Трасологическая экспертиза вопросы эксперту

Вопросы трасологической экспертизы

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Для выполнения самых разнообразных задач, решения вопросов, проведения исследований и проверок, используются все разнообразные достижения современной экспертологии. Такая ее область, как трасологические экспертизы – является одной из наиболее востребованных, по крайней мере для криминалистики. Поскольку изучает она оставленные объектами следы, детали и материалы, траектории движения, очередность и обстоятельства взаимодействий, результаты движения, столкновения, воздействия тех или иных объектов и тел друг на друга и на окружающую среду. Это и есть предметы изучения трасологии. И для каждого криминалистического эксперта уже давно изученным и знакомым является такой предмет, как вопросы для трасологической независимой экспертизы.

И не только криминалистического. Так как трасология оказывается смежной прикладной наукой при рассмотрении многих ситуаций, в которых имело место какое-то механическое воздействие. Самый распространенный вид такого движения, в связи с которым часто приходится проводить специальные трасологические экспертизы – это движение дорожное, движение автомобильного транспорта. И самое распространенное применение трасологии – это рассмотрение случаев дорожно-транспортных происшествий. А поскольку в России их случается множество, то для проведения такого количества специальных сертифицированных экспертиз на ее территории уже давно работает большое количество независимых экспертных организаций. Одной из которых и является небезызвестная НП «Федерация Судебных Экспертов».

Мы являемся крупнейшей, вот уже на протяжении нескольких лет, экспертной организацией у нас в стране, и предлагаем гражданам и юридическим лицам все виды экспертных исследований. специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов» давно и успешно сотрудничают со следственными органами РФ и ее арбитражными судами, имеют от них рекомендации, и выполняют многие исследовательские работы по их просьбе или инициации. Нами активно изучаются и вопросы для трасологической экспертизы, как одного из самых популярных на сегодняшний день экспертных исследований. Здесь работают опытные сертифицированные специалисты, имеющие широкий опыт в разрешении самых разнообразных ситуаций. Они уже помогли восстановить как подлинное течение событий, как во многих случаях и справедливость, многим российским гражданам.

Итак, вернемся к рассказу о том, какова методология трасологической экспертизы. По более общим типам, до обсуждения таких понятий, как вопросы для трасологической экспертизы, сперва можно говорить о том, как делятся виды ее задач. Их, в общем-то, существует всего лишь два. Это задачи идентификационные, и задачи диагностические. В идентификационные задачи трасологической экспертизы входит изучение тождества, принадлежности к одному или разным объектам следов или деталей, оставленных на месте происшествия. Идентификация по следам и деталям тех объектов, которыми они были оставлены. И остальные подобные этим вопросы – идентификация участников дтп.

К задачам трасологической экспертизы, которые можно назвать диагностическими, следует отнести непосредственное изучение следов. Следы обнаруживаются, определяется степень их пригодности для идентификации, происходит такая формальная, казалось бы, работа. Затем изучается вещество материалов, составляющих следы, время, очередность, механизм их образования. Траектория и скорость движения оставляющих их объектов, их возможное состояние.

Например, именно в обязанности трасологической экспертизы входит расследование таких случаев, как травмы пешеходов. Если на теле пострадавшего или пострадавшей мы обнаруживаем ушибы, синяки, следы, то производится трасологическая экспертиза. Она изучает не только следы, оставленные на проезжей части, но, что особенно интересно, следы как таковые – оставленные любыми объектами на других объектах.

В работе трасологических экспертов важную часть методологии составляют вопросы для трасологической экспертизы. Их может быть множество, они могут возникать индивидуально для каждой конкретной ситуации, но по общей теории можно говорить в частности о следующих вопросах, которые мы разделили на принадлежащие к идентификационному и диагностическому этапам, или частям трасологического исследования.

Некоторые идентификационные вопросы для трасологической экспертизы:

  • являются ли следы, оставленные на объектах, телах и транспортных средствах, принадлежащими одному или разным объектам;
  • какими объектами или транспортными средствами были оставлены следы, найденные на месте происшествия;
  • могли ли оставленные следы быть нанесены транспортным средством, участие которого в дорожно-транспортном происшествии было доказано;
  • являются ли рассматриваемые следы или повреждения оставленными или нанесенными в результате того дорожно-транспортного происшествия, которое рассматривается.

Некоторые диагностические вопросы для трасологической экспертизы:

  • наличествуют ли на месте происшествия следы, пригодные для изучения и идентификации;
  • какова, согласно изучаемым следам, была траектория движения тех или иных транспортных средств, принимавших участие в ДТП;
  • какова марка шин, следы которых можно было обнаружить на месте происшествия;
  • каким было взаимное расположение объектов, автомобилей или пешеходов, на момент произошедшего столкновения;
  • в какой последовательности происходило взаимодействие (столкновение) различных объектов, в какой последовательности происходило образование следов;
  • в целом – что можно сказать о механизме рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия.

Вот так в общих чертах выглядят направления и основные, часто рассматриваемые вопросы для трасологическоей экспертизы. Для того чтобы подробнее узнать о том, каковы ее возможности, вам стоит обратиться в организацию НП «Федерация Судебных Экспертов». Вы сможете получить информацию по всем видам экспертологических исследований, проконсультироваться с работниками нашей компании.

Трасологическая экспертиза

Тел. , 268-87-99, 268-83-91, 268-80-85

Трасологическая экспертиза проводится в целях идентификации различных объектов по признакам их внешнего строения, отобразившимся в следах на месте происшествия, а также для диагностики различных обстоятельств, связанных с расследованием: направления движения (преступника, транспорта), времени происхождения следов, способа и последовательности действия преступника и т. п.

В зависимости от объектов исследования и характера решаемых задач различают следующие основные трасологические экспертизы:

— следов ног (копыт) животных;

— следов орудий взлома и инструментов;

— следов транспортных средств;

— замков и запирающих устройств;

— запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) и пломб;

— целого по частям;

— следов производственных механизмов;

Производство трасологических экспертиз организовано во всех экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел.

Вопросы, решаемые при исследовании следов обуви:

1. Обувью какого вида оставлены следы (сапоги, ботинки, кроссовки и т. п.)?

2. Обувью какой модели оставлен след; ее размер?

3. Каков рост человека, носившего данную обувь?

4. Каков механизм возникновения следов (оставлены ли следы при ходьбе, беге, ударах ногой и т. д.)?

5. Каковы отобразившиеся в следах ног анатомические особенности человека?

6. Не оставлены ли следы ног (обуви), обнаруженные на нескольких местах происшествий, одним и тем же человеком (или одной и той же обувью)?

7. Не оставлены ли следы обувью, изъятой у конкретного лица?

8. Не носило ли обувь, обнаруженную на месте происшествия, конкретное лицо?

9. Не отобразились ли в следах ног признаки внешнего строения чулок или носков, изъятых у конкретного лица?

10. Каковы размерные характеристики элементов дорожки следов обуви?

11. Совпадают ли элементы дорожки следов, обнаруженной на месте происшествия, с элементами экспериментальной дорожки следов, оставленной данным лицом?

Вопросы, решаемые при исследовании следов зубов человека:

1. Зубами человека, животного или чем-либо иным оставлены следы на данном объекте?

2. Каковы анатомические, технические особенности зубного аппарата человека, оставившего следы?

3. Каков механизм (надкус, откус) образования следов зубов?

4. Данным ли человеком оставлены следы зубов на представленном объекте?

Вопросы, решаемые при исследовании следов ног (копыт) животных:

1. Каким животным оставлены следы?

2. Каковы отобразившиеся в следах зоологические особенности животного?

3. Не оставлены ли следы данным животным?

4. Каковы тип, номер и особенности подков, следы которых обнаружены на месте происшествия?

5. Оставлены ли следы лап (подков, копыт) одним и тем же или разными животными?

Вопросы, решаемые при исследовании следов орудий взлома и инструментов:

1. Имеются ли на поверхности объекта следы воздействия посторонним предметом?

2. С какой стороны, в каком направлении произведено повреждение (сверление, распиливание, разрыв, разлом, отжим) данного объекта (двери, окна, потолка, пола, доски, бумаги, картона и т. д.)?

3. Каков механизм образования следов?

4. К какому виду или типу относится орудие (инструмент, механизм), которым оставлены следы? Каковы свойства и характеристики этого орудия (форма, размеры и т. д.)?

5. Одним или несколькими орудиями образованы данные следы?

6. Не образованы ли следы на двух или более объектах одним и тем же орудием?

7. Не образованы ли данные следы представленным на экспертизу орудием?

Вопросы, решаемые при исследовании следов транспортных средств:

1. Каким типом и моделью транспортного средства, какими его частями оставлены следы?

2. Одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство?

4. Каков механизм образования имеющихся следов?

5. Оставлены ли следы данным транспортным средством?

6. Не является ли обнаруженный предмет частью данного транспортного средства и, не составлял ли он ранее с ним единое целое?

7. Каково было взаимное расположение транспортных средств (транспортного средства и других объектов) в момент столкновения?

Вопросы, решаемые при исследовании замков и запирающих устройств:

1. Исправен ли механизм замка? Если нет, то в чем причина его неисправности? Как влияет данная неисправность на охранные свойства замка?

2. Имеются ли на деталях механизма замка следы, оставленные посторонним предметом? Являются ли эти следы результатом воздействия поддельного ключа или отмычки?

3. Отпирался ли и можно ли отпереть замок данным ключом (отмычкой, предметом)?

4. При каком положении запирающего механизма (запертом, отпертом) образованы повреждения на замке?

5. В результате каких действий поврежден замок? Каким способом отперт (взломан) замок?

6. Орудием какого вида (типа) оставлены следы на замке либо взломан замок?

7. Одним ли способом, одним ли орудием отперты (взломаны) несколько замков?

8. Не данным ли орудием (инструментом, предметом) оставлены имеющиеся на замке следы?

9. Каков уровень секретности запирающего механизма замка?

Вопросы, решаемые при исследовании запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) и пломб:

1. Вскрывалась ли пломба (ЗПУ) и каким способом?

2. Навешивалась ли пломба (ЗПУ) повторно?

3. Каково содержание цифровых и буквенных оттисков на пломбе (ЗПУ)?

4. Обжималась ли пломба представленными пломбировочными тисками?

5. Использовались ли представленные инструменты для вскрытия пломбы (ЗПУ) и последующего ее обжатия?

Вопросы, решаемые при установлении целого по частям:

1. Частью какого предмета является данный объект?

2. Составляли ли данные объекты ранее одно целое?

3. Каким способом разделены части предмета?

4. Не разделялся ли объект на части конкретным предметом?

Вопросы, решаемые при исследовании изделий массового производства:

1. На каком оборудовании изготовлено данное изделие, с применением каких станков, механизмов?

2. Не изготовлены ли изделия или полуфабрикаты, изъятые у конкретного лица, на определенном станке либо с использованием конкретных его деталей (пресс-форм, штампов, пуансонов, матриц и т. п.)?

3. Не изготовлены ли несколько изделий, обнаруженных на месте происшествия, и несколько изделий, изъятых у данного лица, на одном и том же устройстве или с использованием одних и тех же его деталей?

Вопросы, решаемые при исследовании одежды:

1. Являются ли обнаруженные следы следами одежды?

2. Каков механизм взаимодействия объекта с одеждой (следы трения, отпечаток и т. п.)?

3. Каково было взаимное расположение человека и объекта, на котором оставлены следы его одежды?

4. Оставлены ли следы участками одежды конкретного лица?

5. Какие следы и повреждения имеются на одежде?

6. Каков механизм образования повреждений на одежде?

7. Орудием (предметом) какого вида образованы повреждения?

8. Не образованы ли следы и повреждения на одежде представленными предметами?

Вопросы, решаемые при исследовании узлов и петель:

1. К какому виду относятся узлы и петли?

2. Являются ли они профессиональными? Если да, то для какой профессии они характерны?

Требования к материалам, направляемым на экспертизу:

При назначении трасологической экспертизы представляют следующее:

— непосредственно объекты исследования; при невозможности выполнения этого требования можно направлять модели, полученные с этих объектов (фотоснимки, слепки, дактилопленки);

— протоколы осмотра, схемы, фотоснимки места происшествия (материалы уголовного дела);

— образцы для сравнительного исследования; в каждом конкретном случае они могут быть уточнены экспертом.

Предметы (объекты) должны быть упакованы, опечатаны и снабжены соответствующими сопроводительными надписями.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Транспортно-трасологическая экспертиза очень важна при оценке ДТП. Она представляет собой исследование следов после дорожно-транспортного происшествия. Именно благодаря трансологической экспертизе можно расшифровать путь прохождения транспортных средств, виды движения, определить место удара, а главное – установить причину и обстоятельства, спровоцировавшие ДТП, определить виновника и решить вопросы о страховых выплатах. Рассмотрим особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП и цели ее назначения.

Назначение трасологической экспертизы при ДТП

Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.

Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:

1. Определения суда.

2. Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.

3. Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.

В определении должны быть отражены следующие сведения:

  • основания, в соответствии с которыми назначается проверка;
  • полные сведения об эксперте или учреждении, в котором должна быть произведена экспертиза;
  • перечислен список вопросов, которые ставят перед экспертом;
  • список материалов, которые предоставляются в распоряжение эксперта.

Сроки проведения трасологической экспертизы устанавливаются судом и зависят от сложности происшествия.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.

3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.

5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии

Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами. Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение. Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.

Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:

1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.

2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.

3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.

4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.

5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.

6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.

7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.

8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.

Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.

Вопросы эксперту

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Заключение трасологической экспертизы

Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.

Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени. В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы. Благодаря заключению эксперта можно понять, кто стал виновником аварии, кто понесет наказание, кто получит выплаты от страховой организации и т.д.

Трасологическая экспертиза при ДТП в последнее время стала востребованной услугой. Данная услуга помогает не только восстановить картину дорожно-транспортного происшествия, но и установить виновного, разрешить дело правильно и честно. Одним важным условием при этом является обращение к добросовестным, исполнительным и ответственным экспертам, которые не будут пытаться «содрать» деньги, а действительно помогут.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой

В наши дни вопросы, решаемые трасологической экспертизой, приобретают все большую популярность. Само исследование проводится в АНО «Центре Экспертиз Автомобилей» или в любых независимых экспертных учреждениях. Трасологическая экспертиза основывается на изучении предметов, причин ДТП, характеристик транспортных объектов, места и обстоятельств возникновения ДТП.

В свою очередь все вопросы, которые часто решаются в ходе проведения трасологической экспертизы классифицируются в зависимости от типов исследования.

Дактологическая экспертиза включает в себя решение таких вопросов:

  • Можно ли установить личность по отпечаткам рук, ног, пальцев человека, имеющихся на предоставленных объектах?
  • Присутствуют ли на объектах следы, оставленные определенным лицом (подозреваемым или не подозреваемым)?
  • Есть ли на автотранспортных объектах следы материалов человека биологического происхождения (кровь, волосы, слюна, эпителий и т.д)?

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой исследования пломб:

  • Есть ли повреждения пломбы, возникшие в результате первичного её наложения?
  • Принадлежат имеющиеся оттиски на пломбе определенному пломбиру?
  • Была ли пломба наложена повторно?

Вопросы, решаемые в ходе экспертизы замков транспорта:

  • Является ли замок рабочим?
  • Существует ли возможность открыть замок определенным ключом?
  • Был ли замок заперт или открыт с помощью постороннего предмета?
  • Присутствуют ли признаки взлома на замке (если присутствуют, то, кем он был поврежден)?
  • Можно ли конкретно идентифицировать предмет, который применялся для взлома замка?
  • Присутствуют следы взлома дверей?

Вопросы, решаемые в ходе исследования узлов и петель:

  • Присутствуют ли узлы на объекте и какого они типа (являются ли они профессиональными)?

Фиксация и исследование следов транспортных средств

Все следы транспортных средств, обнаруженные на месте происшествия, необходимо тщательно фиксировать в протоколе,отмечая место обнаружения, форму, положение относительно элементов материальной обстановки, размеры, расположение относительно друг друга, направление следов. Более точному отображению следов транспортных средств способствует использование специальных технико-криминалистических средств фиксации.

Фиксация объемных следов транспортных средств осуществляется по общим правилам. При изготовлении гипсовых слепков со следов протектора следует выбирать те участки, на которых рисунок обозначился наиболее отчетливо. При этом необходимо уделять особое внимание отобразившимся в следах особенностям шин, дефектам, возникшим в процессе эксплуатации, и т.д., которые в значительной степени индивидуализируют шину, и с тщательностью их фиксировать. Фотосъемка, как и при работе с другими следами, должна всегда предшествовать применению любых иных криминалистических средств фиксации, способных внести в них изменения. При фотографировании следов колес необходимо пользоваться методом линейной панорамы и съемку производить с масштабной линейкой (иным средством измерения линейных величин). Комплекс следов транспортных средств, обнаруженных на месте происшествия, лучше фотографировать по правилам метрической фотосъемки, которая обеспечивает не только фиксацию взаимного их расположения в пространстве, но и позволит в дальнейшем установить размеры запечатленных на фотоснимке объектов и расстояний между ними.

При фиксации следов транспортных средств с особой тщательностью должно производиться измерение по ним длины тормозного пути, ширины колеи, ширины беговой дорожки шин и т.д.

Поверхностные следы, как правило, только фотографируются, или фиксируются с помощью видеосъемки, иногда делаются зарисовки. Целесообразно также, особенно при осмотре места дорожно-транспортного происшествия, все обнаруженные следы и их взаимное расположение отобразить на графическом масштабном плане или схеме, которые прилагаются к протоколу следственного действия. Обнаруженные следы материалов и веществ после фиксации их местоположения и состояния изымаются для последующего исследования.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой следов транспортных средств

На разрешение эксперта могут быть поставлены как идентификационные, так и диагностические вопросы. Наиболее распространенными идентификационными вопросами являются следующие:

  • 1. Не оставлены ли следы протектора, изъятые с места происшествия, колесами конкретного автомобиля. Для проведения исследования эксперту, помимо самих следов, представляются проверяемые колеса отдельно или вместе с автомашиной.
  • 2. Не оставлены ли следы протектора, изъятые с нескольких мест происшествия, одними и теми же колесами. Исследование характерно для первоначального этапа расследования, проводится при отсутствии проверяемых объектов (колес) и только в отношении самих следов. Результаты экспертизы помогают установить факт многократного использования одного и того же транспортного средства в преступных целях.
  • 3. Транспортным средством какого вида (марки, модели) оставлены следы. Исследование также проводится на начальном этапе расследования, а его результаты позволяют сузить круг поиска скрывшегося с места преступления транспортного средства.
  • 4. Не являются ли осколки стекла, изъятые с места дорожно-транспортного происшествия, частями стекла фары рассеивателя конкретного транспортного средства. Исследование представляет собой разновидность идентификации «целого по частям». По результатам экспертизы устанавливается причастность исследуемого транспортного средства к происшествию, которое расследуется.
  • 5. Какой частью транспортного средства оставлен след. Данным исследованием решается вопрос об идентификации элементов кузова, бампера, иных частей транспортного средства по отображению особенностей рельефа их поверхности при контактном взаимодействии с препятствиями на дороге.

Диагностические вопросы

Диагностические вопросы, решаемые при исследовании следов транспортных средств, касаются в основном механизма события. Это чаще всего вопросы о направлении, в котором двигалось транспортное средство, взаимном расположении транспортных средств в момент их столкновения, скорости движения и некоторые другие.

Ссылка на основную публикацию