Ограничение скорости на магистрали
Правила движения по автомагистрали
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про пункты правил дорожного движения, которые регламентируют движение транспортных средств по автомагистралям.
И хотя в настоящее время на территории Российской Федерации количество автомагистралей не слишком велико, правила движения по ним следует знать всем водителям.
Во-первых, постепенно на территории страны появляются новые скоростные дороги, а во-вторых, Вы в любой момент можете оказаться на одной из существующих магистралей.
Что такое автомагистраль?
Автомагистраль — это автомобильная дорога специального типа, определение которой дается в пункте 1.2 ПДД:
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Итак, отличительными особенностями автомагистрали являются наличие разделительной полосы и отсутствие пересечений с другими дорогами в одном уровне.
Каждый из этих признаков делает саму дорогу более безопасной и уменьшает вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Именно поэтому на автомагистралях действуют особые правила дорожного движения.
Начало и конец любой магистрали должны быть отмечены знаками 5.1 и 5.2:
При въезда на автомагистраль Вы вправе рассчитывать на то, что на всем протяжении дороги в центре будет разделительная полоса и не будет пересечений с другими дорогами в одном уровне.
Обратите внимание на тот факт, что автомагистраль может иметь примыкания дорог на одном уровне, по которым и осуществляется въезд и выезд на данную дорогу.
Рассмотрим правила, действующие на автомагистрали.
Разрешенная скорость на магистрали
Максимальная разрешенная скорость движения по автомагистрали зафиксирована в пункте 10.3 правил дорожного движения и составляет 110 км/ч.
Обратите внимание, что речь идет об автомагистралях, расположенных вне населенных пунктов. Если же автомагистраль находится в населенном пункте, то максимальная скорость движения на ней — 60 км/ч.
Кроме того, в 2019 году на некоторых автомагистралях, расположенных вне населенных пунктов, максимальная скорость движения может быть увеличена до 130 км/ч. Для этого на дороге должны быть установлены знаки 3.24 ограничение максимальной скорости со значением 130:
За превышение разрешенной скорости движения на водителя может быть наложено наказание в виде штрафа или лишения прав. Вид и размер наказания зависят от того, на сколько водитель превысил скорость.
Что касается минимальной скорости на магистрали, то правила дорожного движения этот вопрос не регламентируют. Однако нужно помнить, что некоторым участникам движения вход и въезд на автомагистраль запрещен:
16.1. На автомагистралях запрещается:
- движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
Данное правило не означает, что на магистрали нельзя снизить скорость, например, до 30 км/ч. Просто необходимо, чтобы Ваш автомобиль имел возможность двигаться быстрее 40 км/ч. Однако постоянно поддерживать эту скорость необязательно.
Примечание. Рекомендую не ездить по автомагистралям слишком медленно, т.к. водитель автомобиля, едущего со скоростью 110 км/ч, может не успеть отреагировать на медленную машину, и это приведет к ДТП.
За движение по автомагистрали на транспортном средстве, скорость которого по технической характеристике или его состоянию составляет менее 40 км/ч, на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Правила разворота на автомагистрали
Разворот на автомагистрали разрешается только с использованием специальных дорожных развязок. Пункт 16.1 правил запрещает разворачиваться через технологические разрывы разделительной полосы, а также просто въезжать в такие разрывы:
За подобное нарушение правил на водителя может быть наложен штраф в размере 2 500 рублей.
Движение задним ходом по автомагистрали
Еще одна особенность автомагистрали — это запрет движения задним ходом на всем ее протяжении. За подобное нарушение также предусмотрен штраф 2 500 рублей.
Правила остановки на автомагистрали
Остановка на магистрали разрешается только на специальных площадках, обозначенных знаками «Место стоянки» или «Место отдыха»:
Что касается вынужденной остановки на проезжей части, то в данном случае необходимо включить аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, а также принять меры к тому, чтобы вывести транспортное средство за сплошную линию, ограничивающую край проезжей части.
Примечание. Знак аварийной остановки на магистрали лучше выставить как можно дальше от автомобиля, чтобы транспортные средства, движущиеся со скоростью 110 км/ч, имели возможность вовремя сориентироваться.
Учебная езда на автомагистрали
В 2020 году учебная езда на автомагистралях запрещена:
Наказание за подобное нарушение — предупреждение или штраф в размере 1 000 рублей.
Движение грузовиков по автомагистрали
Пункт 16.1 ПДД предусматривает также и особые условия для движения грузовиков по автомагистрали. Речь идет о грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (категория водительских прав C), которые не должны двигаться далее второй полосы:
Это нарушение также предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 1 000 рублей.
Расположение транспортных средств
В соответствии с пунктом 9.4 на автомагистралях водители должны вести транспортное средство по возможности ближе к правому краю проезжей части:
Причем не имеет значения, находится автомагистраль вне населенного пункта или на его территории. За приведенное нарушение на водителя будет наложен штраф в размере 1 500 рублей.
В заключение хочу отметить, что автомагистрали предполагают движение автомобилей с высокой скоростью, поэтому правила дорожного движения написаны таким образом, чтобы снизить до минимума вероятность столкновения транспортных средств.
С какой скоростью можно ехать по автомагистрали?
Современный автомобиль с мощным мотором, обтекаемым кузовом, усовершенствованной подвеской, качественной резиной без проблем развивает скорость 200 км в час и больше.
На практике установлено, что мощностные качества, заложенные в авто, необходимы в случаях кратковременного ускорения при обгоне или при преодолении подъемов.
В реальности комфортное и безопасное управление машиной осуществляется на скорости 100-150 километров в час и это при условии, что дорога, по которой движется машина, соответствует стандартам и ГОСТам.
В России мало автомагистралей, где можно развивать максимально разрешенную правилами дорожного движения скорость.
В правилах дорожного движения Российской Федерации, с дополнениями и изменениями в редакции от 25.07.2017 г., устанавливается разрешенная скорость на автомагистрали в пределах 110 км в час и до 130 км в час на отдельных участках.
Что такое автомагистраль и сколько их в РФ
В новой редакции ПДД еще раз обращаемся к определению понятия автомагистраль и находим объяснение, что это дорога, которая имеет в каждом направлении проезжие части с разделительной полосой либо с дорожным ограждением между ними.
Автомагистраль не имеет пересечений с другими дорогами на одном уровне, не пересекается она и с железной дорогой, трамвайными путями, дорожками для велосипедистов и пешеходов.
В правилах указано, что автомагистраль обозначена знаком 5.1. На ней должно быть 4 и более полос движения. Для каждой полосы определена ширина в 3,75 м и обочина не меньше 3,75 м, а также установлена шестиметровая разделительная полоса.
Другими словами, на автомагистрали водитель может разогнать автомобиль до скорости, которую разрешают правила, и достаточно быстро, комфортно преодолеть путь.
В России автомагистралей, по сравнению с другими странами, немного. Статистика дает разные цифры. Можно говорить, что таких дорог всего 8% от общего числа.
Большинство дорог класса 1А (так обозначают автомагистрали) находится в европейской части страны, и идут они преимущественно от Москвы в разных направлениях.
Это трассы М2 «Крым», М4 «Дон», М9 «Балтия», М7 «Волга», М11 Москва – Санкт-Петербург. В СПБ это дороги КАД и ЗСД. В других регионах автомагистралями являются трассы Пермь – Екатеринбург, Кемерово – Ленинск-Кузнецкий.
В перспективе компаниями Росавтодор и Автодор, основными игроками на рынке строительства дорог, будет реконструировано и построено сравнительно небольшое количество автомагистралей.
В целом, в стране нет единой связанной сети автомагистралей. Магистрали — это отдельные участки федеральных трасс.
Минимальная скорость на автомагистрали
Ограничений минимальной скорости на дорогах для автомобилей в России не существует, а вот ограничение минимальной скорости на автомагистрали установлено правилами дорожного движения.
Так, в пункте 16 «Движение по автомагистрали» указано, что запрещено движение транспортных средств, у которых технические характеристики или состояние не позволяют развивать скорость больше, чем 40 км в час.
Таким образом, двигаться по автомагистрали следует со скоростью больше 40 км/час.
Если автомобиль в дороге поломался и не может ехать с большей скоростью, правила предписывают водителю остановиться, переместить машину на обочину справа за сплошную линию и предпринять действия по вызову ремонтной службы или эвакуатора.
За движение по автомагистрали со скоростью меньше 40 км в час водитель может быть оштрафован.
Максимальная скорость на автомагистрали в России
В пункте 10 правил «Скорость движения» законодатель установил максимально возможную скорость для различных транспортных средств при движении по автомагистрали:
- Для мотоциклов, легковых автомобилей и грузовиков с разрешенной максимальной массой не больше 3,5 тонн разрешена максимальная скорость 110 км в час.
- Междугородным и маломестным автобусам — не более 90 км в час.
- Автобусам, автомобилям с прицепом, грузовикам массой больше 3,5 тонн — 90 км в час.
- Грузовикам, перевозящим людей в кузове, — до 60 км в час.
- Транспорту, который перевозит организованные группы детей, — до 60 км в час.
В этом же пункте правил дорожного движения в примечании законодатель закрепляет за собственниками или владельцами дорог право позволять на отдельных участках автомагистралей движение отдельных видов транспорта со скоростью до 130 км в час.
Главное требование для предоставления такого скоростного режима — это соблюдение условий собственником по обеспечению безопасного движения на указанном участке трассы.
Уже сейчас разрешенная максимальная скорость на автомагистралях России в 130 км/час позволила собственникам автодорог категории 1А на отдельных участках обеспечивать максимальный скоростной режим.
Так, компания Автодор с 1.08.2017 года на автодороге М11 «Москва – Санкт-Петербург» в границах 258 км – 334 км установила скоростной режим в 130 км в час. В этом месте дорога делает обход города Вышний Волочок.
По информации государственной компании Автодор, такая же скорость движения существует на двух небольших участках дороги «Дон» – М4, находящихся в Московской области.
Напомним, что водителей о новом скоростном режиме на дороге предупредит дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» с цифрой 130.
В чем главное отличие скоростной дороги от автомагистрали
В 2009 году постановлением Правительства РФ были учреждены правила для классификации автодорог и обозначены их категории. По условиям движения и возможностям доступа к ним дороги поделили на следующие классы:
- автомагистраль — дорога категории 1А;
- скоростная автомобильная дорога (категория 1Б);
- обычная автодорога (установлены другие категории).
Главное отличие автомагистрали и скоростной дороги заключается в том, что автомагистраль не имеет примыканий на одном уровне, а скоростная дорога допускает одноуровневые примыкания для доступа к ней не чаще, чем через 5 километров.
Отличаются дороги категории 1А и 1Б и по расчетной скорости. Для автомагистрали это 150 км в час, а для скоростной дороги 120 км в час. Расчетная скорость — это показатель, который указывает на предельно допустимую скорость в соответствии с условиями безопасного движения.
Предельные скоростные режимы на отдельных участках автомагистралей России устанавливаются после выполнения собственниками сложных процедур, которые гарантируют безопасное движения и обеспечивают инфраструктуру с максимальным комфортом для его участников.
Введение платы за проезд на идеальных по качеству участках трасс выводят пользование ими на новый комфортный уровень. В России очень мало классных дорог, но их сеть уверенно расширяется.
Время требует создания единой федеральной сети автомагистралей с безопасным и комфортным пользованием.
По платным трассам с ограничениями: на дорогах в РФ изменился скоростной режим
На некоторых участках ввели новые временные ограничения скорости из-за проведения ремонтных работ.
На сегодняшний день водители могут позволить себе разогнаться до 130 км/ч на двух участках платных трасс. Как сообщает госкомпания «Автодор», этот скоростной лимит действует на отрезке с 258 по 334 км трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург» (на обходе Вышнего Волочка); а также на участке с 517 по 544 км автодороги М-4 «Дон» в Воронежской области.
При этом на нескольких других платных участках трассы М-11 в Московской, Тверской и Новгородской областях (с 15 по 149 км, с 208 по 258 км и с 334 по 543 км) установлено ограничение в 110 км/ч.
До скорости не более 110 км/ч можно также разгоняться на автодороге М-4 «Дон» в Московской области (на участке с 21-го по 93-й км). Распространяется этот лимит на водителей мотоциклов, легковых и грузовых машин с разрешённой максимальной массой до 3,5 тонн.
Однако из-за ремонтных работ сейчас действуют сниженные лимиты на нескольких участках: до 70 км/ч – на эстакаде с 22 по 24 км, а также с 50 по 52 км (при влажном дороге); до 30 км/ч – на 71-ом км при проезде пункта взимания платы; до 50 км/ч – на 42-43 км (в месте реконструкции путепровода); до 60 км/ч – на участке с 48 по 50 км (из-за строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги).
Также на отрезке с 93 по 211 км автодороги М-4 «Дон» максимальная скорость движения составляет не более 110 км/ч. Но водителям и здесь нужно быть внимательнее: так, на 132-ом км (в районе ПВП) нельзя ехать быстрее 30 км/ч; на 111-ом (в зоне поста ДПС) – ограничение 50 км/ч; на 131-ом (в зоне разворота) – 80 км/ч; на участках с 120 по 170 км и с 193 по 211 км – 90 км/ч.
На трассе М-4 «Дон» в Тульской области (225 – 260 км и 287 – 321 км) также действует ограничение в 110 км/ч, кроме участка с 287 по 296 км, где сейчас максимальная скорость движения ограничено 90 км/ч. Также до 110 км/ч можно разгоняться на этой трассе в Липецкой, Воронежской и Ростовской областях (330 – 464 км, 492 – 517 км и 1091 – 1119 км), кроме отрезка с 544 по 633 км, где установлены знаки 90 км/ч.
Изменения коснулись и двух других платных трасс, которые находятся под доверительным управлением госкомпании «Автодор». Так, на участке автодороги М-3 «Украина» в Калужской области (с 124 по 194 км) теперь можно ездить со скоростью 110 км/ч. Помимо этого на трассе М-1 «Беларусь» ограничение 90 км/час установлено на отрезке с 0 по 3 км, а также 110 км/ч – с 3 по 18 км.
До конца текущего года скоростной лимит будет повышен и на некоторых участках бесплатных автодорог. Напомним, сейчас разгоняться до 110 км/ч можно на ограниченных знаками «Автомагистраль» отрезках трасс М-5 «Урал», Р-217 «Кавказ», А-370 «Уссури», М-8 «Холмогоры», М-9 «Балтия», А-121 «Сортавала» и А-350 «Чита – Забайкальск». Всего таких участков в стране около двадцати.
Расчетная скорость — 130
— С руководителем «Автодора», я думаю, в ближайшее время мы решим вопрос по платным дорогам, по автострадам и будем постепенно доводить скорость до 130 км в час, — заявил он. — Я уверен, что на этих дорогах — как раз при увеличении максимальной скорости — не будет дорожно- транспортных происшествий, не будет пострадавших и погибших.
Надо сказать, что речь об повышении скоростного режима на магистралях и дорогах вне городов идет уже давно. Если дорога изначально рассчитана на скорость 150 км/ч, то почему на ней стоит ограничение 90? А то и 60? И, как правило, за такими знаками установлена камера. Это не только нервирует водителей, но и просто наносит ущерб экономике. Ведь среднесуточный пробег в России в два раза ниже, чем в Европе. Грубо говоря, доставка грузов в два раза дороже.
Поэтому Госавтоиснпекция настаивает на проведении ревизии дорог в части проверки обоснованности установленных режимов скорости. Но, надо сказать, даже на примере Москвы можно утверждать, что зачастую ограничения скорости устанавливаются совершенно безосновательно.
Напомним, что не столь давно на МКАД появился участок с ограничением 80 км/ч. После скандала в соцсетях выяснилось, что Центр организации дорожного движения даже не знал о таком ограничении. Его установили с подачи районного руководства, которое посчитало, что на этом участке слишком много аварий. При этом ни с кем установка этого ограничения не была согласована. Сейчас там снова вернули прежнее ограничение — 100 км/ч.
И такое происходит повсеместно. В Госавтоиснпекции не раз заявляли о том, что снизить аварийность можно не только с помощью ограничения скорости. Есть и другие, инженерные способы. Разделение транспортных потоков, обустройство дорог, на аварийность влияет даже состояние разметки.
Эксперты уже давно предлагают создать федеральный реестр размещения дорожных знаков. Чтобы легко было выяснить, стоит ли тот или иной знак на дороге на законных основаниях или это чье-то волюнтаристское решение.
На выставке «Дорога-2019» прозвучала и другая, важная для водителей новость. Новые комплексы фиксации нарушений, возможно, вскоре заменят привычные каждому водителю треноги. Об этом рассказал начальник Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников. Эти комплексы монтируются на балку на крыше патрульного автомобиля. Они обеспечивают обзор 360 градусов и позволяют замерять скорость не только в стационарном состоянии, но и в движении, осуществляя при этом съемку.
Он познакомился с этими комплексами в Казахстане. По его словам, называется этот комплекс «Шериф-мониторинг». Впрочем, на отечественном рынке это устройство разыскать не удалось. У нас есть комплексы, которые позволяют устанавливать скорость во время движения. Это «Кордон.Про», который устанавливается в багажник или на крышу, и «Арсенал», который встраивается прямо в балку с мигалкой, а также «Оракул», который монтируется на торпеду. Однако ни то, ни другое, ни третье устройство не обеспечивает 360-градусного обзора. По словам Михаила Черникова, возможно, уже в следующем году начнутся закупки новой техники.
Надо сказать, что приборы, которые вычисляют скорость других машин в движении, имеют довольно высокую погрешность. Дело в том, что для того, чтобы вычислить скорость другого автомобиля, прибор должен учитывать ту скорость, с которой двигается сам. Это делается двумя способами.
Либо прибор вычисляет свою скорость по спутникам, либо подключившись непосредственно к машине. Если спутниковое определение скорости довольно точное, при большом количестве спутников в зоне видимости, то определение скорости по данным автомобиля имеет очень большую погрешность. Напомним, что спидометр на автомобиле всегда занижает скорость где-то на 10 км/ч. А это уже очень серьезный допуск.
Определение скорости обычными радарами, теми же «треногами», происходит за счет эффекта Доплера по отраженному сигналу. И это единственный зарекомендовавший себя точный способ определения скорости.
Стационарные камеры «Ураган М» определяют скорость по изменению размера регистрационного знака в кадре. Но этот способ менее точный, поскольку требует точной установки. При малейшем изменении угла наклона камеры погрешность резко возрастает. Поэтому именно к ним больше всего претензий.
Что же касается определения скорости в движении, то это было бы полезно для сотрудников дорожно-патрульной службы, но только в том случае, когда нарушителя привлекают к ответственности в ручном режиме, а не автоматически. То есть остановив автомобиль и выписав постановление.
Есть сомнения и в том, что такие устройства смогут заменить «треноги». Ведь треноги столь популярны только по той причине, что они дешевы. Региональные власти, владельцы дорог вряд ли пойдут на то, чтобы тратиться на мобильные комплексы, когда штрафы неплохо собирают и старые модели.
При эксплуатации таких комплексов возникает еще и вопрос, как их обозначать? Как предупредить водителя, что впереди или сзади движется мобильный комплекс? Напомним, что в соответствии с недавним поручением президента все комплексы фиксации нарушений должны быть как-то обозначены и об их установке водитель должен быть предупрежден.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
ПДД Раздел 16. Правила движения по автомагистрали
Правила движения по автомагистрали регламентируется пунктом 16 ПДД, который определяет основные нормы поведения на данном типе дороги для водителей. Что такое автомагистраль? Автомагистраль это дорога скоростного назначения, для которой применимо обозначение с помощью знака автомагистраль 5.1.
Каждое направление движения по полотну отделяется от другого посредством разделительной полосы. Либо, при отсутствии последней, дорожным ограждением. С другими дорогами, дорожками для пешеходов или велосипедистов, трамвайными или ж/д путями автомагистраль не пересекается на одном уровне.
Окончание автомагистрали обозначается с помощью знака 5.2. Вопрос правильного передвижения по этому типу дороги включается в обязательный устный экзамен в автошколах.
Разрешенная скорость на автомагистрали
Согласно пункту 16.1 Правил, минимальная скорость на автомагистрали не должна быть ниже 40 км/ч.
Этим исключается использование дороги такими участниками движения, как: домашние животные; пешеходы; мопеды; велосипеды; самоходные машины; тракторы и др.
Это ограничение действует вне зависимости от того, по какой причине невозможно развить скорость более 40 км/ч — по техническим характеристикам или состоянию. Однако, при этом категоричных ограничений на минимальную скорость движения по автомагистрали в нормативных документах не установлено.
Максимальная скорость на автомагистрали зависит от того, где расположена скоростная дорога:
- если автомагистраль расположена внутри населенного пункта — максимально разрешенная скорость передвижения не превышает 60 км/ч.
- если автомагистраль расположена вне населенного пункта — максимальная скорость составляет 110 км/ч, что предписано пунктом 10.3
Движение с прицепом допустимо только на скорости не более 90 км/ч. За превышение скорости на водителя будет выписан штраф либо ему придется лишиться своего ВУ. Величина штрафа будет зависеть от того, насколько сильно была превышена скорость.
В то же время, штраф величиной в 1000 рублей будет наложен на водителя того ТС, чьи технические характеристики не предусматривают развития скорости до 40 км/ч и выше, при условии выезда данного средства на скоростную магистраль. Данные ограничения обусловлены требованиями к безопасности движения.
При движении на скорости в 110 км/ч очень трудно заметить медленно движущееся ТС и сориентироваться в ситуации. Все это может стать причиной ДТП.
Разворот на скоростной трассе
Данный маневр может быть совершен только при использовании специально обустроенных дорожных развязок. В соответствии с пунктом 16.1 ПДД, водитель не имеет права разворачивать свое ТС с использованием технологических разрывов разделительной полосы. Также запрещается въезжать в эти разрывы. Нарушение предписания карается штрафом в размере не менее 2500 рублей.
Разрешено ли движение задним ходом на магистрали
Движение задним ходом по автомагистрали запрещено по всей ее длине. Данное нарушение повлечет за собой штраф в том же размере, что и в предыдущем пункте.
Остановка на автомагистрали
Остановка допустима только в тех местах, на которых присутствуют специальные знаки «Место отдыха» и «Место стоянки».
Горячая линия
+7 (499) 350-80-61
+7 (812) 309-17-81
Если же требуется вынужденная остановка на автомагистрали, то в этом случае требуется аварийная сигнализация и использование знака аварийной остановки. Также по возможности необходимо переместить ТС за пределы сплошной линии, ограничивающей дорожное полотно. Аварийный знак лучше поставить как можно дальше для привлечения внимания быстро движущихся ТС.
Разрешается ли учебная езда на автомагистрали
Учебная езда на автомагистрали на данный момент запрещена. При нарушении ограничения водителю грозит штраф не менее 1000 рублей.
Движение по автомагистрали грузовых автомобилей
В пункте 16.1 оговорены также специальные условия для передвижения грузовиков.
Если грузовое ТС относится к категории С и имеет разрешенную максимальную массу не более 3,5 тонн, ему не разрешено двигаться дальше второй полосы дороги. Нарушение карается штрафом в том же размере, что и в предыдущем пункте.
Расположение транспортных средств
Как указано в пункте 9.4 Правил, водителям следует придерживаться правого края дороги при движении по автомагистрали. Это предписание действительно вне зависимости от местоположения данного типа проезжей части — в населенном пункте или за его пределами.
Знание основных принципов, по которым осуществляется движение по автомагистрали, снизит вероятность возникновения ДТП, связанного с несоблюдением скоростного режима на указанном типе проезжей части.
Видео: Правила движения по автомагистрали