Поправки закона о такси

Эксперты считают, что федеральный закон о такси будет принят не ранее чем через год

В настоящее время на рассмотрении Госдумы находятся несколько законопроектов, направленных на регулирование деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Один из них – проект отдельного федерального закона о такси 1 (далее – законопроект о такси), призванный установить понятийный аппарат и правой статус всех участников отношений, которые возникают при осуществлении таких перевозок. Как неоднократно подчеркивали эксперты, действующих законодательных норм – на федеральном уровне это фактически одна статья: ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) – недостаточно для обеспечения надлежащего качества услуг по перевозке легковым такси, в том числе по причине охвата далеко нет всех участников соответствующего рынка. Так, например, до сих пор не определен статус таких субъектов, как агрегаторы заказов, и поэтому они, несмотря на то что аккумулируют значительную долю заказов такси и определяют стоимость поездок, не несут ответственности перед пассажирами.

В связи в этим особое внимание разработчики законопроекта о такси уделяют нормам о службах заказа легкового такси, к которым относятся и интернет-агрегаторы. Согласно текущей версии проекта служба заказа должна осуществлять свою деятельность на основании договоров об обработке информации о заказе такси, заключать которые она вправе только с имеющими разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (ч. 1 ст. 9 Закона № 69-ФЗ) фрахтовщиками. Предполагается, что ответственность такие службы заказа будут нести по двум основаниям: за несоблюдение законодательно установленного порядка обработки информации (административная ответственность) и за передачу заказа лицу, не имеющему разрешения на осуществление перевозок легковым такси (ответственность, предусмотренная нормами законодательства о защите прав потребителей). За вред же, причиненный при перевозке пассажиру или его багажу, в любом случае будет отвечать фрахтовщик. Однако, как подчеркнул в ходе состоявшегося вчера в ОП РФ общественного обсуждения мер по развитию сферы легкового такси член профильной рабочей группы Комитета Госдумы по транспорту и строительству Юрий Нагерняк, основания и пределы ответственности служб заказа такси – один из наиболее спорных вопросов, и окончательная позиция по нему будет сформирована только после определения их статуса. «Если агрегатор определяет стоимость перевозки, то он является не просто службой информации, а непосредственным участником процесса перевозки. Это подтверждается практикой Евросоюза, в частности решением Суда Европейского Союза в отношении компании Uber 2 , которым агрегатор был признан участником перевозки, ответственным за ее осуществление», – отметил эксперт. Поэтому, по его словам, возможны два варианта: либо агрегаторы не участвуют в определении стоимости поездки и считаются лицами, оказывающими информационные услуги, либо определяют цену, основываясь на себестоимости конкретной перевозки и оказания услуги по обработке этого заказа, то есть действующая на сегодняшний день практика получения агрегаторами до 30% от стоимости каждой поездки будет невозможной в любом случае. Кроме того, не исключается вероятность появления в законопроекте о такси параметров определения региональными властями конкретных тарифов на услуги такси, добавил представитель профильного комитета Госдумы. Но данное предложение – в отличие от идеи законодательного ограничения возможности агрегаторов по регулированию тарифов – не поддерживают представители профессионального сообщества. Выступая от имени всей московской транспортной агломерации, заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин подчеркнул, что тарифное меню должно формироваться непосредственно таксомоторными компаниями или ИП и передаваться агрегаторам, чтобы пассажир сам мог выбрать, с кем и по какому тарифу поедет. Стоит отметить, что в конце прошлой недели ряд сервисов заказа такси обнародовали заявление о том, что законодательный запрет на участие онлайн-сервисов в определении тарифов на услуги такси приведет к тому, что заказы будут получать не ближайшие свободные водители, а те, кто предложит самую низкую цену, что увеличит и время подачи машин, и среднюю стоимость поездок (текст совместного заявления имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

Как учитываются в целях налогообложения затраты организации на оплату проезда работников на такси в служебных целях, узнайте из материала «Расходы на содержание служебного транспорта» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Кроме того, по словам Юрия Нагерняка, законопроект о такси будет дополнен положениями, устанавливающими четкие критерии допуска на рынок всех участников: компаний и ИП, осуществляющих перевозки легковым такси, агрегаторов и непосредственно самих водителей. Так, например, среди обсуждаемых возможных требований к последним – сейчас, напомним, в ст. 9 Закона № 69-ФЗ говорится лишь о наличии у водителя такси не менее чем трехлетнего общего водительского стажа – наличие гражданства РФ (но, скорее всего, правом на установление такого требования в качестве обязательного будут наделены регионы, так как в некоторых субъектах РФ его исполнение будет проблематично в связи с недостаточным количеством профессиональных водителей), необходимость получения профессионального водительского удостоверения при условии введения соответствующего вида прав в России, обязательное повышение квалификации, например прохождение дополнительного обучения не реже чем раз в пять лет.

Более того, поскольку предполагается, что рассматриваемый законопроект о такси в отличие от ранее вносимых в Госдуму аналогичных проектов должен не стать рамочным законом, а конкретно определить функции всех участников процесса оказания услуг легкового такси, в нем могут быть установлены основания для разграничения этих услуг и, в частности, так называемого райдшеринга – чтобы отделить случаи реального подвоза попутчиков от использования этой схемы для осуществления перевозок фактически в качестве такси, но без соблюдения законодательно установленных требований. Таким образом, уже на данном этапе – а законопроект пока не рассматривался даже в первом чтении, он включен в примерную программу Госдумы на ноябрь – можно говорить о том, что нынешняя версия документа будет переработана более чем существенно. Профильный комитет Госдумы, учитывая количество требующих обсуждения вопросов, прогнозирует, что процесс доработки и рассмотрения законопроекта займет не менее года, сообщил Юрий Нагерняк. При этом он отметил, что до принятия федерального закона о такси регионам не стоит забывать о реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий в сфере регулирования перевозок легковым такси.

Стоит отметить, что ряд предложений, направленных на повышение эффективности реализации региональных полномочий по организации транспортного обслуживания населения легковым такси (подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») и осуществлению регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ч. 18 ст. 9 Закона № 69-ФЗ), были сформулированы по итогам VI Международного Евразийского форума «ТАКСИ», прошедшего в августе текущего года. Как отметил вчера в ходе обсуждения исполнительный директор АНО «МЕФТ» Алексей Худяков, данные предложения будут включены в ежегодный доклад общественного совета МЕФТ председателю Правительства РФ. Одно из наиболее важных – утвердить региональные целевые программы развития такси, предполагающие формирование нормативно-правовой базы, поддержку предпринимательства в сфере такси, совершенствование порядка осуществления контроля в этой области и непосредственно развитие инфраструктуры. Финансирование данных программ, по мнению АНО «МЕФТ», должно осуществляться за счет средств региональных бюджетов, субвенций из федерального бюджета, частных инвестиционных проектов и внебюджетного финансирования со стороны участников рынка. Организация уже разработала типовую структуру такой региональной целевой программы и планирует разместить ее на своем официальном сайте 2 ноября.

Еще одно предложение касается необходимости разработки единого стандарта ведения реестров выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. В настоящее время порядок ведения соответствующего реестра каждый регион устанавливает самостоятельно (ч. 8 ст. 9 Закона № 69-ФЗ), что приводит к формированию совершенно разных подходов к наполнению реестров и обновлению содержащихся в них данных. В результате, как отметил Алексей Худяков, в некоторых реестрах отсутствует даже необходимый минимум сведений: о дате выдачи и сроке действия разрешений или о государственном регистрационном знаке транспортного средства, а имеющаяся информация обновляется в действительности гораздо реже установленных, немаленьких причем: раз в квартал, раз в два месяца, сроков. Поэтому все участники обсуждения принципиально поддержали разработку и утверждение единого стандарта ведения реестров выданных разрешений.

Помимо законопроекта о такси, на рассмотрении Госдумы находится законопроект 3 , предполагающий распространение требования об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров на лиц, осуществляющих перевозку граждан легковым такси, – соответствующие поправки планируется внести в Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ. Его принятие позволит обеспечить пассажирам равный объем гарантий по возмещению вреда, причиненного разными перевозчиками, – сейчас, напомним, клиенты такси в случае причинения вреда их жизни и здоровью во время поездки могут рассчитывать не более чем на 500 тыс. руб. в рамках страхового возмещения по договору ОСАГО (ст. 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), тогда как для случаев причинения вреда при перевозке автобусом, например, страховые суммы в четыре раза больше (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ). Законопроект был принят в первом чтении 17 октября, но есть вероятность, что дальнейшее его рассмотрение будет отложено, так как Комитет Госдумы по транспорту и строительству считает, что он не должен рассматриваться в отрыве от законопроекта о такси.

В любом случае ОП РФ организует общественное обсуждение обоих проектов, отметила в заключение председатель Комиссии палаты по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина. Скорее всего, оно состоится в декабре, но точная дата мероприятия пока не определена.

Почему буксует закон о такси

Будущее документа пока представляется туманным даже его авторам

Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Последние семь лет рынок такси постепенно уходит в «серую» зону: перевозчики всё реже оформляют лицензии на такси, а доля нелегальных машин с шашечками в некоторых регионах достигает 88 процентов. Законодатели и профессиональное сообщество сходятся в одном: действующие нормы, регулирующие эту отрасль, давно требуют изменений. В Госдуме готовится ко второму чтению проект нового закона для такси, но его текст пока не вызывает удовлетворения у участников законотворческого процесса. «Парламентская газета» разобралась, что мешает навести порядок на рынке услуг такси.

Сколько в стране «серых» такси

Сегодня работу такси в России регулирует закон №69 с невыразительным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Собственно, конкретно о такси речь идёт лишь в некоторых положениях этого документа. Согласно им, в каждом регионе фирмы такси, будь то юрлицо или ИП, могут работать только на основании лицензии. Причём такие разрешения выдаются не водителям, а на каждое транспортное средство.

По словам эксперта, такая тенденция — свидетельство недоверия рынка. «Когда один человек регистрируется и получает разрешение на такси, а рядом стоит нелегальный перевозчик, который работает по тем же тарифам, возит тех же пассажиров, но при этом у него расходы ниже — соответственно, возникает вопрос: а зачем всё это нужно?» — пояснила она.

Масштабы «серой» зоны рынка такси впечатляют. «В России в сфере такси работает около двух миллионов человек, из них порядка 1,7 работают нелегально», — привела Ирина Зарипова итоги исследования.

Чего хотят регионы

Эксперт также рассказала, что в ходе опроса региональные власти жаловались на пробелы в законодательстве, которые мешают очистить рынок такси: «На первом месте — аннулирование разрешений на работу такси. Сейчас это возможно сделать только в судебном порядке. Это длительная и затратная процедура, поэтому пока чаще всего разрешения аннулируются только по заявлению».

Ирина Зарипова. Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

Среди прочего регионы просят ввести законодательный запрет для агрегаторов (служб заказа такси) на передачу заказов шофёрам, не имеющим лицензии и национальных водительских удостоверений.

По словам же зампреда Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александра Старовойтова, некоторые регионы ухитряются держать «в узде» рынок такси и с помощью существующих механизмов. В качестве «примерного» региона он назвал Белгородскую область. Но положительные примеры пока исключение, а большинство региональных властей не спешат наводить порядок в сфере такси, ожидая нового закона, посетовал депутат.

Агрегатор государство заменил

Проект нового закона, полностью посвящённого регулированию сферы такси, разработала группа депутатов во главе с председателем Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгением Москвичёвым. В пояснительной записке авторы указывали на рост числа ДТП с участием нелегальных такси, которых также становится всё больше. По их мнению, действующий закон №69 «не в состоянии коренным образом повысить безопасность и качество перевозок», так как отстаёт от уровня развития отраслевых технологий.

Базовый законопроект о такси могут внести заново

Парламентарии приняли документ в первом чтении в декабре прошлого года, причём перед голосованием тема обсуждалась достаточно бурно. Депутатов интересовали различные нюансы регулирования отрасли: страхование ответственности водителей такси, контроль режима труда и отдыха шофёров, введение предрейсовых медосмотров, налогообложение водителей в статусе самозанятых и многое другое. Интересовали парламентариев и гарантии, что принятие закона не спровоцирует рост тарифов.

В ходе дискуссии Лысаков обозначил ещё одну загвоздку. «Требования самого профессионального сообщества, разных его частей, иногда бывают взаимоисключающими. Вот в этом проблема, но я думаю, что комитет разберётся», — отметил он, говоря о привлечении экспертов при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Будущее проекта пока туманно

Однако вынесение документа на второе чтение растянулось уже на полгода. Причина: переработанный текст вызвал разногласия между всеми участниками законодательного процесса.

В начале октября член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев сообщил «Парламентской газете», что к проекту закона поступило более двухсот поправок. Это заставило парламентариев задуматься о возможности переписать и внести документ сызнова. Он отметил, что с учётом развития технологий многие положения законопроекта уже устарели и нуждаются в актуализации.

Александр Старовойтов. Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

Комитет Госдумы по транспорту пока вообще не обсуждал этот законопроект, и ясного будущего у него пока не просматривается, рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» 14 октября депутат Александр Старовойтов. При этом он вообще сомневается в необходимости нового закона: действующее законодательство даёт властям весь инструментарий, убеждён депутат. «Многие эксперты, даже подавляющее большинство, против создания нового закона о такси. И сейчас механизмы достаточно отработаны, чтобы регионы могли контролировать ситуацию», — отметил он.

Его коллега Вячеслав Лысаков возражает: «Весь этот закон №69 состоит из одной фразы. Какие поправки… Наш проект закона комплексный». Вместе с тем, посетовал он, ко второму чтению законопроект был существенно переработан, так что от изначальной версии, которая регулировала взаимоотношения всех участников рынка такси, от агрегаторов до индивидуальных предпринимателей, практически ничего не осталось.

«Изначальный текст, который был согласован со всеми министерствами и ведомствами, сейчас принципиально переделан, в нём изменилась даже концепция, на мой взгляд. В таком виде он получил огромное количество замечаний, в том числе от Государственно-правового управления Администрации Президента, Правительства и так далее. Сейчас он снова находится в работе», — рассказал он «Парламентской газете».

Вячеслав Лысаков. Фото: Пресс-служба Государственной Думы

Основная претензия Лысакова в том, что его коллеги решили применить в сфере такси те же принципы, которые сейчас действуют в сфере автобусных перевозок. «А это совершенно разные вещи. В итоге получилась смесь ежа с колючей проволокой», — считает депутат.

Вряд ли повторная переработка документа будет завершена до нового года, добавил он: «Вокруг этого бедного нашего законопроекта столько неясностей, что чётко спрогнозировать его ближайшее будущее не представляется возможным».

«Когда законопроект будет готов ко второму чтению — я вам сообщу. Больше ничего не скажу», — прокомментировал «Парламентской газете» ситуацию глава Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв.

Совет Федерации готовит альтернативу

У таксистов может появиться цифровой профиль

«В нашем законопроекте мы постарались учесть все замечания, высказанные по проблеме такси в экспертном сообществе, в самой отрасли и, конечно, в Государственно-правовом управлении Администрации Президента», — отмечала она.

Также сенаторы хотят ограничить количество разрешений на такси в городах. И прежде чем внести проект закона в Госдуму, им осталось рассчитать оптимальное количество машин такси на душу населения.

В Госдуме рассказали о новых ограничениях для таксистов

Законопроект, о котором идет речь, был принят в первом чтении на в середине декабря прошлого года. Авторы инициативы предложили закрепить обязательные требования для легковых такси.

Законопроект направлен на повышение безопасности пассажиров, а также наведение порядка в регионах в сфере такси.Ко второму чтению законопроекта подготовлены ряд поправок, сообщил РИА Новости глава комитета Евгений Москвичев.

Одна из них — запрет для таксистов работать на легковых автомобилях, срок эксплуатации которых превышает семь лет. Кроме того, к самим водителям также будут предъявляться ряд требований. Депутаты хотят прописать, какие дополнительные курсы водитель должен пройти, если он работает в конкретном регионе.

— Также мы окончательно пишем в законе, что никаких иностранных водителей у нас на такси не будет. Человек без российского гражданства право работать в России в качестве водителя такси иметь не будет, — рассказал Москвичев.

Кроме того, депутаты написали совершенно новые требования к службе заказа такси.

— Это должно быть только юридическое лицо, и они не могут быть филиалом какой-то иностранной компании, это должны быть только российские компании с российским капиталом, — заявил глава комитета.

Ко второму чтению также будет уточнено, что все автомобили такси в России будут оборудованы системой ГЛОНАСС, чтобы можно было контролировать ее маршрут от пункта А до пункта Б. Будет вестись контроль режима труда и отдыха водителя, и каждый оператор будет обязан отправлять его месячный режим в единую систему в регионе. Это не позволит водителю работать сверх нормы.

— Как только он вырабатывает норму часов, он уже больше не поедет, — рассказал депутат, пояснив, что у каждого водителя появится персональная карта, которая будет фиксировать его работу за рулем.

При этом бегать с разными карточками от одного перевозчика к другому водитель не сможет, заверил Москвичев.

— Сейчас это возможно, но мы это прекратим, карта все будет блокировать такие вещи. Это будет фиксация работы водителя такси как сегодня у нас в городском пассажирском транспорте, — пояснил депутат.

После внесения правок и принятия закон об агрегаторах такси, направленный на урегулирование перевозок, должен будет вступить в силу нынешнем году.

— Если быстро все пройдет, примем до конца сессии в июле. Не получится — рассмотрим в окончательном в сентябре. Одним словом, в долгий ящик он точно не уйдет, скажу даже больше: новый закон о такси вступит в силу уже в этом году, — сказал Москвичев.

Глава комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмила Бокова:

— Работая над регулированием служб заказа легкового такси, следует учесть результаты работы над концепцией такого регулирования, которая осуществляется на площадке Временной комиссии по развитию информационного общества с участием экспертного сообщества и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти уже более чем полгода. Целесообразно объединить усилия и создать благоприятные условия для работы сервисов.

Новый закон о такси грозит повысить цены в 10 раз

Проект подразумевает ужесточение правил таксоперевозок

07.08.2019 в 20:08, просмотров: 30123

Эра дешевого такси уходит в прошлое. Госдума приняла в первом чтении законопроект, который уже считается скандальным. Согласно ему в сфере таксоперевозок смогут работать только граждане России, ставшие индивидуальными предпринимателями, сдавшие экзамен на знание местности и имеющие в автомобиле специальное устройство — тахограф. Рабочий день таксистов сократится с двенадцати до восьми часов. Законопроект никак не будет защищать пассажиров, зато сильно ударит по их карману: цены на поездки могут вырасти в десять раз.

В сфере таксомоторных перевозок в России, мягко скажем, по-прежнему бардак. Все участники отрасли — и эксперты, и водители, и пассажиры — понимают, что порядок навести надо. Вот только совершенно неизвестно — как? Новый законопроект, который должен регулировать сферу перевозок, уже прошел первое чтение в декабре 2018 года. В него даже успели внести поправки. Однако ко второму чтению он подходит в виде, который заставляет таксистов плакать кровавыми слезами.

Начнем, пожалуй, с самого противоречивого предложения. Согласно ему работать в такси смогут только граждане Российской Федерации. Вот так, без полумер. Точнее, полумеры были, да не сработали. С 1 июня 2017 года ездить на авто с шашечками могли только автовладельцы с российскими правами (а также киргизскими, казахскими и белорусскими). Этими исключениями нелегалы активно пользуются. Теперь предполагается, что водителю придется не просто сдать экзамен на вождение в российской автошколе, но и вообще стать россиянином. Не много ли шороху ради работы за баранкой?

— На первом месте должны быть профессионализм самого таксиста и состояние его здоровья, но точно никак не национальность. Если он легально в стране и профессионал, то почему он не может работать? — считает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Член Комитета Государственной думы РФ по транспорту и строительству Александр Старовойтов отмечает, что авторы законопроекта, перед тем как писать его, видимо, не подсчитали, сколько людей с иной национальностью работают в такси? По некоторым оценкам, их число может достигать 80%. Это не сюрприз: садясь в такси, скорее всего, пассажир увидит за рулем приезжего из Таджикистана или Киргизии и реже — своего соотечественника. Если же этот пункт в законопроекте останется, то бомбилы смогут сделать только одно — уйти в тень.

Следующий момент, вызывающий вопросы и споры, — установка в машине тахографа. Этот прибор должен, по сути, заботиться о самих водителях: он следит за скоростью машины, за тем, сколько часов водитель за рулем и не пора бы ему отдохнуть. Однако, по словам Старовойтова, водители просто не потянут установку такого прибора в машине.

— Такой прибор может стоить в районе 20–25 тысяч рублей, — разъясняет Старовойтов. — Его установка обойдется еще в 20–30 тысяч. Департамент транспорта хотел обязать водителей устанавливать видеорегистраторы, которые обойдутся в 15 тысяч, но даже такую финансовую нагрузку водители вынести просто не в состоянии.

Ко всему этому в законе прописан еще ряд требований, которые не сильно облегчат работу таксистам. Например, требование обязательно оформлять индивидуальное предпринимательство или же трудовые отношения с перевозчиком. Это значит, что схема «скачал приложение агрегатора — тут же начал работать» снова усложнится, что добавит аргументов контролирующим органам в случае проверок. Кроме того, каждый регион сможет ввести дополнительные экзамены для водителей: насколько хорошо он знает дорогу и может ли показать местные достопримечательности. С одной стороны, это неплохо, истории типа «вай, дорогой, дорогу покажешь?» уйдут в прошлое. Однако эксперты просто недоумевают: кто будет проводить эти экзамены? Ну и вишенка на горьком торте: водителям придется где-то взять справку о наличии парковочного места. Опять же не совсем ясно, кто эти справки выдает.

А теперь о том, чего в законопроекте нет. Чтобы как-то обезопасить пассажиров, в текст добавили еще одно ограничение для водителей: дескать, если у тебя есть судимость за особо тяжкие, то за баранку тебе нельзя. Однако исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская задается вопросом: а почему людям с остальными судимостями (например ворам) все-таки можно работать в такси?

— К сожалению, в существующем законопроекте нет требований и причин, по которым можно приостановить деятельность водителя, — рассказывает Зотов. — Разрешение нельзя выдать, если есть судимость, но нельзя приостановить в случае аварии или нападения на пассажира или медицинских противопоказаний. Кроме того, никак не защищены ни права самих пассажиров, ни права других участников движения.

В итоге если каким-то невероятным образом законопроект все-таки будет принят в существующем виде, то пассажирам придется несладко.

— Когда таксисты видят, как их, легальных участников бизнеса, мучают с проверками, а рядом стоят нелегалы и спокойно работают, возникает желание уйти в тень, — считает Старовойтов.

Следовательно, нелегальных таксистов будет сильно больше. В чем плюсы? Цена за поездку останется той же. Минусы — в абсолютной незащищенности пассажира: приехать может обкуренный наркоман или вор, в случае аварии о компенсации можно забыть.

Второй вариант развития событий, который предрекает председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» Андрей Кудинов, предполагает рост цен. Сейчас таксисты работают по 12–14 часов. А будут — только по восемь. В итоге чтобы отбить свой заработок и оплатить все технические игрушки, которые будут стоять в салоне, стоимость поездки придется поднять чуть ли не в десять раз.

Кажется, что никакого порядка в сфере такси так и не предвидится.

Заголовок в газете: Россия — родина таксистов
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28043 от 8 августа 2019 Тэги: Такси, Авария, Транспорт, Авто , Компенсации, Дороги, Бизнес Организации: Государственная Дума РФ Места: Россия, Таджикистан, Киргизия

Закон о такси: самые важные пункты и изменения

Деятельность легкового такси в России регулируют сразу несколько документов: устав автомобильного транспорта 259-ФЗ, правила перевозок пассажиров и багажа, закон о применении онлайн-касс 54-ФЗ, 69 закон, положения которого изменяют некоторые правила перевозок. Расскажем, что в общем предписывает службам и таксистам закон.

Закон о такси 2019: основные положения всех документов

Соответствовать закону должна именно та компания, которая осуществляет перевозку пассажиров и багажа на легковом такси. Если в вашей службе собственный автопарк, то вы заботитесь о соблюдении требований. Если ваша служба сотрудничает с ИП, которые занимаются перевозками, то они несут ответственность. Для простоты будем называть службой оба варианта организации бизнеса.

Что нужно иметь службе, чтобы работать законно

1. Разрешение (лицензию) на работу для каждой машины такси (Ст. 9 69-ФЗ)

Разрешение выдаёт местное Министерство транспорта, или Департамент дорожного хозяйства и транспорта, или другой орган, который отвечает за транспорт в вашем регионе.

Чтобы получить разрешение, можно подать заявление через интернет-портал Госуслуги. Для этого надо зайти в раздел Разрешение на легковое такси, найти это раздел легко, если набрать в строке поиска «разрешение на перевозку пассажиров и багажа на легковом такси». Также можно подать заявление и по-старинке, в письменном виде.

Как заполнять заявление и какие документы предоставить для получения разрешения, читайте в Статье 9 69-ФЗ или в разделе Разрешение на легковое такси на сайте Госуслуги.

По разрешению каждая машина может работать как минимум 5 лет.

Разрешение можно получить не только на свою машину, но и на машину в аренде, лизинге и по доверенности.

Разрешение должно всегда находиться в машине. Если пассажир или сотрудник ГИБДД попросит показать разрешение, то водитель обязан предъявлять его.

2. Публичный договор фрахтования (Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

Договор фрахтования — это соглашение на выполнение перевозки. Этот договор заключается автоматически, когда пассажир заказывает в службе любым способом.

По договору служба должна зафиксировать:

дату принятия заказа;

дата выполнения заказа;

место подачи машины;

марку машины, если клиент её выбрал;

планируемое время подачи машины.

Когда машина прибудет к адресу подачи, служба должна сообщить клиенту:

где ожидает машина;

госномер, цвет и марку машины;

фамилию, имя и отчество водителя;

фактическое время подачи.

3. Кассовый аппарат и возможность выдавать клиенту чек в конце поездки (54-ФЗ, а также Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

По договору фрахтования также после оплаты поездки служба обязана выдать клиенту кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности.

Что должно быть указано в чеке, читайте в Ст. 4.7 54-ФЗ.

Для выдачи чеков служба должна использовать онлайн-кассы: в них встроен фискальный накопитель и все данные о платёжных операциях автоматически передаются в ФНС.

Для работы с онлайн-кассой службе придётся заключить договор с оператором фискальных данных.

На данный момент все службы должны начать выдавать чеки клиентам с июля 2019 года. Но это положение 54-ФЗ сейчас пересматривается, возможна отсрочка на установку касс до 2021 года.


Онлайн-касса для такси с эквайрингом

4. Правильное оформление и оборудование машин (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

По бокам на машине должны быть «шашечки».

В каждом городе или субъекте может быть задан единый цвет автомобилей. Если местного закона о цвете нет, то машины могут быть любой окраски.

На крыше должен быть фонарь оранжевого цвета.

В каждом такси должен быть таксометр, если клиенты расплачиваются по установленным тарифам.

На передней панели справа от водителя должны быть указаны: название службы, условия оплаты поездок, визитная карточка водителя с фото, название, адрес и телефон ответственного за перевозку. Также в салоне должны быть правила пользования машиной.

Машины должны проходить регулярное техобслуживание и ремонт.

Служба должна контролировать, в каком техническом состоянии машинавыходит на линию.

5. Требования к водителям (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

Таксист должен иметь водительский стаж не менее 3 лет.

Служба должна проводить медицинские осмотры водителей перед рейсом.

Закон о такси: штрафы

Если не соблюсти любой из вышеперечисленных пунктов закона, то службе грозят разного вида штрафы.

Штраф за работу без разрешения (лицензии)

50 000 ₽ для отдельного водителя.

100 000 ₽ для водителя, который оформлен как ИП.

400 000 ₽ для юридических лиц.

Если водитель или индивидуальный предприниматель не примут мер после первого штрафа, то повторное нарушение повлечёт ещё один штраф в том же размере и конфискацию машины.

Для юридического лица повторное нарушение будет означать ещё один штраф и закрытие службы до 90 дней.

Если на автомобиле без разрешения установлен опознавательный фонарь или нанесены «шашечки», то водитель заплатит штраф 5 000 ₽, должностное и ответственное лица 20 000 ₽, юридическое лицо 500 000 ₽.


Пример разрешения на работу в такси Ростовской области

Штраф за отсутствие кассы

    От 2 000 до 10 000 ₽, если пассажир не получит чек.

    От 30 000 ₽, если в службе вообще не применяется касса.

    За повторное нарушение служба должна будет приостановить работу на 90 дней.

    Однако, сейчас закон об онлайн-кассах пересматривается, возможна отсрочка на их установку до 2021 года.

    Штраф за неправильное оформление машины

    Если в машине нет информации о водителе и перевозчике, то водитель заплатит штраф 1 000 ₽, должностное лицо — 10 000 ₽, юридическое лицо — 30 000 ₽.

    Если на машине нет фонаря или «шашечек», или она покрашена в неустановленный цвет, в этом случае штраф 3 000 ₽ с водителя, 10 000 ₽ с должностного лица, 50 000 ₽ с юридического лица.

    69 закон о такси: что он изменил

    69 федеральный закон на самом деле посвящён не только пассажирским перевозкам. Он изменяет разные законодательные акты, в том числе и те, которые касаются работы такси. Но одна из его статей ввела новый закон о такси.

    Что изменил федеральный закон 69 о такси

    Службы несут административную ответственность за нарушение правил перевозок. Изменение закреплено в статье 36.1 Устава автотранспорта 259-ФЗ.

    Введены новые штрафы за административные нарушения такие, как неправильное оформление машин и работу без разрешения. Мы рассмотрели их выше. Все они прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.

    Контролировать выполнение требований к работе будут региональные органы власти. Это изменение отражено в пункте 4 статьи 1 294-ФЗ О защите прав юрлиц и ИП.

    Введены новые общие требования для разрешения на работу, для машин и водителей, обновлён порядок выполнения межрегиональных заказов и др. Эти изменения воспринимаются как новый закон для таксистов.

    Новый закон о такси в статье 9 69-ФЗ

    Статья 9 вошла в 69 федеральный закон и определила новые правила для служб и водителей.

    Увеличился срок действия разрешения на работу для каждой машины действует дольше — не менее 5 лет.

    Получить разрешение стало проще: заявление можно подать в электронном виде, а решение о его выдаче придёт по почте, сокращён список документов, необходимых для подачи заявления.

    Для индивидуальных предпринимателей работать стало проще, потому что правки в 69 закон разрешили работу не только на машинах в собственности, но и на правах хозяйствования, аренды и по доверенности.

    Службам можно совершать перевозки в разные регионы. Если пункт подачи находится в регионе, где машина получила разрешение на работу, то межрегиональная перевозка сама по себе законна. Если же пункт подачи находится в другом регионе, то между этими регионами должно быть соглашение на перевозку пассажиров.

    Новый закон защитил пассажиров от бомбил и нелегалов. Автомобили должны быть окрашены в соответствии с региональными законами, обязательно иметь опознавательный оранжевый фонарь и «шашечки» и иметь таксометр, если оплата рассчитывается по тарифу.

    Водителем стало проще устроиться на работу. Для этого нужен всего 3-летний общий стаж вождения, а не 5-летний, как было раньше.

    Деятельность такси контролируют региональные власти.

    Закон о такси с 2019 года: последние новости

    Законы в 2019 году планируется пересматривать и дорабатывать. Сейчас Госдума рассматривает два законопроекта, которые коснутся деятельности такси.

    Новый закон в проекте № 481004-7 О государственном регулировании легкового такси

    Депутаты Госдумы настаивают на том, чтобы появился новый федеральный закон, который будет регулировать работу такси, потому что сейчас в законодательстве есть только отдельные статьи, разбросанные по разным документам. Поэтому на рассмотрение вынесен проект нового закона № 481004-7. Если его примут, он чётко обозначит все понятия и порядок работы в сфере пассажирских перевозок на легковом такси.

    Что изменит закон с 2019 года, если будет принят

    Иностранным водителям без российского гражданства нельзя будет работать водителями.

    К работе не допускаются машины, зарегистрированные за пределами РФ.

    Агрегаторы заказов должны будут сотрудничать только с теми ИП, юридическими или физическими лицами, которые имеют разрешение на перевозки.

    Более строго определяется статус агрегаторов: они оказывают только информационные услуги при создании заказа, поэтому не смогут формировать собственные тарифы для пассажиров и комиссии для водителей.

    Также закон чётко разграничит функции и правила допуска к работе всех участников пассажирских перевозок: службы, ИП, интрнет-агрегаторы, райдшеринг, отдельные водители.

    В каждом регионе будет вестись электронный реестр о выдаче разрешений на работу с полными данными о получателе.

    Новый закон для таксистов 2019 в проекте № 682709-7 Об изменениях 54-ФЗ для служб такси

    Если законопроект № 682709-7 примут, то он сможет значительно упростить службам работу на онлайн-кассах.

    Службам и водителям не придётся устанавливать онлайн-кассы в каждую машину. Достаточно будет иметь кассовый аппарат в офисе службы или в облаке.

    Чек распечатывать не обязательно, то есть мобильные принтеры устанавливать тоже не придётся. Водителю в конце поездки достаточно будет показать клиенту QR-код со ссылкой на электронный чек с подробными фискальными данными. Или служба сможет просто отправлять чеки и QR-коды на электронную почту клиента.

    ИП могут не переходить на онлайн-кассы ещё до 1 июля 2021 года. Штрафов за отсутствие кассы и договора с оператором фискальных данных и за невыдачу чеков не будет ещё несколько лет. Но есть условие: у ИП не должно быть официально устроенных сотрудников.

    Закон о такси 2019 года: когда ждать принятия

    Документы, которые предполагают все эти изменения — это пока только проекты закона, а не законы. Для того чтобы законопроекты получили статус действующего закона, они должны быть приняты во всех трёх чтениях Госдумы, одобрены Советом федерации и президентом и опубликованы.

    Стадии принятия закона

    Планируется доработать и принять новые законы в 2019 году, об этом заявлял и председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев. Эксперты полагают, что новый закон может вступить в силу не ранее осени 2019.

    Другой законопроект — № 682709-7 Об изменениях в 54-ФЗ — по прогнозам, может быть принят скорее, ещё до июля 2019 года.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ',css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:'
    '},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:'
    ',autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:i.noop,afterOpen:i.noop,beforeClose:i.noop,afterClose:i.noop,afterLoading:i.noop,afterLoadingOnShow:i.noop,errorLoading:i.noop},l=0,d=i([]),s=function(e,t){var o=!0;return i(e).each(function(){i(t.target).get(0)==i(this).get(0)&&(o=!1),0==i(t.target).closest("HTML",i(this).get(0)).length&&(o=!1)}),o},u={getParentEl:function(e){var t=i(e);return t.data("arcticmodal")?t:!!(t=i(e).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"))&&t},transition:function(e,t,o,a){switch(a=null==a?i.noop:a,o.type){case"fade":"show"==t?e.fadeIn(o.speed,a):e.fadeOut(o.speed,a);break;case"none":"show"==t?e.show():e.hide(),a()}},prepare_body:function(e,t){i(".arcticmodal-close",e.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return t.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(t,e){var o,a,r,n=t.data("arcticmodal");if(!n){if(l++,(n=e).modalID=l,n.overlay.block=i(n.overlay.tpl),n.overlay.block.css(n.overlay.css),n.container.block=i(n.container.tpl),n.body=i(".arcticmodal-container_i2",n.container.block),e.clone?n.body.html(t.clone(!0)):(t.before(''),n.body.html(t)),u.prepare_body(n,t),n.closeOnOverlayClick&&n.overlay.block.add(n.container.block).click(function(e){s(i(">*",n.body),e)&&t.arcticmodal("close")}),n.container.block.data("arcticmodalParentEl",t),t.data("arcticmodal",n),d=i.merge(d,t),i.proxy(f.show,t)(),"html"==n.type)return t;null!=n.ajax.beforeSend&&(o=n.ajax.beforeSend,delete n.ajax.beforeSend),null!=n.ajax.success&&(a=n.ajax.success,delete n.ajax.success),null!=n.ajax.error&&(r=n.ajax.error,delete n.ajax.error);var c=i.extend(!0,{url:n.url,beforeSend:function(){null==o?n.body.html('
    '):o(n,t)},success:function(e){t.trigger("afterLoading"),n.afterLoading(n,t,e),null==a?n.body.html(e):a(n,t,e),u.prepare_body(n,t),t.trigger("afterLoadingOnShow"),n.afterLoadingOnShow(n,t,e)},error:function(){t.trigger("errorLoading"),n.errorLoading(n,t),null==r?(n.body.html(n.errors.tpl),i(".arcticmodal-error",n.body).html(n.errors.ajax_unsuccessful_load),i(".arcticmodal-close",n.body).click(function(){return t.arcticmodal("close"),!1}),n.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){t.arcticmodal("close")},n.errors.autoclose_delay)):r(n,t)}},n.ajax);n.ajax_request=i.ajax(c),t.data("arcticmodal",n)}},init:function(e){if(e=i.extend(!0,{},o,e),!i.isFunction(this))return this.each(function(){u.init_el(i(this),i.extend(!0,{},e))});if(null!=e)if(""!=e.type)switch(e.type){case"html":if(""==e.content)return void i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "content"');var t=e.content;return e.content="",u.init_el(i(t),e);case"ajax":return""==e.url?void i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "url"'):u.init_el(i("
    "),e)}else i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "type"');else i.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters")}},f={show:function(){var e=u.getParentEl(this);if(!1!==e){var t,o,a=e.data("arcticmodal");return a.overlay.block.hide(),a.container.block.hide(),i("BODY").append(a.overlay.block),i("BODY").append(a.container.block),a.beforeOpen(a,e),e.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=a.wrap.css("overflow")&&(a.wrap.data("arcticmodalOverflow",a.wrap.css("overflow")),t=a.wrap.outerWidth(!0),a.wrap.css("overflow","hidden"),(o=a.wrap.outerWidth(!0))!=t&&a.wrap.css("marginRight",o-t+"px")),d.not(e).each(function(){i(this).data("arcticmodal").overlay.block.hide()}),u.transition(a.overlay.block,"show",1*")),e.overlay.block.remove(),e.container.block.remove(),t.data("arcticmodal",null),i(".arcticmodal-container").length||(e.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&e.wrap.css("overflow",e.wrap.data("arcticmodalOverflow")),e.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==e.type&&e.ajax_request.abort(),d=d.not(t)):i.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call")})},setDefault:function(e){i.extend(!0,o,e)}},i(function(){o.wrap=i(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),i(document).bind("keyup.arcticmodal",function(e){var t=d.last();t.length&&t.data("arcticmodal").closeOnEsc&&27===e.keyCode&&t.arcticmodal("close")}),i.arcticmodal=i.fn.arcticmodal=function(e){return f[e]?f[e].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof e&&e?void i.error("jquery.arcticmodal: Method "+e+" does not exist"):u.init.apply(this,arguments)}}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;function flatPM_sticky(e,c,t){var i=e,l=null,d=t=t||0;function o(){if(null==l){for(var e=getComputedStyle(i,""),t="",o=0;o