Перекрестки виды
КАКИЕ ПЕРЕКРЕСТКИ БЫВАЮТ
Перекресток — место пересечения в одном уровне двух, трех, а иногда и более дорог. Тут скрещиваются пути многих тысяч машин и пешеходов.
Перекрестки подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. Движение на регулируемых регламентируется сигналами светофора или командами регулировщика. Отсутствие знаков приоритета говорит, что это пересечение равнозначных дорог, и чтобы разъехаться, нужно пользоваться правилом «помехи справа». И наоборот, наличие знаков, например, 2.4 «Уступите дорогу», 2.5 «Движение без остановки запрещено», или соответствующей разметки указывает, что одна дорога является главной по отношению к другой.
Независимо от вида перекрестка ответственным местом проезда является его центр. Как велосипедисту при повороте налево (там, где такой маневр разрешен) проезжать центр перекрестка — объезжать его слева или справа? Ведь с другого направления может выполняться точно такой же маневр. По Правилам, осуществление правого поворота должно производится как можно ближе к правой обочине, а левого — как угодно, в виду полного пересечения всей дороги. Реально же допустимо два варианта. Если дорога, на которую вы поворачиваете, имеет несколько полос движения, то поворот налево необходимо осуществлять таким образом: Проехать центр перекрестка слева, стараясь выехать с перекрестка сразу в крайний правый ряд. А если перекресток образован узкими дорогами, то поворот налево, конечно, безопаснее выполнять по самой короткой траектории, оставляя центр перекрестка справа — другим способом разъехаться с транспортным средством, имеющим большой радиус поворота, будет труднее.
Велосипедистам нужно обязательно соблюдать своеобразный кодекс проезда перекрестков, основанный на требованиях Правил:
при повороте налево или развороте уступите дорогу транспортным средствам, следующим со встречного направления прямо или налево;
при повороте направо или налево уступите дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть, на которую поворачиваете, а также другим велосипедистам, проезжающим через эту проезжую часть по велосипедной дорожке;
уступите дорогу трамваю при одновременном с ним праве на движение;
не выезжайте на перекресток, если за ним образовался затор, который может вынудить остановиться посреди дороги, то есть в зоне перекрестка, и создаст помеху для движения других транспортных средств.
Независимо от количества полос движения, велосипедисту разрешено проезжать перекресток в прямом направлении и направо. Необходимо помнить, что поворот налево, не сходя с велосипеда, может быть осуществлен только с того направления дороги, где имеется лишь одна полоса движения.
93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Урок 3. Перекрестки и их виды;
Цель урока: дать понятие о перекрестке и его видах. Сформировать четкое представление о том, как переходить дорогу в районе перекрестка и какие при этом ситуации – «ловушки» могут подстерегать пешехода.
Оборудование: плакаты различных видов перекрестков, макет перекрестка, брошюра ПДД. Информация ГИБДД о ДТП на перекрестках.
Рекомендации к проведению урока.
Учитель дает определение. Его рассказ сопровождается работой с брошюрой ПДД. «Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий (ПДД, раздел 1).
Типы перекрестков: четырехсторонние, Т-образные, Х-образные, У-образные, многосторонние перекрестки площадей.
Перекрестки делятся на нерегулируемые и регулируемые. В ПДД (п.13) перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
Перекрестки – опасные участки улиц и дорог, в городах на них скапливается большое количество транспортных средств и пешеходов. Чтобы пешеходы могли безопасно перейти улицу или дорогу на перекрестке, а машине безопасно проехать его, необходимо организовать регулирование движения. Для этого устанавливают очередность проезда и перехода перекрестков так, чтобы пешеходы и транспортные средства, движущиеся в разных направлениях, не мешали один другому, не пересекали бы в одно и то же время дорогу.
Управлял им специально приставленный к нему человек, который при помощи лебедки поднимал и опускал стрелу с цветным знаком. Потом этот семафор усовершенствовали, добавив к нему газовые фонари. Сигнал стал виден и в темное время суток. Просуществовал такой семафор недолго: вскоре произошел взрыв газа, пострадал регулировщик, и семафор на многие годы был заменен специально обученными людьми, управляющими движением при помощи рук – регулировщиками.
В 1918 году в Нью-Йорке, в США, появился первый светофор, который работал при помощи электроэнергии и сигналы подавал электрическими лампочками. Командовал сигналами тоже регулировщик. Только теперь он не стоял в центре перекрестка, а сидел в специальной будке. Новинка эта понравилась, и вскоре светофоры засветились во многих крупнейших городах мира.
Недостатком первых светофоров было четкое чередование цветов – зеленого и красного, что не создавало полной безопасности дорожного движения. Во избежание столкновений нужен был какой-нибудь промежуток времени между этими сигналами, во время которого въехавший на перекресток экипаж, а позднее автомобиль, успевал бы освободить его при смене сигналов.
В 1929 году В Москве установили первый в нашей стране светофор с тремя сигналами. Он представлял собой круг, разделенный на три сектора: красный, желтый и зеленый. По кругу как по циферблату часов, двигалась стрелка. Зайдет стрелка на красный цвет, значит движение запрещается, укажет на желтый – надо подождать, пока не перейдет на зеленый, означающий, что путь свободен. Управлял таким светофором специально приставленный к нему регулировщик, но уже через несколько лет такой светофор заменили на электрический, действующий и сегодня, хотя внешне он, конечно, изменился.
Цвета сигналов подобраны так, чтобы их могли отчетливо различать все участники движения. Наиболее подходящими оказались красный, желтый и зеленый. Для запрещающего сигнала выбрали красный. И это не случайно, так как красный цвет хорошо виден и днем и ночью, а особенно лучше других цветов он различается в тумане. Светофор устанавливают на перекрестке улиц и дорог так, чтобы его сигналы были видны всем участникам движения : водителям и пешеходам.
Когда загорается зеленый (разрешающий) сигнал, он виден только на одной улице и ее продолжении. Красный запрещающий виден с обеих сторон улицы. Светофор устроен таким образом, что когда на одной улице загорается красный свет, на другой, ее пересекающей, в тоже время появляется зеленый. Когда же загорается желтый сигнал, то он виден с обеих сторон пересекающихся улиц и дорог. Сигналы светофора подаются в следующей последовательности : зеленый – желтый – красный – желтый – зеленый и т.д.
Чаще всего на перекрестке устанавливается по четыре светофора – на каждом углу по одному. Обычно все они действуют, как один, согласованно. Но есть и такие перекрестки, где светофор устанавливается в его центре на специальной колонне или на тросах-растяжках.
Когда загорается зеленый сигнал, водители всех транспортных средств могут выезжать на перекресток, ехать прямо, поворачивать налево, разворачиваться для езды в обратном направлении, делать правый поворот, то есть ехать во всех направлениях. Пешеходы при зеленом сигнале могут переходить улицу, при этом нужно остерегаться поворотов транспортных средств. Наиболее опасны- начальный и конечный интервалы времени движения пешеходов на «зеленый», так как некоторые из них, начинают переход уже на «желтый», когда еще проезжают последние машины. Даже в первые секунды горения «зеленого» пешеходу надо двигаться внимательно , осмотрев проезжую часть, так как какая-нибудь из машин может проезжать, когда для пешеходов горит «зеленый».
Второй опасный момент наступает, когда «красный» зажигается, а пешеход еще не закончил переход. При этом многие пешеходы сравнительно спокойно идут дальше, рассчитывая, что водитель машин, стоящих в ожидании у перекрестка, видят и пропустят их. Однако не все машины стоят у перекрестка! Водитель машины, приближающейся к перекрестку, может «с ходу» выехать на «зеленый», не видя из-за стоящих машин запоздавшего пешехода.
В этой ситуации- «ловушке» возникает около 5% дорожных происшествий с детьми. Пешеходу нужно после погасания «зеленого» или быстро закончить оставшиеся несколько метров перехода, уложившись в небольшую паузу между «зеленым» и «красным» (или когда горит «желтый»), или остановиться на островке безопасности, или на линии разделения транспортных потоков противоположных направлений и ожидать пока на светофоре не появиться зеленый сигнал, разрешающий продолжить переход. Если же этой линии нет, то необходимо остановиться на середине улицы и ждать разрешающего сигнала светофора.
Переход на «зеленый» не освобождает пешехода от необходимости наблюдать за обстановкой на проезжей части улицы. Ведь транспорту разрешен на ряде перекрестков поворот направо и налево через зону движения пешеходов, конечно, пропуская их. Поэтому взаимное наблюдение водителей за пешеходами и пешеходов за машинами – дополнительная гарантия безопасности.
Некоторые дети рискуют, переходя на «красный», когда они видят, что машины стоят. Однако стоять они могут в ожидании разрешения поворота или разворота для пропуска специальных машин скорой помощи или милиции, которые не видны из-за них.
При смене сигналов с зеленого на желтый водители, которые двигались на зеленый сигнал к перекрестку, должны остановиться у стоп-линии и ожидать там до тех пор, пока светофор не разрешит продолжить движение. Те водители, которые уже въехали на перекресток, должны продолжить движение и освободить его. Водители, стоящие на перекрестке при красном сигнале светофора, должны приготовиться к движению, так как перед ними за желтым сигналом появится зеленый.
Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрестка такие же, как и при переходе по регулируемому пешеходному переходу. Здесь подстерегают те же дорожные «ловушки» (вспомнить материал предыдущего урока).
Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрестке.
1. На нерегулируемом пешеходном переходе, это прежде всего, «подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт ( использовать при объяснении макет перекрестка и плакаты). Кроме того, ограничение обзора остановившимися автомобилями, например, для поворота или разворота.
2. Основная опасность на регулируемом перекрестке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зеленого» и проезд «сходу» других автомобилей.
Контрольные вопросы и задания.
Что такое перекресток, какие типы вы знаете? Где опаснее переходить улицу: там, где есть светофор, или где его нет ( нерегулируемый перекресток)? На нерегулируемых перекрестках переходить дорогу опаснее, так как пешеход всегда должен сам оценить обстановку. А это не всегда просто! Одна машина, например, может закрывать собой другую.
Опасно ли переходить улицу на зеленый сигнал светофора? Даже при зеленом сигнале светофора пешеходу надо видеть, что происходит слева и справа! В первые секунды после включения для пешеходов зеленого сигнала могут проезжать запоздавшие машины. Кроме того, машинам разрешен поворот при зеленом сигнале светофора, и, хотя водители обязаны пропустить пешехода, лучше проявить осторожность. И, наконец, на улице встречаются неумелые водители машин, мотоциклисты, велосипедисты. Поэтому даже при «зеленом» главное – наблюдать и быть готовым уступить дорогу.
Представьте: вы забыли купить хлеб, а до закрытия магазина осталось несколько минут. Выскочив на улицу, нехватку времени вы стараетесь перекрыть быстротой ног. Вот перекресток, загорелся зеленый свет. Слева поворачивает автомобиль, но вы уже на дороге, наезд неизбежен. Как нужно было поступить? Несмотря на то, что водитель в этой ситуации обязан пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть дороги, необходимо убедиться, что он заметил вас, сбавил скорость и остановился. Вот тогда можно и переходить.
Какие ситуации – «ловушки» подстерегают пешехода у светофора?
Оформить в тетрадях рисунки, возможен домашний вариант. Пешеход бежит перед стоящими у светофора машинами уже при красном сигнале, он уверен, что водители трогающихся машин его пропустят и не понимает, что не все машины стояли, и из-за стоящих и трогающихся машин может выехать другая!
Пешеход бежит на «зеленый», как только он загорелся! Надо всегда наблюдать нет ли машин. Могут быть опаздывающие водители, проскакивающие переход на большой скорости, не успев сделать это при «своем» сигнале.
В одном ряду машины стоят, а в другом едут. Пешеход, видя, что машины стоят, может начать переход, не видя за стоящими машинами, другие проезжающие.
Что такое перекресток, виды перекрестков
- Что такое перекресток, виды перекрестков
- Что такое перекресток
- Виды перекрестков по конструкции
- Виды перекрестков по очередности движения
- Алгоритм проезда любого перекрестка
Автолюбители-новички часто теряются на перекрестках: где останавливаться, куда поворачивать, кого пропускать? Вопросов в голове возникает сразу много. Разберемся, что такое перекресток, и какими бывают перекрестки; в чем особенности каждого, и что должен знать начинающий водитель.
Что такое перекресток
Перекресток – это точка пересечения дорог на одном уровне. Определение термина «перекресток» содержит ключевое слово – пересечение: транспорт пересекается в одной точке, согласно правилам дорожного движения пропускает друг друга и разъезжается каждый по своему направлению. Перекресток – место, где чаще всего возникают аварийные ситуации: наезд, столкновение. Поэтому водитель должен быть крайне внимателен во время пересечения перекрестка.
Виды перекрестков по конструкции
Перекрестки могут иметь разную форму, поэтому обратите внимание, какие есть виды мест пересечения дорог.
Виды перекрестков по конструкции (конфигурации):
В зависимости от вида перекрестка, существуют правила безопасного движения транспорта по нему.
Четырехсторонние
Т-образные
Т-образные перекрестки представляют собой перекрещивание 3-х дорог: машины двигаются с трех сторон, и на точке вхождения в перекресток угол может составить 90 градусов (но не всегда).
У-образные
У-образные перекрестки напоминают собой букву «У»: угол слияния дорог больше и меньше 90 градусов. На таком перекрестке транспорт движется с трех сторон: одна дорога – главная (это излом дороги) и две второстепенные (могут входить под разными углами).
Х-образные
Х-образные перекрестки – это четырехсторонние перекрестки (смотри выше). Транспорт движется с четырех сторон.
Круговые
Круговые перекрестки – это N-сторонние перекрестки, которые облегчают развязку транспорту благодаря движению по кругу. Число аварий на таком перекрестке значительно меньше, чем на стандартном Х-образном перекрестке.
Виды перекрестков по очередности движения
Типы перекрестков по очередности движения:
Регулируемые
Регулируемые перекрестки – это перекрестки, на которых стоят и работают светофоры или регулировщики.
Нерегулируемые
Нерегулируемые перекрестки – это перекрестки, на которых отсутствуют светофоры и не стоят регулировщики, водители сами определяются с очередностью проезда. К нерегулируемым перекресткам относят также перекресток, на котором:
• Есть светофор, но он не работает.
• Светофор работает в режиме мигающего желтого света.
• Есть регулировщик, но он не подает сигналов, регулирующих движение.
Алгоритм проезда любого перекрестка
Алгоритм проезда любого перекрестка выглядит следующим образом:
• Водителю надлежит правильно сориентироваться заблаговременно (еще до въезда на перекресток) и определить, к какому виду он относится.
• Водитель обязан уступить дорогу тем, кто имеет преимущество, и только после этого въезжать на перекресток.
• После въезда на перекресток водитель должен своевременно выехать с него в желаемом направлении. На этом этапе тоже может возникнуть необходимость уступить дорогу другим водителям или пешеходам.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Что такое перекресток в ПДД?
Добрый день, уважаемый читатель.
Эта статья является первой статьей серии «Правила проезда перекрестков», в которой рассматриваются правила дорожного движения, относящиеся к перекресткам, а также штрафы за их нарушение.
В данную серию входят 13 статей, которые охватывают все правила, относящиеся к проезду перекрестков:
Ну а первая статья серии вводная, и в ней рассмотрены следующие вопросы:
Что считается перекрестком по ПДД?
Определение понятия перекресток дается в пункте 1.2 правил дорожного движения:
«Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Рассмотрим это понятие поподробнее.
Первое, на что я хочу обратить Ваше внимание, — это то, что перекресток является пересечением дорог. При этом в понятии перекресток явно не говорится о том, что сам перекресток является дорогой.
Перекресток — это пересечение дорог на одном уровне. Т.е. многоуровневые развязки с эстакадами и мостами не являются перекрестками, и правила проезда перекрестков на них не действуют.
Где проходят границы перекрестка?
Что касается границ перекрестка, то мало кто из водителей задумывается над тем, где находятся воображаемые линии, соединяющие противоположные начала закруглений проезжий частей. На самом деле здесь нет ничего сложного. Просто посмотрите на следующий рисунок:
На рисунке перекресток закрашен желтым цветом, а его границы выделены синим.
Примечание. Проблемы с определением границ перекрестка могут возникнуть лишь в тех случаях, когда перекресток не квадратный, а имеет нестандартную форму.
Однако принцип определения границ всегда одинаковый. Необходимо воображаемыми линиями соединить начала закруглений проезжих частей.
Водитель должен уметь определять границы перекрестка, т.к. ПДД на перекрестке и вне его различаются. То есть нужно понимать, какое правило применить в том или ином месте.
Какие виды перекрестков бывают?
Перекрестки можно классифицировать по различным признакам. В пункте 13.3 правил дорожного движения перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые:
13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.
Регулируемым является перекресток, на котором работают светофоры или регулировщик. Все остальные перекрестки — нерегулируемые.
Кроме того, нерегулируемые перекрестки делятся на перекрестки с главной дорогой и равнозначные перекрестки.
Перекрестки и их виды
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Конспект занятия «Перекрестки и их виды»
закрепить знания обучающихся по теме «Перекресток»: что такое перекресток, виды перекрестка;
закрепление знаний по безопасному ориентированию в опасных ситуациях;
отработка в игровой форме навыков безопасного поведения на перекрестке;
воспитание наблюдательности, бдительности, осторожности, дисциплинированности на дороге.
I. Введение. Организационный момент.
Педагог: – Начинаем занятие по правилам дорожного движения. Прежде, чем прозвучит тема занятия, давайте вспомним все, что вы узнали на предыдущих занятиях. Поможет нам в этом кроссворд.
Обучающиеся разгадывают кроссворд.
Педагог читает вопрос, обучающиеся отвечают и проверяют ответы.
Педагог: – Какое ключевое слово мы получили? Обучающиеся отвечают.
Тема нашего занятия «Перекрёсток» (Слайд 1)
На экране название темы и изображение перекрестка.
II. Основная часть.
Педагог: – Что такое перекресток? (Место пересечения и примыкания дорог на одном уровне) ( слайд 2 )
Обучающиеся дают определение.
Педагог: – Какие бывают перекрестки по форме? (Четырехсторонних крестообразные, Х-образные; трехсторонние Т-образные, У-образные; круговые.
Обучающиеся отвечают.
Педагог: – Определите форму перекрестка.
На слайде изображен четырехсторонний перекресток. Обучающиеся определяют его форму (Слайд 3) Показать картинки
Педагог: – Какие виды перекрестков знаете еще? (По способу регулирования: регулируемые и нерегулируемые). (Слайд 4 )
Обучающиеся отвечают.
Педагог: – Что такое нерегулируемый перекресток? (Перекресток, где нет светофора, нет регулировщика, светофор есть, но не работает, или работает в режиме желтого мигания.)
Обучающиеся отвечают.
Педагог: – Что такое регулируемый перекресток? ( Перекресток, движение на котором регулируется с помощью сигналов регулировщика, светофора).
Обучающиеся отвечают.
Педагог: – Как может регулироваться перекресток? (С помощью сигналов регулировщика или светофора).
Педагог: — Кто самый главный на дороге? (Регулировщик). ( Слайд 5)
Педагог: — Давайте вспомним сигналы регулировщика. (1. Правая рука поднята вверх. 2. Руки разведены в стороны или опущены вниз 3. Правая рука вытянута вперед).
Педагог: – Перекресток – это очень опасный участок дороги, на нем всегда много УДД: транспортных средств и пешеходов. Даже точное соблюдение указаний светофора или регулировщика не гарантирует безопасный переход.
Наиболее опасно при переходе перекрестка поворачивающее транспортное средство на разрешающий зеленый сигнал светофора. Если сигнал светофора одновременно разрешает движение пешеходов и транспортных средств, преимущество в движении по правилам имеет пешеход. При переходе проезжей части в зоне пешеходного перехода на перекрестке пешеходу необходимо быть очень внимательным, знать правила безопасного перехода проезжей части, сигналы светофора и регулировщика и всегда помнить, что есть недисциплинированные водители, которые могут не пропустить пешехода, тем самым создав угрозу ДТП.
– Сегодня мы с вами разберем правила перехода перекрестка .
Педагог: – Какой перекресток безопаснее переходить? (Регулируемый).
Педагог: — Почему ? (На нем движение регулируется с помощью сигналов регулировщика или светофора).
Обучающиеся отвечают.
На слайде изображение регулируемого перекрестка.
Педагог: Алгоритм перехода проезжей части в зоне регулируемого пешеходного перехода на перекрестке (Слайд 6):
1. Остановиться на краю тротуара.
2. Посмотреть на светофор на противоположной стороне дороги.
3. Дождаться разрешающего зеленого сигнала светофора.
4. Убедиться в остановке транспортных средств.
5. Посмотреть налево и назад (чтоб увидеть поворачивающее транспортное средство), направо, затем снова налево.
6. Совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.
7. Пропустить спецтранспорт.
– Переход проезжей части в зоне нерегулируемого пешеходному переходу на перекрёстке гораздо опаснее. Давайте составим правила перехода нерегулируемого перекрестка.
Педагог: Алгоритм перехода проезжей части в зоне нерегулируемого пешеходного перехода на перекрестке (Слайд 7):
1. Остановиться на краю тротуара.
2. Посмотреть налево и назад, направо, затем снова налево.
3. Если нет транспортных средств, совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.
4. Следить за поворачивающим транспортным средством (водитель обязан пропустить пешехода, но водители не всегда дисциплинированы).
5. Пропустить спецтранспорт.
(Слайд 8) Назовем ошибки и объясним.
Педагог: — А как поворачивающее транспортное средство предупредит других участников дорожного движения о своих намерениях совершить поворот?
– если автомобиль поворачивает налево, он включает левый указатель поворота;
– если автомобиль поворачивает направо, он включает правый указатель поворота.
Педагог: — А что делает водитель, если у него нет, или не работают световые указатели поворота?
(Сигналы поворота показывает рукой).
Обучающиеся с помощью отвечают.
Педагог обобщает ответ: — сигналом правого поворота служит вытянутая в сторону правая рука, или левая, согнутая в локте и поднятая вверх.
— сигналом левого поворота служит вытянутая в сторону левая рука, или правая, согнутая в локте и поднятая вверх.
— сигналом остановки служит поднятая вверх левая или правая рука.
Педагог: — А теперь повторим правила перехода проезжей части в зоне регулируемых и нерегулируемых перекрестков ( раздать перекрестки, машинки, пешеходы).
(Слайд 9)
(Слайд 10)
(Слайд 11)
(Слайд 12)
(Слайд 13)
IV. Подведение итога занятия.
Педагог: – О чем мы сегодня говорили на занятии? Обучающиеся отвечают.
Педагог: – Что нового узнали, какие навыки приобрели? Обучающиеся отвечают.
Педагог: – Пригодятся ли вам полученные знания? Как? Обучающиеся отвечают.
Педагог: А теперь наше занятие подошло к концу. Удачи вам на дорогах.