Нагрузка на оси грузового автомобиля
Как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля
Автомобиль с перегрузом, неважно легковой или фура, – представляет существенную угрозу для всех участников движения. Во-первых, потому что сама машина движется нестабильно. Во-вторых, большая нагрузка на ось может привести к её внезапной поломке. В-третьих, тормозной путь такого авто более длинный, что может привести к аварии. Кроме того, превышение допустимого веса ведёт к разрушению дорожного полотна и мостовых конструкций. И за перегруз полагается административный штраф.
Поэтому в этой статье мы расскажем о нормах предельно допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля и о том, как её определить.
Расчёт нагрузки на ось грузового автомобиля
Процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Среди которых ФЗ об автодорогах №257-ФЗ от 08.11.2007. В соответствии с п. 2 ст. 31 которого для передвижения по автодорогам транспорта с превышением общей допустимого веса или нагрузки на ось больше чем на 2% необходимо получить разрешение. Исключение делается лишь для автотранспорта Вооружённых сил России.
При получении разрешения владелец авто должен:
Компенсировать урон, наносимый покрытию дороги.
Если перегруз менее 10%, используется упрощённая процедура выдачи, которая занимает всего 1 день.
Кроме того, проезд по мостам и участкам дороги иногда бывает ограничен специальными знаками, указывающим предельное значение веса грузового автомобиля или нагрузки на его ось. Это может быть связано с грузоподъёмностью конструкции или её состоянием.
Полный список документов, необходимых для оформления карты
Максимально допустимая нагрузка на ось грузовых автомобилей в России
Постановлением Правительства Российский Федерации о правилах перевозки грузов автотранспортом установлен допустимый предельный вес машин в тоннах.
Вторая характеристика, устанавливаемый этим нормативным актом, – допустимая нагрузка. Она определяется в зависимости от вида дорог, типа колёс и расстояния между сближенными осями.
Например, таблица максимально разрешённых нагрузок на оси грузовых автомобилей для односкатных колёс выглядит следующим образом.
Значения в таблице приводятся для каждой оси. Расчёт массы должен производиться как можно точнее, так как допустимая погрешность не более 5 %.
Как рассчитать нагрузку
Итак, ограничение по проезду существует по двум параметрам:
По нагрузке оси.
Рассчитаем вес авто. Существует соотношение для двухосного автомобиля (например, марки Газель):
Ма=Нп+Нз,
где, Ма – вес грузовика.
Нп – нагрузка на переднюю ось.
Нз – аналогичный параметр для задней оси.
Эта простая формула расчёта связывает нагрузку на оси грузового автомобиля и его массу.
Для автотранспорта с тремя осями, задний и средний мост которого объединён в тележку (пример – Камаз 53215), эта зависимость имеет следующий вид:
где, Нт – нагрузка на всю заднюю тележку.
Нагрузка для задней тележки и оси обычно больше. Так как именно там располагают перевозимые товары. А вес, давящий на переднюю ось, определяется только массой кабины и силового агрегата.
Узнать нагрузку, имея вес груза, машины и прицепа – сложнее. И это расчёт будет иметь очень приблизительный вид.
Берем в свидетельствах о регистрации массу авто (Ма) и прицепа (Мп). Для примера возьмем Ма=6 т, Мп= 11 т.
Узнаем фактический вес груза (Мг). Примем Мг= 19 т.
Самое распространённое соотношение нагрузок: 0,75 – на прицеп, 0, 25 – на тягач. Тогда нагрузка на прицеп: Нп=0,75*(Мп+Мг)=22,5.
Считается, что нагрузка распределена в прицепе равномерно. И нагрузка на одну ось (Но) равна Нп/количество осей =22,5/3=7,5 т на каждую ось.
Аналогично считаем нагрузку на оси машины. На них приходятся оставшиеся 0,25 веса. То есть (Мп+Мг)*0,25+Ма=(11+19)*0,25+6=13,5 т.
Нагрузка на задние оси автомобиля будет равно 0,75 от нагрузки на грузовик. То есть 13,5*0,75/2=5,06.
А нагрузка на переднюю ось – то, что осталось от общей нагрузки на авто. 13,5–5,06*2=3,37.
Итого получается следующая примерная картина распределения веса 3,37+5,06+5,06+7,5+7,5+7,5.
Реальные значения могут отличаться. Часто нагрузка на осях бывает неравномерной. Это обычно связано со следующими причинами:
Цены на карты для тахографов можно узнать здесь.
Неисправностью подвески полуприцепа.
Прогибанием прицепа под грузом.
Негоризонтальностью площадки полуприцепа.
Конструктивными особенностями подвески.
Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля
Взвешивание – простой способ определения как общего веса, так и значения для каждой отдельной оси. Есть два метода:
Динамический. Для взвешивания грузовик со скоростью не более 5 км/ч проезжает по поосным автомобильным весам. Они зафиксируют вес каждой оси, а потом определят вес самой машины. Это достаточно простой и удобный способ, но его погрешность составляет от 0,5 до 3%. Что – как вы можете понять при границе превышения максимальной допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля в 2% – слишком много.
Статический. Авто въезжает и останавливается на платформе весов, на которую установлены тензодатчики. Их применение позволяет добиться очень высокой точности взвешивания – 0,01%.
Также можно купить тягач, оснащённый системой мониторинга, и совместимый с ним прицеп. Это довольно удобный способ всегда быть в курсе уровня загруженности своей машины, но очень дорогой.
Можно вмонтировать манометры в магистраль пневморессоры, и следить за показаниями в процессе погрузочных работ. Чтобы не мучится с определением, какое значение шкалы манометра какому весу соответствует, можно установить специальные датчики. Но это требует не только затрат денег при покупке всех элементов системы, но и значительных усилий по её отладке.
Штрафы за перегруз
В основном об этом виде административного наказания беспокоятся водители грузовиков. Так как у легковых автомобилей есть ограничения только по количеству перевозимых пассажиров. Штраф за превышение нагрузки разделяются на три типа в зависимости от уровня ответственности лиц:
Для физических лиц 1,5–2 тыс. руб.
Для должностных – сумма уже выше,15 тыс. руб.
И ещё выше для юридических – 400 тыс. руб.
Оформить заказ на карту для тахографа.
Если при превышении более 2% нет разрешения на провоз, то также оформляется штраф. Да и когда вес груза не совпадает с тем, что написано в сопроводительных бумагах с физического лица могут взыскать сумму 5 тыс. рублей. Для компании размер взыскания больше минимум в 50 раз. Правда, без контрольного взвешивания выписать штраф инспектор не имеет права.
Разрешенная нагрузка на ось грузового автомобиля
За первую половину 2018 года только в Москве зафиксировано 484 ДТП с большегрузами, в которых погибли 40 и пострадали 500 человек. И дело здесь не в плохих дорогах и незнании правил движения: часть происшествий связана с перегрузами автомобилей. Соответственно, важно знать, что такое нагрузка на ось и как она рассчитывается.
Общие положения, виды транспортных средств, их особенности
Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.
Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах. Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания. Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.
Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.
Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого перегруза грузового автомобиля. Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены категории (10 видов) и подкатегории (6 видов) транспортных средств (далее ТС).
Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.
Кроме этого все средства различаются:
- функциональностью;
- тоннажностью;
- видом кузова;
- разрешённой к перевозке массой;
- весом;
- нагрузкой на ось.
Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.
Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.
В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.
Из практических соображений перевозчики заставляют водителей брать больший вес, чтобы минимизировать транспортные расходы. Однако избежать проверок на дороге удаётся редко. Большинство грузовых трасс оснащено контрольно-пропускными пунктами, где машины обязаны пройти взвешивание.
Сегодня действуют два вида проверок:
- Динамическая. Во время проверки скорость ограничивается 5 км/час. Машина заезжает на установленные на дороге весы, которые показывают нагрузку на каждую ось. Допускается погрешность 0,5-3%.
- Стационарная. Мощная передвижная (поэтому не любимая водителями) установка, напоминающая огромный фургон, куда машина въезжает и останавливается. Электроника показывает результат безошибочно.
Обе процедуры позволяют достаточно точно установить давление на ось. Если она превышает принятый российский стандарт, водителю выписывается штраф. Штраф градационный, зависит от того, чьё ТС и насколько превышен весовой лимит. При превышении нормы на 2-10%, штраф в 10 000-15 000 руб. получает должностное лицо, а юридическое лицо платит в 10 раз больше. Если норма груза превышена на 50%, штраф вырастает до 45 000-50 000 руб. должностному лицу, а юридическому поднимается до 400 000-500 000 руб. Поэтому прежде, чем сознательно нарушать правила перевозок, убедитесь, получите ли вы выгоду с этого.
Пополнить статистику нарушителей просто. Если перегруз идёт даже на 1 ось, наказание неизбежно. Однако если вы знаете, что везёте допустимый вес, помните, что в вашем праве заявить о несогласии с результатами. Необходимо лишь иметь на руках акты о проверке и добиваться повторного объективного контрольного взвешивания.
Расчёт перегруза
Осевая нагрузка – это нагрузка от массы ТС, которая передаётся на плоскость через колёса. Степень распределения массы неравномерная, на переднюю ось она всегда меньше. Точные показатели даёт только взвешивание, а непрофессиональные расчёты грешат показателями, требующими дальнейших уточнений. Допустимую нагрузку на ось грузового автомобиля часто считают с погрешностью.
Масса автомобиля складывается из массы нагрузки на передние и задние оси.
Это наглядно иллюстрируют два простых примера:
- Грузовая «Газель» при общем весе в 3500 кг имеет 1200 кг нагрузки на переднюю ось и 2300 кг – на заднюю.
- На Камазе – 53 215, распределение выглядит так: 4420 кг (передняя ось) и 15 230 кг (задняя ось).
Для каждой марки машины существуют свои показатели, но сохраняется вышеописанная тенденция – нагрузка на заднюю часть шасси всегда выше. Передние держат лишь кабину и двигатель, на задние давит перевозимый груз.
Все автогрузы разделены на 2 большие группы:
- Автомобили с осевой нагрузкой от 6 до 10 тонн, для которых разрешён въезд на дороги 1-III категории.
- Автомобили с предельной нагрузкой в 6 т. Их разрешается эксплуатировать на любых дорогах.
Видно, что нагрузка на ось – ключевой весовой параметр автомобиля, который учитывается при его конструировании и использовании.
Стоит рассмотреть алгоритм расчёта нагрузок на оси грузовых автомобилей в России на примере тягача с 3 осями и аналогичного прицепа. Пусть загружен для перевозки груз 20 т.
Необходимо узнать, как будет распределяться нагрузка между шестью осями:
- В свидетельстве о регистрации ТС и прицепа берутся точные их массы. Возьмём выдуманные цифры, чтобы легче было считать. Пусть масса автомобиля 10 т, а прицепа – 12 т.
- Узнаётся реальный (ключевое слово) вес перевозимого груза, а не тот, что зафиксирован в ТТН. В рассматриваемом случае это 20 т.
- Нагрузка на прицеп составляет 75% от общей массы груза и прицепа. Складываются массы автомобиля, прицепа, полученная сумма умножается на 0,75: (12 т + 20 т)х0,75 = 24 т.
- Рассчитывается нагрузка на три оси прицепа. Для этого нагрузку на прицеп (24) делят на количество осей (3). Получается по 8 т на ось.
- Стоит рассчитать нагрузку на автомобильные оси, на которые приходится 25% от суммы массы прицепа и груза, плюс тоннаж фуры: (12+20)х0,25+10=18 тонн.
- Задние оси берут на себя 75% нагрузки, т.е. 18х0,75:2=6,8 т.
- Нагрузка на переднюю ось всегда меньше, она включает вес кабины, двигателя, а основной вес распределяется на последующие оси: 18-6,8х2=4,4 т.
Получается некоторое приближённое представление о давлении груза на оси автомобиля: 4,4 + 6,8 + 6,8 + 8 + 8 (тонны). Так считаются (примерные) допустимые нагрузки на ось.
Понятно, что приведённый расчёт – условный, точные цифры покажут только дорожные пункты взвешивания. Но даже такой простой пример позволит подстраховаться и не допустить перегруза.
Разрешённая нагрузка за рубежом
Коммерсантам, отправляющим груз за территорию РФ, важно знать, какие разрешённые нагрузки на оси грузовых автомобилей предусмотрены в других странах. Нарушителям грозят не только штрафы, но и занесение номера машины, а также её владельца в «чёрный список». Зарубежная служба дорожного движения более систематизирована, имеет общую базу нарушителей, поэтому ни одной машине, ранее попавшейся на превышении веса, не удастся проехать мимо пункта контроля. Штрафы высокие: учитывая курс доллара и евро, плюс плату за перевод в другое государство, штраф может превышать стоимость самого груза. Поэтому прежде чем рисковать, стоить посмотреть интернет-странички со статистикой. В каждой стране свои допустимые нормы.
- в Венгрии потенциальная нагрузка на грузовое ТС с двумя осями 20 т;
- в Германии – 18;
- в Болгарии – 16.
Существуют чёткие таблицы с распределением нагрузки на все оси для европейских стран.
Есть онлайн-калькуляторы расчёта транспортного веса, но лучше всего обратиться в международные логистические компании, которые знают тонкости передвижения на дороге в «чужой» стране, помогут в оформлении страховки, в прокладывании маршрута, проконсультируют по спорным моментам.
Немного о легковых автомобилях
Перегруз не касается легковых ТС. В данном случае вообще не существует понятия нагрузок по осям. Нет ни одного закона в РФ, который бы регламентировал весовую нагрузку на такое авто.
Хотя дорожный инспектор имеет право остановить легковой автомобиль для осмотра, если видит, что машина:
- перегружена;
- транспортируется груз с нарушениями (без соответствующего знака, например).
Нагрузка на оси грузового автомобиля
Свои пожелания и отзывы о нашем калькуляторе нагрузок на оси направляйте нам по электронной почте info@vdnk.ru будем очень признательны.
Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки
Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.
Страшные истории международных перевозок
МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.
Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.
ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.
По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся.
КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.
Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).
Документы для международных перевозок
Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.
Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок
Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.
В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп $)>$ и груз $$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, $>$ и $>$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^$.
Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.
Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы. Что думаем мы, простые перевозчики?
Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки
Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).
Перегруз грузового автомобиля по массе и по осям
Уважаемые покупатели и продавцы нерудных материалов!
24 июля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 248-ФЗ, который внес существенные изменения в статью 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, устанавливающую ответственность за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов (в т.ч. нерудных материалов).
Что изменилось в перевозках песка и щебня и какие нормы действуют в 2018 году?
Теперь ответственность за правонарушения, связанные с перегрузом ТС, распространяется не только на перевозчика, но также и на грузоотправителя.
Раньше за последствия перегруза отвечал только один участник доставки нерудных материалов — перевозчик. Грузоотправитель, который нанимал перевозчика для доставки, мог даже и не знать, с какими рисками сталкивается транспортная компания при перевозке нерудных материалов.
После вступления в силу вышеупомянутого закона ситуация кардинально изменилась. Теперь при перевозке песка и щебня рискуют не только перевозчики. Риски несут грузоотправители, а также карьеры (перевалки), которые осуществляют погрузку этих материалов в автотранспорт.
В таблице ниже представлены наиболее важные изменения ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Снижен порог превышения допустимого веса груза или осевой нагрузки, при котором возникает ответственность, — до 2%.
При этом штраф теперь зависит от размера такого превышения (чем больше превышение — тем больше штраф).
Прописана возможность фиксации правонарушения в автоматическом режиме с помощью специальных технических средств (фото, видео). В случае фиксации такого правонарушения штраф грозит юридическому лицу (ИП) — владельцу автомобиля.
Поскольку ситуация с ответственностью за указанные правонарушения кардинально изменилась, мы решили рассказать сначала в целом, что такое перегруз, а в дальнейшем с помощью экспертов в этом направлении разобрать этот вопрос более детально.
1. ВИДЫ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕРУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Для перевозки нерудных материалов используются различные виды грузовых автомобилей.
По своему составу самосвалы подразделяются на 2 вида:
1) одиночный автомобиль;
2) автопоезд (седельный или прицепной).
Одиночный грузовой автомобиль — это единое (неделимое) транспортное средство. Иными словами, это автомобиль без прицепа или полуприцепа.
Ниже показаны наиболее часто встречающиеся виды одиночных автомобилей — самосвалов.
2-х осный одиночный самосвал
3-х осный одиночный самосвал
4-х осный одиночный самосвал
Автопоезд — это два и более соединенных (сочлененных) для перевозки грузов транспортных средства.
Автопоезда подразделяются на 2 вида:
1) седельный автопоезд (в состав автопоезда входит седельный тягач и полуприцеп);
2) прицепной автопоезд (в состав автопоезда входит грузовой автомобиль и прицеп(ы)).
Ниже показаны наиболее часто встречающиеся виды самосвальных автопоездов.
2-х осный тягач + 3-х осный п/прицеп
3-х осный тягач + 3-х осный п/прицеп
3-х осный самосвал + 3-х осный прицеп
Грузовые автомобили (как одиночные, так и автопоезда) могут иметь одиночные оси и сближенные оси (сдвоенные, строенные и др.).
Одиночные оси автомобиля расположены друг от друга на расстоянии не менее 2.5 м.
Сближенные оси находятся на более близком расстоянии и могут объединяться по 2, 3, 4 или даже более осей, образуя так называемую «тележку».
Необходимо еще рассказать о видах автомобильных колес.
Двускатные колеса — колеса, у которых на один диск одновременно устанавливается 2 шины. Диск, соответственно, имеет другие размеры по сравнению с диском для односкатных колес, на который устанавливается только одна шина.
Двускатные колеса устанавливаются, как правило, на задние оси грузовых автомобилей и седельный тягачей, а также на полуприцепы.
Ниже показаны оси с односкатными и двускатными колесами.
ось с односкатными колесами
ось с двускатными колесами
2. ПОЛНАЯ И ДОПУСТИМАЯ МАССА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Теперь дадим определение величине полная масса ТС, которая чаще всего используется при перевозке тяжеловесных грузов и дает первоначальную оценку риска перегруза автомобиля.
Полная масса ТС — это масса груза вместе с массой автомобиля, в котором этот груз перевозится.
Рассмотрим пример №1 .
Имеется седельный автопоезд в составе которого:
— седельный 3-х осный тягач массой 9 т;
— самосвальный 3-х осный полуприцеп массой 9 т.
Масса автопоезда будет равна 18 т (9 т + 9 т).
В кузов автомобили загрузили 30 м3 карьерного песка весом 45 т.
Получаем полную массу ТС — 63 т (18 т + 45 т).
Допустимая масса ТС — это максимально допустимая величина полной массы автомобиля.
Допустимая масса ТС зависит как от вида грузового автомобиля, так и от количества установленных осей.
Значения допустимой массы ТС установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и представлены в таблице ниже:
Таким образом, если полная масса ТС превышает допустимую массу ТС, возникает перегруз.
Обратимся снова к нашему примеру 1. Наш автопоезд имеет 6 осей (3 оси у тягача и 3 оси у п/прицепа). Получаем из таблицы значение допустимой массы — 44 т. Полная масса нашего автопоезда — 63 т, что значительно превышает допустимое значение ( перегруз по массе — 19 т (43%)! ).
3. НАГРУЗКА НА ОСЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Другой не менее важный контрольный показатель — это нагрузка на ось автомобиля.
Осевая нагрузка (нагрузка на ось) — это нагрузка, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси автомобиля.
Полная масса ТС и нагрузка на ось связаны между собой простым соотношением:
Полная масса ТС = нагрузка на ось 1 + нагрузка на ось 2 + .. + нагрузка на ось N
Рассмотрим пример №2 .
Поставим на статические весы 2-х осный седельный тягач массой 9 т (на задней оси установлены двускатные колеса).
Нагрузка на переднюю ось значительно превышает нагрузку на заднюю ось. Это вызвано тем, что центр тяжести тягача сильно смещен к его передней части, т.к. в ней расположены наиболее тяжелые элементы автомобиля: силовой агрегат и кабина.
Масса тягача равна сумме нагрузок на переднюю и заднюю оси.
Теперь зацепим к тягачу пустой 3-х осный самосвальный полуприцеп такой же массой 9 т.
Масса автопоезда равна 18 т (9 т + 9 т). Эта масса также равна сумме нагрузок по всем осям автопоезда.
Как теперь изменились нагрузки на оси тягача? Зацепленный полуприцеп «давит» на седло тягача с усилием 1.8 т, поэтому сумма нагрузок по всем осям тягача увеличилась на 1.8 т и составила 10.8 т (9 т + 1.8 т). Как видно из примера, основная часть усилия, приложенного полуприцепом на седло тягача, перешла на заднюю ось тягача.
Нагрузка на заднюю тележку полуприцепа составляет 7.2 т. Ее можно посчитать 2-мя способами:
1) сложить нагрузки по всем осям задней тележки полуприцепа (2.5 т + 2.6 т + 2.1 т);
2) из массы полуприцепа вычесть нагрузку, которая передается на седло тягача (9 т — 1.8 т).
Загрузим этот автопоезд карьерным песком объемом 30 м3 весом 45 т и снова поставим его на весы.
Теперь полуприцеп передает на седло тягача вес 16.8 т и максимальная нагрузка в данном случае приходится на заднюю ось тягача.
Для груза такой массы более подходящим был бы 3-х осный тягач (со сдвоенной осью сзади). Тогда нагрузка на каждую ось задней тележки тягача уменьшилась бы в приблизительно в 2 раза и составила бы около 8 т.
Допустимые значения массы и осевой нагрузки ТС установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Ознакомимся с допустимыми осевыми нагрузками. Они зависят как от вида оси автомобиля, так и от вида установленных на ней колес.
Допустимые осевые нагрузки транспортного средства установлены также Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и представлены в таблице ниже:
Нагрузка на ось автомобиля: как просчитать
Нагрузка на ось автомобиля: как просчитать
Нагрузка на ось автомобиля: как просчитать?
Одним из видов автомобильных весов являются автомобильные весы для поосного взвешивания, предназначенные для определения нагрузки на каждую ось автомобиля. Такие весы можно увидеть вблизи мостов и других дорожных сооружений. Перед весами, как правило, установлен соответствующий дорожный знак с допустимой нагрузкой на ось автомобиля. Попробуем разобраться в сущности понятия «нагрузка на ось».
Нагрузка на ось (осевая нагрузка) – это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси. Масса автомобиля (снаряженная или полная) и нагрузки на его оси связаны соотношением:
Нагрузка на ось автомобиля: как просчитать?
Нагрузки на оси автомобилей
Одним из видов автомобильных весов являются автомобильные весы для поосного взвешивания, предназначенные для определения нагрузки на каждую ось автомобиля. Такие весы можно увидеть вблизи мостов и других дорожных сооружений. Перед весами, как правило, установлен соответствующий дорожный знак с допустимой нагрузкой на ось автомобиля. Попробуем разобраться в сущности понятия «нагрузка на ось».
Нагрузка на ось (осевая нагрузка) – это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси. Масса автомобиля (снаряженная или полная) и нагрузки на его оси связаны соотношением:
К группе А относятся автомобили, у которых максимальная осевая нагрузка составляет 6 – 10 т. Их эксплуатация допускается только на дорогах I – III категории. К группе Б относятся автомобили с максимальной осевой нагрузкой 6 т, эксплуатация которых допускается на всех автомобильных дорогах.
Таким образом, нагрузка на ось автомобиля – это один из основных весовых параметров автомобиля, используемый при его проектировании и эксплуатации. В эксплуатации нормирование и контроль нагрузки на ось актуально, в основном, для грузовых автомобилей. С этой целью используются автомобильные весы для поосного взвешивания.
Расчет предельной нагрузки на ось.
Одним из главных критериев является категория дороги, по которой перевозится груз: «В настоящее время инструкция разбивает дороги на две группы – группа «А» (дороги 1-3 категории) и группа «Б» — усиленные дороги 4 категории. Для 2-3 категории допустимая нагрузка составляет 10 тонн на одну ось. Для дорог группы «Б» предельная нагрузка на одну ось не должна превышать шести тонн. При этом в зависимости от межосного расстояния допустимая нагрузка уменьшается. Чем ближе оси располагаются друг к другу, тем больше они давят на некоторую площадь дорожного полотна. Здесь разработаны такие критерии: с 2м до 1,65м разрешена нагрузка в 9 тонн. Правда, здесь еще учитывается, двухосная или трехосная тележка; 1,65-1,35 м – 8 тонн; 1,35-1 м – 7 тонн.
Менее метра, хоть это и редко встречается, — 6 тонн. Сами сотрудники постов весового контроля при определении допустимой нагрузки пользуются специальными справочниками, где расписаны предельные нагрузки для всех типов грузовиков. Еще одним фактором, который приходится учитывать, является предельная допустимая масса транспортного средства: для дорог группы «А» предельная масса автопоезда не должна быть выше 38 тонн. Дороги группы «Б» менее выносливы и могут выдержать только 28,5 тонн.
Впрочем, для них и это слишком много, ведь изначально они вообще не были рассчитаны на движение большегрузного транспорта ни по крепости дорожного покрытия, ни по грузоподъемности мостовых сооружений.
Не стоит забывать и о сезонных ограничениях. В нашей стране, как известно, с середины апреля до середины мая допустимая нагрузка на ось у тяжеловозов ограничивается 6 тоннами. Хотя, по мнению некоторых специалистов, это все еще слишком много. В своих выкладках они опираются, например, на опыт Беларуси. В прошлом году сезонные ограничения там были уменьшены до 5 тонн на ось. Как ни странно, экономика это выдержала без особых проблем. Транзитникам, правда, пришлось несладко: на границе пришлось разгружаться до 5 тонн на ось, брать еще одну машину, везти груз до противоположной границы и там снова перегружать фуры в обратном порядке.
Статистическое взвешивание. Автомобильные весы для статистического взвешивания.