Оспаривание виновности в дтп

Как и где оспорить вину в ДТП?

Содержание статьи

Зачастую при наступлении ДТП лицо, участвовавшее в нем, совершенно незаконно обвиняют в преступлении, тем самым нарушают установленные законом права. Оспаривание виновности в ДТП остается единственным выходом, когда необходимо восстановить нарушенные права и избежать ответственности за вменяемое деяние.

При оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности необходимо обращать внимание суда на любую деталь, которая может повлиять на исход дела. Водителю следует подавать вовремя письменные ходатайства о необходимости проведения экспертизы, позволяющей установить причинно-следственную связь между ДТП и сторонними факторами и другие, исходя из отдельно взятого дела. Одновременно с этим, весомую роль в делах данной категории играют свидетельские показания — чем больше свидетелей будут привлечены к судебному процессу, тем Выше шансы на положительный исход.

Рассмотрение жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности может закончиться одним из принятых решений:

    • отказ в удовлетворении Ваших требований и оставление всё без изменений;
    • изменение в постановлении, смягчающие положение виновника;
    • отмена постановления;
    • отмена постановления в связи с необходимостью дополнительного расследования и недостаточностью данных в материалах дела для вынесения решения;
    • направление дела по подведомственности.

Как оспорить вину, если

Возникновение ситуации, когда участник ДТП обвинен в его совершении и согласно действующему законодательству должен понести ответственность, является поводом для обвиняемого отстаивать права и законные интересы как посредством обжалования решений государственных органов, так и в судебном порядке.Прежде всего, следует обратить внимание на сроки обжалования вынесенного постановления об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней с момента, когда она была вручена либо получена копия указанного постановления.

Оспаривание постановлений/определений по делам об административных правонарушениях происходит путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу органа, вынесшего данный документ, либо в суд.

Важно! Если срок подачи жалобы на постановление об административном правонарушении истек, обвиняемый вправе через судебные органы либо лицо, правомочное рассматривать жалобу, восстановить его в соответствии с п. 2 ст. 30.3 КоАП РФ.

Государственная пошлина за предоставление жалобы на постановление об административном правонарушении не взимается. Если жалоба была направлена в орган, в компетенцию которого не входит ее рассмотрение, то она направляется в течение трех суток в соответствующее учреждение по подведомственности. В случае, когда жалоба была направлена в вышестоящий должностной орган и в суд одновременно, она будет рассмотрена судом.

При оспаривании виновности в ДТП необходимо обратить внимание на причинно-следственную связь между совершением ДТП и условиями его возникновения, так как происшествие могло возникнуть

Признал вину

В случае признания собственной вины в ДТП, водитель подписывает протокол, составленный на месте происшествия, тем самым соглашаясь с установленными и записанными фактами. В данном случае следует указать, что степень виновности определяет суд, следовательно, протокол об административном правонарушении обжалуется в вышестоящий орган в течение десяти дней со дня его получения. Либо оспорить можно в рамках гражданского судопроизводства.

В данном случае необходимо оспорить обстоятельства происшествия, чтобы степень виновности была распределена между водителями либо вовсе отменена. Вина оспаривается в рамках судопроизводства путем подачи жалобы или искового заявления согласно действующему законодательству.

Оставил место дтп

В случае, если водитель оставил место ДТП и было вынесено постановление о лишении его права управлять транспортным средством, необходимо оспорить вынесенное решение в 10-дневный срок, согласно ст. 30.3 КоАП РФ. Жалоба должна быть направлена в вышестоящий суд через судебный орган, вынесший постановление.

Оспаривание вины водителя при оставлении места ДТП должно опираться на доказывании одного из следующих моментов:

  1. ошибка должностного лица при квалификации преступления;
  2. признание происшествия малозначительным;
  3. отсутствие вины водителя;
  4. указание на ошибки в протоколе, что повлечет признание документа недействительным.

Судебная практика показывает, что благоприятные шансы на оспаривание вины при оставлении места ДТП бывают только в двух случаях: возникла ситуация крайней необходимости, либо водитель не знал о ДТП.

Привлекли к административной ответственности

Оспаривание виновности в случае, когда водитель был привлечен к административной ответственности, возможно в рамках искового заявления, поданного в районный суд. Заявления подается с привлечением другого участника ДТП в качестве ответчика либо его страховой компании.

Исковое заявление направлено на возмещение причиненного материального ущерба действиями другого участника ДТП, виновность которого и следует доказать на судебном заседании. Таким образом, судом будет рассмотрен вопрос о степени виновности каждого участника, дело будет рассмотрено вновь.

Порядок оспаривания виновности в ДТП

Согласно ст. 30.2 КоАП РФ, если в отношении водителя было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, то обжалование его подлежит:

  1. вышестоящим должностным лицом ГИБДД;
  2. в суде.

Жалоба на постановление в деле об административном правонарушении подается должностному лицу, который его вынес. На него ложиться обязанность в течение трех дней со дня получения жалобы направить ее вышестоящему должностному лицу, включая все материалы дела. Жалоба на постановление, вынесенное судьей, направляется в районный суд по месту вынесения постановления, а срок обжалования составляет 10 дней.

Важно! Если пропущен срок подачи жалобы на постановление об административном правонарушении, то восстановить его можно только при наличии уважительных причин.

На данном этапе суд устанавливает обоснованность вынесенного постановления, и не вину водителя. Поэтому очень важно присутствовать на данном судебном заседании, и при наличии положительного решения об оспаривании указанного постановления следует обратиться в суд для определения вины участника ДТП. Определить степень виновности каждого из участников ДТП может только суд.

Для благополучного исхода при судебном делопроизводстве, водителю необходимо доказать степень своей невиновности, для чего следует:

  1. изучить материалы дела и протокол об административном правонарушении;
  2. при наличии ошибок в документах признание виновности водителя является неправомерным;
  3. в случае, когда не была проведена автотехническая экспертиза, следует провести ее за свой счет с целью определения степени вины водителя;
  4. доказать наличие причинно-следственной связи между определенными условиями и происшествием (например, наличие плохой погоды);
  5. при оспаривании вины подавать письменные ходатайства в случае несогласия.

Следует помнить, чем раньше водитель обратиться за помощью к квалифицированному юристу, тем больше шансов завершить разбирательство в деле об административном правонарушении в положительную сторону.

Где оспорить вину в ДТП?

Законом устанавливается право обжаловать вынесенное постановление об административном правонарушении как через судебную инстанцию, так и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу органа, вынесшего постановление в соответствии со ст. 30.2 КоАП РФ. При наличии ситуации, когда требуется оспаривание вины в ДТП, следует сразу обратиться в суд, так как с заявителя не взимается государственная пошлина и сокращается время на защиту прав и интересов истца.

Как оспорить вину в дтп через суд

Оспаривание вины в ДТП в ходе гражданского судопроизводства направлено, прежде всего, на избежание несения расходов по причиненному материальному или моральному ущербу, а так же избежания наказания за нарушение ПДД.

Степень виновности каждого участника ДТП определяется судом исходя из предоставленных материалов дела. При оспаривании виновности следует не только внимательно изучить материалы дела, указать на ошибки в составлении протокола (при наличии), но и привлечь свидетелей путем подачи соответствующего ходатайства в суд, проверить или провести автотехническую экспертизу, которая поможет разрешить конфликтные моменты по обстоятельствам дела, приложить видеозапись с видеорегистратора.

Если в отношении водителя было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, он может обратиться в суд с исковым заявлением в рамках гражданского судопроизводства.

В случае, если исковое заявление было подано истцом о взыскании материального ущерба с другого участника ДТП, в отношении которого было вынесено постановление о прекращении административного правонарушения, следует доказать в судебном порядке степень вины ответчика. Только в этом случае суд удовлетворит требования истца. Заявление подается в районный суд по месту жительства ответчика согласно ст. 28 ГПК РФ, если исковые требования составляют менее 50 тыс. рублей — мировому судье.

Вывод. Следите за сроками обжалования документов с которыми Вы не согласны, так как восстановление сроков обжалования возможно только по очень уважительным причинам (например – болезнь, приковавшая виновника к постели).

Обращайтесь к специализированным юристам сразу после получения постановления о привлечении к ответственности, так как юристу намного проще Вам помочь с самого начала, нежели разгребать процессуальные ошибки допущенные Вами самостоятельно.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Как оспорить вину в ДТП в судебном порядке в 2018 году

После каждой аварии определяются виновная и пострадавшая стороны. От этого деления зависит выплаты, которые будут производиться страховой компанией, штрафные санкции и назначение уголовного наказания. Лицо, признанное виновным, имеет право на обжалование такого решения. Каковы порядок и правила обжалования и оспаривания решения суда по ДТП или постановления ГИБДД о вине в ДТП? Куда для этого необходимо обращаться и какие документы готовить?

Что делать, если не согласен с обвинительным решением?

Виновник определяется сотрудником ГИБДД путем вынесения постановления. Случается такое, что инспектором допускаются ошибки в определении виновного, который на деле является пострадавшим. Для того чтобы изменить присвоенный статус необходимо грамотно подойти к процедуре обжалования решения. Во-первых, требуется сфотографировать аварию, чтобы иметь возможность оспорить вину. На снимках должно быть видно: расположение машин, разметки, факторы, оказавшие влияние на аварию, знаки и прочее. Стоит сохранить запись, сделанную регистратором своего автомобиля либо тех авто, что находились рядом. Если на участке дороги имеются видеокамеры, требуется сделать запрос на изъятие видео. Делается это через правоохранительные органы.

Для составления документации относительно ДТП сотрудниками ГИБДД используются показания свидетелей, схемы произошедшего. Схема не всегда составляется правильно. Для исключения ошибок требуется изучить бумагу на месте. Автолюбитель имеет право вписать дополнения в составленный сотрудниками протокол, при условии, что они могут повлиять на принятие решения. При наличии свидетелей, способных доказать правоту водителя, нужно записать их данные.

В необходимых случаях назначается экспертиза. Настаивать на ее производстве необходимо, когда в протоколах не учтены некоторые нюансы. Посредством экспертизы можно получить ответ на ряд вопросов, в том числе узнать обстоятельства, ставшие причиной аварии, понять в каком состоянии находилась машина на момент ДТП, изучить следы на дороге и само дорожное полотно, уточнить сказались ли погодные условия.

Можно ли оспорить?

Обжаловать принятое решение не всегда целесообразно. Однако есть ситуации, когда оспорить решение можно. Так, если лицо, нарушившее правила движения, что стало причиной аварии, не согласно с фактами, изложенными в составленных документах, если отсутствует связь между аварией и нарушением правил, если должностное лицо нарушило требования и нормы материального или процессуального характера во время вынесения постановления, а также при наличии данных о вине других лиц в аварии, оспорить постановление можно.

Человек, оспаривающий принятое решение, должен руководствоваться положениями закона. Зависит от того, в рамках какого производства происходит обжалование: уголовное, гражданское или административное. Оспаривать нужно постановление, на основании которого возбуждается уголовное дело либо административное производство. Виновность лица по деянию, квалифицированному в рамках Уголовного кодекса, признается на основании решения суда. Важным моментом является вступление документа в силу. Жалоба подается лицом, признанным виновным, либо его защитником. Чтобы вопрос, связанный с обжалованием был решен успешно, потребуется:

  1. Изучить документацию, которая стала основанием для принятия подобного решения. Сюда относятся осмотры места аварии, машин, схемы, результаты освидетельствования, протоколы. Если при их составлении были допущены ошибки процессуального характера, неточности — документ аннулируется.
  2. Проверить составленные бумаги на соответствие законодательным нормам. При обнаружении несоответствий нужно принять меры, чтобы их устранить.
  3. Поднять вопрос о целесообразности проведения автотехнической экспертизы.

Согласно законам в случае, когда лицо, в отношении которого принято решении о привлечении его к ответственности, не согласен с ним — реализуется право на обжалование. Жалоба направляется должностному лицу, вынесшему решение. Тот в свою очередь обязан переправить документ руководству, приложив материалы дела. Это правило распространяется на административные постановления.

Если документ принят судьей — обратиться следует в мировой суд в месте, где было вынесено решение. Законом устанавливается срок, в течение которого требуется использовать право на обжалование. Пропустить его можно только по уважительной причине. Суд рассмотрит жалобу, исходя из представленных материалов, заявитель имеет право присутствовать на заседании. В случае вынесения решения о невиновности лица, требуется обратиться в судебный орган для установления виновного. К полномочиям судьи относится решение вопроса о виновности участников ДТП.

Порядок обжалования

Человек, которого признали виновным в аварии, может обратиться в суд или ГИБДД для оспаривания вынесенного постановления. Стоит отметить, что обращение в судебные органы, как правило, наиболее продолжительно по времени. Виновнику следует обратиться в мировой суд. Инициируя процедуру обжалования необходимо иметь реальные доказательства своей невиновности. Повлиять на ситуацию можно непосредственно на месте аварии, предоставив инспектору запись с регистратора, подробно описать обстоятельства произошедшего, указать причины. Обращаясь в ГИБДД или суд необходимо собрать пакет документов, в который входят:

  • Решение, которое будет обжаловаться;
  • Документ, посредством которого удостоверяется личность (при обращении в суд);
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины по рассмотрению дела в суде;
  • Доказательства невиновности (фото-, видеоматериалы, задокументированные показания свидетелей и т.д.).

При оспаривании решений через ГИБДД отводится срок, равный 10 дням. Исчисление начинается с того момента, когда вынесено постановление о правонарушении. За это время регистрируется вынесенное постановление и нарушителю назначается наказание. Если за указанный период лицо не успело обратиться в правоохранительный орган, то дальнейшее обжалование через эту инстанцию бесполезно. Потребуется обратиться в суд. При этом составить иск и подать его в суд можно и тогда, когда постановление о правонарушении вступило в силу. Исковое подается в течение 2-месячного срока, отсчет которого начинается со дня аварии. Срок может быть увеличен по уважительным причинам, к таковым относят прохождение водителем лечение в стационаре и прочее. Пропуск срока должен быть подтвержден документально, то есть, выписываясь из больницы, потребуется получить соответствующую справку у лечащего врача. Водитель должен быть готов к отстаиванию своей невиновности.

Заключение

В случае попадания в аварию следует внимательно следить за составлением всех сопутствующих документов, найти свидетелей происшествия, получить записи с видеорегистраторов автомобилей, находящихся в поле зрения. Все это может послужить в дальнейшем доказательной базой, если автовладелец будет признан виновным в ДТП. Постановление о правонарушении, вынесенное в ГИБДД, можно обжаловать как в самой Госавтоинспекции, так и в суде.

Оспаривание виновности в дтп

Как оспорить вину в ДТП

В числе наиболее сложных задач, с которыми сталкиваются многие участники ДТП, были и остаются споры о вине. Материал, изложенный в настоящей статье, дает возможность каждому, кто необоснованно обвинен в совершении дорожной аварии, самостоятельно разобраться в процедуре оспаривания виновности и избежать ответственности за чужие «грехи».

Содержание статьи:

В каких случаях оспаривается вина

Для участника дорожного инцидента, в случае признания его нарушителем ПДД РФ, наступают неблагоприятные последствия, которые заключаются в привлечении его к установленной законом ответственности. Кроме административного или уголовного наказания, на виновника возлагается обязанность возместить потерпевшему вред, причиненный происшествием. При тяжких последствиях ДТП возрастает и тяжесть наказания.

Таким образом, необоснованное обвинение порождает не только несправедливость, но и влечет за собой безнаказанность истинного виновника. Поэтому оспаривание вины является единственно возможным способом восстановления законности и справедливости.

Особенностью вины в делах о дорожно-транспортных происшествиях, является её смешанный характер. Так, допуская нарушения Правил дорожного движения, зачастую носят умышленный, преднамеренный характер, однако сами последствия – причинение ущерба, вреда здоровью, жизни потерпевшего всегда наступают по неосторожности.

Например, при выезде водителя на полосу встречного движения во время обгона в местах, где данный маневр запрещен, водитель преднамеренно допускает нарушение раздела 11 ПДД РФ, но уже факт столкновения, повлекший причинение вреда, наступает по неосторожности, то есть неумышленно.

Перечисленные последствия дорожного происшествия — вред здоровью и материальный ущерб от повреждения транспортных средств, не охватывались умыслом нарушителя и наступили по неосторожности. В этом и заключается смешанный характер вины, присущий подавляющему большинству дорожно-транспортных происшествий.

Следует твердо знать, что участник происшествия признается виновным только тогда, когда между нарушением ПДД РФ и происшествием (столкновением, наездом, опрокидыванием) имеется устойчивая причинно-следственная связь. Если само по себе невыполнение норм Правил не является причиной аварии, то вины в совершении ДТП нет. По этой причине ссылки на обоюдную вину далеко не всегда правомочны, даже при наличии обоюдных нарушений Правил.

Например, не имеет значение, если один водитель, управляя транспортным средством находится в состоянии опьянения, а второй водитель, не предоставил ему преимущество в движении на перекрёстке равнозначных дорог, нарушив правило «правой руки».

Из рассмотренного примера следует, что аварийная ситуация была создана не поведением пьяного водителя, а действиями второго участника, не предоставившего преимущество в движении, создавшего опасность и допустившего столкновение. Вина за такую аварию целиком и полностью будет возложена на второго водителя.

Обобщая изложенное, укажем, когда целесообразна процедура обжалования.

  1. При несогласии лица с актом, составленным по факту происшествия (постановлением по делу об административном правонарушении, постановлением о прекращении дела, постановлением о возбуждении (прекращении) уголовного дела, содержащим выводы о наличии нарушений Правил лицом, в отношении которого вынесен документ.
  2. При отсутствии причинно-следственной связи между действиями нарушителя Правил и фактом дорожного происшествия.
  3. При нарушении материальных и (или) процессуальных норм и требований должностным лицом, вынесшим постановление по делу.
  4. При наличии данных об обоюдной вине иных участников происшествия.

Правильная оценка обстоятельств, связанных с целесообразностью инициализации процедуры оспаривания вины, является залогом к успешному обжалованию незаконного постановления.

Внесудебный порядок оспаривания вины в ДТП

Возможность оспаривания вины путем подачи жалобы на постановление по делу о ДТП предусмотрена административным, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством. Процедура обжалования определяется соответствующей отраслью законодательства и зависит от стадии производства по делу.

Рассматриваемый внесудебный порядок предусмотрен как Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КРФ об АП), так и Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ).

В соответствии со статьей 30.1. КРФ об АП дает возможность лицу, привлекаемому к административной ответственности, обжаловать постановление по делу об АПН. При этом обжалованию подлежат как постановления о привлечении к ответственности, так и постановления о прекращении производства по делу об АПН. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.1. КРФ об АП во внесудебном порядке обжалуются постановления, вынесенные должностными лицами, то есть сотрудниками подразделений ГИБДД МВД РФ.

Таким образом, постановление, вынесенное инспектором ДПС или инспектором по ИАЗ (дознавателем ГИБДД) может быть обжаловано, по выбору подателя жалобы, начальнику органа ГИБДД или в вышестоящее подразделение ГИБДД.

Срок на обжалование составляет десять дней, начиная с даты вынесения постановления или даты вручения его копии.

В соответствии со ст. ст. 123 -124 УПК РФ постановление о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении дела, могут быть обжалованы прокурору. Жалоба подается руководителю следственного органа или прокурору, по месту производства дела о ДТП, имеющего признаки состава преступления. Предметом жалобы является решение следователя, который, по мнению заявителя, вынес незаконное постановление о возбуждении или прекращении уголовного дела, чем нарушил права участника ДТП, обвиненного в нарушении ПДД РФ. Жалоба подлежит рассмотрению в срок не превышающий десять суток с момента её подачи.

Внесудебный порядок оспаривания вины в ДТП, на практике занимает меньше времени, чем судебный, что можно отнести к преимуществу. К тому же решения, принимаемые в указанном порядке, всегда можно обжаловать в суд, что обеспечивает при необходимости судебный контроль за действиями и решениями должностных лиц ОВД, следствия и прокуратуры.

Как оспорить вину в ДТП через суд

Российской законодательство позволяет участнику дорожного автотранспортного происшествия обращаться напрямую в суд для защиты от необоснованного обвинения в совершении правонарушения (преступления).

При производстве по делу об АПН судебному обжалованию подлежит постановление, вынесенное в порядке, предусмотренным КРФ об АП. Жалоба подается в районный (городской) суд, находящийся по месту вынесения обжалуемого решения. Порядок обжалования регламентирован главой 30 административного кодекса.

По аналогии оспорить вину в ДТП через суд можно в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. Срок рассмотрения жалобы составляет пять суток с момента поступления материалов дела в суд, однако на практике этот срок может увеличиться по различным причинам, связанным с подготовкой к рассмотрению жалобы. Решение суда, вынесенное в порядке ст. 125 УПК РФ, может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Если сравнивать оба порядка на предмет их предпочтительности и эффективности, то следует отметить, что не важно кому обжалуешь, а важно, что и как. Иными словами, если имеются достаточные основания для оспаривания, подтвержденные доказательствами, которые надлежащем образом изложены в самом тексте жалобы, то оспорить вину в ДТП через суд или вне суда, будет несложно. Поэтому подготовка жалобы, а также её представление, требуют от заявителя обладания достаточно высоким уровнем юридических и практических знаний.

Как оспорить вину в ДТП в гражданском процессе

Если, все усилия направленные на оспаривание вины, при производстве по делу об административном правонарушении не дали положительных результатов или срок на обжалование был пропущен и не восстановлен, то последним шансом на справедливость является оспаривание вины в дорожно-транспортном происшествии в гражданском процессе.

Инициатором возбуждения гражданского дела по иску о возмещении ущерба, причиненного ДТП может быть любой из участников аварии, вне зависимости от его статуса по делу об административном правонарушении. При наличии не возмещенного ущерба, спора о его размере, требований компенсации морального вреда, заинтересованное лицо может подать иск к ответчику. Всегда в предмет доказывания по такому гражданскому делу входит решение вопроса о вине. Если вина в нарушении ПДД РФ была ранее установлена постановлением по делу об АПН, которое не было отменено и вступило в законную силу, то истец ссылается на данное обстоятельство, как основание иска. Однако, если ответчик не признает иск, возражая против своей вины, то он обязан доказать основания своих возражений (ст. 56 ГПК РФ).

Что может и должен сделать в такой ситуации?

Во-первых, если ранее, при производстве и рассмотрении дела об АПН, остались не выяснены обстоятельства, которые могут повлиять на выводы о виновности того или иного участника происшествия, то такие пробелы должны быть устранены, но уже по правилам гражданского процесса. Например, если не были допрошены очевидцы происшествия, то по ходатайству их следует допросить в судебном заседании. Восполнить пробелы в доказательствах, которые сторона не может истребовать самостоятельно, следует путём судебных запросов в органы и учреждения, которые располагают необходимыми для рассмотрения дела сведениями.

Во-вторых, после того как в деле появятся дополнительные сведения, которые отсутствовали в материале о ДТП, то можно и нужно рассмотреть вопрос о назначении судебной экспертизы. В зависимости от конкретных обстоятельств дела, это может быть и автотехническая, и трасологическая, и автодорожная, и судебно-медицинская. Возможности судебных экспертиз, назначаемых при производстве по делам о ДТП, очень широки. И, если эксперт путем анализа материалов дела, используя специальные познания в области автотехники, трасологии и других отраслей знаний, придет к выводу об отсутствии вины ответчика, то суд не сможет переступить в своем решении через такое полновесное доказательство. Именно судебная экспертиза является тем инструментом, который позволяет расставить в гражданском процессе все точки над «и» при оспаривании вины в гражданском процессе.

В-третьих, доказав свою невиновность или наличие обоюдной вины, уже при рассмотрении первоначального иска, у лица появляются и юридические, и фактические основания к возмещению причинённого ему ущерба, а также компенсации понесенных расходов, связанных с рассмотрением дела. То есть, путем заявления встречного иска (ст. ст. 137-138 ГПК РФ) и привлечения к участию в деле страховой компании, происходит практическая реализация права на возмещение вреда, причиненного в ДТП.

В завершение темы, следует отметить, что право на оспаривание может быть реализовано вне зависимости от ранее данного признания вины участником ДТП в виду ошибочной оценки обстоятельств происшествия.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

Как оспорить вину в ДТП

В каждом ДТП устанавливается вина одного или нескольких водителей, либо пешеходов. Последствия признания вины очевидны – виновник будет обязан возмещать ущерб за повреждение чужого авто, вред здоровью и моральный вред. В статье разберем, какие способы оспаривания вины предусмотрены законом, что можно предпринять в этом случае.

Можно ли оспорить вину в ДТП

Виновность одного или нескольких участников дорожного инцидента определяется путем исследования всех обстоятельств ДТП. Это может происходить следующим образом:

  • непосредственно самими автовладельцами при заполнении документов по упрощенной форме Европротокола (в этом случае оба водителя должны прийти к общему согласию обо всех обстоятельств и причинах столкновения, в том числе о вине);
  • сотрудником ГИБДД, который вызывается сторонами на место происшествия для оформления бланков (установление вины происходит путем составления протоколов о нарушении ПДД);
  • в судебном порядке по иску заинтересованной стороны – если вина не была определена должностным лицом ГИБДД, либо оформление процессуальных бланков затягивается на длительный срок.

Обратите внимание! Вина водителя, выраженная в форме протокола об административном правонарушении, повлечет наложение санкций. Систематическое ужесточение законодательства привело к тому, что практически в каждом случае нарушения ПДД виновнику грозит существенный штраф или лишение права управления машиной.

Документы, содержащие сведения о виновнике ДТП, направляются в страховую компанию для получения выплат по программе ОСАГО. В ряде случаев страховщик сможет предъявить регрессные требования к виновнику аварии в течение общего срока исковой давности – три года. По этой причине, каждый владелец автомобиля заинтересован в отстаивании своих интересов при оспаривании вины в столкновении.

Особенности оспаривания виновности для ОСАГО

Как можно оспорить вину в ДТП? Для этого необходимо использовать право на обращение в суд. Предметом иска или заявления могут выступать следующие обстоятельства:

  • обжалование протоколов или постановлений об административном правонарушении;
  • предъявление иска в суд об установлении вины в ДТП другого водителя;
  • подача иска в суд об определении степени виновности каждого из водителей, если из материалов дела следует обоюдная вина в столкновении.

Важно! Страховая компания или сотрудник ГИБДД не вправе делать самостоятельные выводы о степени вины каждого из автовладельцев. Это может происходить только в рамках судебной процедуры.

Рассмотрение споров будет происходить на основании заявления заинтересованного лица. В состав участников процесса в обязательном порядке входит второй водитель, представитель страховой компании. В заседание может вызываться и сотрудник ГИБДД, составлявший протокол. Если есть основания считать, что в ДТП виновен пешеход, он также привлекается к участию в деле.

При оспаривании протоколов жалоба подается в мировой суд по месту совершения дорожного инцидента. Если оспаривается постановление о назначении административного наказания, жалоба направляется в районный суд. Нужно учитывать, что для оспаривания указанных документов предусмотрены сжатые процессуальные сроки. Например, для обжалования постановления у водителя есть только 10 суток с момента получения копии документа. По этой причине, сразу после оформления документов, нужно незамедлительно обратиться к адвокату или юристу.

При обращении с иском о признании вины второго участника ДТП срок подачи документов значительно больше – три года. Однако чем раньше будет предъявлен иск, тем больше возможностей будет у юриста для защиты. Например, записи камер наружного наблюдения, которые являются важным доказательством, хранятся ограниченный период времени. Поэтому только своевременное обращение в суд позволит использовать все средства доказывания.

В состав доказательств, которые нужно использовать для оспаривания вины, будут входить:

  • показания участников ДТП, свидетелей происшествия;
  • материалы специализированных экспертиз, проводимых по инициативе истца, либо на основании судебного постановления;
  • записи видеорегистраторов или камер наружного наблюдения;
  • фотографии, сделанные участниками ДТП или свидетелями аварии;
  • иные письменные и вещественные доказательства.

Если доводы искового заявления нашли свое подтверждение, судебное решение будет являться основанием для снятия вины с водителя, либо изменения степени виновности каждого из участников ДТП. Судебный акт является легальным основанием для обращения в страховую компанию за выплатами по программе ОСАГО, либо для предъявления аналогичных требований к виновнику ДТП.

Если у вас возникли вопросы, связанные с оспариванием виновности в ДТП, либо вы готовитесь к участию в судебном процессе, обращайтесь за помощью к нашим юристам. Консультация будет оказана бесплатно, а об условиях представительства в суде вы сможете узнать после изложения ситуации. Звоните по телефонам, указанным на сайте, либо заполните формы обратной связи. С нашей помощью вы сможете избежать регрессного иска, добьетесь выплат по ОСАГО.

Оспаривание виновности в ДТП

При рассмотрении дела о ДТП всегда есть две стороны: пострадавшая и виновная. От того, какое участие водитель принял в аварии, зависят выплаты страховой компании, наложение штрафов и, в некоторых случаях, уголовная ответственность.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но иногда автолюбитель, соблюдающий правила дорожного движения, признается виновным в аварии, принимая на себя ответственность второго участника ДТП. Восстановить справедливость можно в судебном порядке, доказав отсутствие нарушений со своей стороны.

Как определяется виновник аварии

Согласно юридической литературе, вина – это психическое отношение к лицу, свершившему противоправное деяние. В ДТП это носится к водителям, нарушившим правила дорожного движения умышленно, имея информацию о возможных последствиях.

Виновность в ДТП определяется двумя типами: по неосторожности и умышленно. Большинство случаев происходит по второму виду. Умышленное нарушение ПДД не всегда предполагает причинение вреда другим участникам движения, чаще водителем ожидается успешное завершение маневра или обгона. К сожалению, результатом данных действий часто становится причинение вреда чужому автомобилю, жизни и здоровью людей.

Вина «по неосторожности» не снимает ответственность с водителя, но помогает смягчить наказание.

И если доказать свою невиновность не получается, стоит добиться установления непреднамеренного нарушения ПДД.

Установление виновной и пострадавшей стороны происходит в несколько этапов.

  1. Группой инспекторов ГИБДД рассматривается протокол о произошедшей аварии для установления виновника.
  2. По факту аварии выносится постановление, а участникам ДТП выдаются справки с указанием нарушителя правил дорожного движения.
  3. В соответствии с кодексом административных правонарушений на виновного водителя налагается штраф с выдачей уведомления.
  4. Если в процессе разбора протокола выясняется, что нет виновных в аварии, то водителям выдаются справки об отсутствии виновной стороны.
  5. При несогласии с вынесенным постановлением водитель имеет право обратиться в суд для оспаривания документа. Это необходимо для снятия вины с себя или определения виновника (необходимо для получения выплат от страховой компании).
  6. Суд проводит разбирательство, назначает экспертизы, если в этом есть необходимость.
  7. После рассмотрения дела судом выносится решение о признании виновности или невиновности водителя.

Судебная практика дел о нарушении правил ДД, повлекших за собой ДТП, часто сталкивается с невозможностью определения степени вины. Если такое происходит, выносится решение о признании виновности обеим сторонам. Это позволит получить от страховой компании частичную выплату на ремонт авто.

Как правильно обосновать невиновность

Виновника ДТП определяет сотрудник ГАИ на месте происшествия. Но из-за недостатка опыта или ошибок в проведении анализа произошедшей аварии водителя признают лицом, нарушившим ПДД, хотя он сам стал пострадавшей стороной. Снять с себя вину можно грамотным отношением к делу.

При составлении рапорта о ДТП во внимание берутся показания свидетелей, изучение схемы происшествия.

И в самом начале нужно учитывать несколько важных деталей.

  1. Схема происшествия может быть составлена неправильно. Изучение документа на месте позволит сразу устранить ошибки. А чтобы оспорить вину в ГИБДД, рекомендуется сфотографировать аварию, чтобы было видно расположение автомобилей, дорожных знаков, разметок и других внешних факторов, спровоцировавших ДТП.
  2. Водитель справе самостоятельно вписать в рапорт дополнения, если они могут повлиять на решение сотрудников правоохранительных органов при определении вины.
  3. Можно записать данные свидетелей, готовых отрицать вину водителя. Ими могут стать пассажиры автомобиля.
  4. Снять запись с видеорегистратора своего автомобиля или находившихся рядом транспортных средств. Если на текущей улице установлены камеры видеонаблюдения, то через правоохранительные органы можно сделать запрос на рассмотрение видеозаписи.

По необходимости, может быть проведена независимая экспертиза. На ней нужно настаивать при некоторых нюансах, которые не были учтены составителем протокола.

Экспертиза позволяет решить ряд возникших вопросов:

  • исследование обстоятельств, ставших причиной ДТП;
  • исследование состояния автомобиля на момент аварии;
  • исследование следов на автомобиле и дороге в месте ДТП;
  • исследование состояния дорожного полотна и погодных условий на момент ДТП.

Каждое из исследований направлено на определение причины аварии и виновника. Оплачивать экспертизу придется из собственных средств, но несправедливо обвиненный водитель вправе потребовать компенсацию для покрытия расходов со второго участника ДТП. Сделать это можно в судебном порядке.

Какие документы нужны для загранпаспорта? Читайте в статье.

Куда обращаться?

Виновность в ДТП можно оспорить у вышестоящего должностного лица ГИБДД или в суде. Обращение в правоохранительные органы редко приводит к желаемому результату. Но этот способ позволяет снять обвинение без длительной судебной волокиты.

Ходатайство подается в районное управление в течение 10 дней с момента происшествия. Этот срок необходим для регистрации постановления и предписания нарушителю наказания. После 10 дней обращаться в правоохранительные органы не имеет смысла. И снять обвинение можно только в судебном порядке.

На мнение представителей правоохранительных органов влияет рапорт инспектора ГАИ. Составляется он долго, после детального изучения места происшествия, опроса свидетелей. Поэтому для оспаривания решения придется подыскать достоверные доказательства своей невиновности. Но лучше повлиять на исход событий в самом начале, при составлении рапорта. Необходимо рассказать полицейскому о своих действиях, о причинах ДТП, снять записи с видеорегистратора. Эти моменты обязательно отражаются в рапорте.

Оспаривание виновности в ДТП в суде: основные моменты

Граждане, признанные виновными в ДТП и не предпринявшие попытки оспорить нарушение в ГИБДД (или действие не дало результатов), могут исправить ситуацию. Для этого потребуется обратиться в суд с исковым заявлением и просьбой провести независимую экспертизу. Оспаривание возможно даже при вступлении в силу Постановления об административном нарушении.

Исковое заявление в суд должно быть подано в течение 2 месяцев с момента ДТП. Увеличение срока возможно по уважительным причинам (например, стационарное лечение водителя). Для обжалования постановления прикладывается справка с медицинского учреждения или другие документы, подтверждающие временную недееспособность.

Для судебного разбирательства потребуется копия или оригинал постановления и подробное описание причин, повлекших ДТП. Водителю нужно быть готовым к доказательству своей невиновности. При этом во внимание принимаются только существенные основания. Не подойдет отговорка вроде «не увидел знака» или «кошка пробежала».

Недостаточно и слов, нужны показания свидетелей, фотографии с места аварии. Если суд сочтет нужным, то будет назначена независимая экспертиза.

Разбирательство в рамках гражданского процесса (в суде) может занять достаточно много времени. Нередко такие дела длятся больше года, особенно в сложных ситуациях, когда доказать свою невиновность без экспертиз невозможно.

Водитель должен помнить о существующей презумпции невиновности в России. Это означает, что свою невинность нужно доказывать самостоятельно (с привлечением адвоката), а задачей правоохранительных органов является найти доказательства вины участника ДТП.

Ходатайствовать за отмену постановления должен гражданин, против которого возбуждено административное дело. Разрешено привлечение адвоката.

И для благополучного исхода событий потребуется соблюсти порядок оспаривания вины.

  1. Внимательно изучить дело об административном правонарушении. Следует уточнить, какие факторы учитывались для привлечения к ответственности. Водитель имеет право изучить: протокол с места ДТП, справку об аварии, схему ДТП, заключение независимых экспертов. Если при изучении материалов будут найдены ошибки, то отменить решение о возбуждении административного дела отменить значительно проще.
  2. Обнаруженные в документах ошибки должны быть устранены, дело пересмотрено. На основании недостоверных сведений признавать виновность водителя неправомерно.
  3. Если правоохранительными органами не была назначена автотехническая экспертиза, то ее нужно провести самостоятельно. Она позволяет прояснить ситуацию, когда виновность водителя остается под сомнением. Экспертиза позволяет увидеть причиненный вред, а также выяснить возможные причины ДТП.
  4. Провести исследование дорожных условий. Причиной аварии могла стать неблагоприятная погода и повреждения дорожного полотна.

При возникновении спорных ситуаций стоит получить консультацию у юриста, чтобы определить дальнейшие действия и убедиться в собственной невиновности.

По результатам судебного разбирательства выносится решение об удовлетворении или отмене жалобы. Просьба может быть удовлетворена частично. В этом случае истцу потребуется подать еще один иск для получения материальной компенсации от страховой компании виновной стороны.

Продажа конфискованного банками имущества не выгодна должникам. Подробнее в статье.

Инвалидам по ОСАГО предусмотрена компенсация. Больше информации здесь.

Если виновник не установлен

Иногда определить виновника не удается даже после экспертиз. В этом случае обеим сторонам выдается соответствующая справка о ДТП. Этот документ лишает водителей права на получение компенсации от страховой компании по ОСАГО.

Выплаты производятся только при наступлении страхового случая и только при условии, что водитель невиновен в ДТП. В иных случаях оплата ремонта не предусмотрена. Решить проблему можно в судебном порядке, подав ходатайство с просьбой установить виновного и потерпевшего. За время разбирательства можно отремонтировать автомобиль за собственные средства, а после получения справки подать заявку в страховую компанию для выплаты компенсации.

Если виновная сторона без страховки ОСАГО, то выплаты производятся пострадавшему водителю физическое лицо, то есть второй участник ДТП. На практике добиться возмещения ущерба удается не всегда, даже в судебном порядке. Но отсутствие ОСАГО уже является нарушением и в отношении водителя, управляющего автомобилем без страховки, будет возбуждено дело об административном правонарушении.

Став участником ДТП, важно следить за правильностью составления документов. Это поможет в дальнейшем избежать наказания за виновность в аварии. И дело не только в назначении штрафа за несоблюдение правил дорожного движения, но и в отказе страховой компании от выплаты компенсации. Бороться за справедливость нужно до конца, доказывая свою невиновность имеющимися фактами и свидетельскими показаниями.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
',css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:'
'},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:'
',autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:i.noop,afterOpen:i.noop,beforeClose:i.noop,afterClose:i.noop,afterLoading:i.noop,afterLoadingOnShow:i.noop,errorLoading:i.noop},l=0,d=i([]),s=function(e,t){var o=!0;return i(e).each(function(){i(t.target).get(0)==i(this).get(0)&&(o=!1),0==i(t.target).closest("HTML",i(this).get(0)).length&&(o=!1)}),o},u={getParentEl:function(e){var t=i(e);return t.data("arcticmodal")?t:!!(t=i(e).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"))&&t},transition:function(e,t,o,a){switch(a=null==a?i.noop:a,o.type){case"fade":"show"==t?e.fadeIn(o.speed,a):e.fadeOut(o.speed,a);break;case"none":"show"==t?e.show():e.hide(),a()}},prepare_body:function(e,t){i(".arcticmodal-close",e.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return t.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(t,e){var o,a,r,n=t.data("arcticmodal");if(!n){if(l++,(n=e).modalID=l,n.overlay.block=i(n.overlay.tpl),n.overlay.block.css(n.overlay.css),n.container.block=i(n.container.tpl),n.body=i(".arcticmodal-container_i2",n.container.block),e.clone?n.body.html(t.clone(!0)):(t.before(''),n.body.html(t)),u.prepare_body(n,t),n.closeOnOverlayClick&&n.overlay.block.add(n.container.block).click(function(e){s(i(">*",n.body),e)&&t.arcticmodal("close")}),n.container.block.data("arcticmodalParentEl",t),t.data("arcticmodal",n),d=i.merge(d,t),i.proxy(f.show,t)(),"html"==n.type)return t;null!=n.ajax.beforeSend&&(o=n.ajax.beforeSend,delete n.ajax.beforeSend),null!=n.ajax.success&&(a=n.ajax.success,delete n.ajax.success),null!=n.ajax.error&&(r=n.ajax.error,delete n.ajax.error);var c=i.extend(!0,{url:n.url,beforeSend:function(){null==o?n.body.html('
'):o(n,t)},success:function(e){t.trigger("afterLoading"),n.afterLoading(n,t,e),null==a?n.body.html(e):a(n,t,e),u.prepare_body(n,t),t.trigger("afterLoadingOnShow"),n.afterLoadingOnShow(n,t,e)},error:function(){t.trigger("errorLoading"),n.errorLoading(n,t),null==r?(n.body.html(n.errors.tpl),i(".arcticmodal-error",n.body).html(n.errors.ajax_unsuccessful_load),i(".arcticmodal-close",n.body).click(function(){return t.arcticmodal("close"),!1}),n.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){t.arcticmodal("close")},n.errors.autoclose_delay)):r(n,t)}},n.ajax);n.ajax_request=i.ajax(c),t.data("arcticmodal",n)}},init:function(e){if(e=i.extend(!0,{},o,e),!i.isFunction(this))return this.each(function(){u.init_el(i(this),i.extend(!0,{},e))});if(null!=e)if(""!=e.type)switch(e.type){case"html":if(""==e.content)return void i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "content"');var t=e.content;return e.content="",u.init_el(i(t),e);case"ajax":return""==e.url?void i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "url"'):u.init_el(i("
"),e)}else i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "type"');else i.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters")}},f={show:function(){var e=u.getParentEl(this);if(!1!==e){var t,o,a=e.data("arcticmodal");return a.overlay.block.hide(),a.container.block.hide(),i("BODY").append(a.overlay.block),i("BODY").append(a.container.block),a.beforeOpen(a,e),e.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=a.wrap.css("overflow")&&(a.wrap.data("arcticmodalOverflow",a.wrap.css("overflow")),t=a.wrap.outerWidth(!0),a.wrap.css("overflow","hidden"),(o=a.wrap.outerWidth(!0))!=t&&a.wrap.css("marginRight",o-t+"px")),d.not(e).each(function(){i(this).data("arcticmodal").overlay.block.hide()}),u.transition(a.overlay.block,"show",1*")),e.overlay.block.remove(),e.container.block.remove(),t.data("arcticmodal",null),i(".arcticmodal-container").length||(e.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&e.wrap.css("overflow",e.wrap.data("arcticmodalOverflow")),e.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==e.type&&e.ajax_request.abort(),d=d.not(t)):i.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call")})},setDefault:function(e){i.extend(!0,o,e)}},i(function(){o.wrap=i(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),i(document).bind("keyup.arcticmodal",function(e){var t=d.last();t.length&&t.data("arcticmodal").closeOnEsc&&27===e.keyCode&&t.arcticmodal("close")}),i.arcticmodal=i.fn.arcticmodal=function(e){return f[e]?f[e].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof e&&e?void i.error("jquery.arcticmodal: Method "+e+" does not exist"):u.init.apply(this,arguments)}}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;function flatPM_sticky(e,c,t){var i=e,l=null,d=t=t||0;function o(){if(null==l){for(var e=getComputedStyle(i,""),t="",o=0;o