.).
  • Соответствующая ДОПОГ автотехника (включенная в реестр категорированных объектов транспорта).
  • Детально прописанный маршрут перевозки (ВАЖНО: отклонения не допустимы).
  • Профессиональная пригодность водителя и его знание требований ДОПОГ.

К особо опасным грузам относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности согласно ГОСТ 19433-88

  • Взрывчатые вещества класса 1, кроме подклассов 1.4, 1.5 и 1.6;
  • Радиоактивные вещества класса 7;
  • Не воспламеняющиеся неядовитые газы окисляющие;
  • Ядовитые газы окисляющие;
  • Ядовитые газы окисляющие, едкие и (или) коррозионные; 6. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 0 С ядовитые;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 0 С едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 0 С до плюс 23 0 С едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 0 С до плюс 23 0 С ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся твердые вещества, саморазлагающиеся при температуре не более 50 0 С с опасностью разрыва упаковки;
  • Самовозгорающиеся твердые вещества ядовитые;
  • Самовозгорающиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
  • Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся;
  • Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, Самовозгорающиеся и ядовитые;
  • Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся, едкие и (или) коррозионные;
  • Окисляющие вещества ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
  • Органические пероксиды взрывоопасные, саморазлагающиеся при температуре не более 50 0 С;
  • Органические пероксиды саморазлагающиеся при температуре более 50 0 С;
  • Органические пероксиды взрывоопасные;
  • Органические пероксиды без дополнительного вида опасности;
  • Органические пероксиды едкие для глаз;
  • Органические пероксиды легковоспламеняющиеся;
  • Органические пероксиды легковоспламеняющиеся, едкие для глаз;
  • Ядовитые вещества, летучие без дополнительного вида опасности;
  • Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 0 С;
  • Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки больше 23 0 С, но не более 6ГС;
  • Ядовитые вещества, летучие едкие и (или) коррозионные;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами ядовитые и окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 23 0 С до 61 0 С;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые и окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 0 С;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 24 0 С до 61 0 C;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые.

Компания НордЭкс Экспресс перевозит особо опасные наливные грузы в международном сообщении. Мы гарантируем наличие всех необходимых разрешений и безопасность при перевозке особо опасных грузов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Класс 1 — взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества, и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта;

  • подкласс 1,1 — взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия с опасностью взрыва массой, когда взрыв мгновенно охватывает весь груз;
  • подкласс 1,2 — взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не взрывающиеся массой;
  • подкласс 1,3 — взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, обладающие опасностью загорания с незначительным взрывчатым действием или без него;
  • подкласс 1,4 — взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, представляющие незначительную опасность взрыва во время транспортировки только в случае воспламенения или инициирования, не дающие разрушения устройств и упаковок;
  • подкласс 1,5 — взрывчатые вещества с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании инициирование или переход от горения к детонации маловероятны;
  • подкласс 1,6 — изделия, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования.

Примечание.Взрывчатые смеси газов, паров и пыли не рассматриваются как взрывчатые вещества.

Класс 2 — газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:

* абсолютное давление паров при температуре 50 град. C равно или выше 3 кгс/кв. см (300 кПа);

* критическая температура ниже 50 град. C. По физическому состоянию газы делятся на:

* сжатые, критическая температура которых ниже -10 град. C;

* сжиженные, критическая температура которых равна или выше -10 град. C, но ниже 70 град. C;

* сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70 град. C;

* растворенные под давлением;

* аэрозоли и сжатые газы, попадающие под действие специальных предписаний;

  • подкласс 2,1 — невоспламеняющиеся газы;
  • подкласс 2,2 — невоспламеняющиеся ядовитые газы;
  • подкласс 2,3 — легковоспламеняющиеся газы;
  • подкласс 2,4 — легковоспламеняющиеся ядовитые газы;
  • подкласс 2,5 — химически неустойчивые;
  • подкласс 2,6 — химически неустойчивые ядовитые.

Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61 град. C и ниже;

  • подкласс 3,1 — легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой вспышки и жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле ниже минус 18 град. С или имеющие температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, кроме легковоспламеняемости;
  • подкласс 3,2 — легковоспламеняющиеся жидкости со средней температурой вспышки — жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле от минус 18 до плюс 23 град. C;
  • подкласс 3,3 — легковоспламеняющиеся жидкости с высокой температурой вспышки — жидкости с температурой вспышки от 23 до 61 град. C включительно в закрытом тигле.

Класс 4 — легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании;

  • подкласс 4,1 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные легко воспламеняться от кратковременного воздействия внешних источников воспламенения (искры, пламени или трения) и активно гореть;
  • подкласс 4,2 — самовоспламеняющиеся вещества, которые в обычных условиях транспортирования могут самопроизвольно нагреваться и воспламеняться;
  • подкласс 4,3 — вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

Класс 5 — окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв;

  • подкласс 5,1 — окисляющие вещества, которые сами по себе не горючи, но способствуют легкой воспламеняемости других веществ и выделяют кислород при горении, тем самым увеличивая интенсивность огня;
  • подкласс 5,2 — органические пероксиды, которые в большинстве случаев горючи, могут действовать как окисляющие вещества и опасно взаимодействовать с другими веществами. Многие из них легко загораются и чувствительны к удару и трению.

Класс 6 — ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой;

  • подкласс 6,1 — ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь или контакте с кожей;
  • подкласс 6,2 — вещества и материалы, содержащие болезнетворные микроорганизмы, опасные для людей и животных.

Класс 7 — радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г).

Класс 8 — едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами;

  • подкласс 8,1 — кислоты;
  • подкласс 8,2 — щелочи;
  • подкласс 8,3 — разные едкие и коррозионные вещества.

Класс 9 — вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения;

  • подкласс 9,1 — твердые и жидкие горючие вещества и материалы, которые по своим свойствам не относятся к 3-му и 4-му классам, но при определенных условиях могут быть опасными в пожарном отношении (горючие жидкости с температурой вспышки от +61 град. C до +100 град. C в закрытом сосуде, волокна и другие аналогичные материалы);
  • подкласс 9,2 — вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях.

Перевозка опасных грузов – дело, которым должны заниматься исключительно профессионалы. Эти грузы называются опасными, так как они представляют собой угрозу жизни или здоровью людей. Бывают более или менее опасные грузы, обладающие своими особенностями. Все они делятся на 9 классов, в соответствии с классификацией ООН. У каждого из этих классов опасности, определяющих свойства вещества, есть подклассы, которые конкретизируют особенности груза.

Материалы (зачастую предназначенные для изготовления пиротехнических изделий), обладающие возможностью взрыва или возгорания с эффектом взрыва. Сюда же относятся средства взрывания, вызывающие пиротехнический эффект. Взрывчатые смеси паров и газов с пылью в качестве взрывчатых веществ не рассматриваются.

Подклассы таких материалов:

— с опасностью взрыва всей массы, мгновенного охвата взрывом всего груза

— с отсутствием опасности взрыва всей массы

— с опасностью возгорания с незначительным или отсутствующим взрывчатым действием

— с небольшой опасностью взрыва, существующей исключительно в случае инициирования или воспламенения; вероятность разрушения упаковки отсутствует

— с незначительной опасностью взрыва всей массы, инициирования при транспортировке или перехода воспламенения в детонацию, связанной с низкой чувствительностью вещества

— с отсутствием опасности взрыва всей массой, чувствительности к детонации; вероятность случайного инициирования чрезвычайно низка

Газы – сжатые, растворенные под давлением или сжиженные охлаждением, отвечающие одному или обоим условиям:

— критическая температура ниже 50°C

— абсолютное давление паров при 50°C не ниже 3 кгс/см² (3 КПа).

— химически неустойчивые ядовитые

Горючие, легковоспламеняющиеся жидкости и их смеси (в том числе, жидкости с содержанием твердых веществ в суспензии или растворе), для которых характерно выделение легковоспламеняющихся паров, с температурой вспышки в тигле до 61°C.

Подклассы жидкостей и смесей:

— с температурой вспышки в закрытом тигле ниже -18°C

— с температурой вспышки в закрытом тигле от -18°C до +23°C

— с температурой вспышки в закрытом тигле от +23°C до +61°C

Материалы и вещества (не взрывчатые), загорающиеся в результате нагревания, трения, поглощения влаги, внешних источников воспламенения или самопроизвольных химических реакций.

Подклассы подобных материалов:

— воспламеняющиеся от кратковременного воздействия (искра или трение) и активно горящие

— сильно нагревающиеся и самовоспламеняющиеся в обычных условиях транспортировки

— выделяющие при взаимодействии с водой воспламеняющиеся газы

Окисляющие вещества, пероксиды, способные выделять кислород, поддерживая горение. В подходящих условиях или при смешении с другими веществами могут вызывать самовоспламенение и взрыв.

Подклассы окисляющих веществ:

— горючие органические пероксиды; могут окислять другие вещества и опасно взаимодействовать с ними; зачастую они чувствительны к трению и/или ударам.

— негорючие окисляющие вещества, которые способствуют воспламенению других веществ; увеличивают интенсивность горения, выделяя кислород

Ядовитые или инфекционные вещества. Способны вызвать при попадании в организм, при соприкосновении с кожей или слизистыми оболочками отравление, заболевание или смерть.Подклассы таких веществ:

— токсичные вещества, вызывающие отравление при контакте с кожей, попадании внутрь организма или вдыхании паров или пыли

— инфекционные вещества, содержащие опасные микроорганизмы

Радиоактивные вещества и материалы, имеющие удельную радиоактивность свыше 70 КБк/кг (нКи/г).

Вещества, вызывающие коррозию и повреждение металлов, разъедающие кожу и/или слизистые оболочки, а также способные вызвать возгорание при взаимодействии с некоторыми веществами.

Подклассы активных веществ:

— иные едкие вещества, вызывающие коррозию

Опасные вещества, которые не относятся к первым восьми классам. Соблюдение определенных правил при их транспортировке и хранении обязательно.

— становящиеся при определенных условиях едкими и коррозионными

— горючие вещества (как твердые, так и жидкие), которые нельзя отнести к 3 и 4 классам, способные стать огнеопасными при изменении обычных условий.

Особо опасные грузы

Особо опасные грузы — это грузы, которые требуют особых мер предосторожности при их перевозке.

Такие грузы (особо опасные) представляют максимальную угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу внешней среде. В случае чрезвычайных происшествий, перевозимые автотранспортом особо опасные грузы могут привести как к гибели большого числа людей, так и к экологической катастрофе.

При перевозке (транспортировке) особо опасных грузов автомобильным транспортом используется исключительно специализированный транспорт у которого должны быть все необходимые разрешения на перевозку особо опасных грузов:

  • Специальное разрешение, выданное в УГАДН (срок подготовки до 30 дн.).
  • Соответствующая ДОПОГ автотехника (включенная в реестр категорированных объектов транспорта).
  • Детально прописанный маршрут перевозки (ВАЖНО: отклонения не допустимы).
  • Профессиональная пригодность водителя и его знание требований ДОПОГ.

К особо опасным грузам относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности согласно ГОСТ 19433-88

  • Взрывчатые вещества класса 1, кроме подклассов 1.4, 1.5 и 1.6;
  • Радиоактивные вещества класса 7;
  • Не воспламеняющиеся неядовитые газы окисляющие;
  • Ядовитые газы окисляющие;
  • Ядовитые газы окисляющие, едкие и (или) коррозионные; 6. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 0 С ядовитые;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 0 С едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 0 С до плюс 23 0 С едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 0 С до плюс 23 0 С ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся твердые вещества, саморазлагающиеся при температуре не более 50 0 С с опасностью разрыва упаковки;
  • Самовозгорающиеся твердые вещества ядовитые;
  • Самовозгорающиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
  • Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся;
  • Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, Самовозгорающиеся и ядовитые;
  • Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся, едкие и (или) коррозионные;
  • Окисляющие вещества ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
  • Органические пероксиды взрывоопасные, саморазлагающиеся при температуре не более 50 0 С;
  • Органические пероксиды саморазлагающиеся при температуре более 50 0 С;
  • Органические пероксиды взрывоопасные;
  • Органические пероксиды без дополнительного вида опасности;
  • Органические пероксиды едкие для глаз;
  • Органические пероксиды легковоспламеняющиеся;
  • Органические пероксиды легковоспламеняющиеся, едкие для глаз;
  • Ядовитые вещества, летучие без дополнительного вида опасности;
  • Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 0 С;
  • Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки больше 23 0 С, но не более 6ГС;
  • Ядовитые вещества, летучие едкие и (или) коррозионные;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами ядовитые и окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 23 0 С до 61 0 С;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые и окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 0 С;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 24 0 С до 61 0 C;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые.

Компания НордЭкс Экспресс перевозит особо опасные наливные грузы в международном сообщении. Мы гарантируем наличие всех необходимых разрешений и безопасность при перевозке особо опасных грузов.

Что считается опасным грузом

Опасные грузы — это изделия либо вещества, которые при воздушной перевозке способны создавать значительную угрозу для здоровья и безопасности людей, а также для безопасности самолета.

Опасные грузы во время перевозки, хранения, транспортировке, выгрузке и других операциях могут повредить борт авиа корабля, а также могут послужить причиной пожара, взрыва, повлиять/уничтожить складское помещение в аэропорту, причинить увечья, облучение, ожоги животным и людям во время авиаперевозки.

Классы опасности грузов, требования к их перевозке содержатся в «Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО. Оружие и боеприпасы к нему, в том числе и не имеющие опасных свойств, перевозятся в соответствии с этими правилами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Опасные грузы (ОГ) классифицируются по своей степени опасности, а также по физико-химическим свойствам.

По степени опасности опасные грузы разделяются на группы:

  • особо опасные грузы;
  • грузы высокой степени опасности;
  • грузы средней степени опасности;
  • грузы низкой степени опасности;
  • опасные грузы в ограниченных количествах;
  • опасные грузы в освобожденных количествах и авиапочте.

К особо опасным грузам относятся относятся грузы, запре­щенные к воздушной перевозке при любых обстоя­тельствах:

  • взрывчатые вещества, которые воспламеняются или разлагаются под воздействием температуры 75 о С в течение 48 часов;
  • взрывчатые вещества, содержащие смеси хлоратов с фосфором;
  • твердые взрывчатые вещества, которые классифицируются как вещества с чрезвычайно высокой чувствительностью к механическому удару;
  • взрывчатые вещества, содержащие как хлораты, так и соли аммония;
  • жидкие взрывчатые вещества, которые классифицируются как вещества с умеренной чувствительностью к механическому удару;
  • любое вещество или изделие, которое способно выделять опасное количество тепла или газа в обычных условиях авиатранспортировки;
  • легковоспламеняющиеся твердые вещества и органические перекиси, которые обладают способностью взрываться и которые упакованы таким образом, что в качестве знака дополнительного риска правилами классификации предусматривается использование знака опасности взрыва.

К грузам высокой степени опасности относят­ся ОГ, запрещенные к перевозке без специального предварительного государственного освобожде­ния и требующие для перевозки упаковывания по I группе списка ООН, и зараженные животные.

К грузам средней степени опасности относят­ся ОГ, транспортируемые в нормальных условиях полета в соответствии с установленными прави­лами и требующие для перевозки упаковывания по II группе списка ООН.

К грузам низкой степени опасности относят­ся ОГ, транспортируемые в нормальных условиях полета в соответствии с установленными прави­лами и требующие для перевозки упаковывания по III группе списка ООН.

К опасным грузам в ограниченных количествах относятся допускаемые к воздушной перевозке ОГ со значительно меньшим, чем максимально допус­тимо, значением перевозимой массы (объема). Для их транспортировки необходима альтернативная упаковка (знак Y перед номером требуемого упаковочного комплекта).

К опасным грузам в освобожденных количествах и авиапочте относятся допускаемые к воздушной перевозке ОГ низкой степени опасности с незначи­тельной величиной перевозимой массы (объема).

По физико-химическим свойствам опасные грузы разделяются на 9 классов:

  1. Взрывчатые вещества и взрывчатые изделия. Пиротехнические вещества, составы и изделия, даже если они не выделяют газов, тоже относятся к взрывчатым.
  2. Газы — сжатые, сжиженные, в растворе, охлажденные сжиженные, смеси газов, смеси одного или нескольких газов с парами одного или нескольких веществ других классов, изделия, снаряженные газом и аэрозоли.
  3. Легковоспламеняющиеся жидкости — жидкости или смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют пары, легковоспламеняющиеся в закрытом сосуде при температурах не выше 60,5 о С или в открытом сосуде при температурах не выше 65,5 о С.
  4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества — которые легко загораются, самовоспламеняются или выделяют легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.
  5. Окисляющие вещества и органические перекиси — могут поддерживать горение за счет выделения кислорода.
  6. Токсичные и инфекционные вещества — газообразные, жидкие или твердые вещества, представляющие опасность отравления, химических ожогов, заболеваний, гибели людей, животных и растений, а также вещества, содержащие жизнеспособные микроорганизмы, в отношении которых известно или имеется достаточно оснований считать, что они вызывают заболевания людей или животных.
  7. Радиоактивные вещества — газообразные, жидкие или твердые вещества или изделия, удельная активность которых превышает 70 кБк/кг (2 нКи/г).
  8. Коррозионные вещества — газообразные, жидкие или твердые вещества или изделия, которые могут вызывать видимое поражение кожи или любой живой ткани, или причинить материальный ущерб другим грузам и конструкции воздушного судна.
  9. Прочие опасные грузы — газообразные, жидкие или твердые вещества или изделия, представляющие во время перевозки воздушным транспортом опасность, которая не может быть отнесена к другим классам опасных грузов. К ним относятся намагниченные, анестезирующие, малотоксичные и другие аналогичные вещества и материалы, которые могут вызвать у членов летного экипажа и пассажиров раздражение или недомогание, а также горючие жидкости, не являющиеся легковоспламеняющимися.

СТАНДАРТЫ И ПРАВИЛА ООН

Правила перевозки опасных грузов и их классификация представлены в так называемой «Оранжевой книге» ООН, которая издается соответствующим экспертным комитетом.

Все вещества, являющиеся опасными грузами, имеют единое международное название, которое применяется при маркировке, упаковке и оформлении транспортных документов. В соответствии с правилами авиаперевозки опасных грузов, каждому веществу присваивается уникальный четырехзначный номер.

Правилами перевозки опасных грузов предусмотрена их обязательная маркировка с указанием всех классов опасности. Причем, при указании основного класса должна быть точно указана и категория. При транспортировке изделий нестандартной формы маркировка производится путем крепления висячего ярлыка.

Инструкция по перевозке опасных грузов ООН предусматривает нанесение знака опасности с двух сторон тары, а также на четырех сторонах – для контейнера. По форме такой знак представляет собой ромб с минимальным размером 100*100 мм. В соответствии с правилами перевозки опасных грузов, информация включает в себя символическое обозначение и номер основного класса (при наличии – категории вещества), а также буквенный код группы совместимости. Возможно дополнительное нанесение других информационных надписей.

ПРАВИЛА АВИАТРАНСПОРТИРОВКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Опасные грузы должны быть надежно упакованы в соответствующую тару и упаковку, опломбированы и иметь соответствующую маркировку. Также необходимо правильно описать груз в «Декларации отправителя на опасный груз».

Грузоотправитель обязан выполнять все требования перевозчика относительно упаковки, крепежа, предоставления дополнительных нейтрализующих веществ, средств пожаротушения и т.д.

На одном воздушном судне не могут находиться несовместимые по своим свойствам опасные грузы. Перевозка опасных грузов и оружия должна производиться, как правило, прямыми рейсами до пункта назначения. Перевозка с перегрузкой в промежуточных аэропортах допускается только при специальном разрешении трансфертного аэропорта.

При авиаперевозке опасных грузов и оружия должна быть предоставлена вся требуемая информация. В аэропортах допускается только временное хранение опасных грузов, а отдельные категории опасных грузов, должны загружаться и разгружаться непосредственно в грузовые кабины воздушных судов перед вылетом (после прилета), минуя склады аэропортов.

На борту воздушного судна (в том числе и в полете) должен быть обеспечен доступ к опасным грузам (за исключением установленных нормативными документами категорий) для наблюдения за их состоянием и принятия срочных мер в случаях проявления опасных свойств.

Компания «Д.С.Л.» готова организовать авиаперевозку опасных грузов, гарантируя максимальную защиту и обеспечивая выполнение всех требований авиаперевозчика.

Ссылка на основную публикацию