Платон автобусы
Платон автобусы
Значение транспортной телематики и сферы ее применения на автотранспорте, опыт телематических устройств, а также темы, связанные с развитием современных технологий ГЛОНАСС и тахографического контроля, стали предметом обсуждения на отраслевой конференции «Телематика на автотранспорте. Настоящее и будущее».
Мероприятие, организованное Агентством автомобильного транспорта, состоялось 21 ноября в Москве в рамках ХII Международного форума и выставки «Транспорт России 2018». В нем приняли участие представители Минтранса России, Ространснадзора, АО «ГЛОНАСС», РСА, представители бизнеса, эксперты в области автомобильного городского и пассажирского транспорта, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Модератором конференции выступил член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Андрей Ионин. Открывая дискуссию, он обратил внимание на динамику трансформации бортовых систем и их влияние на эффективность управления автотранспортными средствами: «Рынок телематики, особенно в России, очень молодой. За последние годы он изменился до неузнаваемости – стал доступнее, цены навигационно-связного бортового оборудования значительно снизились. Во всем оборудовании появился ГЛОНАСС. Доступной стала и мобильная связь, передача огромных данных за меньшие деньги».
В настоящее время существуют технические устройства, устанавливаемые на транспортные средства: аппаратура спутниковой навигации, устройство вызова экстренных оперативных служб, тахограф, бортовое устройство «ПЛАТОН». Указанные устройства осуществляют разные функции в зависимости от целей и задач, устанавливаемых теми или иными нормативными правовыми актами. Все эти устройства формируют навигационные сигналы и осуществляют передачу, прием, обработку и хранение навигационной информации, отражающей координатно-временные параметры движения транспортных средств.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко, говоря о тенденциях автоматизации в управлении транспортными средствами и дорожным движением в целом, упомянул о существующих проблемах дорожных заторов и происшествий, а также о потребностях государства и общества в вопросах безопасности дорожного движения.
Генеральный директор АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Кирилл Поляков поделился опытом внедрения телематических устройств на автомобильном транспорте в период проведения в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу 2018 года. «Учитывая положительный опыт применения в рамках обесечения безопасности Чемпионата мира бортовых устройств систем ГЛОНАСС и «Платон», считаю целесообразным применение апробированных подходов к решению задачи контроля пассажирских перевозок в масштабах всей страны», — сообщил Кирилл Поляков. Также он рассказал о программном комплексе «Специальный ресурс», который был запущен сотрудниками АНО «Транспортная дирекция -2018» для подачи уведомлений о планируемом въезде в города-организаторы Чемпионата мира для автобусов.
«Использование системы «Платон» позволит государству создать единую платформу мониторинга пассажирских автобусов в оперативном порядке», — рассказал генеральный директор компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков. По его словам, для выполнения этой задачи есть действующая инфраструктура федерального охвата: рамки и машины контроля, единый центр фиксации нарушений Ространснадзора и центр обработки данных. «Также к одному бортовому устройству возможно подключение дополнительных модулей. Это мобильное устройство продажи билетов, что сделает рынок прозрачнее за счет исключения наличных платежей, а также датчик пассажиропотока, видеорегистраторы для контроля безопасности пассажиров и онлайн тахограф, чтобы все водители соблюдали нормы по режиму труда и отдыха», — отметил Антон Замков.
Мониторинг пассажирских перевозок с помощью системы «Платон» доказал свою эффективность, когда бортовыми устройствами были оборудованы 1500 иностранных автобусов с болельщиками Чемпионата мира по футболу 2018 года. Нажатием одной кнопки водитель передавал сигнал экстренным службам при возникновении чрезвычайных ситуаций в пути, а аппаратура спутниковой навигации передавала точное местонахождение и все маршруты автобусов.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов пояснил, что на сегодняшний день зафиксировано 236 сайтов, связанных с организацией нелегальных пассажирских автоперевозок только из Москвы.
«В октябре 2018 года, например, проведён анализ одного из популярных сайтов бронирования, в ходе которого выявлено 786 направлений междугородних автобусов, работающих нелегально. Проблема состоит в том, чтобы «отделить» легальных перевозчиков от нелегальных, прибегающих к использованию тех же сайтов. Мы предлагаем Минтрансу разработать не только цифровую систему мониторинга, но и создать портал, на котором пассажиры всех видов транспорта могли бы оставлять свои жалобы и замечания, а эту информацию проверяли контролирующие органы в оперативном режиме. В настоящее время все подобные информационные каналы разобщены и по сути отсутсвует системный общественный контроль за данной сферой, наша задача привести эту информацию «к общему знаменателю», — пояснил Илья Зотов.
Генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных представил анализ существующей нормативно-правовой базы в сфере развития систем тахографического контроля в Российской Федерации. Главной целью системы тахографического контроля является повышение безопасности дорожного движения и снижение аварийности за счет обеспечения соблюдения водителями установленных режимов труда и отдыха и скоростного режима посредством объективного контроля. К настоящему времени в России тахографами оснащено более 728 000 транспортных средств, создана инфраструктура из более чем 1280 мастерских по установке и техническому обслуживанию тахографов на всей территории Российской Федерации. На сегодняшний день тахографами оснащено немногим более 35% транспортных средств, подлежащих оснащению. Тем не менее, анализируя статистику ГИБДД, уже можно констатировать факт снижения в 2017 г. количества ДТП с участием грузовиков, оснащенных тахографами, на 4,5%, количество ДТП с участием автобусов, оснащенных тахографом, сократилось на 3,2%.
В целях развития системы тахографического контроля Минтрансом России предложена ее цифровая трансформация и внедрение тахографов с функцией автоматической передачи данных о нарушениях водителями времени управления транспортным средством и отдыха, а также ограничений скорости их движения в контрольно-надзорные органы и органы исполнительной власти. Подготовлен и установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в части использования данных, получаемых с помощью тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями)», предусматривающий поэтапное оснащение транспортных средств онлайн-тахографом с функцией автоматической передачи данных посредством инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС».
«Соблюдение режима труда и отдыха водителями – это ключевой фактор в безопасности автоперевозок. В рамках развития телематики Российская система тахографии готова к переходу на он-лайн режим», — пояснил Алексей Двойных.
В свою очередь, заместитель начальника управления РСА по методологии урегулирования убытков Андрей Маклецов в докладе об информационных схемах и решениях для страховой телематики обозначил перспективы применения бортового телематического оборудования для автоматической фиксации данных о ДТП, которые могут быть использованы для урегулирования страховых случаев по ОСАГО, привел примеры данных о ДТП, рассказал о возможностях применения мобильных устройств как альтернативе бортовым устройствам.
Заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» МАДИ, д.т.н. профессор Султан Владимирович Жанказиев подвел итоги секции: «Все описанные в ходе секции технологии укладываются в концепцию научно-технического развития транспортной системы. В то же время, необходимо заглянуть «за горизонт» и понять, к чему все эти новые технологии должны привести. Новые перспективные транспортные системы помимо перехода на технологию Mobility-as-a-Service (MaaS) должны обязательно использовать элементы коммерциализации всех видов удовлетворения транспортного спроса, и все большее количество транспортных задач будет рассматриваться как сервисы, которые необходимо оплачивать. Качество и содержание этих сервисов будет зависеть не только от тех, кто эти сервисы предоставляет, но и от пользователей. В транспортных системах будущего, где будут использоваться автомобили различной степени автоматизации, переход не сервисную модель означает, что люди должны будут существенно пересмотреть свои права на дороге, а разговор о том, что «в моем автомобиле меня никто не трогает» постепенно будет уходить в прошлое».
В своем докладе об основных направлениях стимулирования развития инфраструктуры для инновационного транспорта Султан Жанказиев также предположил, что после 2020 года большинство транспортных средств можно будет отнести к понятию коммерческих. Так, например, пересаживаясь с личного автомобиля на автомобиль, взятый в аренду, человек делает выбор в пользу коммерческой услуги по своему передвижению. Доля коммерческого транспорта и сервисов в транспортных задачах будет расти, при этом добросовестность, добропорядочность граждан и их поведение на дороге также будет учитываться в тарифах на предоставление данных сервисов. Таким образом, развитие техники и технологий должно лечь в основу стратегических проектов развития перспективных транспортных систем России.
Какие машины попадают под систему ПЛАТОН?
Все ли автотранспортные средства с максимально разрешенной массой в 12 тонн обязаны быть участниками системы принудительного взимания средств ПЛАТОН, в счет будущих затрат на восстановление нанесенного ими ущерба?
Вопрос очень интересный и актуальный. Ведь, если, например, в паспортных данных указана предельно допустимая масса всего автомобиля вместе с кузовом и прицепом, но в конкретный период авто передвигается, что называется, налегке с одной кабиной для водителя, необходимо ли оплачивать свое передвижение по федеральным трассам?
Давайте обратимся к Закону, и посмотрим что в нем прописано.
Законодательная база
Что это такое или как работает система, вы узнаете из соответствующих статей нашего сайта.
Правительство издало Постановление о разработке IT специалистами аналога европейской системы пополнения местных бюджетов за счет проезда большегрузных автомобилей по местным дорогам. Идею воплотили в жизнь, и она начала успешно работать.
Основным законодательным актом, регулирующим основы ее работы и описание транспорта, подпадающего под новые условия, является ФЗ №257-ФЗ от 08.11. 2007 года. Именно в нем даны разъяснения и основополагающие принципы взимания средств с определенного типа автотранспортных средств.
В нем, в частности, оговорены транспортные средства, на которые распространяется ПЛАТОН:
- В ч.1 ст. 31.1 ФЗ разъяснено, что оговоренная масса в 12 тонн исчисляется исходя из общего веса самого автомобиля, его груза, имеющимися пассажирами и дополнительным такелажем. Обычно изначальная возможно допустимая масса указывается в документах на машину, в частности в ПТС. Также эти данные могут быть продублированы в описании типа ТС или в документах о безопасности на авто (в случае перевозки опасных грузов).
- Если конкретизировать все марки транспортных средств, которые подпадают по действия Закона, то на это уйдет не одна страница. Но если говорить кратко, то в любом случае, если общая масса будет превышать норматив в 12 тонн, то оплата за проезд по федеральным дорогам любого вида обязательна для исполнения всеми водителями. Это могут быть и всем привычные КАМАЗы, и машины иностранного производства, например, Volvo или Mercedes, их немало колесят по российским дорогам.
Если у вас возникли сомнения, и вы не можете однозначно понять, обязаны ли вы платить или нет, то можно в режиме онлайн получить консультацию наших специалистов, оформив запрос в конце статьи.
Но есть ли исключения? Все ли авто массой больше 12 тонн обязаны оплачивать свой проезд по федеральной дороге? Что говорит Закон, и кто может не платить?
Ответ однозначный, в Законе четко даны определения, какие транспортные средства освобождены от платы за проезд:
- Большегрузный автотранспорт, предназначенный для перевозки пассажиров, например, автобусы междугородних и международных направлений, но если он имеет характеристику грузопассажирского транспорта, то уже освобождение на подобный тип не действует.
- Автомобили, относящиеся к службе пожаротушения, дорожной и городской полиции, автомобили скорой медицинской помощи, службе аварийно-спасательных работ, автоинспекции военных округов, и прочие, у которых в обязательном порядке установлены проблесковые маячки и они оборудованы приборами подачи спецсигналов, то весь подобный транспорт служебного назначения освобожден от уплаты проезда по системе ПЛАТОН.
- Также не подпадают под категорию большегрузов любая военная техника с большой общей массой, самоходные или тягловые автомобили, относящиеся к Министерству Обороны РФ.
Весь остальной транспорт, как это ни печально, с 2015 года обязан компенсировать любой нанесенный ими ущерб от передвижения на федеральных дорогах.
Вас могут заинтересовать и другие актуальные сегодня вопросы, ответы на многие из них можно найти с нашем сайте в режиме онлайн, на связи будут только квалифицированные специалисты.
На каких дорогах действует система ПЛАТОН?
Как правило, именно они имеют хорошее и надежное дорожное покрытие, но и оно приходит со временем в негодность. Это трассы, соединяющие близлежащие регионы и города, и даже страны. Например, трасса Москва – Петербург, Санкт-Петербург – Выборг, переходящая на финскую территорию.
Обычно, об этом можно прочесть при выезде на шоссе, оно обозначено буквой М – магистраль федерального назначения.
Можно ли увильнуть от уплаты?
Существует несколько легальных вариантов выхода из сложившейся ситуации:
- Если водитель знает обходные пути и трассы, то ему не обязательно пользоваться крупными автотранспортными артериями, он сможет проехать к месту назначения и по узкоколейке и по дороге с щебневым покрытием абсолютно бесплатно.
- Или воспользоваться вполне легально платной дорогой, тогда ПЛАТОН ему не страшен, и не придется уплачивать одно и то же два раза.
- Пересесть на автомобиль с меньшей допустимой массой. И если эта сумма расходов значительна, то можно выбрать и такой вариант для своей деятельности, чтобы уменьшить свои затраты на передвижения.
Если ни один способ вас не удовлетворяет, за передвижение на большегрузном транспорте придется платить.
Узнать о правилах оплаты проезда вы можете в следующей статье, а ознакомиться с последними изменениями из представленного видео:
Как самому высчитать общую массу автомобиля для проезда по системе ПЛАТОН?
Чтобы для себя уяснить, нужна ли вам обязательная регистрация в системе с дальнейшей оплатой, внимательно изучите документацию на свое транспортное средство:
- обратите внимание на строку с допустимой, или разрешенной массой вашего авто;
- вес перевозимого груза и удельный вес самого авто;
- вес авто вместе с полным баком горюче-смазочных средств;
- наличие прицепа и других типов дополнительных к перевозке средств (авто на жесткой сцепке).
Проанализировав эти цифры, можно сделать вывод, обязаны вы и ваша машина регистрироваться в системе или нет.
Если остались у вас сомнения, вы можете задать любой интересующий вас вопрос и получить ответ в режиме онлайн.
«Платон» подключается к автобусам
Государство готовится использовать систему «Платон» для контроля за автобусами на межрегиональных маршрутах. Проект необходимого для этого постановления правительства Министерство транспорта опубликовало на regulation.gov.ru. Пока речь идет только об эксперименте, в котором перевозчики будут участвовать добровольно и бесплатно.
Проведет эксперимент компания «Современные технологии пассажирского комплекса», она на 40% принадлежит оператору «Платона» «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) и на 60% – компании «Онэлия» Рафаэля Мухаметшина (данные СПАРК). Эксперимент пройдет в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. На него, по проекту, отведено две недели в октябре, тестироваться должны минимум пять многофункциональных бортовых устройств и одно мобильное устройство продажи и регистрации.
Государственная система «Платон» создана для взимания платы за порчу федеральных трасс с грузовиков тяжелее 12 т. Концессия досталась РТИТС без конкурса. 23,5% компании принадлежит Игорю Ротенбергу, половина – «РТ-инвест» (на 25,01% принадлежит «Ростеху»).
Власти периодически обсуждают, как еще использовать систему «Платон». Осенью 2018 г. в Тверской области произошла авария, и из-за столкновения микроавтобуса и автобуса погибло 13 человек. Тогда министр транспорта Евгений Дитрих предположил, что с помощью «Платона» можно было бы контролировать безопасность межрегионального автобусного сообщения.
Главная цель нового применения «Платона» – повысить безопасность автобусных перевозок и снизить количество ДТП, передал через представителя замминистра транспорта Алексей Семенов. Сокращение количества погибших на дорогах – один из важных целевых показателей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Основная проблема безопасности при перевозке пассажиров – нарушение правил водителями автобусов, считает около трети опрошенных (31%) ГИБДД. Сама ГИБДД выявила более 3000 нарушений режима труда и отдыха у водителей автобусов в 2018 г., свыше 100 000 нарушений правил перевозки пассажиров, 550 000 нарушений скоростного режима. 2500 водителей автобусов были в состоянии опьянения или отказались от освидетельствования.
Межрегиональные перевозки на короткие расстояния – это, как правило, поездки на работу, а на большие расстояния – в основном туризм, поездки к родным, говорит замруководителя Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта Виктор Иванченко. В реестре регулярных маршрутов межрегиональных перевозок 4092 маршрута, сообщил через представителя гендиректор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных, но на этом рынке 30–40% – нелегальные предприниматели, на некоторых маршрутах – более 50%. Нелегальных перевозчиков выбирают из-за дешевизны, считают 44,5% опрошенных ГИБДД.
Серые компании не получают разрешений на перевозки, не используют нужного по закону оборудования, подрывают безопасность, а еще заставляют снижать цены легальных перевозчиков, тем самым уменьшая их доход, часть которого должна идти на поддержание автобусов в хорошем состоянии, на повышение подготовки водителей и контроль режима труда и отдыха, сетует Иванченко.
Правительство обсуждает новое применение системы «Платон»
С помощью «Платона» Минтранс хочет учитывать пассажиров, транспортные средства, забронированные и проданные билеты на регулярные и заказные межрегиональные рейсы. К одному многофункциональному бортовому устройству можно подключить сразу несколько модулей – тахографов, видеорегистраторов, терминалов оплаты билетов, валидаторов, датчиков пассажиропотока, комплексов биометрического контроля и распознавания лиц, передал через представителя гендиректор РТИТС Антон Замков. Это, по его мнению, снизит затраты перевозчиков. Сколько будет стоить новое устройство и будут ли его обязаны покупать водители, он не сказал. Устройство будет российского производства, сертифицированным и оснащено криптографической защитой данных, его информация будет юридически значимой для государства и бизнеса, заверил Замков. В ходе эксперимента «Платон», Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности и Комплексная информационно-аналитическая система контроля транспортных средств будут следить за соблюдением режимов труда и отдыха водителей, скоростного режима и норм транспортной безопасности, объясняет Семенов. Интеграция обеспечит круглосуточный постоянный контроль, надеется Замков.
В предварительных испытаниях за четыре дня через рамки и автомобили контроля «Платона» проехали 250 000 автобусов.
Введение единой системы поможет вытеснить нелегальных перевозчиков с рынка, рассчитывает Семенов. Это обелит рынок, надеется и Иванченко. Обойти систему будет возможно, только если она не будет отлажена, но это не сопоставимо с тем количеством нарушений, которое есть сейчас, рассуждает Иванченко.
«Платон» уже использовался для контроля за перевозками болельщиков финала чемпионата мира по футболу 2018 г. «Меньше чем за месяц мы обеспечили контроль за 1500 автобусов из 25 стран», – с гордостью говорит Замков.
Донастроить систему «Платон» для мониторинга всех автобусов не сложно, РТИТС готова, если будет подобное предложение государства, говорил «Ведомостям» совладелец (19%) РТИТС Андрей Шипелов.
Кроме того, сейчас обсуждается использование системы «Платон» для наблюдения за мусоровозами – в Московской области, где «РТ-инвест» стал крупнейшим оператором обращения с мусором, эксперимент уже идет.
Кроме того, на базе «Платона» «РТ-инвест» предлагал модернизировать систему весогабаритного контроля. А еще прежде РТИТС говорила о возможной продаже данных страховым компаниям.
«Платон»: теперь и в автобусах
Лента новостей
Все новости »
Минтранс намерен в качестве эксперимента подключить систему «Платон» на межрегиональных автобусных маршрутах. Перевозчики и пассажиры участвуют в нем добровольно и бесплатно
Фото: АГН «Москва»
Минтранс хочет расширить действие системы «Платон», подключив к ней общественный транспорт. Главная цель проекта — повысить уровень транспортной безопасности и сократить количество ДТП.
Для этого в реальном времени будет отслеживаться соблюдение режимов труда и отдыха водителей, скоростного режима и норм транспортной безопасности, цитируют СМИ замминистра транспорта Алексея Семенова. Введение единой системы, по его словам, также поможет вытеснить нелегальных перевозчиков с рынка. Кроме того, повысится качество сервиса для удобства пассажиров при оформлении и оплате билетов.
«Платон» не обелит рынок, а очернит. Именно после введения этой системы многие перевозчики грузов закрыли свои ИП и перестали платить налоги, а введение «Платона» на автобусах — это просто желание определенных структур заработать, считает председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров.
— Сейчас, если смотреть по грузоперевозкам, огромная масса ушла в черный рынок. В пассажироперевозках все еще сложнее, там вообще черных перевозчиков быть не может, поскольку там лицензирование уже лет пять действует. И то, что они хотят внедрить систему «Платон», и это каким-то образом повлияет на безопасность и так далее, это полный бред, это просто хотят посшибать деньги.
— Когда у нас происходили какие-то крупные автобусные аварии, потом каждый раз возникал вопрос о том, что нужно что-то делать с нелегальными перевозчиками, потому что обнаруживалось, что автобус ехал без всякой лицензии, без всего.
— Это официальное заявление, а если начинать копать именно с самого перевозчика, то ничего подобного не было.
— Сам «Платон» может как-то, хотя бы в теории, помочь повысить безопасность или улучшить сервисы оформления билетов или что-то еще?
— Нет, не может, система всего лишь фиксирует, оплачен проезд по дороге или не оплачен. Они даже могут сделать такую программу, которая будет считать, что автобус двигается 24 часа. Но, как правило, такие дальние рейсы — 24 часа — едут с двумя водителями. Один водитель спит, отдыхает, второй за рулем. И каким образом эта электронная система распознает, поменялся водитель или не поменялся?
«Платон» — это система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам автомобилями массой свыше 12 тонн. Система действует на территории России с ноября 2015 года.
Эксперимент вполне может дать позитивный результат, но в случае массового внедрения «Платона» цены на автобусные перевозки обязательно повысятся, считает управляющий партнер экспертной группы «ВЕТА» Илья Жарский.
— Рынок пассажирских перевозок просто стал следующим, после большегрузов. Определенный эффект будет достигнут, потому что мы знаем: есть определенные проблемы с точки зрения обслуживания машин, водителей, учета этих перевозок. Определенный контроль даст повышение с точки зрения безопасности, но в то же время это скажется на стоимости. Еще очень большой вопрос в том, насколько рынок потребителей готов принять повышение цен, но для безопасности при этом определенный позитивный эффект, я думаю, будет, будет просто больше контроля.
— Насколько существенно могут тогда вырасти цены?
— Я не думаю, что оно будет прямо критическим, но может быть существенным, 5-15%. Насколько точно, конечно, сейчас невозможно рассчитать.
— Получается, этот эксперимент рано или поздно вырастет потом в директиву?
— Безусловно, это все укладывается в рамки той госполитики, которая проводится сейчас по многим отраслям, и система максимального контроля, зарегулированности, наблюдения — это все в рамках этой канвы.
Итоги эксперимента Минтранс должен подвести до 31 октября и представить доклад в правительство. Проведет эксперимент компания «Современные технологии пассажирского комплекса», которая на 40% принадлежит оператору «Платона» «РТ-инвест Транспортные системы», на 60% — компании «Онэлия» Рафаэля Мухаметшина. Тестироваться должны минимум пять многофункциональных бортовых устройств и одно мобильное устройство продажи и регистрации.
Сейчас также обсуждается использование системы для наблюдения за мусоровозами. В Московской области, где «РТ-инвест» стала крупнейшим оператором по вывозу мусора, эксперимент уже идет.
Инициатива по расширению системы встретила критику
Законопроект Минтранса, предполагающий подключение к системе «Платон» пассажирских автобусов и грузового транспорта, не нашел поддержки в рабочей группе Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет». АО ГЛОНАСС увидело в нем атаку на уже существующий рынок аппаратуры спутниковой навигации (АСН), а также риски дополнительных расходов со стороны государства и предпринимателей. В Минтрансе настаивают, что дополнительных расходов не предвидится, а установка «Платона» повысит безопасность пассажиров.
Рабочая группа НТИ «Автонет» рекомендовала Минтрансу доработать законопроект об установке на грузовики и автобусы бортовых устройств для передачи данных в систему «Платон», следует из протокола заседания 15 мая (есть у “Ъ”). Инфраструктурный центр рабочей группы, функции которого исполняет ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», провел правовую экспертизу, по результатам которой «выявил ряд существенных недочетов» в проекте.
Проект поправок к закону «О навигационной деятельности» Минтранса предусматривает обязательную передачу навигационной информации от «многофункциональных бортовых устройств» в контрольно-надзорные органы через систему взимания платы с грузовиков «Платон». Интегрировать с ней предлагается пассажирские автобусы и грузовой транспорт. Оператором «Платона» выступает компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). По данным ЕГРЮЛ, 50% компании принадлежит «РТ-Инвесту» (входит в «Ростех»), 23,5% — Игорю Ротенбергу, 19% — Андрею Шипелову, 7,5% — Антону Замкову.
Как предполагается использовать тахографы для предрейсового контроля автобусов и грузовиков
Реализация проекта потребует доработки системы «Платон», что может потребовать расходов со стороны государства в рамках концессионного соглашения с РТИТС, считают в инфраструктурном центре. «Значительные финансовые затраты» грозят и предпринимателям, которым придется оборудовать транспорт новыми устройствами, говорится в отзыве. Наконец, расходы потребуются на доработку информационных систем самих госорганов и оснащение муниципального транспорта.
В пресс-службе АО ГЛОНАСС добавили, что еще с февраля 2018 года действуют правила передачи навигационной информации в Ространснадзор с помощью АСН для пассажирских перевозок и перевозки опасных грузов. По оценке АО ГЛОНАСС, около 50% пассажирских перевозчиков и 30% перевозчиков опасных грузов уже установили АСН. Законопроект Минтранса «фактически направлен на уничтожение открытого рынка» производителей АСН, а новое оборудование не будет функционально отличаться от действующего, уверяют в АО ГЛОНАСС.
В Минтрансе категорически возражают. Поправки не предполагают введения новых платежей, а позволяют «повысить безопасность миллионов пассажиров автобусов» и «направлены на устранение недочетов в законах». Они не обязывают устанавливать новые АСН и не предполагают дополнительных расходов из бюджета: муниципальный транспорт можно переоснастить в штатном режиме, «значительного развития функционала системы взимания платежей также не требуется», как и доработки информационных систем госорганов.
Почему требования к тахографам и установщикам оборудования ужесточат
В РТИТС считают, что система, основанная на АСН, так и не заработала, сообщал в феврале сайт BBC со ссылкой на источники. Представитель РТИТС заявил “Ъ”, что компания «не участвует в разработке нормативно-правовых актов по указанным вопросам», но отметил, что «Платон» и бортовые устройства могут обеспечить государство юридически значимыми данными о маршрутах транспортных средств.
Установка АСН для вызова экстренных служб уже обязательна для новых автомобилей, отмечает заместитель директора практики по работе с инфраструктурными и транспортными предприятиями КПМГ в России и СНГ Вадим Топоров. Примерный объем рынка таких устройств, по его оценке, составляет не менее 54 млрд руб. в год, исходя из стоимости установки устройств по цене около 30 тыс. руб. на 1,7 млн новых легковых автомобилей и 80–90 тыс. грузовых. Оценить стоимость потенциального переоснащения транспорта бортовыми устройствами с подключением к «Платону» пока сложно, отмечает эксперт, так как неизвестно, потребуется ли новое оборудование или перепрошивка старого.