Огнетушитель автомобильный требования

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для техосмотра

Огнетушитель автомобильный – первичное средство пожарной безопасности для ликвидации возгорания на начальной стадии. Автомобиль – пожароопасный объект из-за комбинации в малом пространстве легко воспламеняющихся и взрывоопасных материалов: топливо, газы, пластмассы, электропроводка. Время охватывания машины огнём по статистике 3 – 15 мин.

Нужен ли огнетушитель в машине по закону

Требования к огнетушителю

  • ФЗ 170 от 01.07.2011 «О техосмотре»;
  • Постановление N 1008 от 05.12.2011 «О порядке ТО».

Какой объем огнетушителя должен быть

Разрешены ручные, автоматические агрегаты большей массы, но не ниже предписанных параметров. Устройство должно предназначаться изготовителем для автотранспортных средств (АТС).

Объем не ниже (л)

Масса заряда (не баллона) не ниже (кг)

  • для грузовиков в СП 9.13130.2009 не указан конкретный объем, но госорганы рекомендуют 5-литровые баллоны;
  • для ТС от 7,5 т прописана тушащая способность 2А и 70В – ёмкость от 5 л чаще всего подходит. Подбирают под указанное значение, поэтому огнетушитель может быть и с большим весом/объёмом.

Сколько огнетушителей должно быть

Количество тушащих приборов для постановки автомобиля на учет и ТО регламентировано СП 9.13130.2009 (Приложение В п.п. В1 – В2) и «Правилами противопожарного режима» (п. 212). Параметр зависит от веса, назначения, вместимости машины.

В легковом автомобиле

Легковые машины оборудуются не меньше 1 изделием с весом заряда от 2 кг и 2 л. Требуемые возможности: тушит модельные очаги возгорания от 0,7А и 21В.

В грузовом автомобиле

В автобусе

Для автобусов массой от 3,5 – 7,5 т потребуется от 2 аналогичных огнетушителей весом заряда по 2 кг, 2 л.

Срок годности автомобильного огнетушителя

Все ёмкости раз в 5 лет подлежат обязательной полной проверке со сменой заряда, даже если все показатели в норме. Изготовителем может предусматриваться и увеличенная частота техобслуживания.

Срок годности для техосмотра (лет)

Годность заряда и перезарядка (не реже)

  • раз в 5 лет;
  • при расположении вне кабины/салона не реже 1 раза:
    • порошковые – в 12 мес.;
    • остальные – в 24 мес.

Обновление заряда проводится чаще, если это указано изготовителем. Например, заново заправлять автомобильные огнетушители порошкового типа некоторых моделей предписывают раз в 4 или 1,5 года, углекислотных – раз в 2 года.

Прохождение техосмотра включает осмотр устройства пожаротушения, фильтров, всех узлов, проверку массы заряда взвешиванием.

Дата выпуска указана на корпусе производителем (напротив числа оторван кусочек бумаги):

  • арабские цифры – год выпуска;
  • римские – месяц.

Даты годности и проверок вписываются изготовителем и профильными организациями в техдокументы и наклейки на корпусе.

Стоимость перезаправки ОП почти равная цене нового изделия – как правило, лучше купить новый, если прошел срок службы.

Штраф за отсутствие огнетушителя

Штраф за просроченный огнетушитель или его отсутствие предусмотрен ст. 12.5 КоАП – 500 руб. Размер фиксированный. Инспектор вправе ограничиться предупреждением.

Какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый, углекислотный или аэрозольный

Углекислотные ОУ

Углекислотные средства пожаротушения эффективнее порошковых.

Плюсы ОУ :

  1. классы огня B, C, E. Меньше, чем у ОП, но результативнее против возгорания газов, топлива;
  2. ОТВ проникает внутрь оборудования;
  3. нулевой уровень загрязнения и коррозии: ОТВ похоже на снег, туман или иней, испаряющийся, не оставляющий следов;
  4. не создается пылевое облако, видимость места пожара приемлемая;
  5. применяются для электрооборудования с напряжением до 10 000 В.

Недостатки ОУ :

  1. слабо или вообще не тушат:
    • твердые материалы (класс A): бумагу, дерево;
    • металлы обычные, щелочные и щелечноземельные (Al, Mg, NA, Ti);

  2. габариты;
  3. более высокая стоимость;
  4. давление около 15 Мпа – больше рисков разрыва;
  5. отдача – баллон может вырвать с рук;
  6. опасность для окружающих: возможно отравление с угнетением функций дыхания, холодный ожог.

Принцип работы ОУ основан на вытеснении углекислым газом кислорода из очага тушения, «иней» создает пленку с огнепреграждающими свойствами, инертный газ способствует самозатуханию. Подробнее об ОУ читайте здесь.

Порошковые ОП

ОП более универсальное и комплексное устройство для борьбы с возгоранием. Кроме ручных (переносных), распространены автоматические огнетушители с порошковым ОТВ.

ОП все классы возгораний, кроме F, но нужно подбирать тип порошка. Для автотранспорта нормы пожарной безопасности рекомендуют использовать ОТВ с многоцелевым назначением (АВСЕ).

Плюсы ОП :

  1. тушит больше классов пожара;
  2. безвредный;
  3. длинная струя (до 6 м);
  4. работает при -50 °С;
  5. недорогой;
  6. диэлектричность;
  7. компактность;
  8. неприхотливость: хранится в любом положении;
  9. меньше опасность разрыва, поскольку давление внутри сравнительно небольшое – до 1,6 Мпа.

Подробнее про порошковые средства пожаротушения читайте здесь.

Аэрозольные ОА

Согласно изменениям в НПБ в транспортных средствах не применяются огнетушители:

  1. аэрозольные (ОА);
  2. пенные (ОВП, ОХП).

ОА – это небольшой баллончик, напоминающий освежитель воздуха. Внутри – пенная или эмульсионная смесь. Прибор имеет малую мощность струи, объем и крайне малоэффективен для тушения топлива, плавящихся веществ, элементов под напряжением.

ОВП и ОХП до недавнего времени применяли в АТС, они более эффективней ОА, но их запретили из-за совокупности недостатков:

  1. пена проводит электричество;
  2. ОТВ со слабым огнепреграждающим свойством;
  3. низкая эффективность против топлива, ГСМ, плавящейся проводки;
  4. отсутствует охлаждение;
  5. для ощутимого результат недостаточно 2 – 5 л.

Как выбрать огнетушитель в машину

Рекомендации по выбору:

  1. металлический;
  2. манометр исправный, стрелка на зеленой зоне;
  3. действительный по сроку годности;
  4. есть пломба, чека;
  5. присутствует техпаспорт, инструкция, сертификат;
  6. корпус без коррозии с толстой цельной краской;
  7. чем выше тушащая способность, тем лучше.

Огнетушитель срабатывает с небольшой задержкой 4 – 7 сек., данный параметр надо уточнить у продавца. Двухлитровая емкость – это 6 сек. выпуска струи, что крайне мало.

Где должен находиться огнетушитель в машине

Как закрепить огнетушитель

Специальный кронштейн продается в спецмагазинах. Стандартно огнетушитель фиксируется в автомобиле двумя или одним металлическими хомутами с болтами. Крепление имеет защелки для быстрого извлечения.

Дополнительно устанавливают держатель из трубки, пластин или раму, повторяющую округлость огнетушителя и фиксирующую его.

Как пользоваться огнетушителем в машине

Углекислотные средства намного эффективнее порошковых при горении топлива, но дороже и сложнее в эксплуатации, их надо хранить в вертикальном положении, если иное не указано изготовителем. Среди водителей популярнее порошковые устройства, поскольку дешевле, компактнее, неприхотливее.

Требования к огнетушителю для автомобиля

Нередко случаются такие неприятности, когда происходит замыкание проводки и возгорание автомобилей. Сам по себе авто является средством повышенной опасности, так как работает на горючем топливе. Горит же он очень быстро, за считанные минуты автомобиль может полностью выгореть, даже пожарные службы не успеют доехать. Именно поэтому по ПДД предусмотрен такой закон, который обязывает водителей иметь в транспортном средстве огнетушитель. Но не все знают, какой огнетушитель должен быть в автомобиле согласно ПДД. Поэтому сегодня речь пойдёт именно об этой необходимой вещи.

Законные требования к огнетушителю для автотранспортного средства

Требования к огнетушителям разрабатываются специалистами МЧС и пожарным надзором. В этом году никаких изменений в них внесено не было, но стоит всё же напомнить, а некоторым и узнать их:

  • для легковых автомобилей вес защитного средства должен быть 2000 грамм;
  • для грузовиков — 5 кг;
  • водитель должен всегда следить за сроком годности огнетушителя. Недопустимо в автомобиле наличие просроченного средства;
  • на огнетушителе должна быть специальная маркировка, где указаны все данные о нём, а также инструкция по использованию.
Вид тушащего средства

В России используются 2 вида огнетушителей:

Специалист должен проверить:

  • распылительную систему;
  • шланг;
  • пломбу на предохранителе;
  • давление внутри баллона;
  • наличие клейма;
  • массу.

После проверки в паспорт средства обязательно ставиться соответствующая отметка, номер устройства вносится в специальный журнал. Если огнетушитель будут при проверке признан негодным, то потребуется его утилизация или де заправка.

Какой лучше и эффективнее

Часто такой вопрос задуют водители и интерес этот оправдан. Лучше немного переплатить, но быть уверенным, что огнетушитель не подведёт в трудную минуту.

Порошковый

Такой огнетушитель содержит в баллоне специальный порошок, при использовании он образует пену, которая блокирует доступ места возгорания к кислороду. В итоге это способствует устранению процесса горения. На таких огнетушителях проставляется соответствующая маркировка — ОП.

Кроме этого на средстве могут быть и такие обозначающие знаки:

  • З — может закачиваться;
  • Г — имеет патрон газогенерирующий;
  • Б — баллон с газом под давлением.

Плюсы порошковых огнетушителей:

  • ими можно тушить пожар любого класса сложности;
  • недорогие;
  • лёгкие;
  • препятствуют повторному возгоранию.
  • достаточно загрязняют обработанную поверхность;
  • плохо отмывается порошок.
Углекислотные огнетушители

В качестве тушащего вещества в таких ОГ выступает диоксид углерода. Огонь устраняется при помощи мощного напора струю средства, снижая температуру и сбивая пламя огня. Такое огнетушители эффективны в местах, куда очень трудно добраться.

После использования такого устройства тщательно отмывать автотранспортное средство не надо.

Но есть и минусы у этого устройства:

  • возможно отравление действующим веществом;
  • ожоги;
  • может вырвать из рук огнетушитель за счёт очень мощного напора;
  • масса больше почти в 3 раза порошкового ОГ;
  • стоимость значительно дороже.

И тот, и другой ОГ надо заправлять. Первый вид заправляется раз в полтора года, второй — раз в 5 лет.

Если отвечать на вопрос, какой лучше, то с точки зрения экономии можно выбрать порошковый. Да и заправлять его не обязательно, тем более эта услуга платная, купил новый и всё.

Не стоит забывать, что кроме огнетушителя в автомобиле должна быть и аптечка. В прошлом к аптечке предъявлялись более жёсткие требования, чем сейчас, и она включала в себя ряд необходимых медикаментов. К примеру, обязательны были таблетки от сердца. Современная же аптечка водителя содержит больше бинтов, чем средств, которые действительно могут пригодиться.

Некоторые водители, покупая аптечку автолюбителя, дополняют её содержимое теми медикаментами. Которые, по их мнению, могут понадобиться в дороге. И это не запрещено. Действительно, если в дороге просто разболелась голова, пассажира укачивает или у ребёнка заболел живот. Очень удобно, достал сироп или таблетку, выпил, отдохнул и дальше в путь.

Некоторые не возят аптечку с собой, а зря. Да, инспектор не попросит её предъявить, но вот помочь самому себе иногда может быть необходимо, не говоря уже о других людях.

Как выбрать

Правильно выбранный огнетушитель — это в первую очередь безопасность. Стоимость имеет значение, но в случае возгорания автомобиля, этот факт сразу уходит на второй план. При выборе устройства очень важно соблюдать требования сотрудников ГИБДД, они созданы для того, чтобы в нужный момент огнетушитель смог спасти не только авто, но и человеческую жизнь.

Как правильно выбрать:

  • покупать ОГ стоит только в спецмагазинах, где есть документы на устройства и, конечно, сертификаты;
  • огнетушитель должен соответствовать всем параметрам автотранспортного средства;
  • баллон не должен иметь повреждений, вмятин, царапин и так далее;
  • обязательно надо проверить пломбы, срок годности;
  • также стоит обратить внимание на работоспособность индикатора давления;
  • к огнетушителю должна выдаваться подробная инструкция по использованию.

К тому же при использовании не стоит забывать, что в случае возгорания, нужно действовать моментально, читать инструкцию времени не будет, поэтому лучше сделать это сразу после покупки.

Не забывайте держать устройство крепче, чтобы во время тушения возгорания его не выбило из рук.

Требования к огнетушителю для автомобиля

Автомобиль, в случае ДТП или замыкания электропроводки, загорается очень быстро. Даже если пожарная служба приедет в течение 10 минут – вряд ли это поможет.

Единственный шанс спасти своё имущество — это постараться потушить пожар самостоятельно ещё на начальной стадии возгорания. Вот здесь и пригодится персональный огнетушитель, который должен быть под рукой у каждого автомобилиста.

Наличие огнетушителя в ТС регламентировано Сводом Правил 9.13130.2009. Данный документ рекомендует водителям использовать средства противопожарной безопасности в случае возгорания машины.

Однако инспекторы ГИБДД настаивают на том, чтобы каждый автомобиль был оборудован этим противопожарным устройством и даже накладывают штраф за его отсутствие. Итак, какой огнетушитель должен быть в автомобиле в 2019 году?

Требования к огнетушителю для автомобиля

Список требований к огнетушителям был разработан МЧС и Роспожнадзором в целях снижения количества пожаров и предупреждения человеческих жертв. Не изменился он и в текущем году.

Критерии, которым должен соответствовать огнетушитель в авто, следующие:

  1. Соответствие действующим ГОСТам (Р51057-2001 или НПБ 155-2002).
  2. Объём огнетушителя: 2 литра — для легковых автомобилях, 5 литров — для огнетушителей, применяемых в грузовых автомобилях.
  3. Масса заправленного огнетушителя: 2 кг веса – для легковушек, 5 кг – для грузового транспорта.
  4. Срок годности. С течением времени заправленный огнетушитель теряет давление, также теряются и полезные свойства тушащей смеси. Срок годности и дата проверки, дозаправки иди перезарядки маркируются на самом огнетушителе.
  5. Маркировка. На огнетушитель должно быть нанесено всё, начиная от инструкции по использованию и заканчивая описанием действия тушащей смеси.
  6. Тип тушащего вещества. В 2019 году используются, как и прежде, 2 основных типа огнетушителей — порошковые и углекислотные.

Самое главное, чтобы огнетушитель был исправен и пригоден к работе. Ежегодная проверка во время техосмотра подразумевает подробный осмотр этого устройства со вскрытием и проверкой фильтров.

Проверяется всё:

  • состояние защитного покрытия;
  • гибкий шланг;
  • распылитель;
  • пломба на предохранительном устройстве;
  • исправность манометра и показателя давления;
  • наличие клейма;
  • давление внутри баллона;
  • замеряется масса оборудования.

В конце процедуры в паспорт огнетушителя ставятся отметки, а само устройство вписывается в учётный журнал. Если огнетушитель признаётся нерабочим, то проводится его утилизация либо перезарядка.

Видео: Автомобильный огнетушитель

Огнетушители порошковый и углекислотный: какой лучше?

Существует несколько типов огнетушителей, однако в 2019 году для автомобилей рекомендуется использовать только 2 из них – порошковый и углекислотный. Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки каждого из них.

Порошковый

Этот тип противопожарного устройства содержит специальный огнетушащий порошок, который образует плотный пенный состав, блокирующий доступ кислорода.

В результате тушится огонь и устраняется возгорание. Маркировка данных устройств – ОП, то есть – огнетушитель порошковый.

Помимо того, на устройстве могут быть и дополнительные обозначения, например:

  • «Г» – оборудован газогенерирующим патроном;
  • «З» – закачной;
  • «Б» – баллон с газом, находящийся под давлением.

Такая маркировка указывает на способ создания давления. Надо отметить, что 2 последних типа огнетушителей срабатывают с задержкой около 5 секунд.

Порошковые огнетушители обладают рядом преимуществ:

  • тушат пожары любой сложности (классы А-Е);
  • препятствуют вторичному возгоранию;
  • они легче и дешевле устройств другого типа.

Необходимо также обозначить и минусы ОП:

  • очень загрязняют поверхность;
  • налипший порошок трудно отмыть.

Углекислотные (ОУ)

Активным веществом здесь выступает диоксид углерода (СО2). При наполнении углекислый газ сжимается до предела, за счёт чего отпадает необходимость дополнительного нагнетания давления.

Возгорание устраняется с помощью мощной струи диоксида углерода, понижающего температуру в очаге и сбивающего огонь. Особенно эффективными эти огнетушители оказываются, когда необходима ликвидация пожара в местах трудного доступа.

Помимо того, после использования ОУ не нужно отмывать машину от пены.

Однако существуют и определённые риски при пользовании углекислотных огнетушителей, такие как:

  1. Отравление диоксидом.
  2. Нанесение ожогов от раструда.
  3. Отдача, возникающая из-за сильного потока газа, способна вырвать огнетушитель из рук.

Углекислотные огнетушители хоть и обладают несколько лучшими характеристиками, но они тяжелее порошковых, и в 2-3 раза дороже. Оптимальным решением для легкового автомобиля можно назвать именно порошковый огнетушитель.

Огнетушитель обязательно нужно перезаправлять. Порошковые устройства заправляются каждые 1,5 года, а углекислотные – 1 раз в 5 лет.

Сколько стоит огнетушитель для автомобиля?

Цена углекислотного огнетушителя в 2019 году составляет от 600 до 2000 рублей, в то время как порошковые устройства стоят всего 500-800 рублей.

Что лучше: купить новый огнетушитель или перезарядить старый? Во многих ситуациях (особенно для порошковых моделей) проще приобрести новое устройство, нежели перезаряжать старое. Тем более, что перезарядка обойдётся ненамного дешевле.

Приобретение нового устройства будет также целесообразно, если на баллоне начался процесс коррозии или появились следы иных неблагоприятных воздействия.

Как выбрать огнетушитель для автомобиля?

Цена, конечно, имеет значение, однако это не главный критерий выбора противопожарного устройства.

Важно не только руководствоваться требованиями сотрудников ГИБДД, но и помнить, что огнетушитель может спасти жизнь и имущество. Качество и исправность здесь должны быть на первом месте.

Советы по выбору огнетушителя для автомобиля:

  1. Приобретайте устройство только в специализированных магазинах, требуйте у продавца все необходимые документы и сертификаты на товар.
  2. Перед покупкой уточните параметры для огнетушителя, который соответствует вашему транспортному средству.
  3. Проконсультируйтесь со специалистами в торговой точке. Они вам помогут сделать правильный выбор и разобраться с нюансами.
  4. На устройстве не должно быть царапин, вмятин, коррозии или повреждений.
  5. Проверьте срок годности устройства и наличие пломбы.
  6. Проверьте работоспособность индикатора давления.
  7. Тщательно проштудируйте инструкцию по эксплуатации после покупки.

Не забывайте проверять срок годности устройства по мере пользования. Просроченный огнетушитель в экстренной ситуации не сработает, что может привести к неутешительным последствиям.

Штраф за просроченный огнетушитель в автомобиле составляет 500 рублей, аналогичную сумму вы заплатите за отсутствие устройства противопожарной безопасности (ст. 12.5 КОАП).

Где хранить и как пользоваться?

Зачастую огнетушитель лежит у водителя в багажнике, но это в корне неправильно и даже считается нарушением (СП 9.13130.2009).

В Своде Правил чётко прописано, что огнетушители должны располагаться в кабине, недалеко от водителя, в легкодоступном месте. Кроме того, необходимо, чтобы устройство было надёжно закреплено на одном месте специальными кронштейнами (продаются в магазинах).

Чтобы потушить возгорание с помощью огнетушителя, необходимо:

  1. Сорвать пломбу.
  2. Выдернуть чеку.
  3. Направить раструбом на очаг возгорания.
  4. Надавить на рычаг.

Огнетушитель может срабатывать с небольшой задержкой. Первый залп выходит под максимальным давлением и является наиболее эффективным, так как хорошо сбивает пламя. Время выхода заряда составляет примерно 9 секунд.

Итак, наличие огнетушителя в автотранспорте – не прихоть ГИБДД и не просто галочка при проверке техосмотра. Это необходимое устройство, которое может спасти вашу машину в чрезвычайной ситуации.

Помните, что экономить на своей безопасности нельзя, поэтому подбирайте хороший, качественный огнетушитель.

Требования к огнетушителю при техосмотре в 2019 году

Требования к автомобилю при прохождении регулярного технического осмотра становятся все жестче. Не секрет, что аптечка и огнетушитель – обязательные объекты для проверки. Эта статья о том, какие предъявлены требования к автомобильному огнетушителю для техосмотра в 2019 году, как его хранить и что делать с просроченным устройством.

Виды автомобильных огнетушителей

В зависимости от составляющего вещества выделяют два типа автомобильных огнетушителей:

ОУ огнетушители работают на принципе охлаждения горящего вещества углекислотой вплоть до прекращения возгорания.

Такие устройства не теряют свойств при хранении и позволяют прекращать возгорания даже в труднодоступных местах. К сожалению, при его использовании возможны токсические поражения, ожоги рук при соприкосновении с раструбом, небольшие поражения током из-за накопления статического электричества.

Аэрозольные баллоны малоэффективны при крупных возгораниях, однако допустимы к использованию. Пено-воздушная смесь таких устройств содержит углеводороды.

ОП огнетушитель действуют на принципе прекращения доступа кислорода к месту горения. Для этого используется специальная пена. Они не только тушат все классы пожаров, но и препятствуют вторичному возгоранию. В отличие от углекислотных они сильно загрязняют поверхности, и уборка после тушения становится сложной задачей.

По типу устройства огнетушители делятся на:

  • Оснащенные газогенерирующим патроном;
  • С баллоном высокого давления;
  • Закачные.

Типы огнетушителей в зависимости от устройства

Газогенерирующий элемент служит «спусковым механизмом». Благодаря ему начинается химическая реакция между компонентами смеси в баллоне.

Это не самый надежный тип устройств. В его основе прокол капсулы, после чего начинается реакция, и вытесняется вещество для тушения пожара. Зафиксированы случаи отказа в срабатывании. Да и использовать его можно лишь через несколько секунд, а при пожаре важна каждая.

Еще менее надежный огнетушитель работает на основе баллона со сжатым воздухом. При нажатии рычага он прокалывается, как и капсула газогенерирующего элемента. Так же нужно подождать несколько секунд, но в поспешности нередко пользователь спешит и в итоге спускает воздух. В итоге устройство бесполезен.

Внимание! Самый надежный и проверенный вариант – закачный огнетушитель. Здесь нет никаких дополнительных хитрых механизмов. И ждать ничего не нужно. Порошковая смесь выдается сразу по нажатию рычага. Можно немедленно приступать к тушению возгорания.

На что обратить внимание при покупке и хранении огнетушителя

Требования к автомобильным огнетушителям определены ГОСТ Р51057-2001, а также НПБ 115-2002.

Покупая огнетушитель, надо обратить внимание на несколько важных аспектов. Нужно не только тщательно осмотреть прибор, но и учесть некоторые конструктивные особенности. Соблюдение этих правил позволит не только успешно пройти техосмотр по вопросу пожаротушения, но и ощущать себя в большей безопасности.

  1. Убедиться в наличии всех необходимых документов у продавца: сертификата соответствия и пожарного сертификата.
  2. Определить вес. Для легковушки предельная минимальная масса – 2 кг, для грузовика 5 кг. Минимальный объем огнетушителя легковушки 2 л, для грузовика 5 л.
  3. К огнетушителю покупатель должен получить паспорт.
  4. Огнетушитель должен быть опломбирован.
  5. Корпус должен быть металлическим, без видимых повреждений. Пластиковое устройство хоть и легче, но легче поддается механическим повреждениям.
  6. Раструб прилагается к устройству. Он может быть разным, не обязательно большим.
  7. При покупке ОП необходимо проверить, что стрелка манометра указывает на зеленую зону.

При хранении нужно соблюдать простые правила:

  • Соблюдать сроки годности устройства и менять при надобности.
  • Периодически контролировать давление. Для этого используется манометр.
  • Огнетушитель должен крепиться предельно надежно. Уборка после повреждения порошкового огнетушителя займет некоторое время.
  • Хранить вдали от прямых солнечных лучей, но в удобном доступе при необходимости.
  • Контролировать наличие и целостность пломб и чек.
  • Вовремя перезаправлять. Иногда повторное заполнение сопоставимо ценой нового устройства и проще его купить.

Внимание! На предприятиях должен по образцу вестись журнал, где отмечаются проверки автоогнетушителей.

При должной заботе один огнетушитель может прослужить 5 – 10 лет. При таком подходе не возникнет сложностей с прохождением техосмотра.

Не стоит гоняться за дешевизной. Исправный гостовский огнетушитель варьируется по цене:

  1. ОУ – 700 – 2000 рублей;
  2. ОП – 500 – 1500 рублей.

Размер устройства должен учитываться не только при выборе места хранения. Чем больше машина, тем крупнее может быть возгорание. Тем сложнее его потушить. В такой ситуации лишний объем станет очень полезен.

Сроки годности

Как и большинство любых используемых предметов, огнетушитель имеет срок годности. Он указывается на этикетке.

Крайне важно хранить в машине только годный по срокам баллон. В противном случае, он не только опасен сам по себе, но и может оказаться не пригодным в момент необходимого применения.

В соответствии с СП 9.13130.2009 срок годности ОП составляет 10 лет с момента производства.

За это время его можно однократно перезарядить через 5 лет хранения. На практике стоимость перезарядки ОП сопоставима с покупкой нового устройства.

ОУ в зависимости от марки может служить до 15 лет при условии ежегодного контроля исправности. Дату производства и срок годности необходимо смотреть на упаковке.

Аэрозольные огнетушители пригодны к использованию на протяжении 10 летнего срока.

Внимание! Просроченный огнетушитель стоит сдать в пункт приема для последующей утилизации.

Проверка огнетушителя при техосмотре

Требования к огнетушителям полностью определены на основании ГОСТ Р51057-2001, а также НПБ 115-2002. Устройство, в полной мере отвечающее указанным в этих актах условиям гарантированно пройдет техосмотр. Основные моменты, на которые стоит проверять, прежде чем предъявить устройство на освидетельствование эксперту:

  • Целостность баллона. На нем не должно быть сколов, царапин, вмятин и других повреждений.
  • Этикетка с маркировкой должна быть целой и легко-читаемой. На ней должна указываться вся необходимая информация: даты обслуживания и заправки, артикул, адрес сервис-центра, сроки годности.
  • Сроки годности должны соответствовать нормам.
  • Перезаряжаемые устройства должны вовремя перенаправляться.
  • Вес устройства должен быть не ниже минимального: для легковушки масса от 2 кг, для грузовика от 5 кг.
  • Объем должен быть не меньше минимального: для легковушки – 2 л, для грузовика – 5 л.
  • Расположение огнетушителя должно соответствовать требованиям безопасности. Важны легкодоступность, соблюдение температурного режима.
  • Стрелка манометра должна располагаться в зеленой зоне.
  • Все пломбы и чеки должны быть целыми и на месте.

Хранение автомобильного огнетушителя

Огнетушитель нужен не только и не столько для прохождения регулярного техосмотра. В первую очередь это средство безопасности. На данный момент нет жестких и подробных требований по его хранению, однако некоторые важные зафиксированные СП 9.13130.2009 правила:

  1. Крепление осуществляется при помощи защелки, фиксатора с замком;
  2. Крепится устройство к внутренней обшивке автомобиля.

Но все правила безопасности вырабатываются на практике. Если опираться на нее, то стоит дополнить рекомендации:
Не стоит прятать огнетушитель в багажник. Оттуда его порой просто невозможно достать.

Устанавливать баллон правильно на пассажирской или водительской двери. В случае возгорания его легко будет извлечь и воспользоваться во избежание распространения огня и большего вреда имуществу и окружающим людям.

Избегать попадания прямых солнечных лучшей. Лишний перегрев может плохо сказаться на работоспособности устройства.

Итак, автоогнетушитель не просто еще одна забота для прохождения ТО. Это залог безопасности водителя и его пассажиров в условиях реальной опасности от огня. Не стоит им пренебрегать во имя собственного блага.

Огнетушители для автомобиля и требования к ним

Возгорание автомобиля вследствие неисправности в топливной и электрической системе встречается нередко. Также оно максимально вероятно при столкновениях автомобилей и переворачивании. Высокой степени пожарной опасности автомобилей способствует то, что все виды топлива, масел и спецжидкостей, используемые в машине, легко воспламеняются и хорошо поддерживают горение. Причиной пожара может быть попадание топлива из топливной системы на горячую поверхность работающего двигателя, возникновение искры или возгорание электропроводки от короткого замыкания.

Автомобиль относится к техническим средствам с повышенной пожарной опасностью, поэтому в нём постоянно должен находиться в легко доступном месте переносной огнетушитель. Если во времена планового хозяйства все противопожарные средства, включая автомобильные огнетушители, были предельно стандартизированы, и не было проблем с их выбором, то в эпоху рыночной экономики многообразие видов огнетушителей, выпускаемых различными фирмами для использования в автомобилях, вызывают закономерные сомнения и вопросы у многих автолюбителей.

Основным нормативным документом, регламентирующим применение противопожарных средств на транспорте, является Приложение «В» к Своду правил по эксплуатации огнетушителей СП 9.13130.2009. Хотя все положения документа носят сугубо рекомендательный характер, но должностные лица ГИБДД основываются на них, как на обязательных требованиях по оборудованию автомобилей огнетушителями.

Требования к огнетушителю для автомобиля

ПДД запрещают эксплуатацию автомобиля без наличия огнетушителя. Обязанность обеспечения автомашины противопожарным средством возлагается на владельца транспортного средства. Он должен укомплектовать легковой или грузовой автомобиль весом до 3,5 т. как минимум одним газовым (порошковым) огнетушителем с объёмом (массой) гасящего вещества 2 литра (килограмма). То же самое касается и владельцев легковых такси и не маршрутных микроавтобусов.

В маршрутном транспорте, связанным с регулярными перевозками пассажиров, должно находиться большее количество огнетушителей. Так, в микроавтобусах должно быть минимум два 2-х килограммовых порошковых огнетушителя, а на других типах пассажирского транспорта полагается иметь более объёмные огнетушители и другие средства пожаротушения. Специальные виды автомобильного транспорта, предназначенные для перевозки пожароопасных и взрывоопасных веществ, должны постоянно иметь в кабине два огнетушителя порошкового типа больших размеров.

В недавнем прошлом в автомобилях разрешалось иметь огнетушители, в которых в качестве активного вещества использовался хладон, однако позднее они были запрещены к применению решением Международной конвенции в связи с разрушающим действием на озоновый слой земной атмосферы. Существуют также экологически чистые огнетушители, заправленные водным зарядом, но они применимы только при положительных температурах окружающей среды.

Таким образом, наиболее подходящими для автомобилей являются углекислотные и порошковые типы огнетушителей.

Сравнение типов автомобильных огнетушителей

Сравнение видов автомобильных огнетушителей

Огнетушители со сжиженным углекислым газом более эффективны в применении, но они значительно тяжелее и дороже по сравнению с порошковыми типами своих аналогов, поэтому последние пользуются наибольшим спросом на рынке автомобильных аксессуаров. Кроме того, порошковые огнетушители относятся к универсальным типам, пригодным для тушения разнотипных возгораний, включая и электрические цепи, находящиеся под высоким напряжением до 1 кВ.

К недостаткам порошковых огнетушителей можно отнести следующее:

  1. они не создают охлаждающего эффекта, предотвращающего повторное возгорание остаточных продуктов от нагретых деталей конструкции автомобиля;
  2. в результате применения автомобиль получает сильное загрязнение порошком, которое отрицательно сказывается на работе движущихся деталей и электрооборудования;
  3. порошковое облако с высокой концентрацией частиц, образующееся при применении огнетушителя, значительно ухудшает видимость, особенно в закрытом помещении;
  4. порошок, содержащийся в огнетушителе, при длительном неподвижном хранении может потерять дисперсионные свойства и образовать слежавшиеся комочки, которые засоряют выход и ухудшают его работу. Поэтому для этих огнетушителей важно своевременно проводить обслуживание в соответствии с инструкцией по хранению и применению.

Достоинствами порошковых огнетушителей являются дешевизна, лёгкость и универсальность применения. При покупке таких изделий рекомендуется обращать внимание на следующие нюансы:

  • огнетушители в металлическом корпусе обладают более высокой надёжностью работы;
  • огнетушитель должен иметь на выходе манометр, стрелка которого в исправном состоянии находится в зелёном секторе;
  • укомплектованность изделия паспортом, а также наличие у продавца пожарного сертификата и сертификата соответствия на качество;
  • укомплектованность изделия распылителем в виде отдельного раструба или небольшого пластикового колпачка;
  • предохранительная чека должна быть запломбирована для предотвращения случайного срабатывания.

Особенности эксплуатации и обслуживания порошковых огнетушителей:

  1. срок эксплуатации герметичного баллона обычно указывается в паспорте изделия и составляет не менее 10 лет;
  2. содержимое баллона подлежит замене через 5 лет хранения, но легче его не перезаряжать, а купить новый, т.к. стоимости обеих процедур примерно равны, а перезарядка требует лишних хлопот и снижает надёжность работы;
  3. каждый год нужно контролировать показания манометра, которые не должны выходить за пределы зелёного сектора, указывающего на исправное давление в баллоне;
  4. огнетушитель должен быть надёжно закреплён с помощью отстёгивающегося хомута, предохраняющего его от падения, так как при падении о твёрдую поверхность он может сработать. Необходимо периодически контролировать исправность предохранительной чеки и пломбы.

Повышенные требования к огнетушителю для автомобиля и его содержанию обусловлены тем, что в большинстве случаев пожар в нём начинается незаметно и происходит мгновенно. Обнаружить, что началось возгорание практически невозможно, пока не появится характерный запах горящего масла или резины, или не возникнет едкий дым. Наличие в моторном отсеке паров горючего способствует быстрому распространению огня. Салон может быть полностью охвачен огнём за 2-3 минуты, а за 10 минут может полностью выгореть весь автомобиль. При таких условиях к приезду пожарного расчёта МЧС обычно остаётся догорающий кузов машины, не подлежащий восстановлению.

Поэтому в случае появления гари, дыма или пламени нужно действовать быстро и решительно, выключить двигатель и зажигание, достать огнетушитель и использовать его по назначению. Для этого в салоне должен постоянно находиться исправный огнетушитель.

Для солидного автомобиля вместо популярного ОП-2 более подходящим является ОП-4 весом до 7,5 кг, массой активного порошка 4 кг, временем работы до 8 сек, покрываемой площадью до 1,75 м 2 и дальностью действия до 3 м.


Чтобы не было ненужной суеты в экстренной ситуации и неправильных действий, принцип работы огнетушителя и порядок его применения следует изучить заранее при его покупке и установке в салоне. Если возгорание произошло в моторном отсеке, то открывать капот следует, располагаясь сбоку и оберегая лицо, так как приток свежего воздуха способствует резкой активизации пламени.

Для борьбы с огнём в двигательном отсеке лучше подходит углекислотный огнетушитель, который хорошо охлаждает нагретый мотор. Применение порошкового баллона приводит к пригоранию порошка к горячим деталям двигателя, что требует впоследствии трудоёмких работ по его очистке. Зато в салоне более эффективен порошковый баллон, так как там больше материалов, которые склонны к продолжительному тлению и повторному возгоранию после ликвидации пламени.

Видео: Огнетушитель для автомобиля

Для углекислотных огнетушителей характерны следующие недостатки:

  • их нельзя использовать при возгорании материалов, содержащих щелочноземельные и щелочные металлы, а также тлеющих материалов, горящих без доступа воздуха;
  • во время работы огнетушителя происходит накопление статического электричества на поверхности баллона;
  • пары углекислого газа оказывают токсическое действие на человека, особенно в закрытом помещении, вызывая головокружение вплоть до задыхания с потерей сознания. Поэтому после применения огнетушителя следует убыть из зоны его действия, проветрить помещение или салон;
  • при неправильном удержании баллона возможно обморожение от холодной струи жидкого газа, температура которой может достигать минус 60 градусов;
  • резкий перепад температур во время тушения огня может вызвать механические разрушения отдельных деталей из-за высоких тепловых напряжений;
  • применение огнетушителя зимой при низкой температуре окружающей среды менее эффективно вследствие замедления химической реакции образования пара и снижения его давления.

Несомненным достоинством углекислотного огнетушителя является абсолютная чистота последствий его применения, как для автомобиля, так и для окружающей среды.

Установка и закрепление огнетушителя в салоне автомобиля

Таким образом, независимо от его типа, главное требование к огнетушителю для автомобиля это его доступность. Важно, чтобы он находился в салоне и был надёжно закреплён на одном месте. Для его крепления продаются специальные кронштейны. Установка огнетушителей в багажниках и других труднодоступных местах в случае аварии запрещена в том же сборнике правил об эксплуатации огнетушителей СП 9.13130.2009.

Ссылка на основную публикацию