Полная материальная ответственность водителя такси

Договор о материальной ответственности водителя за автомобиль (образец)

Отношения между сотрудником и нанимателем регулируется Трудовым Кодексом Российской Федерации. Принимая работника на вакантную должность, работодатель вправе рассчитывать на бережное и аккуратное обращение с имуществом, находящимся в собственности предприятия. Разберемся что такое договор о полной материальной ответственности водителя? В каких случаях целесообразно его подписание? Как выглядит образец документа?

Скачать необходимые документы

Понятие материальной ответственности водителя

Материальная ответственность не что иное, как порча имущества работодателя по вине наемника – умышленная или из-за неосторожного обращения. Умышленная вина-это осознанные действия, ведущие к причинению ущерба. Под отсутствием осторожности понимают случайность и отсутствие намерения навредить

Рассмотрим права и обязанности водителя автотранспорта. Стандартный образец должностной инструкции поможет разъяснить основные нюансы работы.

Права и обязанности водителя

Образец должностных обязанностей водителя автомобиля

Работа наемного водителя обычно включает в себя следующие обязанности:

  • Своевременно подавать транспорт в указанное место;
  • На время парковки автомобиля включать охранную сигнализацию;
  • Блокировать дверные замки машины во время езды и стоянки;
  • Следить за состоянием комплектующих механизмов автомобиля;
  • Заботиться о сохранности автомобиля и собственности работодателя, находящейся в машине;
  • Производить действия, обеспечивающие безопасную эксплуатацию транспортного средства;
  • Отказаться от употребления дурманящих веществ, алкоголя и медицинских препаратов тормозящих скорость реакции;
  • Обеспечивать чистоту салона и механизмов;
  • Периодически проходить ТО, осуществлять необходимые ремонтные работы в сервисном центре;
  • Выполнять поставленные руководством задачи;
  • Своевременно предоставлять документацию;
  • Перед поездкой изучать маршрут движения, уточнять интересующие детали;
  • Аккуратно и рационально эксплуатировать машину;
  • Заполнять сведения транспортных листов, указывая схему движения, пройденный километраж, расход ГСМ;
  • Стараться свести к минимуму непроизводственные расходы;
  • В конце рабочего дня оставлять машину на специализированной стоянке или в гараже;
  • При управлении транспортным средством обеспечивать безопасность пассажиров и прочих участников движения;
  • Следить за технической исправностью машины;
  • Сократить нерационального использование ресурсов автомобиля.

Работа шофера включает в себя следующие права:

  • Заниматься самообразованием, проходить курсы повышения квалификации;
  • Контактировать с прочими подразделениями компании, для решения вопросов, связанных с трудовой деятельностью;
  • Предлагать изменение маршрута;
  • Самостоятельно решать вопросы, находящиеся в пределах компетенции;
  • Отказаться от выполнения функциональных задач при угрозе жизни или здоровью;
  • Предлагать варианты по повышению эффективности труда;
  • Доводить до сведения руководства информацию о выявленных недочетах в работе компании, предлагать способы решения проблем;
  • Консультироваться у специалистов по вопросам, находящимся за пределами компетенции;
  • Получать информацию от подрядчиков о продвижении ремонтных работ;
  • Получать сведения о проектах, осуществляемых в отношении своей деятельности;
  • Иметь нормальные условия труда, обеспечивающие безопасность.

Знания, которыми должен обладать водитель автомобиля:

  • Принцип устройства автомашины;
  • Нормы, предъявляемые к обслуживанию машины и содержанию ее в чистоте;
  • Способы устранения поломок в машине, а также влияние неисправностей на функциональность;
  • Правила, касающиеся обслуживания транспортного средства:
  • ПДД и штрафы за возможные нарушения;
  • Постановления, законодательство, приказы, распоряжения, иные нормативные акты учреждения;
  • Функционирования и обслуживания механизмов, а также приборов машины.

Водитель при трудоустройстве берет на себя ответственность за:

  • Состояние транспортн6ого средства;
  • Принятие решений;
  • Причинение убытка организации;
  • Достоверность информации о техническом состоянии транспортного средства;
  • Отсутствие своевременно проведенных ремонтных работ;
  • Подлинность информации, предоставленной руководителю;
  • Нарушение техники безопасности, норм пожарной защиты, внутреннего распорядка, положений трудовой дисциплины;
  • Невыполнение служебных обязанностей;
  • Нарушение положений руководящих документов организации.

Виды ущерба возмещаемого водителем

Понятие материального ущерба означает количественное уменьшение, либо ненадлежащее состояние объектов собственности организации, которое влечет за собой дополнительные затраты и незапланированные расходы.

Привлечение к полной ответственности возможно в следующих случаях:

  • Умышленная порча собственности работодателя;
  • Нанесение урона служебному автомобилю по причине алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • Причинение вреда, в результате преступных деяний, установленных судом;
  • Возникновение ущерба из-за административного правонарушения;
  • Недостача вверенных товарно-материальных ценностей по вине водителя.

Ущерб влечет за собой:

  • Расходы на ремонтные работы, необходимость которых возникла после участия водителем в дорожно-транспортном происшествии;
  • Возмещение стоимости транспортного средства, в случае если восстановление машины не возможно;
  • Штрафы за некорректное поведение на дороге;
  • Компенсация затрат третьим лицам, если организация понесла расходы из-за невнимательности или неосторожности водителя.

Договор о полной материальной ответственности водителя

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает возможность подписания с сотрудником образца договора о полной материальной ответственности. Данный документ решает проблему возмещения убытка в случае недостачи ТМЦ доверенных работнику.

Невзирая на то, что вероятность нанесения вреда имуществу организации существует постоянно, ответственность несут лишь конкретные категории работников. Список, их определен Постановлением Министерства труда РФ от 31.12.2002 № 85. Следует отметить, что в данном документе отсутствует информация о водителях. Однако если их деятельность, связана с доставкой груза или инкассацией, то работодатель вправе заключить соглашение.

Договор о полной материальной ответственности водителя

  • Побуждает трудящегося к аккуратному обращению с собственностью компании;
  • Возместить полученные потери и расходы.

Договор о матответственности может быть заключен только при соблюдении следующих условий:

  • Наемник старше восемнадцати лет;
  • Должностная инструкция работника предусматривает его взаимодействие с деньгами компании, товарными ценностями или прочим имуществом организации;
  • Наименование должности утверждено в специальном перечне профессий, Минтруда России, с которыми может быть подписан договор о материальной ответственности.

Несоблюдение вышеперечисленных условий делает составление документа невозможным.

Кроме того, сотрудник не может быть призван к материальной ответственности в случае если:

  • Не установлен факт вины и противоправных действий, совершенных по отношению к имуществу организации;
  • Не зафиксировано связь между деянием работника и причиненным ущербом.

Постановлением Министерства Труда России от 31.12.2002 №85 предусмотрено два вида договора о наступлении материальной ответственности:

  • Образец договора об индивидуальной ответственности;
  • Образец договора о коллективной ответственности.

Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен в рамках законодательства. После подписания документа, компенсация урона, причиненного организации, становится обязательна. Сотрудник возмещает расходы в порядке, предусмотренном трудовым кодексом РФ. Выплата производится из заработной платы, при этом сумма удержания не должна составлять свыше 20%. Взыскание в большем размере производиться через суд. Максимум на что может рассчитывать работодатель это 50% от зарплаты сотрудника. Денежные средства могут подлежать удержанию на протяжении нескольких месяцев до момента полного покрытия убытка.

Удержание средств из заработной платы сотрудника, должно иметь четкое обоснование. Работодателю следует установить, что именно повлекло возникновение инцидента, подтвердить вину водителя, произвести расчет материальных потерь. Со стороны сотрудника требуется объяснительная написанная в свободной форме, без конкретного образца. В случае его отказа от предоставления документа, возможно составление акта в присутствии очевидцев.

  1. Дата; Информация о месте, где происходит подписание документа; Фамилия Имя Отчество работника; Наименование организации; Фамилия Имя Отчество сотрудника представляющего интересы компании.
  2. Запись, указывающая на то, что заключение договора подтверждает взятие водителем ответственности за транспортное средство.
  3. Описание должностных обязанностей. Например: Соблюдение правил ПДД, контроль технического состояния автомобиля, блокировка дверей во время езды, использование охранной сигнализации, закрытие замков при выходе из машины, оформление необходимых бумаг и прочее.
  4. Образец договора может также содержать пункт и о том, в каких случаях ответственность не наступает. Наемный рабочий не признается ответственным за причинение ущерба в следующих случаях:
    — При стихийных бедствиях: пожарах, наводнениях, землетрясениях и прочих катастрофах;
    — Если существовала угроза жизни и здоровью;
    — В случае если ущерб нанесен, но сотрудник пытался предотвратить инцидент, повлекший причиненный организации вред;
  5. Данные с указанием сторон; ФИО подписантов; Росписи; Дата составления документа; Печать работодателя.

Образец договора

Образец, договора о материальной ответственности выглядит следующим образом.

Представленный образец имеет рекомендательный характер, в него можно вносить коррективы и адаптировать под конкретные обстоятельства. Предприятие вправе разработать свой образец договора о матответственности и использовать его при необходимости.

Заключение договора происходит на бумажном носителе в двух экземплярах. Первый образец остается у работодателя, второй передается сотруднику. При передаче документа водителю рекомендуется запросить подпись с отметкой о получении на руки своего экземпляра. Такой порядок действий позволит исключить возникновение спорных ситуации между сторонами.

Получение ущерба без договора

Если при принятии на соответствующую должность водителю не было предложено подписать образец договора о полной материальной ответственности за автомобиль, виновник все равно понесет наказание за причинение ущерба. Оценка действий водителя будет производиться согласно ГК, КоАП и УК. Разница в том, что в таком случае фирма не сможет производить самостоятельно удержания из заработной платы, в счет понесенного урона.

В ситуации, когда формально матотвественность сотрудника не наступает. Проблема решается в судебном порядке, устанавливается вина работника и факт причинения вреда. Водитель обязан не только убыток, но и судебные издержки.

Материальная ответственность водителя такси перед работодателем

Если речь идет о водителе личного автомобиля, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами. Водитель, управляющий грузовым транспортом, должен доставить груз из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его ответственности входит следить за погрузкой и выгрузкой. Это обусловлено тем, что только человек, управляющий транспортным средством, знает особенности распределения нагрузки по осям, крепления груза.

Материальная отвественность водителей такси

А именно: водитель был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время иили в своих личных целях. Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что водитель просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.
Теперь непосредственно о грузе. Водитель, проконтролировавший погрузку, закрывший кузов и поставивший пломбу не должен ничего, кроме как довезти груз. Другое дело экспедитор.

Можно ли заключить с водителем договор о полной материальной ответственности?

экспедитор также отвечает головой. Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя. Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей, поэтому никакой ответственности за это он нести не может.

Как привлечь водителя к материальной ответственности

  • с работником заключено разовое соглашение за вверенные ценности – и это может быть сам по себе транспортируемый автомобиль;
  • сотрудник умышленно нанес вред – к примеру, водитель намеренно разбил стекло авто;
  • работник в момент причинения вреда был пьян;
  • имущественный вред возник в результате преступления или административного проступка при наличии соответствующих приговора или акта – для водителей актуальны повреждения автомобиля вследствие виновных ДТП, подпадающих под соответствующие статьи;
  • сотрудник разгласил охраняемую тайну;
  • материальный ущерб причинен вне трудовых отношений – водитель повредил автомобиль при его использования после окончания рабочей смены.

Чтобы привлечь наемного работника к материальной ответственности, как к ограниченной, так и к полной, работодателю нужно соблюсти общую процедуру привлечения.

Несут ли водители полную материальную ответственность

Согласно законодательным актам – Трудовому Кодексу и 85-му Постановлению Министерства Труда, такой вид ответственности может быть применен в исключительных случаях (эти случаи перечислены в 243 статье ТК). Поэтому пределы ущерба, который водитель авто может и должен возместить, зависят от размера его среднего официального заработка. Исключение из правил составляют два случая:

  1. Водителю переданы материальные ценности – груз по какому-либо специальному документу.
    Это может быть доверенность, акт приема-передачи, либо другой подобный документ. Именно подписав эту бумагу. Сотрудник организации, отвечающий за перевозку грузов, принимает на себя ответственность не только по доставке, но и по сохранению полученного им для транспортировки ценного имущества.

Материальная ответственность водителя за автомобиль

С водителем такси нельзя заключить договор о полной материальной ответственности

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) В связи со спецификой работы водителей такси под полную материальную ответственность попадают случаи предусмотренные пунктом 6 ст. 243. При условии конечно, что вы не употребляли за рулем, тогда действует пункт 4.Пункт 6 гласит: «причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом»Но далеко не каждое ДТП подпадает под статью кодекса об административных правонарушениях, например ответственность за ДТП вследствие езды задом, в местах где она не запрещена, КоАП не предусмотрена, а значит выплачивать ущерб не нужно. Или если въехать впереди идущий автомобиль, то ответственность кодексом так же не предусмотрена, достаточно указать в объяснительной на разборе, что дистанцию соблюдали а врезались, потому что отвлеклись и пропустили момент остановки впереди идущего автомобиля, т.е.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений. У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде, нанесенному грузу. Есть и пределы Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной. Правда, говорить о полной материальной ответственности в отношении данного вида деятельности не приходится.

Материальная ответственность водителя такси перед работодателем

Правда, где именно заканчивается это бремя знают не все работники и далеко не все работодатели. … Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-47-72. Это быстро и бесплатно! Оглавление:

  • Обязанности водителя
  • Есть и пределы
  • В чем именно заключается материальная ответственность этой должности?
  • Заключение необходимых договоров с водителем
  • Составление договора
  • Заключение

Обязанности водителя Водитель автомобиля может выполнять совершенно разные функции и на него может быть возложена масса обязанностей. Все детали должности должны быть прописаны в трудовом договоре и должностной инструкции.
Для шофера такси будет присутствовать обязанность информировать пассажира о готовности авто к поездке. Водитель курьерской службы обязан передавать клиенту вверенные вещи и т.п. Правомерно ли заключение договора о полной материальной ответственности с водителем на автомобиль? По закону оформить соглашение о стопроцентной материальной ответственности можно с наемным совершеннолетним (от 18 лет) работником, непосредственно (то есть физически) обслуживающим имущественные ценности, должность которого поименована в Постановления Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85, регулирующим этот аспект отношений. В перечне должностей и работ водители автомобилей отсутствуют. Поэтому с ними заключать такой договор нельзя. Массивная судебная практика по вопросу привлечения к материальной ответственности водителя за автомобиль мотивирует это следующим образом.
Случаев, когда может наступить ответственность водителя, очень и очень много. Это и различные ДТП, и кражи из автомобиля ценных вещей (магнитолы и т.д.), и многое другое. Что предусматривает закон Все случаи, за которые водитель несет полную ответственность, подробно расписаны в Трудовом кодексе РФ.
Так, например, восстанавливать придется различную недостачу ценностей, которые были переданы водителю вместе с машиной по договору с прикрепленной к нему описью. Если работник установил в машине собственные ценные вещи – например, поменял магнитолу, в случае утери за них спрашивать с него не будут. Но родной аппарат придется поставить на место. Также полная материальная ответственность сотрудника наступает при наличии его вины в происшествии.
Нужно отметить, что при данном виде деятельности цепочка «грузоотправитель – водитель» удлиняется на неопределенное количество звеньев из-за того, что между этими её составляющими стоит энное количество транспортно-экспедиционных посредников. Именно эти посредники заключают с собственниками с перевозчиками договор-заявку на доставку груза, в которой помимо стандартных условий (пункты погрузкивыгрузки, характеристика груза, условия перевозки, оплата, данные авто и водителя) приписывают водителю(не наделяя его функцией экспедитора) ответственность за нанесение ущерба груза в полном объеме. Это неправомерно, так как договор на перевозку груза не является трудовым, договором о полной материальной ответственности водителя или специальным документом, на основании которого водитель принял на себя.

Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально?

Ограничения

Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации ( ст. 243 ТК РФ ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:

  • сотруднику есть 18 лет;
  • трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
  • должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» ( Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85 ).

Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.

Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы). Образец такого солашения вы найдете ниже.

Ответственность водителя-экспедитора

Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.

Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:

  • форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
  • когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.

Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда. В качестве образца приведем договор материальной ответственности водителя экспедитора.

Договор материальной ответственности водителя экспедитора: образец

Аналогичный вид ответственности за вверенный груз, товары возлагается на лиц, управляющих грузовыми автомобилями, курьеров, занимающихся перевозкой товаров.

Договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль (бланк) можно скачать в конце статьи.

Учитывая, что в Перечне упоминаются прием и выплата платежей при продаже услуг, а таксисты получают денежные средства от пассажиров, следовательно, в обязанности таксиста входит получение от клиентов денежных средств, в том числе наличных, о которых он обязан отчитываться. Следовательно, заключается договор о полной материальной ответственности водителя такси за переданные ему денежные средства, получаемые от клиентов.

Важно! Транспортное средство, используемое при совмещении любых должностей, предметом договора о полной материальной ответственности являться не может.

Механизм взыскания

До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:

  • установить причину, величину убытка от действий виновного ( ст. 246 , 247 ТК РФ ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;
  • запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.

Если водитель передумал исполнять условия договора о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков.

В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе ( ст. 233 ТК РФ ).

Если автомобилю нанесены повреждения

Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.

Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ . Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.

Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.

Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.

Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности

О видах материальной ответственности мы рассказывали в нашей консультации. А можно ли заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности с водителем?

Какой ущерб возмещает водитель?

В общем случае за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

А прямой действительный ущерб в полном размере может быть взыскан с работников не всегда. Один из случаев – когда с работником заключен договор о полной материальной ответственности. В то же время заключать такой договор ТК РФ разрешает не со всеми.

Перечень работ или категорий работников, с которыми договор о полной матответственности можно заключить, предусмотрен Постановлением Минтруда от 31.12.2002 № 85 (ст. 244 ТК РФ). В указанном Постановлении поименованы, к примеру, водители-инкассаторы и иные аналогичные работники, которые выполняют инкассаторские функции и перевозку денежных средств и иных ценностей.

Если работника нельзя отнести к выполняющим инкассаторские функции, договор о полной материальной ответственности заключить с ним не получится.

Но значит ли это, что ущерб в полной сумме взыскать с водителя не получится ни при каких обстоятельствах?

Независимо от наличия или отсутствия договора о полной материальной ответственности, прямой действительный ущерб можно взыскать с водителя, который причинил ущерб (ст. 243 ТК РФ):

  • или умышленно;
  • или в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • или в результате преступных действий, установленных приговором суда;
  • или в результате административного проступка, который установлен соответствующим государственным органом;
  • или не при исполнении трудовых обязанностей.

Образец договора о материальной ответственности с водителем

Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности приведена в Приложении № 2 к Постановлению Минтруда от 31.12.2002 № 85.

Скачать форму договора можно тут.

Использовать эту форму можно для подготовки договора о полной матответственности, к примеру, с водителем-инкассатором. В договоре целесообразно указать конкретное вверяемое для инкассации имущество. Можно также сделать ссылку на акт приема-передачи материальных ценностей или акт инвентаризации, подписанный сторонами договора. Сохранность транспортного средства при этом не может быть предметом такого договора.

Необходимо учитывать, что даже заключенный договор о полной матответственности с «обычным» водителем, когда такое право для работодателя не предусмотрено, не будет иметь законной силы (Определение ВС от 19.11.2009 № 18-В09-72 ).

Можно ли заключить с водителем договор о полной материальной ответственности?

На одной машине посменно работают два водителя. С ними заключены индивидуальные договоры о материальной ответственности за груз, полученный для перевозки.

Несут ли водители полную материальную ответственность в случае повреждения транспортного средства, и можно ли заключать с ними договоры о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства?

Полная материальная ответственность работника состоит в обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере (ст. 242 ТК РФ).

Случаи полной материальной ответственности работника перед работодателем перечислены в ст. 243 ТК РФ. Одним из оснований привлечения к данному виду ответственности является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора (п. 2 части первой ст. 243 ТК РФ), под которым понимается именно договор о полной материальной ответственности.

В соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

На основании части второй ст. 244 ТК РФ постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее — Перечень). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.10.2006 N 1746-6-1).

Согласно абзацу четвертому раздела I Перечня письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться, в частности, с работниками таких должностей, как заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители; заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши; старшие медицинские сестры организаций здравоохранения; агенты по заготовке и (или) снабжению, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей.

Такая формулировка четвертого абзаца означает, что договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться с сотрудниками, чьи должности не поименованы в Перечне, при условии, что такие сотрудники осуществляют получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей. Исходя из самого названия и структуры Перечня следует, что основанием для заключения с работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности в равной степени могут являться либо занятие должности, либо выполнение работы, поименованных в Перечне. Подобное мнение высказывается и другими специалистами (смотрите, например, статью Переваловой Ж.А. «Все, что вы хотели узнать об индивидуальной материальной ответственности работника» в журнале «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», N 3, март 2008 г.).

Итак, если в должностные обязанности водителей входят виды работ, указанные в Перечне, то работодатель вправе заключить с ними договоры о полной материальной ответственности, несмотря на отсутствие занимаемой ими должности в Перечне.

Отметим, что заключение договора о полной материальной ответственности не означает, что работник несет ответственность в полном размере за все имеющееся у работодателя или используемое работником при выполнении его обязанностей имущество. Эта ответственность наступает только в случае недостачи того имущества, которое было вверено работнику. Так, например, если работа водителя связана с получением, выдачей, транспортировкой материальных ценностей, то с ним может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Следует также отметить, что заключение с водителем договора о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства в рассматриваемом случае не соответствует законодательству. В данной ситуации автомобиль не является транспортируемым объектом, а является лишь средством, с помощью которого водителем осуществляется транспортировка материальных ценностей. На наш взгляд, обязанность работника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате угона или повреждения закрепленного за водителем транспортного средства, из такого договора возникнуть не может.

В то же время согласно ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника в случаях:

— когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей (например, статья 277 ТК РФ устанавливает, что полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, несет руководитель организации);

— умышленного причинения ущерба;

— причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

— причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

— причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Таким образом, организация может привлечь водителя к полной материальной ответственности за повреждение автомобиля лишь в том случае, если будет доказан какой-либо из фактов, указанных в п.п. 3-6 части первой ст. 243 ТК РФ. Например, если работник организации в установленном законом порядке признан виновным в совершении административного правонарушения, в результате которого был поврежден принадлежащий организации автомобиль, то он обязан возместить организации прямой действительный ущерб в полном размере.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

20 января 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
',css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:'
'},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:'
',autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:i.noop,afterOpen:i.noop,beforeClose:i.noop,afterClose:i.noop,afterLoading:i.noop,afterLoadingOnShow:i.noop,errorLoading:i.noop},l=0,d=i([]),s=function(e,t){var o=!0;return i(e).each(function(){i(t.target).get(0)==i(this).get(0)&&(o=!1),0==i(t.target).closest("HTML",i(this).get(0)).length&&(o=!1)}),o},u={getParentEl:function(e){var t=i(e);return t.data("arcticmodal")?t:!!(t=i(e).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"))&&t},transition:function(e,t,o,a){switch(a=null==a?i.noop:a,o.type){case"fade":"show"==t?e.fadeIn(o.speed,a):e.fadeOut(o.speed,a);break;case"none":"show"==t?e.show():e.hide(),a()}},prepare_body:function(e,t){i(".arcticmodal-close",e.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return t.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(t,e){var o,a,r,n=t.data("arcticmodal");if(!n){if(l++,(n=e).modalID=l,n.overlay.block=i(n.overlay.tpl),n.overlay.block.css(n.overlay.css),n.container.block=i(n.container.tpl),n.body=i(".arcticmodal-container_i2",n.container.block),e.clone?n.body.html(t.clone(!0)):(t.before(''),n.body.html(t)),u.prepare_body(n,t),n.closeOnOverlayClick&&n.overlay.block.add(n.container.block).click(function(e){s(i(">*",n.body),e)&&t.arcticmodal("close")}),n.container.block.data("arcticmodalParentEl",t),t.data("arcticmodal",n),d=i.merge(d,t),i.proxy(f.show,t)(),"html"==n.type)return t;null!=n.ajax.beforeSend&&(o=n.ajax.beforeSend,delete n.ajax.beforeSend),null!=n.ajax.success&&(a=n.ajax.success,delete n.ajax.success),null!=n.ajax.error&&(r=n.ajax.error,delete n.ajax.error);var c=i.extend(!0,{url:n.url,beforeSend:function(){null==o?n.body.html('
'):o(n,t)},success:function(e){t.trigger("afterLoading"),n.afterLoading(n,t,e),null==a?n.body.html(e):a(n,t,e),u.prepare_body(n,t),t.trigger("afterLoadingOnShow"),n.afterLoadingOnShow(n,t,e)},error:function(){t.trigger("errorLoading"),n.errorLoading(n,t),null==r?(n.body.html(n.errors.tpl),i(".arcticmodal-error",n.body).html(n.errors.ajax_unsuccessful_load),i(".arcticmodal-close",n.body).click(function(){return t.arcticmodal("close"),!1}),n.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){t.arcticmodal("close")},n.errors.autoclose_delay)):r(n,t)}},n.ajax);n.ajax_request=i.ajax(c),t.data("arcticmodal",n)}},init:function(e){if(e=i.extend(!0,{},o,e),!i.isFunction(this))return this.each(function(){u.init_el(i(this),i.extend(!0,{},e))});if(null!=e)if(""!=e.type)switch(e.type){case"html":if(""==e.content)return void i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "content"');var t=e.content;return e.content="",u.init_el(i(t),e);case"ajax":return""==e.url?void i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "url"'):u.init_el(i("
"),e)}else i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "type"');else i.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters")}},f={show:function(){var e=u.getParentEl(this);if(!1!==e){var t,o,a=e.data("arcticmodal");return a.overlay.block.hide(),a.container.block.hide(),i("BODY").append(a.overlay.block),i("BODY").append(a.container.block),a.beforeOpen(a,e),e.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=a.wrap.css("overflow")&&(a.wrap.data("arcticmodalOverflow",a.wrap.css("overflow")),t=a.wrap.outerWidth(!0),a.wrap.css("overflow","hidden"),(o=a.wrap.outerWidth(!0))!=t&&a.wrap.css("marginRight",o-t+"px")),d.not(e).each(function(){i(this).data("arcticmodal").overlay.block.hide()}),u.transition(a.overlay.block,"show",1*")),e.overlay.block.remove(),e.container.block.remove(),t.data("arcticmodal",null),i(".arcticmodal-container").length||(e.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&e.wrap.css("overflow",e.wrap.data("arcticmodalOverflow")),e.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==e.type&&e.ajax_request.abort(),d=d.not(t)):i.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call")})},setDefault:function(e){i.extend(!0,o,e)}},i(function(){o.wrap=i(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),i(document).bind("keyup.arcticmodal",function(e){var t=d.last();t.length&&t.data("arcticmodal").closeOnEsc&&27===e.keyCode&&t.arcticmodal("close")}),i.arcticmodal=i.fn.arcticmodal=function(e){return f[e]?f[e].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof e&&e?void i.error("jquery.arcticmodal: Method "+e+" does not exist"):u.init.apply(this,arguments)}}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;function flatPM_sticky(e,c,t){var i=e,l=null,d=t=t||0;function o(){if(null==l){for(var e=getComputedStyle(i,""),t="",o=0;o