Участники дтп определение

Определение ДТП в законодательстве: виды, участники, оформляемые документы

Определение ДТП указано в следующих нормативно-правовых документах Российской Федерации:

  • ФЗ № 196 от 1995 года (далее – ФЗ №196);
  • Правила дорожного движения (далее – ПДД);
  • Правилам учета ДТП на дорогах РФ (далее – Правила учета).

Определение

Что такое ДТП? Все 3 документа сходятся к тому, что под термином ДТП словарь должен понимать происшествие, произошедшее во время движения автомобиля (иного транспортного средства) по дорогам общего пользования и с его участием. Обязательным условием считается наличие повреждений, к которым относится:

  • Нанесение травмы людям;
  • Гибель людей;
  • Повреждение транспортного средства (в том числе и скрытые повреждения);
  • Повреждение перевозимого груза;
  • Повреждение зданий и сооружений.

Пункт 3 приложения к Правилам учета установил следующие виды ДТП:

  1. Столкновение. Происшествие во время которого столкнулись 2 движущихся автомобиля (иных ТС) или же ТС столкнулось с движущимся железнодорожным составом. Столкновением может быть признано только то происшествие, во время которого движение осуществляли оба участника аварии. Однако третий абзац пункта 3 сделала оговорку, что к этому виду следует также причислить столкновение с резко остановившимся автотранспортом (из-за поломки, из-за экстренного торможения и т.д.) или столкновение железнодорожного состава с ТС стоящим на путях.
  2. Опрокидывание. Переворот ТС на бок или на крышу во время движения.
  3. Наезд. Существуют следующие подвиды наезда:
  • На ТС. Столкновение движущегося ТС со стоящей техникой (автомобилем, мотоциклом, прицепом). К наезду не относятся случаи ДТП, основные признаки которого указывают, что это столкновение (наезд на резко остановившееся ТС).
  • На препятствие. Удар автомобиля, мотоцикла или любой другой техники о недвижимое препятствие: дом, забор, столб, дерево и т.д.
  • На пешехода. Столкновение ТС с человеком по вине водителя либо пешехода. К этому виду следует также отнести получение повреждений от груза, перевозимого по дороге: доски или трубы, торчащие из прицепа и т.д.
  • На велосипедиста. Ситуация аналогичная наезду на пешехода.
  • На гужевой транспорт. Столкновение с повозкой либо животным, запряженным в эту повозку, а также наезд на животное, не запряженное в повозку.

  1. Падение пассажира. Падение пассажира во время движения ТС, независимо от причин такого падения. Однако если аварию можно отнести к другому виду (столкновение, наезд и т.д.), ДТП не следует считать падением пассажира. Также, падением пассажира не считается падение с (из) остановившегося ТС.
  2. Иные ДТП. Сюда включаются все остальные возможные ситуации: падение груза на человека (автомобиль), отрыв колеса (иной части автотранспортного средства) и т.д. Отдельно выделяют бесконтактное происшествие, когда участник дорожного движения своим действием или бездействием создал ситуацию, приведшую к материальному ущербу, или нанесению вреда жизни и здоровью третьих лиц, но при этом непосредственного контакта не произошло. Например, когда действия велосипедиста вынудили водителя совершать резкое маневрирование, из-за чего автомобиль съехал в придорожный кювет.

В российском законодательстве четко очерчено определение понятия ДТП. Однако ни один нормативно-правовой документ не содержит в себе определения понятия об участниках происшествия. Но если взять всю имеющуюся информацию, то под понятием «Участники ДТП» следует понимать всех лиц, которые, так или иначе, участвовали в аварии. Законодательство делит участников на 2 основные категории:

  • Виновники, из-за которых произошла авария;
  • Потерпевшие, которые получили ущерб в аварии не по своей вине.

Виновником и потерпевшим может стать любое лицо, являющееся участником дорожного движения. Статья 2 ФЗ № 196 относит к таковым пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Следует знать, что к водителям приравниваются лица, управляющие гужевой повозкой, а также погонщики скота, перегоняющие животных через дорогу (по дороге).

Отдельно разделяют участников происшествия по степени полученных повреждений:

  • Раненные.
  • Погибшие. Погибший при ДТП – это лицо, которое умерло от полученных ран в течение 30 дней после их получения.

И ранеными и погибшими могут быть как виновники, так и потерпевшие.

Помимо указанного, есть очевидцы происшествия с места ДТП. Это физлицо, которое воочию было свидетелем аварии, располагает информацией о ней и может ею (информацией) поделиться.

Порядок действий водителя при аварии

Если водитель транспортного средства попал в дорожно-транспортное происшествие, то согласно пунктам 2.5 и 2.6 ПДД, он должен:

  1. Остановить свое ТС и включить аварийный световой сигнал. Продолжать движение на авто нельзя, равно как и нельзя отъезжать в сторону с места происшествия. Однако пункт 2.6 ПДД определил, что если машина полностью перекрыла дорожное полотно, то водитель должен по возможности убрать автомобиль на обочину, предварительно зафиксировав место происшествия. Если это возможно, фиксация производится посредством фото и видео.
  2. Оказать требуемую помощь пострадавшим и вызвать бригаду медицинской помощи. Если этого требует ситуация, пострадавшего необходимо отправить в больницу на попутном автотранспорте.
  3. Установить знак остановки. Знак выставляется на дороге по ходу движения. Минимальное расстояние знака от ТС: в населенных пунктах – 15 метров, за чертой города – 30 метров. ПДД определили, что расстояние от знака до ТС должно позволять иным водителям вовремя заметить препятствие, притормозить и совершить маневр для объезда.
  4. Вызвать сотрудников ДПС и дождаться их на месте.

Оформляемые документы

Прибыв на место аварии, сотрудники ГИБДД составляют следующие документы:

Постановление о происшествии, где указывается причина ДТП, основные обстоятельства, дата и точное время, описание повреждений всех ТС. К протоколу прикладывается:

  • материалы фото и видео фиксации, подготовленные сотрудниками ГИБДД, самими участниками аварии или очевидцами;
  • схема происшествия, нарисованная сотрудником ГИБДД от руки;
  • свидетельства очевидцев аварии и ее участников.

Протокол об административном правонарушении, где указывается виновник аварии и пункт ПДД, который был нарушен. Составляется несколько копий: сотрудникам ГИБДД для передачи на хранение, виновному для ознакомления и пострадавшему для передачи в страховую компанию.

Если виновник не установлен, составляется постановление о возбуждении административного дела. Если виновника аварии нет, составляется постановление об отказе в возбуждении административного дела.

Если того требует ситуация, участника ДТП (одного или нескольких) отвозят на медицинское освидетельствование для установления факта опьянения (алкогольного, токсического или наркотического) и для определения количества промилей алкоголя, находящихся в крови.

Оформление по европротоколу

Пункт 2.6 ПДД, установил, что при одновременном соблюдении следующих условий участники могут не вызвать сотрудников ГИБДД:

  • Участниками происшествия является только 2 ТС;
  • Каждый из водителей имеет действующий полис ОСАГО;
  • Материальный ущерб причинен только транспортным средствам (одному или двум);
  • У водителей нет разногласий в определении обстоятельств происшествия.

В таком случае водители самостоятельно должны заполнить бланк европротокола, выданного страховой компанией. Европротокол составляется только на бланке и по образцу, утвержденными страховщиком. Достаточно одного экземпляра для заполнения, поэтому на свое усмотрение водители могут взять европротокол виновного или пострадавшего. В документе отображается следующая информация:

  • Место и дата аварии;
  • Количество ТС, которым причинен ущерб;
  • Свидетели;
  • Информация о пострадавшем ТС;
  • Информация о собственнике;
  • Место первого удара;
  • Перечень повреждений;
  • Обстоятельства происшествия и схема;
  • Подписи.

С 1 июня 2018 года максимальная сумма возмещения по европротоколу составляет 100 000 рублей. Даже если ущерб, нанесенный ТС, будет превышать эту цифру, страховая компания не выплатит больше этой суммы. Если повреждения автомобиля явно превышает указанную сумму, водителям рекомендуется вызвать на место аварии сотрудников ДПС.

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о понятии дорожно-транспортное происшествие и о том, какое событие является ДТП, а какое не является.

Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше. И если 15 лет назад городской житель встречал 1-2 ДТП за год, то сейчас такое же количество аварий можно увидеть за один день. Связано это прежде всего с тем, что количество автомобилей в российский городах значительно возросло.

Понятие «дорожно-транспортное происшествие»

В первую очередь рассмотрим понятие ДТП из пункта 1.2 правил дорожного движения:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Данное понятие содержит ряд условий, которые должны выполняться одновременно:

  • событие возникло в процессе движения автомобиля;
  • автомобиль принимает непосредственное участие в данном событии;
  • имеет место ущерб (жизни или здоровью людей, либо материальный).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то нельзя говорить о том, что произошло ДТП. Разберем данный вопрос подробнее.

1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, — не является.

2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство.

Например, не является ДТП попадание в пешехода окурка, выброшенного из окна автомобиля. Даже если окурок прожег одежду, то есть причинил ущерб.

3. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни или здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.

Например, легкое столкновение автомобилей, при котором только стерлась пыль на бампере и не появились трещины, сколы, царапины или иные повреждения, не считается дорожно-транспортным происшествием. Следовательно, в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие обязанности, связанные с дорожно-транспортным происшествием. Также в этом случае не может быть наложен и штраф за сокрытие с места ДТП.

Кто является участником ДТП?

Еще раз обратимся к определению из пункта 1.2 правил дорожного движения:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

На основании этого абзаца можно выделить следующих участников ДТП:

  • Водитель транспортного средства, при участии которого причинен ущерб.
  • Другие участники дорожного движения, которым причинен ущерб.

Например, при движении по жилой зоне автомобиль наехал на футбольный мяч. Автомобиль не получил повреждений, мяч лопнул. Участниками ДТП являются водитель автомобиля и хозяин мяча.

Еще одна распространенная ситуация. Водитель едет по двухполосной автодороге и ему навстречу «выскакивает» обгоняющий автомобиль. Водитель принимает решение повернуть на обочину, чтобы избежать столкновения. В результате автомобиль на обочине переворачивается и получает значительные повреждения.

Встречный автомобиль, который выполнял обгон, повреждений не получил и вообще в столкновении не участвовал.

В этом случае участником ДТП является только водитель автомобиля, который свернул на обочину.

Кто считается виновником ДТП?

Виновником ДТП признается водитель, нарушение которого послужило причиной дорожно-транспортного происшествия. Если перед столкновением правила нарушили оба водителя, то виновниками могут быть признаны и тот, и другой.

При этом не любое нарушение правил делает водителя виновником автоматически.

Например, водитель автомобиля 1 проехал на красный сигнал светофора, а водитель машины 2 забыл дома водительское удостоверение. Нарушение допущено каждым из водителей, однако причиной ДТП стал именно проезд на красный свет.

С другой стороны, если водитель автомобиля 3 выезжает со второстепенной дороги, а водитель 4 едет по перекрестку задним ходом, то виновниками могут быть признаны оба водителя. Однако степень вины должна быть определена индивидуально в каждом конкретном случае.

Штрафы за создание ДТП

Само по себе столкновение автомобилей не является нарушением, то есть штраф за него не накладывается. Однако водитель может быть наказан за нарушение, допущенное непосредственно перед ДТП.

Например, если водитель проехал на красный, то он получит штраф в размере 1 000 рублей.

Тем не менее наказание накладывается далеко не всегда:

Например, автомобиль едет со скоростью 40 км/ч в населенном пункте и сталкивается со стоящим транспортным средством. При этом нарушен пункт 10.1 ПДД, однако за нарушение данного пункта не предусмотрено наказание.

Т.е. нарушение имеет место и водитель будет признан виновником ДТП, однако штрафа за это он не получит.

Штрафы после ДТП

Кроме того, законодательство предусматривает несколько штрафов за нарушения, допущенные после столкновения:

  • лишение прав на 1 — 1,5 года, или административный арест на срок до 15 суток можно получить за оставление места ДТП;
  • лишение прав на 1,5 — 2 года накладывается за употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ сразу же после ДТП;
  • 1 000 рублей — штраф за прочие нарушения при ДТП. Например, если водитель не выставит знак аварийной остановки после столкновения.

В данной статье приведена самая общая информация о дорожно-транспортных происшествиях. Если Вы хотите более подробно изучить различные типы столкновений, то обратитесь к соответствующей рубрике на ПДД Мастер:

Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения

Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны.

Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Участники ДТП

Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

Уважаемый посетитель!

Если у Вас возникают вопросы, Вы можете бесплатно задать их юристу по телефонам.

Наш юрист БЕСПЛАТНО Вас проконсультирует.

  • водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
  • пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
  • пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
  • велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.

Также по ПДД можно выделить такие категории участников ДТП:

  • автовладельцы;
  • виновники аварий;
  • виновные в ущербе;
  • потерпевшие и пострадавшие.

Виновником ДТП может являться и пешеход, а виновным в нанесении ущерба механик, чинивший авто.

Какие выделяют виды ДТП?

Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

  • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
  • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
  • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
  • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
  • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
  • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
  • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
  • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
  • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

По характеру вреда:

  • незначительные;
  • крупные;
  • с ущербом автомобилям;
  • с повреждением не транспортных средств;
  • с ущербом здоровью людей;
  • с гибелью физических лиц.

По количеству участников

  • один водитель;
  • два участника (наиболее распространенное);
  • трое и больше участников.

По степени тяжести телесных повреждений:

  • легкая – короткое расстройство здоровья;
  • средняя – длительное расстройство здоровья;
  • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
  • смертельный исход;
  • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.

Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

Что не является ДТП?

Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.

Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.

Причины ДТП

Дорожным авариям сопутствуют определенные факторы, влияющее на поведение участников движения. Статистика показывает, что наиболее часто на ДТП влияют следующие условия:

  • усталость, болезнь, недомогание шофера;
  • отвлечение внимания (телефон, разговор с пассажиром, громкая музыка, животные в салоне);
  • метеорологические явления, которые мешают обзору или влияют на техническое состояние дороги (снег, дождь, туман, град, ураган, гололед);
  • повреждения дорожного покрытия;
  • алкогольное или наркотическое опьянение, прием лекарств, влияющих на восприятие дорожной обстановки;
  • технические неисправности автотранспортных средств.

Данные причины можно условно поделить на три типа:

  1. Субъективные.
  2. Дорожные условия.
  3. Технические факторы.

К другим факторам можно отнести поведение диких животных, падение на дорогу различных предметов, недостаточный уровень подготовки водителя, незнание ПДД.

Видимость и условия, сопутствующее ДТП

ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.

Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.

ДТП: определение, виды, причины возникновения, участники

Дорожно-транспортное происшествие — это не только столкновение автомобилей. Под данным термином понимаются и многие другие ситуации. Зная точный перечень инцидентов, относящихся к авариям, вы сможете правильно на них реагировать. А это принципиально важно для грамотного решения проблемы. О том, что такое ДТП, о его видах и причинах возникновения, читайте далее.

Определение понятия

Расшифровка аббревиатуры ДТП звучит следующим образом: «дорожно-транспортное происшествие». Из термина следует, что это всегда некая аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному или нескольким транспортным средствам (ТС). При этом понятие не дает возможности понять, какую именно ситуацию можно расценивать как ДТП. А потому полезно знать не только, как расшифровывается ДТП, но и что данный термин под собой подразумевает.

В соответствующем федеральном законе, в Правилах дорожного движения (ПДД), а также в Правилах ОСАГО, Правилах учета дорожно-транспортных происшествий и в КоАП детально написано о том, что считается ДТП по закону. Подробнее рассмотрим определения, которые приводятся в этих официальных документах.

В федеральном законе и Правилах учета дорожных аварий дается следующее определение ДТП: это некое событие, случившееся в процессе движения транспортного средства и повлекшее причинение вреда здоровью и/или жизни людей, целостности других транспортных средств, грузов, недвижимых объектов.

В тексте ПДД расшифровка термина ДТП аналогична.

А вот Кодекс об административных правонарушениях дает несколько отличающуюся трактовку. Понятие ДТП в КоАП— это нарушение ПДД либо же несоблюдение требований к принципам эксплуатации данного транспортного средства, что и повлекло причинение ущерба здоровью других людей. Причем в административном порядке рассматривается только урон легкой или средней тяжести. В остальных случаях сведения о ДТП уже будут передаваться специалистам по уголовной практике.

Что именно относится к ДТП

Разбирательства, связанные с дорожными происшествиями, часто бывают трудоемкими, длительными и запутанными. А все потому, что далеко не всегда удается с первого раза оценить, является ли конкретная ситуация ДТП или нет.

Разбираясь в том, какое событие считается ДТП, в первую очередь необходимо исходить из самого определения понятия. В итоге становится понятно, что нельзя считать дорожной аварией ситуацию, когда:

Нужно уметь правильно оценивать, что является ДТП, а что нет, чтобы иметь возможность в сложившейся ситуации должным образом защитить свои права. Например, к дорожному происшествию можно отнести травму пассажира автомобиля, полученную вследствие резкого изменения скорости или траектории движения ТС. Согласитесь, мало кто из граждан, пострадавших таким образом от лихачества водителей маршрутных такси, знает об этом.

Участники ДТП

Определение участникам ДТП несложно дать и самостоятельно: ими считаются те участники движения, которые были в той или иной степени задействованы в аварии. То есть лица, относящиеся либо к категории виновников случившегося, либо к группе пострадавших.

Еще лучше понять, кто считается участником ДТП, позволят Правила дорожного движения, в которых дается определение понятию «участник дорожного движения». Согласно ПДД, это некое лицо, которое принимает участие в движении в качестве пешехода, водителя транспортного средства или его пассажира:

    Водитель. Это тот, кто управляет транспортным средством. А также к этой категории граждан относят погонщиков скота, ведущих стадо по проезжей части. Водителем считается и инструктор по вождению, сидящий рядом со своим подопечным, который управляет машиной.

В зависимости от ситуации может произойти как ДТП с одним участником (водитель врезался в столб), так и авария с несколькими десятками или даже сотнями сторон.

Причины ДТП

В первую очередь стоит сказать о том, что можно отнести к причинам ДТП. К ним причисляются все те факторы риска, которые имеют отношение либо непосредственно к действиям одного из участников движения, либо к внешнему воздействию среды.

При этом анализ причин возникновения ДТП, который регулярно проводится статистическими службами и научно-исследовательскими центрами, показывает, что чаще всего происшествия на дорогах происходят все же из-за некорректных действий водителей. В большинстве случаев они просто нарушают тем или иным образом Правила дорожного движения, что неминуемо приводит к авариям различной степени тяжести.

Принято выделять основные причины и условия возникновения ДТП, фактически выстраивающие ту негативную статистику дорожных происшествий, о которой мы сейчас говорим. Из года в год количественные показатели несколько меняются — то в большую, то в меньшую сторону, но качественные критерии остаются все же примерно одинаковыми. Это позволяет говорить об устоявшихся негативных тенденциях, с которыми и пытаются бороться на законодательном и исполнительном уровнях.

Так, главные причины возникновения ДТП в России в 2019 году остались такими же, как и в прошлые несколько лет:

  • нарушение ПДД;
  • физическая усталость автомобилиста;
  • факторы, снимающие акцент внимания водителя с дороги (например, телефоны);
  • негативные погодные условия;
  • проблемное покрытие дороги;
  • прием спиртного.

Подробнее о том, что чаще всего приводит к аварийным ситуациям, читайте в статье: Алкоголь и наркотики — основные причины ДТП.

В соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, принято выделять несколько категорий дорожных аварий.

Виды ДТП и их краткие характеристики:

  • Столкновение. Может быть столкновение двух движущихся транспортных средств или столкновение автомобиля с другим, который резко затормозил (перед препятствием, светофором). Также это может быть столкновение одно или нескольких машин с движущимся ж/д составом.
  • Опрокидывание. Речь идет про опрокидывание по той или иной причине именно движущегося транспортного средства.
  • Наезд на ТС, находящееся в статичном положении. Например, наезд на автомобиль, стоящий на обочине дороги, на ТС, припарковавшееся во дворе.
  • Падение пассажира в процессе движения ТС. Это может быть падение человека из салона транспортного средства на проезжую/пешеходную часть или же падение прямо в салоне по причине слишком резкого маневра водителя, резкого снижения скорости.
  • Наезд на некое недвижимое препятствие. Это может быть что угодно — дорожный знак, опора моста, столб, ограждение, дерево, объект недвижимости.
  • Наезд на пешехода. Сюда входят, в том числе, ситуации, при которых пешеход страдает от грузов, перевозимых транспортом. Например, когда человек получил травму от выпавшей из машины доски, кирпича, ящика с продуктами.
  • Наезд на гужевой транспорт, на животное. Это наезд на животных, передвигающихся в упряжке и/или на повозки, которые они передвигают.
  • Наезд на велосипедиста. Имеется в виду ситуация, когда ТС совершило наезд на человека, управляющего велосипедом, то есть также находящегося в движении.
  • Иной вид ДТП. Это различные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под одну из перечисленных категорий. Например, наезд на колесо, отлетевшее от другого автомобиля. Или наезд на некий крупный предмет, выпавший из другого авто.

Кроме этого, выделяют еще такие виды ДТП на автомобильном транспорте, как:

  • Бесконтактное дорожное происшествие. Ситуация, когда водитель ТС стал виновником аварии, но при этом сам не столкнулся ни с одним из других участников движения. Например, если водитель авто выехал на встречную полосу, что вызвало резкое изменение траектории движения и последующие столкновения других машин.
  • Учетное дорожное происшествие. Для того чтобы понять, что такое учетное ДТП, нужно обратиться к Правилам учета происшествий и вспомнить, что в статистической отчетности указываются ДТП, в которых получили травмы легкой, средней или тяжелой степени или погибли люди. То есть именно такие случаи является учетными. Если в аварии люди не пострадали, она учету не подлежит.
  • Скрытое происшествие на дороге. Далеко не каждый знает, что такое скрытое ДТП. Но здесь все предельно просто, так как расшифровка понятия следует уже из самого термина. Это такие ДТП, при которых виновник случившегося скрылся с места происшествия без объективных на то причин и с целью сокрытия своей причастности к аварии.

Как видите, существует весьма детальная классификация ДТП, и виды анализа ДТП поэтому также применяются самые разнообразные. Так, используется ситуационная и корреляционная, статистическая и вероятностная методики. Задействуются юридическая и дорожно-техническая экспертизы. Учитываются социокультурные и технологические факторы, абсолютные и удельные показатели.

В целом можно говорить про анализ единичных ДТП, призванный понять характер каждой отдельной аварийной ситуации и причины ее возникновения. А также про анализ дорожных происшествий как массового явления. Именно он позволяет выявить основные виды ДТП и причины их возникновения. Полученные данные затем применяются для выработки грамотных превентивных мер, необходимых для снижения количества происшествий на дорогах как в каждом отдельном населенном пункте, регионе РФ, так и по всей стране в целом.

Что делать при ДТП

Во многом исход аварийного происшествия будет зависеть от грамотного поведения сторон конфликта. В особенности это касается пострадавшей стороны, ведь именно ей в большинстве случаев приходится принимать непосредственное участие в защите своих гражданских прав.

Если говорить предельно кратко, то схема действий примерно такая:

  • Проанализировать состояние пострадавших в аварии лиц и/или машин.
  • Вызвать сотрудников ГИБДД.
  • Взять под контроль процесс возмещения материального, морального вреда со стороны виновника случившегося.

На деле же каждый из этих пунктов можно расписать на несколько десятков чрезвычайно важных подпунктов. Знать о каждом из них должен любой водитель, потому что только в этом случае у него есть шанс на полноценное восполнение ущерба.

Подробнее прочитать о том, как вести себя при аварии вы сможете в статье, расположенной по ссылке: Что делать при ДТП.

Что такое ДТП: Видео

Автолюбитель со стажем вождения больше 20 лет. Высшее техническое образование. Опытный копирайтер, специализируюсь на тематиках в банковской сфере, технической.

Участники дтп определение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Участники дтп определение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На основании статистических данных специалисты выявили причины, вызывающие дорожно-транспортные происшествия и их последствия. Около 85% ДТП происходит в результате нарушения положений ПДД РФ. При этом виновниками в 70—75% случаев являются водители.

Столкновение с гужевым ТС. Под гужевым ТС подразумевается средство передвижения, в котором находятся животные.

ДТП: определение, виды, причины возникновения, участники

Ключевым моментом здесь является именно территориальный признак – происшествие должно случиться именно на дороге. К дорогам ПДД относят часть земной поверхности (естественная или искусственная), предназначенная для движения транспортных средств. Важно понимать, что обочины и тротуары тоже входят в состав дороги.

Второй составной часть понятия является указание «транспортное». Это слово означает, что в событии участвует транспорт. При этом нет обязательного требования, что он должен быть механическим. Соответственно, лошадь с телегой под управлением ямщика также может стать транспортным средством, участвующим в ДТП.

Материалы дела по происшествию направляются в отделение ГИБДД, где специальная группа административной практики детально рассматривает все факторы и причины аварии, определяет нарушения, выносит постановление о наложении штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). В процедуре разбора могут принимать участие все стороны ДТП.

Целью расследования становится определение не только виновной стороны, но и фактора, ставшего причиной происшествия.
Расшифровка аббревиатуры ДТП звучит последующим образом: «дорожно-транспортное происшествие». Из термина следует, что это постоянно некоторая аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному либо нескольким тс (ТС). При всем этом понятие не дает способности осознать, какую конкретно ситуацию можно расценивать как ДТП.

Статус ДТП присваивается только в том случае, если хотя бы один из участников происшествия находился в движении на момент столкновения. Если при движении было сбито боковое зеркало у припаркованного автомобиля, то эта ситуация попадает под описание ДТП.

Еще лучше понять, кто считается участником ДТП, позволят Правила дорожного движения, в которых дается определение понятию «участник дорожного движения».

Определение участникам ДТП нетрудно отдать и без помощи других: ими числятся те участники движения, которые были в той либо другой степени задействованы в трагедии. Другими словами лица, относящиеся или к группы виновников происшедшего, или к группе пострадавших.

Дорожно-транспортное происшествие: характеристика, участники, последствия

Авария имеет ряд характеристик, позволяющих отнести ее с правовой точки зрения именно к дорожно-транспортному происшествию. Важно наличие всех атрибутов. Если хотя бы одного из признаков не будет, авария перейдет в регулирование иной правовой плоскости.

Водитель. Это тот, кто управляет транспортным средством. А также к этой категории граждан относят погонщиков скота, ведущих стадо по проезжей части. А вот Кодекс об административных правонарушениях дает несколько отличающуюся трактовку. Понятие ДТП в КоАП— это нарушение ПДД либо же несоблюдение требований к принципам эксплуатации данного транспортного средства, что и повлекло причинение ущерба здоровью других людей. Причем в административном порядке рассматривается только урон легкой или средней тяжести.

Вот какое дано определение ДТП в Правилах дорожного движения. Приводим почти дословно из п.1.2 Общих положений.

А вот Кодекс о административных правонарушениях дает несколько отличающуюся трактовку. Понятие ДТП в КоАП— это нарушение ПДД или же несоблюдение требований к принципам эксплуатации данного тс, что и повлекло причинение вреда здоровью остальных людей. При этом в административном порядке рассматривается лишь урон легкой либо средней тяжести.

Определение ДТП указано в следующих нормативно-правовых документах Российской Федерации:

  • ФЗ № 196 от 1995 года (далее – ФЗ №196);
  • Правила дорожного движения (далее – ПДД);
  • Правилам учета ДТП на дорогах РФ (далее – Правила учета).

Расшифровка аббревиатуры ДТП звучит следующим образом: «дорожно-транспортное происшествие». Из термина следует, что это всегда некая аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному или нескольким транспортным средствам (ТС). При этом понятие не дает возможности понять, какую именно ситуацию можно расценивать как ДТП.

Определение ДТП указано в следующих нормативно-правовых документах Российской Федерации:

  • ФЗ № 196 от 1995 года (далее – ФЗ №196);
  • Правила дорожного движения (далее – ПДД);
  • Правилам учета ДТП на дорогах РФ (далее – Правила учета).

Расшифровка аббревиатуры ДТП звучит следующим образом: «дорожно-транспортное происшествие». Из термина следует, что это всегда некая аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному или нескольким транспортным средствам (ТС). При этом понятие не дает возможности понять, какую именно ситуацию можно расценивать как ДТП.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Порядок действий. Что делать, если попали в ДТП

Для этого разрабатывается и утверждается план, включающий в себя мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Приказом руководителя утверждается план учебных занятий по двадцатичасовой программе по безопасности дорожного движения.

Бегущий по «зебре» пешеход, сбивший бедром детскую коляску посреди пешеходного перехода на дороге не создаст этим дорожно-транспортного происшествия.

Записи в журнал вносятся не позднее двух дней после происшествия. По итогам расследования дела записи могут корректироваться.

Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, — не является.

Например, не является ДТП попадание в пешехода окурка, выброшенного из окна автомобиля. Даже если окурок прожег одежду, то есть причинил ущерб.

ДТП подразумевает собой массу негативных последствий. Самое серьезное из них – гибель человека или нанесение ему тяжелых увечий. Однако далеко не все дорожные происшествия можно отнести к ДТП.

Наверняка все знают, что это дорожно-транспортное происшествие. То есть случай на дороге, который произошел с ТС. Но такое определение было бы слишком обобщенным и не позволило бы классифицировать каждый отдельный случай, ведь причины и следствия могут быть разными. Для уточнения деталей есть смысл обратиться к законодательной базе.

При отсутствии одного из перечисленных условий нет смысла говорить о ДТП. Другими словами, если машина столкнулась с деревом в чистом поле, у такой ситуации есть другое определение. Если на авто упала сосулька – это тоже не может расцениваться как ДТП, хотя ущерб налицо.

Еще что можно отнести к причинам? Например, использование мобильных телефонов во время движения без комплекта громкой связи. Да всё, что отвлекает водителя от непосредственного управления ТС. Шестой пункт нашего списка в последнее время вообще стал лидером статистики.

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Нарушение правил при обгоне. Правила, которые должны соблюдаться при совершении обгона, указаны в разделе 11 ПДД.

Если дословно трактовать определение, то получается, что в событии должно участвовать минимум 2 транспортных средства. Однако, если имеет место наезд на пешехода или причинение вреда имуществу, ДТП может возникнуть и при участии только одного автомобиля.

Понятия: ДТП, схема ДТП, участники и проч.

Виновником и потерпевшим может стать любое лицо, являющееся участником дорожного движения. Статья 2 ФЗ № 196 относит к таковым пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Следует знать, что к водителям приравниваются лица, управляющие гужевой повозкой, а также погонщики скота, перегоняющие животных через дорогу (по дороге).

Если с определением «виновника» в целом все ясно, то для «потерпевших» существуют некоторые нюансы.

Еще лучше осознать, кто считается участником ДТП, дозволят Правила дорожного движения, в каких дается определение понятию «участник дорожного движения». Согласно ПДД, это некоторое лицо, которое воспринимает роль в движении в качестве пешехода, водителя тс либо его пассажира:

  • Шофер. Это тот, кто управляет транспортным средством. Также к данной нам группы людей относят погонщиков скота, ведущих стадо по проезжей части. Водителем считается и инструктор по вождению, сидячий рядом со своим подопечным, который управляет машинкой.
  • Пассажир. Им считается не только лишь то лицо, которое находится в ТС совместно с водителем, да и то, которое входит либо выходит из авто. Другими словами участник ДТП — это, к примеру, человек, который выходил из автобуса и пострадал из-за того, что шофер очень рано закрыл двери и начал движение.
  • Пешеход. Это человек, который движется вне ТС по дороге либо по расположенной поблизости нее пешеходной зоне. К пешеходам причисляются, в том числе, те, кто ведет за собой велик, байк либо другое аналогичное тс. Те, кто движутся на коньках, самокате либо аналогичном приспособлении. Также пешеходами числятся лица, ведущие детскую либо инвалидную коляску. Лица, управляющие инвалидной коляской, не снаряженной мотором.

Иной вид ДТП — сюда закон относит те происшествия, которые нельзя квалифицировать по предыдущим пунктам.

Что такое бесконтактное ДТП и судебная практика по страховым выплатам при нем

Аббревиатура ДТП расшифровывается, как дорожно-транспортное происшествие. Определение понятия закреплено в ст. 2 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года и в п. 1.2 ПДД РФ. Дорожно-транспортное происшествие — это событие, к возникновению которого привело движение автомобиля по проезжей части и с его участием.
ДТП признается только ситуация, в которой принимал непосредственное участие автомобиль. Так, если из окна машины была выброшена бутылка, которая попала в пешехода, это не будет являться ДТП.

Владение и пользование механическим транспортным средством сопряжено с риском столкновения с другим участником дорожного движения, либо препятствием. Как бы ни был аккуратен водитель, не всегда правила дорожного движения соблюдаются проезжающими мимо.

Например, при движении по жилой зоне автомобиль наехал на футбольный мяч. Автомобиль не получил повреждений, мяч лопнул. Участниками ДТП являются водитель автомобиля и хозяин мяча.

ДТП: расшифровка, типы, причины возникновения

Все ДТП, связанные с движением транспорта конкретного предприятия должны учитываться, независимо от последствий и причин.

В российском законодательстве, в законах, указах, содержится определение ДТП. Формулировок много, но в целом смысл одинаков.

Отдельно разделяют участников происшествия по степени полученных повреждений:

  • Раненные.
  • Погибшие. Погибший при ДТП – это лицо, которое умерло от полученных ран в течение 30 дней после их получения.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
',css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:'
'},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:'
',autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:i.noop,afterOpen:i.noop,beforeClose:i.noop,afterClose:i.noop,afterLoading:i.noop,afterLoadingOnShow:i.noop,errorLoading:i.noop},l=0,d=i([]),s=function(e,t){var o=!0;return i(e).each(function(){i(t.target).get(0)==i(this).get(0)&&(o=!1),0==i(t.target).closest("HTML",i(this).get(0)).length&&(o=!1)}),o},u={getParentEl:function(e){var t=i(e);return t.data("arcticmodal")?t:!!(t=i(e).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"))&&t},transition:function(e,t,o,a){switch(a=null==a?i.noop:a,o.type){case"fade":"show"==t?e.fadeIn(o.speed,a):e.fadeOut(o.speed,a);break;case"none":"show"==t?e.show():e.hide(),a()}},prepare_body:function(e,t){i(".arcticmodal-close",e.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return t.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(t,e){var o,a,r,n=t.data("arcticmodal");if(!n){if(l++,(n=e).modalID=l,n.overlay.block=i(n.overlay.tpl),n.overlay.block.css(n.overlay.css),n.container.block=i(n.container.tpl),n.body=i(".arcticmodal-container_i2",n.container.block),e.clone?n.body.html(t.clone(!0)):(t.before(''),n.body.html(t)),u.prepare_body(n,t),n.closeOnOverlayClick&&n.overlay.block.add(n.container.block).click(function(e){s(i(">*",n.body),e)&&t.arcticmodal("close")}),n.container.block.data("arcticmodalParentEl",t),t.data("arcticmodal",n),d=i.merge(d,t),i.proxy(f.show,t)(),"html"==n.type)return t;null!=n.ajax.beforeSend&&(o=n.ajax.beforeSend,delete n.ajax.beforeSend),null!=n.ajax.success&&(a=n.ajax.success,delete n.ajax.success),null!=n.ajax.error&&(r=n.ajax.error,delete n.ajax.error);var c=i.extend(!0,{url:n.url,beforeSend:function(){null==o?n.body.html('
'):o(n,t)},success:function(e){t.trigger("afterLoading"),n.afterLoading(n,t,e),null==a?n.body.html(e):a(n,t,e),u.prepare_body(n,t),t.trigger("afterLoadingOnShow"),n.afterLoadingOnShow(n,t,e)},error:function(){t.trigger("errorLoading"),n.errorLoading(n,t),null==r?(n.body.html(n.errors.tpl),i(".arcticmodal-error",n.body).html(n.errors.ajax_unsuccessful_load),i(".arcticmodal-close",n.body).click(function(){return t.arcticmodal("close"),!1}),n.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){t.arcticmodal("close")},n.errors.autoclose_delay)):r(n,t)}},n.ajax);n.ajax_request=i.ajax(c),t.data("arcticmodal",n)}},init:function(e){if(e=i.extend(!0,{},o,e),!i.isFunction(this))return this.each(function(){u.init_el(i(this),i.extend(!0,{},e))});if(null!=e)if(""!=e.type)switch(e.type){case"html":if(""==e.content)return void i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "content"');var t=e.content;return e.content="",u.init_el(i(t),e);case"ajax":return""==e.url?void i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "url"'):u.init_el(i("
"),e)}else i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "type"');else i.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters")}},f={show:function(){var e=u.getParentEl(this);if(!1!==e){var t,o,a=e.data("arcticmodal");return a.overlay.block.hide(),a.container.block.hide(),i("BODY").append(a.overlay.block),i("BODY").append(a.container.block),a.beforeOpen(a,e),e.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=a.wrap.css("overflow")&&(a.wrap.data("arcticmodalOverflow",a.wrap.css("overflow")),t=a.wrap.outerWidth(!0),a.wrap.css("overflow","hidden"),(o=a.wrap.outerWidth(!0))!=t&&a.wrap.css("marginRight",o-t+"px")),d.not(e).each(function(){i(this).data("arcticmodal").overlay.block.hide()}),u.transition(a.overlay.block,"show",1*")),e.overlay.block.remove(),e.container.block.remove(),t.data("arcticmodal",null),i(".arcticmodal-container").length||(e.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&e.wrap.css("overflow",e.wrap.data("arcticmodalOverflow")),e.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==e.type&&e.ajax_request.abort(),d=d.not(t)):i.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call")})},setDefault:function(e){i.extend(!0,o,e)}},i(function(){o.wrap=i(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),i(document).bind("keyup.arcticmodal",function(e){var t=d.last();t.length&&t.data("arcticmodal").closeOnEsc&&27===e.keyCode&&t.arcticmodal("close")}),i.arcticmodal=i.fn.arcticmodal=function(e){return f[e]?f[e].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof e&&e?void i.error("jquery.arcticmodal: Method "+e+" does not exist"):u.init.apply(this,arguments)}}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;function flatPM_sticky(e,c,t){var i=e,l=null,d=t=t||0;function o(){if(null==l){for(var e=getComputedStyle(i,""),t="",o=0;o