Бухгалтерский учет утилизационного сбора

Как учесть утилизационный сбор

В случае покупки автомобиля компания может столкнуться с необходимостью уплаты утилизационного сбора. О том, как учесть этот сбор при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, Минфин России рассказал в письме от 29.08.2014 № 03-03-06/1/43346.

Кто уплачивает утилизационный сбор

С 1 сентября 2012 г. в целях обеспечения безопасности окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств введена обязанность по уплате утилизационного сбора (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации», далее — Закон № 128-ФЗ).

Платить этот сбор должны:

  • лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в РФ;
  • производители транспортных средств на территории РФ;
  • лица, которые приобрели транспортные средства на территории РФ, по которым утилизационный сбор не был уплачен (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).

Узнать о том, уплачен по транспортному средству утилизационный сбор или нет, можно по соответствующей отметке в паспорте транспортного средства (далее — ПТС) (п. 7 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, далее — Правила уплаты утилизационного сбора).

Отметим, что в отношении автомобилей, ПТС по которым был выдан до 1 сентяб­ря 2012 г., отметка об уплате утилизационного сбора не проставляется, поскольку на них положения ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ не распространяются (п. 2 ст. 3 Закона № 128-ФЗ). И уплачивать утилизационный сбор по таким автомобилям не нужно.

Как учесть сбор

В комментируемом письме Минфин России указал, что утилизационный сбор не является налоговым платежом и относится к неналоговым доходам федерального бюджета (п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому включить его в расходы на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ нельзя. Ведь по этой норме отражаются только налоговые и таможенные платежи и сборы. Но поскольку утилизационный сбор является обязательным платежом, его можно учесть для целей налогообложения прибыли.

Производители транспортных средств и лица, ввозящие их на территорию РФ, для которых автомобиль является товаром (предназначен для перепродажи), включают утилизационный сбор в состав прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Если же автомобиль приобретается (ввозится) для использования в собственной деятельности, он считается основным средством, и уплаченный утилизационный сбор на основании п. 1 ст. 257 НК РФ должен включаться в первоначальную стоимость автомобиля и списываться в дальнейшем на расходы через суммы начисленной амортизации.

Действительно, первоначальная стои­мость основного средства формируется исходя из расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). Без отметки в ПТС об уплате утилизационного сбора автомобиль не будет зарегистрирован ­ГИБДД и допущен к эксплуатации на дорогах (п. 3 Порядка регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001). Поэтому утилизационный сбор является расходом, необходимым для доведения автомобиля до состояния, в котором его можно использовать. А значит, его необходимо включить в первоначальную стоимость автомобиля, принимаемого к учету в качестве основного средства.

К расходам какого периода относится сбор

При методе начисления расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Но в каком периоде следует признать утилизационный сбор в расходах производителям и импортерам автомобилей, для которых он (автомобиль) является товаром?

В комментируемом письме специалис­ты финансового ведомства проана­лизировали порядок уплаты утилизационного сбора, установленный для крупнейших производителей колесных транспортных средств и шасси, и пришли к выводу, что исчисленный для уплаты в бюджет утилизационный сбор не является платежом по результатам дея­тельности налогоплательщика за определенный отчетный период.

Финансисты отметили, что, исходя из Правил уплаты утилизационного сбора, крупнейшие производители составляют расчеты утилизационного сбора за каждый день производства, а уплачивают сбор в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора. То есть подлежащий уплате в бюджет утилизационный сбор представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных плательщиком сбора в налоговый орган за истекший квартал. При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

Исходя из этого, Минфин России разъяснил, что датой начисления утилизационного сбора признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет, и для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность. Специалисты финансового ведомства также отметили, что в таком же порядке учитывают утилизационный сбор не только крупнейшие производители колесных транспортных средств и шасси, но и все остальные плательщики сбора.

Но что считать датой возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет финансисты так и разъяснили. На наш взгляд, для крупнейших производителей такой датой будет день представления расчета утилизационного сбора. Ведь именно в этот момент у них возникает обязательство уплатить указанный в расчете сбор в течение 45 дней после окончания квартала.

В отличие от крупнейших производителей все остальные плательщики сбора сначала уплачивают его, а затем представляют в налоговый (таможенный) орган расчет, бланки ПТС и другие до­кумен­ты, необходимые для проставления отметки об уплате сбора в ПТС (п. 11, 12, 16, 18 Правил уплаты утилизационного сбора). Получается, что о своем обязательстве уплатить сбор в бюджет они заявляют его уплатой. Следовательно, для них датой возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет, является день уплаты сбора.

Утилизационный сбор на самоходные машины

Кто, куда и за какие самоходные машины должен платить сбор

С 1 сентября 2012 г. введен утилизационный сбор для автомобилей, ввозимых в Россию или произведенных/ изготовленных в РФ.

При решении вопроса о необходимости уплаты утилизационного сбора для автомобилей нужно руководствоваться Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291 .

Кстати, буквально на днях отменена уплата утилизационного сбора в отношении прицепов максимальной технически допустимой массой не менее 0,75 т и не более 10 т, а также снижены ставки сбора на прицепы максимальной допустимой массой более 10 т Постановление Правительства от 11.05.2016 № 401 .

Тему статьи предложил директор ООО «Нордлифт» А.Н. Малышев, г. Санкт-Петербург.

С 2016 г. необходимость уплаты утилизационного сбора распространена и на самоходные машины и прицепы к ним п. 1 ст. 24.1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ . Причем уплачивать и рассчитывать сбор нужно самостоятельно.

Коснулось это изменение довольно широкого ряда техники, в том числе сельскохозяйственной, лесохозяйственной, строительной и дорожной. К примеру, теперь надо уплачивать сбор с автогрейдеров, погрузчиков, квадроциклов, снегоходов, тракторов и комбайнов. Далее в статье для упрощения будем называть все это самоходной техникой.

Разберем несколько важных деталей, касающихся уплаты этого сбора.

Кто платит сбор, за что и сколько

Утилизационный сбор гарантирует, что транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним будут безвозмездно утилизированы.

Утилизационный сбор надо уплачивать только в отношении той самоходной техники, которая указана в специальном правительственном Перечн е Перечень, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81 (далее — Постановление № 81) , в случа е пп. 3, 4 Правил, утв. Постановлением № 81 (далее — Правила № 81); пп. 1, 2 ст. 24.1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ :

  • ее ввоза в Россию;
  • ее производства или изготовления в РФ;
  • ее приобретения у лиц, которые не уплатили такой сбор по причине льготного ввоза или незаконно.

Утвержденный Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним вы найдете: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Несмотря на то что Закон об уплате утилизационного сбора вступил в силу с января 2016 г., правительственный Перечень принят только в феврале 2016 г., а вступил в силу с 10.02.2016. Пока Перечня не было, не было и обязанности уплачивать утилизационный сбор. Налоговая служба довела до инспекций разъяснения Минпромторга о том, что утилизационный сбор взимается только с 10.02.2016. А в отношении самоходной техники, «выпущенной в обращение до 10 февраля 2016 г., утилизационный сбор не взимаетс я» Письма ФНС от 28.03.2016 № СД-4-3/5250@ ; Минпромторга от 04.03.2016 № МА-12952/20 .

Если самоходная техника не упомянута в правительственном Перечне, то платить утилизационный сбор по ней не нужно.

Это означает, что если в январе 2016 г. самоходная техника, поименованная в Перечне, была ввезена в Россию (после чего растаможена, то есть выпущена в свободное обращение) либо произведена в России, то даже в случае ее дальнейшей продажи в РФ утилизационный сбор уплачивать не нужно ни продавцу-импортеру, ни производителю, ни покупателю. Ведь производитель или импортер такой сбор не должен был платить из-за того, что не было специального перечня, а покупатель не должен его уплачивать потому, что причиной неуплаты сбора продавцом не явились применение льгот при ввозе и/или его незаконные действия (а это — условия, когда такой сбор надо платить).

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Уплата утилизационного сбора не зависит от юридического статуса импортера, производителя или покупателя. То есть его надо платить и организациям, и предпринимателям, и обычным гражданам.

Между тем если 10 февраля 2016 г. и после этой даты ввозится самоходная техника, попавшая в спецперечень, то уплатить сбор нужно независимо от того, сколько этой технике лет. Более того, за ввоз старой самоходной техники (с даты выпуска которой прошло более 3 лет) придется уплатить бо ´ ль ­шую сумму сбора, чем за ввоз аналогичной новой техник и Перечень, утв. Постановлением № 81 . Дату изготовления самоходной техники можно узнать из ее паспорта.

Для самоходной техники (в отличие от колесных транспортных средств) Закон не предусматривает освобождение от уплаты утилизационного сбора, если паспорта на нее выданы до 01.09.2012 ст. 3 Закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ .

(1) Зависит от вида и возраста самоходной техники.

К примеру, для снегоходов с объемом двигателя не более 299 куб. см (код в Перечне — L01) установлены коэффициенты: 0,4 — если с даты выпуска прошло менее 3 лет, 0,7 — если прошло уже более 3 лет. Соответственно, сумма утилизационного сбора будет равна 60 000 руб. для нового снегохода (150 000 руб. х 0,4) и 105 000 руб. для снегохода, выпущенного более 3 лет назад (150 000 руб. х 0,7).

А при ввозе на территорию РФ нового бульдозера массой не более 10 т, для которого утвержден специальный коэффициент, равный 4, придется заплатить сбор в сумме 600 000 руб. (150 000 руб. х 4). Если же ввозится бульдозер, с даты выпуска которого прошло более 3 лет, то сумма сбора будет в три раза больше (так как коэффициент равен 12).

Куда платить сбор и как

Утилизационный сбор надо уплатить до выпуска самоходной техники в обращение. То есть импортеры уплачивают его до окончания таможенного оформления. А производители — до продажи такой техники (ведь на паспорте техники им нужны штамп/ отметка об уплате сбора).

В этой статье мы не рассматриваем особенности уплаты утилизационного сбора и отчетности по нему крупнейшими производителями.

Нет каких-либо конкретных сроков для уплаты утилизационного сбора для покупателей самоходной техники у российских продавцов (не уплативших сбор по причине льгот или нарушения закона). Но его придется уплатить, ведь без отметки об уплате не удастся зарегистрировать технику (к примеру, в Гостехнадзоре).

Читать еще:  Обучение на снегоход и квадроцикл

Обратите внимание на то, что получатель платежа и иные реквизиты для уплаты утилизационного сбора зависят от причины его уплаты.

Так, при ввозе в Российскую Федерацию импортеры должны платить сбор Федеральной таможенной службе. При этом код бюджетной классификации (КБК) зависит от того, из какой страны ввозится техника:

  • самоходная техника ввозится НЕ из Республики Беларусь — 153 1 12 08000 01 5000 120;
  • она ввозится из Беларуси — 153 1 12 08000 01 7000 120.

А производители самоходной техники и ее покупатели должны перечислять утилизационный сбор налоговой службе на КБК 182 1 12 08000 01 6000 120 Приказ ФНС от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1005@ ; сайт ФНС России -> Налогообложение в Российской Федерации -> Утилизационный сбор .

Как отчитаться по утилизационному сбору

Расчет по утилизационному сбору надо представлять в таможенную или налоговую службу по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения) — в зависимости от того, какой из этих служб уплачивается утилизационный сбор п. 4 Правил № 81 . Срок для представления расчета — 3 рабочих дня со дня уплаты сбор а п. 5 Правил № 81 .

Форма расчета утилизационного сбора зависит от того, кому вы должны его представить:

  • таможенной службе, то надо ориентироваться на правительственную форму, утвержденную Постановлением № 81 приложение № 1 к Правилам № 81 ;
  • налоговой службе, то надо использовать форму, утвержденную ФНС. Пока такой нет, так что можете составлять расчет в произвольном виде. Но лучше использовать рекомендованную форму, которую разработали налоговики и привели в своем февральском Письм е Письмо ФНС от 16.02.2016 № СД-4-3/2437@ . Причем если утилизационный сбор надо платить более чем по 5 единицам техники в один день, то расчет следует представлять в электронной форм е п. 19 Правил № 81 .

Новенький квадроцикл теперь обойдется как минимум на 60 000 руб. дороже, чем прежде. Такова сумма утилизационного сбора за подобную технику

С расчетом должны быть предъявлены и иные документы:

  • расчет представляем в таможенную службу — то к нему надо приложит ь п. 11 Правил № 81 :
  • копии сертификатов соответствия и/или деклараций о соответствии самоходной техники;
  • копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • копии платежек об уплате утилизационного сбора либо решение (и его копию) о зачете ранее излишне уплаченного/ взысканного утилизационного сбора;
  • копию доверенности, если правильность исчисления сбора подтверждает уполномоченный представитель плательщика;
  • расчет подается в ИФНС, к нему надо приложит ь пп. 11, 18 Правил № 81 :
  • бланки паспортов, оформляемых на самоходную технику, или паспорта, ранее на нее выданные;
  • копии сертификатов соответствия и/или деклараций о соответствии самоходной техники или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия;
  • копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • документы, подтверждающие факт приобретения самоходной техники на территории РФ, — если сбор должен уплачивать покупатель;
  • копии паспортов, выданных на самоходную технику, в отношении которой ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которой были изготовлены (достроены) самоходные машины — в случае, если в их отношении требуется выдача новых паспортов;
  • копии платежек об уплате утилизационного сбора, либо заявление о зачете ранее излишне уплаченного/ взысканного утилизационного сбора (с приложением документов, подтверждающих излишнюю уплату), либо решение, выданное налоговым органом, о таком зачете и его копию;
  • копию доверенности, если правильность исчисления сбора подтверждает уполномоченный представитель плательщика.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его уплаты таможенный или налоговый орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспорто в пп. 13, 20 Правил № 81 .

Если утилизационный сбор по ввозимой технике платить не нужно, то все равно следует обратиться в таможню. Она должна проверить основания для подобной неуплаты и проставить отметку об этом в паспорте техник и п. 15 Правил № 81 .

Налоговая служба также проставляет отметку об основании неуплаты сбора по технике, в отношении которой утилизационный сбор платить не нужн о Письмо ФНС от 15.02.2016 № СД-4-3/2341@ .

Как учесть сбор в налоговом учете

Утилизационный сбор не относится к налогам и сборам в понимании НК, но, несмотря на это, в «прибыльном» учете его можно учесть в качестве налогового расхода в том отчетном периоде, в котором возникает обязанность по его уплате в бюдже т Письмо Минфина от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 .

Налоговый учет утилизационного сбора будет зависеть от того, кто его уплатил и для каких целей будет использоваться приобретаемая техника. Приведем наиболее безопасные с налоговой точки зрения варианты учета.

СИТУАЦИЯ 1. Самоходная техника, по которой уплачен сбор, приобретена, импортирована или произведена для использования в качестве основного средства. В этом случае утилизационный сбор надо включить в первоначальную стоимость ОС как расход, связанный с его приобретение м п. 8 ПБУ 6/01 ; п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ . Тогда при общей системе налогообложения сбор будет списываться на расходы в составе амортизаци и пп. 1, 2 ст. 259, п. 3 ст. 259.1, п. 3 ст. 272 НК РФ; Письмо Минфина от 29.08.2014 № 03-03-06/1/43346 . А при упрощенке он спишется на расходы в составе стоимости объекта равномерно до конца года с момента ввода автомобиля в эксплуатаци ю пп. 3, 4 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ .

СИТУАЦИЯ 2. Самоходная техника приобретена для перепродажи. В таком случае сбор можно учесть:

  • в составе покупной стоимости товара, то есть как прямые налоговые расходы. При этом утилизационный сбор уменьшит базу по налогу на прибыль (в составе стоимости товара) только после продажи техник и п. 6 ПБУ 5/01 ; ст. 320, подп. 3 п. 1 ст. 268, подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ ;
  • в составе издержек обращения, иными словами, как косвенные расход ы п. 6 ПБУ 5/01 ; подп. 49 п. 1 ст. 264, ст. 320 НК РФ; Письмо Минфина от 29.08.2014 № 03-03-06/1/43346 .

СИТУАЦИЯ 3. Самоходная техника произведена для продажи. На общей системе утилизационный сбор в этом случае безопаснее включать в себестоимость производимой техники. То есть учитывать в качестве прямого расход а статьи 252, 318, 319 НК РФ .

А вот упрощенцы-производители не смогут учесть в расходах утилизационный сбор, так как у них закрытый перечень расходов и такой категории, как «прочие расходы», в нем нет.

Утилизационный сбор по своей сути близок к налогу. Однако де-юре им не является. Но эта особенность может негативно сказаться только на упрощенцах, перечень расходов у которых ограничен.

Утилизационный сбор: организация учета производителями тс

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 2

При производстве, изготовлении колесных транспортных средств (шасси) на территории РФ организации-производители обязаны уплачивать утилизационный сбор в силу требований ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». О том, как произвести исчисление и уплату данного сбора, рассказано в предыдущей статье. Теперь же выясним, в составе каких расходов затраты на уплату утилизационного сбора нужно учесть в бухгалтерском учете и как они влияют на налоговую базу по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет Вид расхода

Утилизационный сбор не является налоговым сбором, однако относится к обязательным платежам. Необходимость его уплаты по сути не связана непосредственно с производственным процессом, однако это затраты, возникновение которых обусловлено осуществлением производства транспортных средств, значит, их следует включить в себестоимость промышленной продукции.

При учете и калькулировании себестоимости производимых, изготавливаемых транспортных средств можно руководствоваться отраслевыми инструкциями, например:

  • Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (далее — Основные положения);
  • Методическими материалами по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях машиностроения и металлообработки (далее — Методические материалы), которые разработаны на основе Основных положений.

Утверждены Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970.
Письмо Госплана СССР N АБ-162/16-127, Минфина СССР, Госкомцен СССР N 10-86/1080, ЦСУ СССР от 10.06.1975.

Согласно п. 17 Основных положений при планировании, учете и анализе затрат, образующих себестоимость продукции, применяются следующие виды группировок расходов:

  • по месту возникновения затрат (производствам, цехам, участкам и т.п.);
  • по видам продукции, работ и услуг;
  • по видам расходов (статьям и элементам затрат).

На основании п. 20 Основных положений, п. 12 Методических материалов все затраты на производство в конечном счете включаются в себестоимость отдельных видов продукции, работ и услуг или групп однородной продукции. В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость. Это такие затраты, как расходы на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих. Косвенные затраты — это расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские расходы и др.). Они включаются в себестоимость с помощью специальных методов.

Подчеркнем, что прямые расходы (в отличие от косвенных затрат) имеют пропорциональную связь с объемом выпуска продукции каждого вида и могут быть распределены по признаку прямой связи.

В группировке затрат по статьям прямые расходы, как правило, подразделяются по элементам, а косвенные образуют комплексные статьи (состоят из затрат, включающих несколько элементов), различающиеся по их функциональной роли в производственном процессе. По мнению автора, затраты на уплату утилизационного сбора нужно отнести к косвенным расходам и включить в состав общехозяйственных расходов (на основании Приложения 4 к Методическим материалам это одна из статей общезаводских расходов).

К сведению. Уплата утилизационного сбора направлена на уменьшение вредного воздействия в результате эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) на окружающую природную среду (не зря данный сбор по бюджетной классификации относится к платежам при пользовании природными ресурсами). Однако для производителя ТС такая обязанность не связана с его экологической деятельностью, следовательно, затраты на уплату утилизационного сбора не включаются в состав текущих расходов, связанных с экологической деятельностью производителя.

В бухгалтерском учете для исчисления себестоимости используются счета 20 — 29 (Инструкция по применению Плана счетов ). Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, расходы вспомогательных производств, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака отражаются по дебету счета 20 «Основное производство». При этом косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Общехозяйственные (управленческие) расходы, накопленные по дебету счета 26, списываются одним из двух способов:

  • распределяются по видам продукции (Дебет 20 Кредит 26), если организация формирует в учете полную производственную себестоимость;
  • в полном объеме включаются в себестоимость проданной промышленной продукции как условно-постоянные расходы на момент их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (Дебет 90-2 Кредит 26), если организация формирует сокращенную производственную себестоимость (то есть использует метод директ-костинга).

Момент признания расхода

Итак, затраты, связанные с уплатой утилизационного сбора, являются общехозяйственными расходами и включаются в себестоимость произведенных, изготовленных транспортных средств. Для того чтобы определиться с тем, в какой момент данные затраты подлежат отражению по дебету счета 26, обратимся к условиям признания в учете расходов, перечисленным в п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» . Во-первых, расход должен производиться в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота. Во-вторых, должна иметься возможность определить сумму расхода. В-третьих, организация должна передать актив либо должна отсутствовать неопределенность в отношении такой передачи, то есть в результате конкретной операции должно произойти уменьшение экономических выгод организации.

Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Также необходимо учитывать, что согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Читать еще:  Осаго электронное

В нашем случае обязательство по уплате утилизационного сбора возникает в силу закона, что, в частности, указывает на отсутствие неопределенности в уменьшении экономических выгод. Поскольку его размер производитель рассчитывает самостоятельно, сумму расхода он может определить к тому моменту, когда становится известно, какие модели транспортных средств будут выпущены и сколько.

В какой момент уплатить утилизационный сбор, производитель решает опять же самостоятельно (исходя из того, что на бланке паспорта транспортного средства должна присутствовать отметка об уплате сбора), специальные сроки Правилами не установлены. Это отчасти не касается крупнейшего производителя, которой должен произвести платеж в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором расчет утилизационного сбора был представлен в налоговый орган.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291.

Получается, что расход в виде утилизационного сбора должен быть признан в учете до того, как у предприятия возникает непосредственная обязанность по его уплате. В то же время обладание информацией о необходимости в будущем уплатить утилизационный сбор означает, что обязательство как таковое уже есть.

Кстати, понятие обязательства (для целей признания в финансовой отчетности) можно найти в МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» . Обязательством признается существующее обязательство предприятия, возникающее из прошлых событий, урегулирование которого, как ожидается, приведет к выбытию с предприятия ресурсов, содержащих экономические выгоды .

Введены в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
Аналогичное определение приведено в п. 7.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997).

На основании п. 4 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения признается оценочным (в МСФО (IAS) 37 данное обязательство называется резервом). Пунктом 5 ПБУ 8/2010 предусмотрено, что оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

  • у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. Понятие «прошлое событие» также раскрывается в МСФО (IAS) 37. Согласно п. 17 этого документа прошлое событие, приводящее к возникновению существующего обязательства, называется обязывающим событием. В свою очередь, для того чтобы событие считалось обязывающим, необходимо, чтобы предприятие не имело реалистичной альтернативы урегулированию обязательства, созданного данным событием. Это возможно, например, в случае, когда урегулирование обязательства может быть произведено в принудительном порядке в соответствии с законодательством;
  • уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
  • величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.

Оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов (это счет 96). При признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы либо включается в стоимость актива (п. 8 ПБУ 8/2010).

Таким образом, затраты, связанные с необходимостью уплаты утилизационного сбора, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 26 в корреспонденции с кредитом счета 96.

Формирование задолженности перед бюджетом

Согласно п. 21 ПБУ 8/2010 в течение отчетного года при фактических расчетах по признанным оценочным обязательствам в бухгалтерском учете организации в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов должна быть отражена:

  • сумма затрат, связанных с выполнением организацией названных обязательств;
  • соответствующая кредиторская задолженность.

По общему правилу признанное оценочное обязательство может списываться в счет отражения затрат или признания кредиторской задолженности по выполнению только того обязательства, по которому оно было создано.

В нашем случае при списании оценочного обязательства формируется кредиторская задолженность перед бюджетом по уплате утилизационного сбора. Рекомендуем осуществить данное списание на момент уплаты утилизационного сбора обычным производителем и дату выдачи паспорта крупнейшим производителем. Именно с этих дат ведется отсчет периода, в течение которого в налоговый орган должен быть представлен расчет утилизационного сбора. Правильность исчисления суммы утилизационного сбора обычный производитель должен подтвердить путем представления расчета в течение трех рабочих дней со дня уплаты сбора, крупнейший производитель — в течение пяти (с 01.07.2014 — двух) рабочих дней, следующих за днем выдачи паспорта (п. п. 16, 19 Правил).

Еще один момент: для отражения расчетов с бюджетом по уплате утилизационного сбора можно использовать счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». (Утилизационный сбор уплачивается по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства.)

Пример 1. Предприятие (не внесено в реестр крупнейших производителей) занимается на территории РФ производством автобетоносмесителей (являются транспортными средствами, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор). В марте 2014 г. подготовлено к выпуску 10 автомобилей (сумма утилизационного сбора по ним составляет 4 500 000 руб.). Утилизационный сбор перечислен в бюджет в следующем месяце.

Предприятие формирует в учете полную производственную себестоимость изготавливаемой продукции — транспортных средств.

В бухгалтерском учете предприятия должны быть отражены следующие записи:

Как учесть утилизационный сбор

В случае покупки автомобиля компания может столкнуться с необходимостью уплаты утилизационного сбора. О том, как учесть этот сбор при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, Минфин России рассказал в письме от 29.08.2014 № 03-03-06/1/43346.

Кто уплачивает утилизационный сбор

С 1 сентября 2012 г. в целях обеспечения безопасности окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств введена обязанность по уплате утилизационного сбора (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации», далее — Закон № 128-ФЗ).

Платить этот сбор должны:

  • лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в РФ;
  • производители транспортных средств на территории РФ;
  • лица, которые приобрели транспортные средства на территории РФ, по которым утилизационный сбор не был уплачен (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).

Узнать о том, уплачен по транспортному средству утилизационный сбор или нет, можно по соответствующей отметке в паспорте транспортного средства (далее — ПТС) (п. 7 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, далее — Правила уплаты утилизационного сбора).

Отметим, что в отношении автомобилей, ПТС по которым был выдан до 1 сентяб­ря 2012 г., отметка об уплате утилизационного сбора не проставляется, поскольку на них положения ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ не распространяются (п. 2 ст. 3 Закона № 128-ФЗ). И уплачивать утилизационный сбор по таким автомобилям не нужно.

Как учесть сбор

В комментируемом письме Минфин России указал, что утилизационный сбор не является налоговым платежом и относится к неналоговым доходам федерального бюджета (п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому включить его в расходы на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ нельзя. Ведь по этой норме отражаются только налоговые и таможенные платежи и сборы. Но поскольку утилизационный сбор является обязательным платежом, его можно учесть для целей налогообложения прибыли.

Производители транспортных средств и лица, ввозящие их на территорию РФ, для которых автомобиль является товаром (предназначен для перепродажи), включают утилизационный сбор в состав прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Если же автомобиль приобретается (ввозится) для использования в собственной деятельности, он считается основным средством, и уплаченный утилизационный сбор на основании п. 1 ст. 257 НК РФ должен включаться в первоначальную стоимость автомобиля и списываться в дальнейшем на расходы через суммы начисленной амортизации.

Действительно, первоначальная стои­мость основного средства формируется исходя из расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). Без отметки в ПТС об уплате утилизационного сбора автомобиль не будет зарегистрирован ­ГИБДД и допущен к эксплуатации на дорогах (п. 3 Порядка регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001). Поэтому утилизационный сбор является расходом, необходимым для доведения автомобиля до состояния, в котором его можно использовать. А значит, его необходимо включить в первоначальную стоимость автомобиля, принимаемого к учету в качестве основного средства.

К расходам какого периода относится сбор

При методе начисления расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Но в каком периоде следует признать утилизационный сбор в расходах производителям и импортерам автомобилей, для которых он (автомобиль) является товаром?

В комментируемом письме специалис­ты финансового ведомства проана­лизировали порядок уплаты утилизационного сбора, установленный для крупнейших производителей колесных транспортных средств и шасси, и пришли к выводу, что исчисленный для уплаты в бюджет утилизационный сбор не является платежом по результатам дея­тельности налогоплательщика за определенный отчетный период.

Финансисты отметили, что, исходя из Правил уплаты утилизационного сбора, крупнейшие производители составляют расчеты утилизационного сбора за каждый день производства, а уплачивают сбор в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора. То есть подлежащий уплате в бюджет утилизационный сбор представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных плательщиком сбора в налоговый орган за истекший квартал. При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

Исходя из этого, Минфин России разъяснил, что датой начисления утилизационного сбора признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет, и для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность. Специалисты финансового ведомства также отметили, что в таком же порядке учитывают утилизационный сбор не только крупнейшие производители колесных транспортных средств и шасси, но и все остальные плательщики сбора.

Но что считать датой возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет финансисты так и разъяснили. На наш взгляд, для крупнейших производителей такой датой будет день представления расчета утилизационного сбора. Ведь именно в этот момент у них возникает обязательство уплатить указанный в расчете сбор в течение 45 дней после окончания квартала.

В отличие от крупнейших производителей все остальные плательщики сбора сначала уплачивают его, а затем представляют в налоговый (таможенный) орган расчет, бланки ПТС и другие до­кумен­ты, необходимые для проставления отметки об уплате сбора в ПТС (п. 11, 12, 16, 18 Правил уплаты утилизационного сбора). Получается, что о своем обязательстве уплатить сбор в бюджет они заявляют его уплатой. Следовательно, для них датой возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет, является день уплаты сбора.

Утилизационный сбор на самоходные машины

Кто, куда и за какие самоходные машины должен платить сбор

С 1 сентября 2012 г. введен утилизационный сбор для автомобилей, ввозимых в Россию или произведенных/ изготовленных в РФ.

При решении вопроса о необходимости уплаты утилизационного сбора для автомобилей нужно руководствоваться Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291 .

Кстати, буквально на днях отменена уплата утилизационного сбора в отношении прицепов максимальной технически допустимой массой не менее 0,75 т и не более 10 т, а также снижены ставки сбора на прицепы максимальной допустимой массой более 10 т Постановление Правительства от 11.05.2016 № 401 .

Читать еще:  Остановка под знаком стоянка запрещена штраф

Тему статьи предложил директор ООО «Нордлифт» А.Н. Малышев, г. Санкт-Петербург.

С 2016 г. необходимость уплаты утилизационного сбора распространена и на самоходные машины и прицепы к ним п. 1 ст. 24.1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ . Причем уплачивать и рассчитывать сбор нужно самостоятельно.

Коснулось это изменение довольно широкого ряда техники, в том числе сельскохозяйственной, лесохозяйственной, строительной и дорожной. К примеру, теперь надо уплачивать сбор с автогрейдеров, погрузчиков, квадроциклов, снегоходов, тракторов и комбайнов. Далее в статье для упрощения будем называть все это самоходной техникой.

Разберем несколько важных деталей, касающихся уплаты этого сбора.

Кто платит сбор, за что и сколько

Утилизационный сбор гарантирует, что транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним будут безвозмездно утилизированы.

Утилизационный сбор надо уплачивать только в отношении той самоходной техники, которая указана в специальном правительственном Перечн е Перечень, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81 (далее — Постановление № 81) , в случа е пп. 3, 4 Правил, утв. Постановлением № 81 (далее — Правила № 81); пп. 1, 2 ст. 24.1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ :

  • ее ввоза в Россию;
  • ее производства или изготовления в РФ;
  • ее приобретения у лиц, которые не уплатили такой сбор по причине льготного ввоза или незаконно.

Утвержденный Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним вы найдете: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Несмотря на то что Закон об уплате утилизационного сбора вступил в силу с января 2016 г., правительственный Перечень принят только в феврале 2016 г., а вступил в силу с 10.02.2016. Пока Перечня не было, не было и обязанности уплачивать утилизационный сбор. Налоговая служба довела до инспекций разъяснения Минпромторга о том, что утилизационный сбор взимается только с 10.02.2016. А в отношении самоходной техники, «выпущенной в обращение до 10 февраля 2016 г., утилизационный сбор не взимаетс я» Письма ФНС от 28.03.2016 № СД-4-3/5250@ ; Минпромторга от 04.03.2016 № МА-12952/20 .

Если самоходная техника не упомянута в правительственном Перечне, то платить утилизационный сбор по ней не нужно.

Это означает, что если в январе 2016 г. самоходная техника, поименованная в Перечне, была ввезена в Россию (после чего растаможена, то есть выпущена в свободное обращение) либо произведена в России, то даже в случае ее дальнейшей продажи в РФ утилизационный сбор уплачивать не нужно ни продавцу-импортеру, ни производителю, ни покупателю. Ведь производитель или импортер такой сбор не должен был платить из-за того, что не было специального перечня, а покупатель не должен его уплачивать потому, что причиной неуплаты сбора продавцом не явились применение льгот при ввозе и/или его незаконные действия (а это — условия, когда такой сбор надо платить).

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Уплата утилизационного сбора не зависит от юридического статуса импортера, производителя или покупателя. То есть его надо платить и организациям, и предпринимателям, и обычным гражданам.

Между тем если 10 февраля 2016 г. и после этой даты ввозится самоходная техника, попавшая в спецперечень, то уплатить сбор нужно независимо от того, сколько этой технике лет. Более того, за ввоз старой самоходной техники (с даты выпуска которой прошло более 3 лет) придется уплатить бо ´ ль ­шую сумму сбора, чем за ввоз аналогичной новой техник и Перечень, утв. Постановлением № 81 . Дату изготовления самоходной техники можно узнать из ее паспорта.

Для самоходной техники (в отличие от колесных транспортных средств) Закон не предусматривает освобождение от уплаты утилизационного сбора, если паспорта на нее выданы до 01.09.2012 ст. 3 Закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ .

(1) Зависит от вида и возраста самоходной техники.

К примеру, для снегоходов с объемом двигателя не более 299 куб. см (код в Перечне — L01) установлены коэффициенты: 0,4 — если с даты выпуска прошло менее 3 лет, 0,7 — если прошло уже более 3 лет. Соответственно, сумма утилизационного сбора будет равна 60 000 руб. для нового снегохода (150 000 руб. х 0,4) и 105 000 руб. для снегохода, выпущенного более 3 лет назад (150 000 руб. х 0,7).

А при ввозе на территорию РФ нового бульдозера массой не более 10 т, для которого утвержден специальный коэффициент, равный 4, придется заплатить сбор в сумме 600 000 руб. (150 000 руб. х 4). Если же ввозится бульдозер, с даты выпуска которого прошло более 3 лет, то сумма сбора будет в три раза больше (так как коэффициент равен 12).

Куда платить сбор и как

Утилизационный сбор надо уплатить до выпуска самоходной техники в обращение. То есть импортеры уплачивают его до окончания таможенного оформления. А производители — до продажи такой техники (ведь на паспорте техники им нужны штамп/ отметка об уплате сбора).

В этой статье мы не рассматриваем особенности уплаты утилизационного сбора и отчетности по нему крупнейшими производителями.

Нет каких-либо конкретных сроков для уплаты утилизационного сбора для покупателей самоходной техники у российских продавцов (не уплативших сбор по причине льгот или нарушения закона). Но его придется уплатить, ведь без отметки об уплате не удастся зарегистрировать технику (к примеру, в Гостехнадзоре).

Обратите внимание на то, что получатель платежа и иные реквизиты для уплаты утилизационного сбора зависят от причины его уплаты.

Так, при ввозе в Российскую Федерацию импортеры должны платить сбор Федеральной таможенной службе. При этом код бюджетной классификации (КБК) зависит от того, из какой страны ввозится техника:

  • самоходная техника ввозится НЕ из Республики Беларусь — 153 1 12 08000 01 5000 120;
  • она ввозится из Беларуси — 153 1 12 08000 01 7000 120.

А производители самоходной техники и ее покупатели должны перечислять утилизационный сбор налоговой службе на КБК 182 1 12 08000 01 6000 120 Приказ ФНС от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1005@ ; сайт ФНС России -> Налогообложение в Российской Федерации -> Утилизационный сбор .

Как отчитаться по утилизационному сбору

Расчет по утилизационному сбору надо представлять в таможенную или налоговую службу по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения) — в зависимости от того, какой из этих служб уплачивается утилизационный сбор п. 4 Правил № 81 . Срок для представления расчета — 3 рабочих дня со дня уплаты сбор а п. 5 Правил № 81 .

Форма расчета утилизационного сбора зависит от того, кому вы должны его представить:

  • таможенной службе, то надо ориентироваться на правительственную форму, утвержденную Постановлением № 81 приложение № 1 к Правилам № 81 ;
  • налоговой службе, то надо использовать форму, утвержденную ФНС. Пока такой нет, так что можете составлять расчет в произвольном виде. Но лучше использовать рекомендованную форму, которую разработали налоговики и привели в своем февральском Письм е Письмо ФНС от 16.02.2016 № СД-4-3/2437@ . Причем если утилизационный сбор надо платить более чем по 5 единицам техники в один день, то расчет следует представлять в электронной форм е п. 19 Правил № 81 .

Новенький квадроцикл теперь обойдется как минимум на 60 000 руб. дороже, чем прежде. Такова сумма утилизационного сбора за подобную технику

С расчетом должны быть предъявлены и иные документы:

  • расчет представляем в таможенную службу — то к нему надо приложит ь п. 11 Правил № 81 :
  • копии сертификатов соответствия и/или деклараций о соответствии самоходной техники;
  • копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • копии платежек об уплате утилизационного сбора либо решение (и его копию) о зачете ранее излишне уплаченного/ взысканного утилизационного сбора;
  • копию доверенности, если правильность исчисления сбора подтверждает уполномоченный представитель плательщика;
  • расчет подается в ИФНС, к нему надо приложит ь пп. 11, 18 Правил № 81 :
  • бланки паспортов, оформляемых на самоходную технику, или паспорта, ранее на нее выданные;
  • копии сертификатов соответствия и/или деклараций о соответствии самоходной техники или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия;
  • копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • документы, подтверждающие факт приобретения самоходной техники на территории РФ, — если сбор должен уплачивать покупатель;
  • копии паспортов, выданных на самоходную технику, в отношении которой ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которой были изготовлены (достроены) самоходные машины — в случае, если в их отношении требуется выдача новых паспортов;
  • копии платежек об уплате утилизационного сбора, либо заявление о зачете ранее излишне уплаченного/ взысканного утилизационного сбора (с приложением документов, подтверждающих излишнюю уплату), либо решение, выданное налоговым органом, о таком зачете и его копию;
  • копию доверенности, если правильность исчисления сбора подтверждает уполномоченный представитель плательщика.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его уплаты таможенный или налоговый орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспорто в пп. 13, 20 Правил № 81 .

Если утилизационный сбор по ввозимой технике платить не нужно, то все равно следует обратиться в таможню. Она должна проверить основания для подобной неуплаты и проставить отметку об этом в паспорте техник и п. 15 Правил № 81 .

Налоговая служба также проставляет отметку об основании неуплаты сбора по технике, в отношении которой утилизационный сбор платить не нужн о Письмо ФНС от 15.02.2016 № СД-4-3/2341@ .

Как учесть сбор в налоговом учете

Утилизационный сбор не относится к налогам и сборам в понимании НК, но, несмотря на это, в «прибыльном» учете его можно учесть в качестве налогового расхода в том отчетном периоде, в котором возникает обязанность по его уплате в бюдже т Письмо Минфина от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 .

Налоговый учет утилизационного сбора будет зависеть от того, кто его уплатил и для каких целей будет использоваться приобретаемая техника. Приведем наиболее безопасные с налоговой точки зрения варианты учета.

СИТУАЦИЯ 1. Самоходная техника, по которой уплачен сбор, приобретена, импортирована или произведена для использования в качестве основного средства. В этом случае утилизационный сбор надо включить в первоначальную стоимость ОС как расход, связанный с его приобретение м п. 8 ПБУ 6/01 ; п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ . Тогда при общей системе налогообложения сбор будет списываться на расходы в составе амортизаци и пп. 1, 2 ст. 259, п. 3 ст. 259.1, п. 3 ст. 272 НК РФ; Письмо Минфина от 29.08.2014 № 03-03-06/1/43346 . А при упрощенке он спишется на расходы в составе стоимости объекта равномерно до конца года с момента ввода автомобиля в эксплуатаци ю пп. 3, 4 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ .

СИТУАЦИЯ 2. Самоходная техника приобретена для перепродажи. В таком случае сбор можно учесть:

  • в составе покупной стоимости товара, то есть как прямые налоговые расходы. При этом утилизационный сбор уменьшит базу по налогу на прибыль (в составе стоимости товара) только после продажи техник и п. 6 ПБУ 5/01 ; ст. 320, подп. 3 п. 1 ст. 268, подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ ;
  • в составе издержек обращения, иными словами, как косвенные расход ы п. 6 ПБУ 5/01 ; подп. 49 п. 1 ст. 264, ст. 320 НК РФ; Письмо Минфина от 29.08.2014 № 03-03-06/1/43346 .

СИТУАЦИЯ 3. Самоходная техника произведена для продажи. На общей системе утилизационный сбор в этом случае безопаснее включать в себестоимость производимой техники. То есть учитывать в качестве прямого расход а статьи 252, 318, 319 НК РФ .

А вот упрощенцы-производители не смогут учесть в расходах утилизационный сбор, так как у них закрытый перечень расходов и такой категории, как «прочие расходы», в нем нет.

Утилизационный сбор по своей сути близок к налогу. Однако де-юре им не является. Но эта особенность может негативно сказаться только на упрощенцах, перечень расходов у которых ограничен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector